I. предмет и методология теории государства и права
Скачать 287.47 Kb.
|
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции политической системы: - обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); - управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); - мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); - выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); - удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); - интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); - политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др. Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. Место и роль государства и права в политической системе общества Выделившись из общества, государство становится основной властвующей организацией политической системы. Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами: 1) оно выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 4) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений в соответствующих формах.
Таким образом, государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Сегодня любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий, поскольку партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами. Конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, а сейчас регулирование их деятельности - самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д. Термин "партия" - латинского происхождения и означает часть более крупной общности. Сам же термин "партия" начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть. Немецкий социолог и политолог Макс Вебер выделяет в генезисе любой партий три этапа: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3) массовая партия. В определении сущности политических партий традиционно выделяют три основных подхода: 1) партия как группа, основанная на идеологических связях; 2) как организация; 3) как представитель классовых интересов. Особый вид определений партий - юридический. Такого рода определения содержатся в конституциях и специальных законах о партиях. В них характеризуется сущность партий: формулируются конкретные признаки партии, позволяющие отличать ее от других политических организаций. Юридическое определение партии регламентирует политический статус и функции партии, возможности, которыми располагает партия в сравнении с другими политическими институтами: правительством, парламентом и др. В качестве рабочего определения можно взять следующее: политическая партия представляет собой общность людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя, общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Американские ученые Дж. Лапаломбара и М. Вейлер выделили пять признаков партии: 1. Партия - это организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. 2. Наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством. 3. Цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к реализации власти позволяет отличать партии от групп давления. 4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и заканчивая активным членством в партии. 5. Партия является носителем определенной идеологии, мировоззрения. Политические партии обладают внутренней структурой, в которой, как правило, выделяют следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный аппарат, выполняющий решения руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, но не входящие в аппарат; г) пассивные члены партии, которые примыкают к ней, платят взносы и в незначительной степени участвуют в ее деятельности; д) круг сочувствующих и избирателей, изредка участвующих в митингах, проводимых партией, и голосующих за нее на выборах; е) меценаты - те, кто осуществляет финансовую поддержку партии, и чьи интересы выражает на политической арене та или иная партия. Политические партии выполняют ряд функций: - представительскую (представление интересов социальной общественности); - законотворческую (создание законопроектов); - коммуникативную (осуществление обмена информацией между властными структурами и обществом в целом); - социализирующую (передача политического опыта, традиций, культуры подрастающему поколению); - представительскую (представление интересов социальной общности); - политическое рекрутирование (обращение новых членов). Перечисленные функции показывают, что партии выполняют роль объединения, согласования и выведения на политический уровень реальных, конкретных частных интересов, существующих в обществе. Существует множество критериев, на основе которых можно классифицировать политические партии. Тип политической партии - это понятие, включающее в себя наиболее существенные ее признаки. Классическая типология партий была разработана М. Дюверже. Он установил бинарную классификацию - кадровые и массовые партии. Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право было ограниченным. Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Произошедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием американскому политологу Дж. Сартори дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партия избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Помимо представленной классификации существует и другая, согласно которой партии по отношению к правящему режиму подразделяются на правящие, оппозиционные и авангардные. Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин: революционные, реформистские и консервативные партии Существует целый ряд возможных комбинаций, уточнение которых возможно в ходе анализа каждой конкретной партии. Партия в своем функционировании, взаимодействии со средой образует партийную систему - совокупность легальных и нелегальных существующих в данном государстве политических партий. Отношения между ними характеризуются соперничеством или совместной борьбой за государственную власть и ее осуществление. В современной политологии наиболее распространена типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии. Согласно такому подходу все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. В однопартийных системах высшая политическая власть принадлежит партии и осуществляется ее руководителями. Обычно подобная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Для определения двухпартийной системы важно не количество имеющихся партий, а тот факт, что лишь две из них имеют реальную возможность прийти к власти. Многопартийные системы возникают тогда, когда целый ряд партий, имеющих примерно одинаковые возможности, соревнуются в борьбе за власть и получают на выборах значительное число голосов. Партийные системы различаются по политическому весу партий, т.е. масштабом политического влияния на общество и власть. По политическому весу выделяются четыре типа партий: 1) мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; 2) партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; 3) доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест; 4) миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов. Приведенные типологии партийных систем в той или иной мере вбирают в себя все многообразие мнений, существующих в современной отечественной и зарубежной литературе. Партийная система в России представлена значительным многообразием политических группировок. Они различаются по трем критериям: 1) по содержанию идеологических воззрений (они включают представления партий об устройстве общества, механизациях его развития); 2) по способам преобразования российского общества: сторонники постепенных преобразований и последователи быстрых и глубоких изменений; 3) по отношению к правящему режиму: оппозиционные и правящие партии. Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого "партийного права" ("права партий"). В политической системе современных государств велика роль общественно-политических движений и так называемых групп давления. Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Отличие общественно-политических движений от политических партий: 1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп); 2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование); 3) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию); 4) центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) - инициативные группы, клубы, союзы и т.д.; 5) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.). Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Это формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед их требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п. В связи с возрастанием роли общественно-политических движений в обществе, политической жизни все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности. Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт. Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: 1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения); 2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил; 3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.); 4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.; 5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках. Тема 2.7. Правовое государство Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Весьма важным в плане формирования идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане". Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве. Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории, существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права являются природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновным ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Гроцию, является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивших общественный договор. Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Т. Гоббс, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал тем не менее ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений. Дж. Локк, по словам Маркса, был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства, писал Локк, состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека". Ш. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо соблюдение законов всеми. "Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане". Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран. Д. Дидро правовые начала государственной власти обосновывал ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. Главная цель государства есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Эти идеи Дидро получили философское обоснование и завершение в теории правового государства И. Канта. Т. Джефферсон, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиций теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и другие видные мыслители. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция правового государства, по Канту, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества. Г. Гегель рассматривал государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывал, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является "действительностью нравственной идеи". Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения. Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида. К. Маркс рассматривал государство и право исходя из созданной им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории, государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Иеринг считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу "умственные и нравственные силы". В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, как господствующий, являющийся юридической личностью союз народа, удовлетворяющий индивидуальным, национальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Сам термин "гражданин" возник именно в нашей далекой истории. Гражданами, т.е. горожанами, называли себя еще участники вечевых собраний в русских средневековых республиках Новгорода и Пскова. Здесь впервые сформировались общественные институты гражданского общества (собрания, сходы, вече и др.). Не случайно в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля гражданин отождествляется с понятием городского жителя, горожанина, посадского человека. Определенные предпосылки для формирования гражданского общества в России возникли в период реформ 60 - 70 гг. XIX в. Было отменено крепостное право, организованы земства, городские думы, проведена судебная реформа (введены институты следователей, адвокатуры, присяжных) и т.д. Был начат переход к индустриальному обществу, к рыночной экономике, к парламентской демократии. Однако этот процесс был прерван контрреформами 80-х годов того же столетия. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. 21.Правовое государство Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Правовое государство - это одновременно и социальное государство. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях. Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. В настоящее время общими усилиями отечественных и зарубежных политологов и юристов теоретически обоснованы главные положения концепций формирования правового государства. Благодаря их научному труду мы имеем сегодня основной каркас будущего правового государства, получивший название принципов, важных идей, основных требований. 21.Правовое государство К основным принципам формирования правового государства относят: 1) верховенство права и закона во всех сферах государственной и общественной жизни; 2) связанность законом государства и его органов; 3) реальное разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей (разделение властей); 4) незыблемость прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (соблюдение и охрана прав и свобод человека) (см.: ст. 2 Конституции РФ); 5) равная ответственность государства перед гражданами и гражданина перед государством; 6) эффективный контроль и надзор за осуществлением законов и соответствующих им подзаконных актов (прокурорский надзор, судебный и отечественный контроль). ┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА │ ├──────────────────────────────────────────────────────┤ │Основано на теории естественного права, а также идеях │ │ нормативистской и социологической правовых школ │ └─┬────┬────────┬───────┬──────────┬──────────────────┬┘ V │ V │ V V ┌───────────────┐ │ ┌────────────┐ │ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ │ Верховенство │ │ │ Разделение │ │ │ Связанность │ │Незыблемость прав│ │ (господство) │ │ │ властей │ │ │ государства и │ │и свобод человека│ │права и закона │ │ │ │ │ │ его органов │ │ │ └───────────────┘ │ └────────────┘ │ └────────────────┘ └─────────────────┘ V V ┌────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ │ Взаимная │ │ Надзор и контроль за │ │ ответственность │ │ реализацией │ │ государства и │ │ законодательства │ │ личности │ │ │ └────────────────────┘ └────────────────────────┘ Таким образом, правовое государство - это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского (социального) согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека (гражданина), взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка. На современном этапе в мире утвердились две модели правовой государственности. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства. Германской юриспруденции свойственно интерпретировать право, свободу, государство, как некие неразрывные категории. Эта модель правового государства содержит в себе огромный либеральный потенциал. Если немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка, то англо-американская модель предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра. Посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью. Причем громадную роль в рамках этой модели играет суд, являющийся своеобразным буфером между индивидом и властью. Здесь в общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных структур, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его важным гарантом прав человека. Англо-американская модель демонстрирует очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей, несмотря на некоторые слабые стороны эта модель имеет непреходящее гуманистическое значение. В России формирование правового государства было прервано в 1917 году и возобновлено принятием Конституции 1993 года. В настоящее время многие из перечисленных принципов нашли закрепление в Конституции Российской Федерации. Так, первый принцип (верховенство Конституции и федеральных законов по отношению к другим актам) нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 90, ст. 113, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ, второй - ч. 2 ст. 15, третий - в ст. ст. 10, 11, 80, 94, 110, 118, четвертый - в главе 2 (ст. ст. 17, 55), пятый - ст. 53, шестой - ч. 2 ст. 120, ч. 2 ст. 125, ч. 5 ст. 129. Построение правового государства осуществляется одновременно с формированием рыночной экономики и гражданского общества. Таким образом, формирование правового государства - это процесс государственно-правового развития, в ходе которого утверждаются идеалы демократии, справедливости и прогресса. Тема 2.8. Конституционный строй Российского государства Конституционным строем называется система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции. Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности Российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся: принцип демократизма, принцип федерализма, принцип республиканизма, принцип верховенства закона, принцип рыночной экономики, принцип социального государства, принцип светского государства, принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма). Россия - демократическое государство. Согласно ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Термин "демократия" появился еще в Древней Греции и в буквальном переводе означает "власть народа", или народовластие. Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющих понятие "народовластие", представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово "народ" отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства. Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. Таким образом, народовластие означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контрагируется народом, т.е. гражданами государства, т.к. она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решение, выражающее волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - является референдум и свободные выборы". Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народом посредством выделений из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ и предполагает создание в Российской Федерации государственных органов, предназначенных для исполнения трех основных функций государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной: принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов возлагается на правительство и органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами. В ч. 3 этой же статьи закреплен принцип политического многообразия (политического плюрализма), многопартийности. Многопартийность представляет собой узаконенную возможность существования различных политических партий в стране, в том числе и оппозиционных государственной власти, а также право этих партий участвовать в политической жизни страны. Все существующие в России партии равны перед законом и имеют одинаковые права в общественно-политической и хозяйственной жизни. Политический плюрализм предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии либо не состоять ни в какой партии. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности. Россия - суверенное государство. Суверенным называется такое государство, которое обладает верховенством (всей полнотой государственной власти) на всей своей территории, а также независимостью во взаимоотношениях с другими государствами. В Конституции РФ положение о суверенитете Российской Федерации (ст. 4) следует сразу за статьей о суверенитете народа как единственном источнике власти (ст. 3). Этим подчеркивается их взаимосвязь, а также то, что суверенитет Российской Федерации как государства вытекает из суверенитета ее многонационального народа. Суверенитет Российской Федерации характеризуется тремя положениями: 1) он распространяется на всю ее территорию; 2) Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Федерации; 3) Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Конституция РФ не предусматривает наличия в России сразу нескольких государственных суверенитетов: субъекты РФ не считаются носителями государственного суверенитета. Предусматривается только суверенитет Российской Федерации. Установленное в Федеративном договоре право на государственный суверенитет республики в составе Российской Федерации утратило силу в связи с принятием Конституции 1993 г. Согласно Конституции РФ часть полномочий Российской Федерации может быть передана межгосударственным объединениям, в которых участвует Россия в соответствии с международными договорами. Однако такое возможно только при условии, что это не повлечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не будет противоречить основам конституционного строя. Россия - республика. Статья 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Все высшие органы государственной власти в России избираются населением либо формируются избранными им представительными учреждениями. Глава государства Президент РФ избирается народом на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. |