Главная страница
Навигация по странице:

  • И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк

  • В. Г. Короленко «В дурном обществе

  • Н С. Лесков

  • Н. В. Гоголь. «

  • 1.А. С. Пушкин.

  • Д.И.Фонвизин «Недоросль»

  • «Поучение» Владимира Мономаха.

  • М. М. Пришвин

  • Большинство книг о войне

  • И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

  • В. В. Маяковский

  • М. Пришвин.

  • А. С Пушкин.

  • Л.Н. Толстой "Война и мир" ЛЮБОВЬ

  • Глеб Успенский «Выпрямила».

  • Научный прогресс и нравственные качества человека М. Булгаков. «Собачье сердце»

  • Рассказ «Валя» Леонида Андреева

  • Ответственность человека за жизни окружающих А. Куприн. «Чудесный доктор».

  • И. С. Тургенев «Русский язык»

  • И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

  • Эмма из романа Густава Флобера «Госпожа Бавари»

  • Проблемы и аргументы. И. С. Тургенев. Муму


    Скачать 95.5 Kb.
    НазваниеИ. С. Тургенев. Муму
    АнкорПроблемы и аргументы.doc
    Дата20.05.2017
    Размер95.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПроблемы и аргументы.doc
    ТипДокументы
    #8016


    Проблемы


    Литературный материал

    Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.

    И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

    И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

    В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

    Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

    А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

    Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

    Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.

    В чем заключается смысл жизни человека?

    1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.

    2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.

    3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

    4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

    Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?

    Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)?

    Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

    В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

    Д.И.Фонвизин «Недоросль» Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.

    «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

    И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

    А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

    М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

    Значимость труда в жиз­ни человека.


    М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

    А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

    А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

    Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории?

    Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

    Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

    Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?.
    Проблема бесче-

    ловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве

    Л. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без тисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

    Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.
    А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг»

    А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением

    (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и

    под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

    Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?


    Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: аташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

    Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину»

    Историческая память

    А. Чехов. «Вишневый сад».

    Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он – живое воплощение беспамятства.

    И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

    Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа.

    Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.


    В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.

    М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.



    Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

    В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям.

    Федор Абрамов «О чем плачут лошади». Рыжуха старая кобыла, узнав о том, что когда-то лошадей называли кормилицами, ласкали, говорит об этом своим товарищам. Но они лишь засмеяли ее, сказав, что это ложь. Лошади уже потеряли всякую надежду, они не верили в то, что когда-то были счастливые времена.

    Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?


    М. Пришвин. «Кладовая солнца»

    Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них

    Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми).

    А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей.

    М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

    К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

    В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.

    В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

    Проблема доброты, всепрощения.


    Проблема ответственности за свои дела

    М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.
    Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

    Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?


    И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

    Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

    К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…


    Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства.


    Л.Н. Толстой "Война и мир" ЛЮБОВЬ

    1. К князю Андрею истинная любовь приходит не сразу. С самого начала

    романа мы видим, насколько далек он от светского общества, а его жена

    Лиза — типичная представительница света. Хотя князь Андрей по-своему

    любит жену (такой человек не мог жениться без любви), духовно они

    разобщены и не могут быть счастливы вместе. Его любовь к Наташе —

    совершенно иное чувство. Он нашел в ней человека близкого, понятного,

    искреннего, естественного, любящего и понимающего то, что знает и ценит

    князь Андрей. Чувство его очень чистое, нежное, заботливое. Он до конца

    верит Наташе и ни перед кем не скрывает своей любви. Любовь делает его

    моложе и сильнее, облагораживает его, помогает ему. («В его душе

    поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд...»)

    Князь-Андрей решает жениться на Наташе, потому что любит ее всем

    сердцем.

    ДРУЖБА

    Своим романом Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная

    дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда

    ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или

    отступничестве, — между князем Андреем и Пьером складываются именно

    такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые

    трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь

    Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за

    помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не

    возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать

    за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в

    истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать

    и оберегать невесту своего друга.


    Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века?


    Статьи Д. Лихачева.

    Лихачев говорит, что вкус развивают – в себе и в других. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ведь серьезную музыку нельзя понять, не занимаясь музыкой.

    Глеб Успенский «Выпрямила». Главный герой Тяпушкин в дурном расположении духа оказался возле Лувра. Увидев статую Венеры Милосской, он говорит: «Душа моя выпрямилась». Если до этого он был похож на скомканную перчатку, то сейчас его будто наполнили воздухом. Тяпушкин подводит нас к выводу, что задача искусства «распрямлять человеческие души».


    Научный прогресс и нравственные качества человека

    М. Булгаков. «Собачье сердце»

    Доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

    Какова роль книги в жизни человека? Пробле­ма выбора книг для чтения.

    Рассказ «Валя» Леонида Андреева

    Сказка Андерсена «Русалочка» помогает сделать осознанный выбор: она должна помочь мальчику поддержать мать в трудную минуту.

    Ответственность человека за жизни окружающих

    А. Куприн. «Чудесный доктор».

    Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

    Проблема развития и сохранения русского язы­ка. Что такое хорошая речь?


    И. С. Тургенев «Русский язык»

    В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины». Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И.С. Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

    Проблема подлинных и мнимых ценностей.

    И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

    Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из – под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан – Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени.

    Какую роль в жизни человека играет доброта (ми­лосердие, отзывчивость, сострадание)?

    М. Шолохов «Судьба человека».

    В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

    В. Гюго «Отверженные».

    Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала пре­ступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священ­ник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

    Счастье

    Эмма из романа Густава Флобера «Госпожа Бавари» У девушки было все, чего бы она не пожелала, но героиня не была радостна.

    Булгаков «Мастер и Маргарита» За свои тридцать лет Маргарита ни одного дня не была счастлива. А встретив Мастера, она чувствует себя по-настоящему счастливым человеком.

    Что такое зло и добро?

    1.М. А Булгаков «Мастер и Маргарита». Воланд - воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.



    написать администратору сайта