Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 4. Этносоциология

  • Лекции 2 курс ЗО. I. социология цель науки социологии счастье людей Л. Толстой Социология


    Скачать 57.57 Kb.
    НазваниеI. социология цель науки социологии счастье людей Л. Толстой Социология
    Дата28.02.2022
    Размер57.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 2 курс ЗО.docx
    ТипДокументы
    #376289
    страница2 из 3
    1   2   3

    Тема 3. Социальная стратификация

    Вопросы: 1. Понятие, содержание, основания социальной стратификации.

    2. Типы социальной стратификации.

    3. Социальная стратификация современных обществ.

    Понятие, содержание, основания социальной стратификации

    Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социаль­ными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение че­ловека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные раз­личия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискри­минации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Соци­альное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство со­циальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить об­щество на слои (stratum - слой, facere - делать). Наличие слоев, социально не­равных один другому, т. е. стоящих один над другим, закрепление неравенства называется социальной стратификацией. Общества рассматриваются как со­стоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированны­ми слоями на вершине и наименее - у основания.

    Основы теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др. В ней подчеркиваются два аспекта: многообразие социаль­ных групп и слоев и разнообразие социальных позиций человека, занимаемых им в этих группах. Ключевым механизмом существования и развития социаль­ной стратификации является человеческая деятельность. Социальная стратифи­кация объясняется как процесс и результат, состояние и изменение. Она вы­полняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного об­щества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стра­тификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного ис­торического этапа. Динамика социальной стратификации связана с социальной мобильностью, т. е. перемещением индивидов из слоя в слой. Точнее, социаль­ная мобильность характеризуется как возможность человека или социальной группы изменить свое социальное положение, социальный статус, место в стра­тификационной системе. Варианты мобильности разнообразны: индивидуаль­ная и коллективная, вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобиль­ность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую вет­ви (примеры - карьера, люмпенизация). Горизонтальная мобильность - это из­менение положения, которое не приводит к повышению или понижению соци­ального статуса. Критерием социальной стратификации чаще всего являются образование, доходы, профессиональное разделение труда, а фиксация неравен­ства осуществляется по следующим основаниям: права и привилегии, обязан­ности и ответственность, богатство и нужда, власть и влияние. Предложенные еще П. Сорокиным, они и по сей день не утратили своей значимости.

    Типы социальной стратификации

    Социальная стратификация - это определенная упорядоченность общест­ва. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния харак­терно естественное структурирование по возрасту и полу.

    Первый тип социальной стратификации - деление общества на касты. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традицион­ными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Класси­ческим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к бо­гатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрий - военная аристократия; 3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была запрещена в 50-х годах XX века, но кастовые пред­рассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе. Деление на касты - это стратификационная система закрытого общества, как и деление на сословия.

    Второй тип социальной стратификации тоже характеризуется строгими различиями между небольшим числом страт. Сословие, как и каста, было связа­но с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и за­коне. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолю­тен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стра­тификация характерна для феодализма. Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянст­во; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина XYI века) до Екатерины II шло формирование ие­рархии сословий, официально утвержденных ее указами (1в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговари­валось в указах полувоенное сословие (субэтнос) казачество и разночинцы.

    Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Третий тип является самым сложным, что обусловлено наличием содержательно раз­ных определений класса и структурированием более развитого, сложного по устройству капиталистического общества. Наиболее признанные социологами модели стратификации, связанные с классами, дали К. Маркс и М. Вебер.

    По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в пря­мом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. В капиталистическом (последнем, по его мнению, классовом обществе) существуют два основных класса: буржуазия и пролетариат (владеющие и не владеющие средствами про­изводства) и два не основных: мелкая буржуазия и земельная аристократия (реликтовые классы). Маркс дал не только вертикальную модель классовой стратификации, но и обозначил внутриклассовое расслоение, выделил внеклас­совые слои. Стратификация капиталистического общества Марксом одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономиче­ское положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписы­ваются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним.

    М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную пози­цию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознагражде­ние и располагающих сходными жизненными шансами. На основании такого определения он выделил четыре класса в капиталистическом обществе: 1) соб­ственники; 2) специалисты (белые воротнички, интеллигенция); 3) мелкая бур­жуазия; 4) рабочий класс. Однако Вебер дал не только классовую стратифика­цию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратифи­кацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социаль­ных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении вла­стью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей капитализму.

    Социальная стратификация современных обществ

    XX век представлен разными отечественными и зарубежными моделями выделения страт. Отечественные модели советского периода - это ленинская и сталинско-брежневская классовые стратификации. В. Ленин считал главными критериями классов отношения собственности, выполняемые функции, доходы и согласно им видел в современном ему обществе такие классы: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и социальный слой ин­теллигенции и служащих. Сталинско-брежневская модель сводилась лишь к формам собственности и на этом основании - к двум классам (рабочим и кол­хозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место социаль­ное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в советской науке не подвергались открытому структурированию до середины 80-х годов. Однако стратификацией социального неравенства советского общества занима­лись зарубежные исследователи. Один из них - А. Инкельс подверг анализу 40-50-е годы и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии, власть, он обозначил девять социальных слоев: правящая элита, высшая интеллигенция, рабочая аристократия, основная интеллигенция, средние рабочие, зажиточные крестьяне, белые воротнички, средние крестьяне, непривилегированные рабо­чие и группа принудительного труда (заключенные).

    Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в на­стоящее время отечественный стратификационный анализ только разворачива­ется. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к нынешнему российскому обществу. Уже известны вариации трех слоев (бизнес-слой, сред­ний слой, люмпен-слой) и модель из 11 иерархических ступеней (аппарат, «компрадоры», «национальная буржуазия», директорат, «купцы», фермеры, колхозники, члены новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенция, рабо­чий класс, безработные). Наиболее разработанная модель принадлежит акаде­мику Т. Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России. Еще более усовершенствованный вариант дал исследователь В. Беляев, опреде­ливший по критерию собственности и найма четыре класса (буржуазия, мелкая буржуазия, кооператоры, рабочий класс) и проследивший три горизонтальные и три вертикальные слоевые классификации по следующим критериям: террито­риальная специфика, функции и квалификация, специфика отраслевой занято­сти, набор объектов подчинения и собственности, сложность труда, набор благ. По последнему критерию он выделяет высший, средний и низший классы: к первому относит новых собственников (кооператоров, предпринимателей, ди­ректоров), дельцов криминальной части экономики, коррумпированных госу­дарственных руководителей, выдающихся ученых, деятелей культуры и спорта, топ-моделей, генералов, дипломатов, часть интердевочек-содержанок; второй класс он подразделяет на три: нижний средний класс (часть пенсионеров, высо­коквалифицированных рабочих, колхозников, медиков, преподавателей, уче­ных и им подобных служащих); средний средний класс (начинающие бизнес­мены и кооператоры, часть ранее высокооплачиваемой интеллигенции) и сред­ний высший класс (часть вышеуказанных категорий и часть слоя директоров); третий класс он тоже делит на три: верхний низший (часть интеллигенции, ква­лифицированных рабочих и механизаторов), средний низший (часть пенсионе­ров, рядовые служащие, рабочие, крестьяне, студенты), низший (часть лимит-чиков, студентов, безработные и бомжи).

    Западные социологи в XX веке используют разные подходы к социальной стратификации: а) субъективный самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность; б) субъективный репутацион-ный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга; в) объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным кри­терием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы.

    Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и вла­сти. Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90% капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководи­тели партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

    Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы: высший средний класс (профессионалы - врачи, ученые, юристы, ин­женеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западных обществ.

    Рабочий класс - класс работников физического труда, составляющий око­ло 50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочие квалифици­рованного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.); 2) рабо­чие полуквалифицированного ручного труда (швеи, сельхозрабочие, телефони­сты, бармены, санитары и др.); 3) рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.).

    Тема 4. Этносоциология

    Вопросы: 1. Предмет и содержание этносоциологии.

    2. Этнос: определение и типология.

    3. Этническая эволюция.

    Предмет и содержание этносоциологии

    Одной из структурных подсистем общества является этническая. По от­ношению к составляющим ее элементам - этносам она представляет собой сис­тему, но каждый этнос - это тоже система, причем, по единодушному мнению ученых, система базовая.

    Этнический состав населения Земли сложился в ходе длительного исто­рического развития в результате сложных этнических и миграционных процес­сов. В настоящее время на планете проживает около четырех тысяч этносов от небольших по численности ( тодо - Индия, ботокуды - Бразилия, алакалуфы и яманы - Аргентина и т. д.) до многомиллионных (американцы, японцы, рус­ские и др.).

    Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного инте­реса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные со­общества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; эт­нологии - исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые харак­теристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические ас­пекты межэтнических противоречий. В политологии как науке есть отрасль знания, занимающаяся исследованием политических устремлений этносов, именуемая этнополитологией. В теоретической социологии существует раздел «Социология этноса», рассматривающий особенности развития этноса, иных этнических общностей, их соотношения с другими общностями. Социологиче­ский взгляд на этническую систему дополняется этносоциологией.

    Этносоциология. - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, проис­ходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения. Эта научная дисциплина занимается сравнительными исследованиями различных этниче­ских групп, специфики проявления в них социальных явлений. Этносоциоло-гия - это отечественное изобретение второй половины 60-х годов XX века. На Западе исследования этносоциологического характера ведутся давно, но они не были оформлены в особую отрасль знания и осуществлялись под эгидой куль­турной и социальной антропологии. Но в 60-70-х годах и в Европе (в частности, в Голландии) возникло направление, близкое отечественной этносоциологии (А. Инкельс, М. Хехтер, Ван ден Берге и др.).

    Идеологические догмы советского времени, лакировка назревающих про­блем, толкование внутри - и межэтнических отношений только как интернацио­налистских длительное время сдерживали этносоциологические исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период преобразований 80

    90-х годов этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным на­правлениям: 1) всестороннее изучение жизни этносов в ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении; 2) анализ современных внутриэтнических процессов; 3) исследование актуальных вопро­сов межэтнических отношений; 4) осмысление ошибок прошлых лет в области этнической политики. С конца 80-х годов началось широкое применение в эт­носоциологии эмпирических исследований.

    Этнос: определение и типология

    Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном пе­реводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной куль­турой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностя­ми культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

    Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные при­знаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

    Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этно­су. Важным его компонентом выступает представление об общности происхо­ждения его членов, т. е. совместная историческая практика предков.

    Психологический склад - это так называемый этнический характер, пони­маемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента.

    Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обря­ды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поко­ление. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному эпементу, - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л. Гумилев, В. Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Су­перэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регио­не, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камча­далы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казан­ские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с об­щей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция - группа с общно­стью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, сло­боды и т. д.).

    Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы эт­носа. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в ка­честве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассмат­ривает три типа - род, племя, народ.

    Первый подход дает эволюцию этноса в исторической последовательно­сти: сначала - род и племя как кровно-родственный производственный коллек­тив с территориальной неустойчивостью, с устным языком, родоплеменной культурой и психологией кровных связей; затем - народность как патриархаль­ная мелкотоварная общность государственного типа с таможенными граница­ми, с письменным (но не всегда) языком, с мелкобуржуазной идеологией и культурой; наконец - нация как экономическая общность промышленного типа, не разделенная таможенными границами, с литературным языком, культурой, связанной с распространенными идеологиями.

    Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса еди­ным типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объе­динения племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судь­бы, характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и самосознанием и др. Два подхода разошлись по ряду параметров, но главный из них - определение нацим. В первом случае она рассматривалась как этниче­ская общность; во втором - как политическое явление, означающее сограждан-ство. Понимание нации как согражданства исходит из принятой ныне всем ми­ром концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становит­ся нацией, только когда подданные осознают себя гражданами. Со времен Ве­ликой французской революции 1789 года сначала во французском и англий­ском, а затем и в других языках, и в международном праве утверждается эта­тистское толкование нации как совокупности всех граждан государства. Лишь в языках отстававших от буржуазных преобразований народов Германии, России, стран Восточной Европы сохранились оба ее значения - этатистское и этниче­ское. Отсюда и два подхода к типологии этноса в отечественной науке.

    Этническая эволюция

    Этногенез - это процесс возникновения этнических общностей вплоть до становления их самосознания. Каждый этнос с момента возникновения прохо­дит ряд этапов развития. Жизненный цикл этноса (не более 1200 лет до появле­ния нового этноса и 1500 лет до полного разрушения) выглядит так: а) пассио­нарный толчок - результат скопления энергии этноса; б) период активной дея­тельности этноса (пассионарный подъем); в) расцвет; г) упадок; д) гибель или появление этноса; е) начало нового цикла - пассионарный толчок.

    Этносы проявляются во взаимодействии, возможны четыре варианта их контактов: а) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не под­ражают друг другу, заимствуя лишь технические нововведения; б) ассимиля­ция - поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и традиций первого этноса; в) метасация, при которой сохраняются и сочетаются традиции обоих этнических предков и память о них; г) слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и возникает третий - но­вый этнос.

    В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими происходят су­щественные изменения этноса в целом или его отдельных частей, т. е. этниче­ские процессы. По своему влиянию на судьбу этноса они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые подразумевают значительные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре этно­са. Вторые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического само­сознания.

    По своей направленности этнические процессы делятся на преобладаю­щие в современном мире процессы этнического объединения и процессы этни­ческого разделения. Объединение осуществляется через взаимовлияние куль­тур, двуязычие, интеграцию, консолидацию, этническую ассимиляцию, а разде­ление - путем разъединения через дифференциацию, сегрегацию, дезинтегра­цию, сепаратизм, балканизацию. Объединению и сближению содействуют эт­нические контакты и этническая адаптация. Разделение, как правило, сопряже­но с конфликтами. Разделение и объединение этносов может быть итогом не только естественно-исторических процессов, но и целенаправленной политики, идеологических догм. Приверженность людей интересам своего этноса (этнонационализм) может играть как позитивную, так и негативную роль. Его разновидность (этнофилия) предполагает заботу о сохранении и развитии этно­са, его языка и культуры, а другая (этнофобия) - признание исключительности своего этноса и враждебности к иным народам, В полиэтничном обществе го­сударство не может быть этническим. Главные сферы действий этноса - язык и культура, а государство вмешивается лишь своей помощью этим сферам.

    1   2   3


    написать администратору сайта