Главная страница
Навигация по странице:

  • Гл. ХУП. - О возмущении, бунте и драке |

  • Гл. XVII. - О поносительных писмах бранных и ругателных словах

  • Гл. XIX. - О смертном убийстве

  • Хрестоматия_Титов. И по истории государства


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеИ по истории государства
    АнкорХрестоматия_Титов.doc
    Дата09.12.2017
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия_Титов.doc
    ТипУчебное пособие
    #10819
    страница21 из 52
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   52

    Гл. XVI. - О измене и переписке с неприятелем

    Арт. 124. Кто из офицеров или рядовых с неприятелем тайную и опасную переписку иметь будет, и неприятелю или его союзникам как нибудь ведомость какую подаст, или с неприятелем, и от него с присланным трубачем, барабан­щиком, и с таковыми подозрительными особами без ведома и указу от фелт-маршала или комменданта, хотя в поле, в крепостях или где инде, тайным об­разом разговор иметь, переписыватца, письма принимать или переносить будет, оный имеет, яко шельм и изменник, чести, пожитков и живота лишен, и чет­вертован быть.

    186

    Толк. Однакоже прилучаются случаи, в которых сие наказание умаляется, и преступитель сперва казнен, а потом четвертован бывает, яко же оное наказа­ние прибавляется рванием клещами, ежели оная измена великой вред причинит войску, землям, городу или государю.

    Такожде не позволяется ни сыну с родным своим отцом, которой у непри­ятеля обретается, тайно корреспондовать.

    Такожде таковому наказанию и коммендант подвержен, которой сведом, что таковыя писма от неприятеля приходят или от него отпустятца, а оныя он не переймет и не разпечатает, и в принадлежащем месте не известит. Ибо он ви­новным себя тем причинит, что он о таковой корреспонденции ведая, и на тое позволил.

    Никто из пленных да не дерзает письма свои сам запечатывать, и тайным образом оныя пересылать, но должен, не запечатав комменданту вручить, кото­рой в принадлежащее место отослать имеет. Ежели пленной против сего по­ступит, то он самому себе причесть имеет, есть ли тем, и протчим виновным с ним, за их труды наказанием заплачено будет. Ибо он подобно шпиону почита­ется, или лазутчику, посланному от неприятеля, дабы о состоянии неприя­тельском уведомится. Которые по воинскому резону и обыкновению повешены бывают.

    Арт. 125. Кто неприятелю пароль или лозунг объявит, хотя офицер или ря­довой, или даст оному иные какие изменнические знаки, стрельбою, пением, криком, огнем, и сему подобное, оный равно, как выше помянуто, казнен бу­дет.

    Толк. Кто лозунг забудет или с фальшивым лозунгом найден будет, о том в 49 артикуле помянуто.

    Арт. 126. Пароль и лозунг имеют не всякому отдавать, кому не надлежит, а особливо, если он не знаком есть, и тако на него надеятися не можно.

    Арт. 127. Кто какую измену или сему подобное учинить намеритца, и хотя он сие к действу не произведет, однакоже имеет, по состоянию дела и призна­нию воинскаго суда, таковым же высоким наказанием наказан быть, яко бы за произведенное самое действо.

    Арт. 128. Как офицеры, так и рядовые да не дерзают о воинских делах, о войске, о крепости что писать, ниже о том с другими корреспондовать, под потерянием чина, чести или по состоянию дела и живота самого.

    Толк. В сем случае запрещается для того так жестоко о войске, или из кре­пости о воинских делах что писать, дабы неприятель тем ведомости о войске или о состоянии крепости не получил, и свои дела потом толь осторожнее уч­редить возмог. Понеже часто случается, что отправляющияся почты с писмами, от неприятеля чрез его партии переняты бывают. Того ради тому, что в таковых письмах написано, более верить можно, нежели что от каких лазутчиков или пленных донесено будет.

    Арт. 129. Если кто уведает, что един или многие нечто вредительное учи­нить намерены, или имеет ведомость о шпионах или иных подозрительных лю­дях, в обозе или гарнизонах обретающихся, и о том в удобное время не объ­явит, тот имеет, по состоянию дела, на теле или животом наказан быть.

    Толк. Кто ведая, видя и приметя, что таковыя вредительныя дела обращают­ся, а о том в удобное время не объявит, тогда не может сим извинитца, что он того доказать не мог. Ибо инако есть, когда кого явно в каком деле обличат, и в таком случае довотчик понужден есть довод свой доказать. А инако есть не­жели в тайне что доводчик объявит, и предостерегать в таковом же случае, а к Доказательству его понуждать не надлежит. Ибо довольно есть, что чрез его

    187

    доношение и предосторожность начальство случай получит. А на оного, на кого донесено, крепко должно смотреть и примечать, что не можно ли что по­добное правде из того доводу присмотреть. И тако при таковых доводах зело осторожно поступать, и не вскоре за арест взять, но тайно и накрепко розы-скать надлежит, что может ли правда быть в донесенном на него. Ибо часто всякий честный человек от злоумышленнаго и мстительнаго человека невинным образом оклеветан бывает.

    Арт. 130. Кто от неприятеля патенты или манифесты добровольно примет, и во обретающейся земле розсеет, оный по состоянию дела, на теле или животом наказан будет.

    Арт. 131. Равное же наказание приимет, кто фалшивые и изменнические ведомости, чрез которыя робость саддатам причинена быть может, хотя сам или чрез других розсеет.

    Арт. 132. Все ведомости, которыя о неприятеле получася, всяк тайно со­держать, и токмо своему офицеру или генералу о том известить имеет, а другим под наказанием о том ничего необъявлять.

    Гл. ХУП. - О возмущении, бунте и драке |

    Арт. 133. Все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воин! ских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не для зла) или для челоби| тья, чтоб общую челобитную писать, чрез что возмущение или бунт может со| чинитца, чрез сей артикул имеют быть весьма запрещены. Ежели из рядовых кто в сем деле преступит, то зачинщиков без всякого милосердия, не смотря на тое хотя они к тому какую и притчину имели или нет, повесить, а с досталны-ми поступать, "как о беглецах упомянуто. А ежели какая кому нужда бить че­лом, то позволяется каждому о себе и о своих обидах бить челом, а не обще.

    Арт. 134. А офицеров, которые к сему повод дали, или таким непристой­ным сходбищам позволили, или рядовых каким нибудь образом к тому допус­тили, оных наказать лишением чести, имения и живота.

    Арт. 135. Никто б ниже словом или делом или писмами, сам собою, или чрез других к бунту и возмущению, или иное что учинить, притчины не давал, из чего бы мог бунт произойти. Ежели кто против сего поступит, оный по ро­зыску дела, живота лишитца или на теле наказан будет.

    Арт. 136. Таким же образом имеют быть наказаны и те, которые такия сло­ва слышали, или таковыя письма читали, в которых о бунте и возмущении упомянуто, а в надлежащем месте или офицерам своим вскоре не донесли.

    Арт. 137. Всякой бунт, возмущение или упрямство, без всякой милости имеет быть виселицею наказано.

    Толк. В возмущении надлежит винных на месте и в деле самом наказать и умертвить. А особливо, ежели опасность в медлении есть, дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать, (пока не разширитца) и более б не умножилось.

    Арт. 138. Ежели учинится ссора, брань или драка между рядовыми, чтоб никто не дерзал товарищей своих или других на помощь призывать таким обра­зом, чтоб чрез то збор, возмущения, или иной какой непристойной случай про­изойти мог; а ежели кто сие учинит, оного и с помогателями повесить.

    Арт. 139. Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запреща­ются таким образом, чтоб никто, хотя бы кто он ни был, высокаго или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другий кто, словами, делом,

    188

    знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить.

    Арт. 140. Ежели кто с кем поссоритца и упросит секунданта (или посредст-
    венника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и захотят на поединке
    битца, таким же образом, как и в прежнем артикуле упомянуто, наказать над­
    лежит. 1 |

    Арт. 141. Ежели учинитца драка при питье в пиру без вызову, хотя никто | I
    умерщвлен или поранен не будет, то рядового за то чрез полк гонять шпицру­
    тен. А офицера жестоким караулом профосу отдав наказать, и сверх того имеет
    виноватый у обиженнаго просить о прощении пред судом.

    Толк. Вышеупомянутый артикул значит о зачинщике драки, а не о том, ко­торый побит и принужден будет себя оборонять. Того ради судье в таком деле весьма крепко допрашивать надлежит, кто именно зачинщиком ссоры был.

    Арт. 142. Для остерегания всякаго случая надлежит при зачатии таких драк посторонним ссорящихся приятельски помирить искать, и ежели того не могут учинить, то немедленно по караул послать или самим сходить, и о таком деле объявить, дабы караул их развести или в нужном случае за арест взять мог. Кто сего не учинит, оный також, яко и виноватый, накажетца.

    Арт. 143. Ежели кто с кем ножами порежетца, онаго надлежит взяв под ви­селицу, пробить ему руки гвоздем, или тем ножем на единый час, а потом го­нять шпицрутен.

    Арт. 144. Кто пистолет или шпагу на кого подымет в сердцах, в намерении чтоб кого тем повредить, оному рука отсечена будет.

    Арт. 145. Ежели кто кого ударит по щеке, оного пред всею ротою профос имеет тако ж ударить, и к тому еще по разсмотрению наказан быть имеет.

    Арт. 146. Кто с сердцов и злости кого тростию или иным чем ударит и по­бьет, оный руки своея лишитца.

    Арт. 147. И дабы озлобленный и обруганный свою надлежащую сатисфак­цию или удоволствие имел, когда он сам не захотел самоволне отмщение учи­нить, тогда должен он командиру оного места жалобу принесть, который дол­жен оное дело приняв выслушать, и обиженному пристойное удоволствие учи­нить. Ежели кто сие пренебрежет, оный сам имеет быть наказан.

    Арт. 148. Челобитчик имеет челобитье свое право доносить и остерегать се­бя, чтоб ничего не прибавлять, чего доказать не может, что подлинно учинено, а ежели неправое челобитье учинит, то и он наказан будет, равно как и другии.

    Гл. XVII. - О поносительных писмах бранных и ругателных словах

    Арт. 149. Кто пасквили, или ругателныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло при­чтет, чрез что его доброму имени некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким наказанием каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

    189

    Толк. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко изменник или каких, дел делатель, о которых описал, наказан будет.

    Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а име­ни своего и прозвища в оном не изобразит.

    Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланн­ом на катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он истин­ным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

    Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругателным писмам вспомо-жет, оныя тайно прибьет, кому в дом или на улице подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого, наказать, однакож по разсмотрению об­стоятельств против оных иногда наказание легче чинитца.

    Арт. 150. Ежели невозможно уведать пасквиланта, однакож надлежит паск­виль от палача сожжен быть под виселицею, а сочинителя онаго за безчестнаго объявить.

    Арт. 151. Ежели офицер о другом, чести касающийся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение.

    Толк. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя обличить, то мо­жет он денежным наказанием и заключением к тому принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить. И ежели сему учинитца проти­вен, то тюрмою крепчае, а дачею денежною в двое прибавить и иный срок на­значен будет. И ежели уже и в сем учинитца противен, то может профос в при­сутствии упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над винным исполнить.

    Арт. 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или не опамятовась бранными словами выбранит, оный пред судом у обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о прощении. И ежели гораздо жестоко бра­нил, то сверх того наказанием денежным и сносным заключением наказан бу­дет.

    Толк. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому принудить.

    Арт. 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным своевольством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго бранен будет.

    Гл. XIX. - О смертном убийстве

    Арт. 154. Кто кого волею и нарочно без нужды и без смертного страху умертвит, или убьет его тако, что от того умрет, онаго кровь паки отметить, и без всякой милости оному голову отсечь.

    Толк. Но надлежит подлинно ведать, что смерть всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что убиенной был бит, а не от тех побоев, но от других случаев, которые к тому присовокупились, умре, то надлежит убийцу не животом, но по разсмотрению и по разсуждению судейскому наказать, или

    190

    тюрмою, или денежным штрафом, шпицрутеном и протчая. Того ради зело по­требно есть, чтоб сколь скоро кто умрет, который в драке был и бит, поколот, или порублен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали, и подлинно розыскали, что какая притчина к смерти его была, и о том имеют свидетельство в суде на писме подать, и оное присягою своею подтвердить.

    Между другим последующи раны за смертельныя почитаютца: (1) Раны мозговыя, когда главная жила повреждена будет, или когда кровь или иная ка­кая мокрота вход в главную жилу запрет, или по нахождении некоторых ско­рых дней и по запечении крови лихорадка, безумие и от того смерть приклю-читца. Крови запеченной надлежит между тонкою и толстою мозговою кожи­цею лежать, или между тонкою и мозгом; понеже оное, что между толстою и черепом лежит, можно снять трепаном и болной излечен быть. (2). Раны заты­лочного мозгу, которые у шеи или близко головы, а которые пониже, не имеют великого страху. (3). Раны у легкого, когда медиан или сучек горла тронут будет. (4). А особливо раны сердечные, хотя и 15 дней при том жил. (5). Раны гортанные, а имянно: если глотка повреждена; буде же кожица около глотки уязвлена, то можно исцелить. (6). Раны перепонки, а имянно: есть ли часть главных жил повреждена будет. (7). Раны желудка, когда верховное желудковое устье и от онаго разделенные главныя жилы повреждены будут. (8). Раны тон­ких кишек гораздо редко исцелимы бывают. (9). Раны печени и селезенки, когда их жилки повреждены. (10). Раны медиана наичастее смертоносны быва­ют. Но понеже лекарь рану лутче, нежели другой кто затворить умеет, того ради притчину смерти не всегда убийце причитать надобно. (11). Раны, которыя чрез отравныя вещи или звери учинятца, всегда едва не суть смертоносны.

    Також судье надлежит гораздо смотреть, каким оружием убитый убит или поврежден был. Тем ли бит, от чего мог легко умереть, яко топором, кольями, дубиною и протчим, или иным чем, яко малыми палочками и протчим, чем не­легко смертно убить возможно, в котором последнем случае обыкновенное наказание произвести невозможно, но на разсмотрение судейское предается.

    Ежели случитца, что некоторый главный подчиненных своих за некоторые притчины захочет наказать, а такое в достойной и в должной ево чиновной ревности зло учинитца, что наказанной от того наказания умрет, то ведати над­лежит, что оный главный по мнению нравоучителен не животом, но жестоко имеет быть наказан, либо отставлением чина на время и службою рядовым, денежным штрафом, или заключением или вербованьем (набором) иных салдат.

    Арт. 155. Властно яко убийца сам, тако и протчие имеют быть наказаны, которые подлинно к смертному убийству вспомогали или советом или делом вступались.

    Арт. 156. Кто прямое оборонительное супротивление для обороны живота своего учинит, и онаго, кто его к сему принудил, убьет, оный от всякого нака­зания свободен.

    Арт. 157. Оный, который предлагает, что он обороняя себя, оного убил, имеет доказать, что он не зачинщик драки был, но от убитого нападен и зацеп­лен, и что он без опасения смертного уступить или уйти не мог.

    Толк. Не надлежит в нужном оборонении правила оных преступать. (1) В умерении, что оборонение со обижением равно есть, а именно, чтоб таким же образом оборонятися, каким образом от кого кто нападен будет. Ежели нападе­ние учинитца оружием, то мочно оружием оборонятися; ежели же без оружия, то и противитися без оружия надлежит. Притом же надобно смотреть, когда кто кого ударит рукою, и того сильнее кого бьет, тогда обиженный может оружием оборонятися. Ибо есть все равно, как и чем смертный страх угрожен будет.

    191

    Ежели смертной страх есть, то надлежит оборонятися как возможно. (2) Состо­ит нужное оборонение временем, а имянно: ежели нужное оборонение в самом деле вскоре учинится, когда подлинно в страхе есть и зацеплен будет. Того ради есть ли оный, кто задерет, уступит и от обиженнаго побежит, а обижен­ный ево настигать побежит, и тогда убьет, то оный уже регулы нужного оборо-нения преступил. И тако смертное убийство из отмщения, нежели от обороне-ния учинил. (3). Состоит нужное оборонение в сей притчине, а именно, когда чрез неправое нападение и насилным образом кто обижен будет, хотя кто и должен (ежели задран будет) столко долго уступать, елико возможно, и так без смертнаго убивства из страху спастись; однакож насупротив того, когда уже в страхе есть, и невозможно более уступать, тогда не должен есть от соперника себе перваго удара ожидать, ибо чрез такой первый удар может тако учинится, что и противится весьма забудет.

    Ежели сыщется, что преступитель правил нужного оборонения преступил, и не так прилежно смотрел, то он, понеже в начале достойные притчины имел к нужному оборонению, не животом, но по разсуждению судейскому жестоко, тюрмою, штрафом денежным или шпицрутеном имеет быть наказан, купно же надлежит на него и церковное покаяние положить.

    Арт. 158. Ежели учинится смертный убой, хотя ненарочно и неволею, чтоб кого убить или поранить, однакож сочинитель того виновен есть, понеже убив-ство от того произошло: и тако наказание исполнитца над виновным по делу и состоянию оного, и какую вину в том имеет, или тюрмою, денежным наказани­ем, шпицрутеном или сему подобным.

    Толк. Например: ежели салдат мушкет свой крепко зарядил, а не в при­стойном или в таком месте, где люди ходят, будет в цель стрелять, и ранит человека, или при заряде ружья своего будет неосторожно поступать и кого нибудь, застрелит; хотя сие за наглое убийство причесть невозможно, однакож салдат в том виновен, что в таком месте стрелял, и с оружием своим осторож­нее не поступал. И в сем случае можно виновному церковное покаяние взло-жить, купно с другими наказаниями.

    Ежели кто кого с ненависти толкнет, или что с злости на него бросит, или учинит ему что из недружбы, от чего умрет, то оный обыкновенной смертной казни подвержен.

    Ежели кто в драке убит будет, и в оной других много было, и его били, а подлинно дознаться будет невозможно, ниже уведать, кто его именно поранил и умертвил, а из них кто нибудь один будет по дознанию и угадом приличен; тогда того жестоко допросить, и мочно его пытать. А буде весьма невозможно уведать, кто из них убийца есть и никто из них гораздо неприличен, то по пра­вам в таком сумнении состоит никого не пытать, ниже смертью казнить надле­жит, но их всех тюрмою, штрафом денежным, шпицрутеном или протчим нака­зать, притом же и к церковному покаянию всех принудить.

    Арт. 159. Но весьма неумышленное и ненарочное убивство, у которого ни­какой вины не находитца, оное без наказания отпустится.

    Толк. На пример: егда в поле ученье стрелянию в цель отправится, и слу-читца, что кто нибудь за цель пойдет, а его не усмотрят, или побежит чрез ме­сто между стреляющим и целью, и тем выстрелом умерщвлен будет, в таком случае учинитель того конечно свободен есть.

    Арт. 160. Ежели кто кому прикажет кого смертно убить, оный також, яко убийца, сам имеет казнен быть смертью, а именно голову ему отсечь.

    Арт. 161. А ежели ж кто для прибыли или в надежде к какой прибыли до-говоритца, найметца или даст себя подкупить, или готова себя учинит кого

    192

    убить смертно, тогда оный купно с тем, кто его нанял, подкупил или упросил, колесом разломан, и тела их на колеса положены быть имеют.

    Толк. Сие наказание имеет свое исполнение, хотя обещанная кому прибыль вскоре отдана, или впредь еще имеет быть заплачена, или хотя точию едина надежда к прибыли учинена, и обещание в том дано было.

    Ежели тот, которого умертвить хотели, подлинно не убит, однакож на него нападение было, и оный побит или ранен, то как подкупщик, так и наемщик мечем казнены, и обоих тела на колеса положены будут.

    Арт. 162. Ежели кто другаго отравою погубит, онаго надлежит колесовать.

    Арт. 163. Ежели кто отца своего, мать, дитя во младенчестве, офицера на­глым образом умертвит, оного колесовать, а тело его на колесо положить, а за протчих мечем наказать.

    Толк. Ежели сие убийство учинитца ненарочно, или не в намерении кого умертвить, якобы кто похотел жену свою или дитя наказать, и оную так жесто­ко побьет, что подлинно от того умрет, то правда, что наказание легчее бывает. А ежели умышленное убивство будет, тогда убийца имеет мечем наказан быть.

    Арт. 164. Ежели кто сам себя убьет, то надлежит палачу тело его в безчест-ное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу.

    Толк. А ежели кто учинил в безпамятстве, болезни, в меленхолии, то оное тело в особливом, но не в безчестном месте похоронить. И того ради должно, что пока такой самоубийца погребен будет, чтоб судьи наперед о обстоятель­стве и притчинах подлинно уведомились, и чрез приговор определили б, каким образом его погребсти.

    Ежели солдат пойман будет в самом деле, что хотел себя сам убить, и в том ему помешали, и того исполнить не мог, а учинит то от мучения и досады, чтоб более не жить, или в безпамятстве и за стыдом, оный по мнению учителей прав с безчестием от полку отогнан быть имеет. А ежели ж кроме вышеупомянутых притчин сие учинил, онаго казнить смертию.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   52


    написать администратору сайта