Главная страница
Навигация по странице:

  • § 4.4. Антропологическая классификация

  • классификация. Семинар 2Классификации народов мира. Классификации народов мира Основные подходы к классификации народов мира


    Скачать 49.68 Kb.
    НазваниеКлассификации народов мира Основные подходы к классификации народов мира
    Анкорклассификация
    Дата07.03.2020
    Размер49.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 2Классификации народов мира.docx
    ТипДокументы
    #111186

    Классификации народов мира

    1. Основные подходы к классификации народов мира.

    2. Этнос и раса. Расовые признаки и их проявления у разных народов. Расизм.

    3. Этнос и язык. Лингвистическая классификация в этнологии.

    4. Хозяйственно-культурная классификация.

    Выделение народов - это первый этап в их изучении. Для более ясной картины важна их классификация по различным особенностям. Разные виды классификаций позволяют систематизировать народы и группы по широкому кругу признаков:

    1. Географическому

    2. Антропологическому

    3. Лингвистическому

    4. Хозяйственно-культурному

    5. Религиозной принадлежности

    Но не один отдельно взятый способ классификации не сможет дать исчерпывающей характеристики народа. Все классификации носят условный характер и по некоторым вопросам весьма спорны.

    1)Географическая классификация основана на выделении условных географических регионов, в которых расселены народы мира. Эта классификация носит вспомогательный характер и используется для внешнего описания народов. Она не отвечает на вопрос о происхождении народа, процессах их формирования, о хозяйственно-культурном облике и т.д., но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Не существует единой географической классификации. В отечественной и зарубежной литературе по- разному выделяют регионы и относят к ним те или иные государства и народы. По этому, наиболее простая и легкая классификация - это деление на народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Африки, народы Северной и Южной Америки.

    2)Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам, с основным акцентом на биологическое и генетическое родство между этническими группами. Одним из первых создателей расовой классификации был французский учёный Франсуа Бернье, который в 1684 году опубликовал свою работу «Новое разделение земли, основывающееся на различных видах или расах людей, ее населяющих». Бернье впервые употребил слово «раса» в его современном значении. Им были выделены четыре основные расы (европейская, африканская, монгольская и лапландская), различие между которыми, как он полагал, достаточно существенно. Этнос численность народ

    В современном определении раса - это биологические подразделения человечества современного вида (Homo sapiens), различающиеся общими наследственными морфологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определённой областью обитания.

    Современная этническая картина мира позволяет утверждать, что существуют бесспорные физические отличия между людьми, которые определяются визуально. Это цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д. Антропологи выделяют четыре большие расы первого порядка и ряд промежуточных рас. Также в каждой расе первого порядка выделяют малые расы, или расы второго порядка, обладающие основными признаками большой расы, но с некоторыми вариациями. Особенно заметны различия между территориально удалёнными группами людей, живущих в различных естественно-географических условиях. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому в изучении этих различий огромное значение имеют генетические данные. Можно сделать вывод, что сходство многих физических признаков у разных людей, представителей разных этносов, является доказательством общности их происхождения, или генетического родства.

    Признаки, на основе которых выделяют расы разных порядков, многообразны. Наиболее наглядными являются степень развития третичного волосяного покрова, форма волос на голове, профиль лицевого скелета, форма глаз, пигментация, рост. Также немаловажны специальные признаки: данные о группе крови, генетические признаки, папиллярные узоры на пальцах ног и рук, особые линии (борозда на ладонях и подошвах), вкусовые ощущения, виды цветовой слепоты (дальтонизм), форма зубов и т.д.

    В настоящее время отсутствует единая система классификации рас, но наиболее распространённым является деление на четыре большие расы:

    1. Европеоиды - евразийская раса

    2. Монголоиды - азиатско-американская раса

    3. Негроиды - африканская раса

    4. Австралоиды - океанийская раса

    Для европеоидов характерны волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков, светлая или смуглая кожа с сильным развитием третичного волосяного покрова, слабо выступающие скулы и челюсти, узкий выступающий нос, тонкие или средней толщины губы. Глаза разных оттенков, широко открыты , оси их горизонтальны, складка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверхность, отсутствует или слабо развита. Европеоиды делятся на две основные группы - северную и южную и различаются по цвету волос, кожи и глаз. Представители северной группы - народы Скандинавии, наиболее депигментированы, имеют светлую кожу и волосы, голубые глаза. Представители южной группы - народы Северной Африки, Юго-Западной, Средней и Южной Азии, имеют смуглую кожу, тёмные волосы и карие глаза. Большая часть Европы населена представителями переходных форм, которые не относятся ни к северной , ни к южной группе. Все вместе, включая переходные формы, европеоиды делятся на большое количество малых рас. Так, в северной группе выделяют атланто-балтийскую и беломоро-балтийскую расы; в южной группе выделяют средиземноморскую, индоафганскую, адриатическую (динарскую), переднеазиатскую (арменоидную), памиро-ферганскую расы; переходные формы делят на альпийскую, среднеевропейскую, восточноевропейскую расы.

    Для монголоидов характерны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватый или темно-смуглый оттенок кожи, узкие карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низкой переносицей, наличие эпикантуса. По многим признакам к монголоидам можно отнести американских индейцев, хотя их монголоидный облик сглажен : лицо совсем не плоское, нос крупный с горбинкой, кожа имеет красноватый оттенок, а эпикантус развит очень слабо. Монголоиды Азии делятся на две основные группы - континентальную и тихоокеанскую. Континентальные монголоиды отличаются от тихоокеанских менее интенсивной пигментацией, массивным скелетом, широким лицом. Отдельно выделяется арктическая группа, которая сочетает в себе признаки континентальных и тихоокеанских монголоидов и ,кроме того, имеются специфические черты -узкий нос, мускулистое тело, толстые волосы.

    Негроидов характеризуют курчавые волосы, сильно пигментированная кожа, широко открытые карие глаза, слабо или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренно выступающие скулы, сильно выдающиеся вперёд челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщённые губы, слизистая оболочка рта очень сильно выступает наружу. Наиболее ярко негроидные признаки выражены у населения Африки, к югу от Сахары. К негроидам также относятся центральноафриканские пигмеи, или негрилли, характерной особенностью которых является низкий рост, южноафриканские бушмены и готтентоты, у которых негроидные черты (крайняя степень курчавости волос) сочетаются с монголоидными особенностями (желтоватая кожа, уплощённое лицо, эпикантус).

    Для австралоидов характерна тёмная окраска кожи, широкий нос, толстые губы, волнистые волосы, сильное развитие третичного волосяного покрова, ослабленная пигментация. Отдельные группы австралоидов сильно отличаются друг от друга по своим расовым признакам. Так, аборигенов Австралии по пигментации можно сравнить с негроидами, а по форме волос и развитию третичного волосяного покрова с европеоидами. Папуасы и меланезийцы имеют ярко выраженные австралоидные черты, но волосы у них сильно курчавые, как у негроидов. Негритосы походят на меланезийцев, но слишком низкорослы. Веддоиды, имея яркий австралоидный облик, отличаются небольшим ростом, слабым развитием волосяного покрова на теле и лице, а также широким выступающим носом.

    В ходе истории расы постоянно смешиваются, и в настоящее время чистых рас практически не существует, а все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Постоянное смешение рас привело к образованию промежуточных антропологических типов, так называемых переходных рас, сочетающих в себе разные расовые признаки. Здесь следует отметить, что расовые различия не относятся к биологически важным особенностям строения человека и по основным морфологическим, физиологическим и психологическим особенностям человечество представляет собой один вид. Поэтому, жизнеспособное и плодовитое потомство рождается от браков между представителями любых рас.

    Хотя процесс смешивания рас продолжался на протяжении всей истории человечества, особо крупные размеры он приобрёл с момента открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году. Представители европеоидной расы массово переселялись на новый континент и привозили собой в качестве рабов коренных жителей Африки - негроидов, в то время, как на самом континенте жили аборигены-индейцы - представители монголоидов. Таким образом, потомки браков между белыми колонизаторами и темнокожими рабами стали называться мулатами, между белыми и индейцами - метисами, между индейцами и неграми - самбо. Главная причина смешивания расовых признаков - это многочисленные миграции населения, т.к. вся история человечества представляет собой масштабные переселения и завоевания одних народов другими.

    3)Лингвистическая классификация основана на систематизации языков по их родству. В её основе лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Языковая классификация является самой важной и распространённой т.к сходство языков говорит об их генетическом родстве, либо об их длительных культурных контактах.

    В мире существует около 3 тысяч языков, из них описано 2796, ещё 4тысячи языков считаются мёртвыми. Все языки на основе генеалогического родства объединяются в языковые семьи. Также существует группа изолированных языков. Всего насчитывается около 240 языковых семей, более 100 изолятов и более 100 неклассифицированных языков. В современном мире лингвисты выделяют следующие языковые семьи: индоевропейская, семито-хамитская, уральская, алтайская, мон-кхмерская (австроазиатская), тибето-китайская (сино-тибетская), нигеро-кордофанская, чжуан-дунская (тайская), малайе-полинезийская (австронезийская), дравидийская, бантуская, кавказская, палеоазиатская, эскимосско-алеутская, койсанская. Особо выделяются папуасские, австралийские, суданские языки, а также языки индейцев Америки и народов Тропической Африки. Языки, которые не обнаруживают генетических связей с другими языками, выделяют в группу изолтрованных языков: баскский (Испания, Франция), андаманский (Андаманские острова), буришский (Индия), юкагирский (Россия), айнский (Россия, Япония), японский, корейский.

    Исследования лингвистов в области родства тех или иных языков важны этнологии как показатель близости культур и, соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков, с точки зрения их генетического родства, используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков.

    Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречается обычно у соседних народов, связанных общим происхождением или длительной совместной жизнью в пределах одного региона. В некоторых случаях языки сходны у народов, живучих далеко друг от друга - яванцы и малагасийцы, венгры и манси, якуты и азербайджанцы. Объясняется это тем, что народы, говорящие на этих языках, имеют общие генетические корни, либо жили в далеком прошлом на смежных территориях. Географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении всей истории человечества непрерывно менялись, причем эти перемены ощутимы даже в сравнительно ограниченные исторические периоды. Так арабский язык, которым до VII века пользовалось лишь население южной части Аравийского полуострова - распространился на огромных территориях Юго-Западной Азии и Северной Африки , составляющих 1/10 всей суши. Английский язык до XVI века господствовал лишь на Британских островах, позже проник во многие районы всех континентов; расширился ареал испанского языка, преобладающего в большей части Латинской Америки. В результате, на одном языке сейчас нередко говорят народы различного происхождения. Но встречаются и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т.е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов. [4]

    По численности говорящих , языки делятся на крупнейшие, крупные, средние, небольшие и совсем небольшие. Особый интерес вызывают крупнейшие языки, т.к. они определяют общую этнолингвистическую картину мира. По числу говорящих самым крупным языком является китайский - на нем говорят более 1200 млн.человек. За китайским идёт английский язык, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн. человек. На третьем месте - крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн.). На четвертом месте - испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте - русский язык, на котором говорят более 250 млн. человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн. человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн. человек), португальский (210 млн.), японский (125 млн.), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн. человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них - английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку. [4]

    4)Хозяйственно-культурная классификация основана на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Основной методикой классификации является выделение хозяйственно-культурных типов - совокупности особенностей хозяйства и культуры ,исторически сложившихся у разных народов, при условии близкого уровня социально-экономического развития и сходных условий окружающей среды.

    Существующая в настоящее время хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство. Основные признаки хозяйственно-культурных типов - характер, облик и уровень хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Особенностью типологии является зависимость от условий географической среды и хозяйственной деятельности человека.

    В первобытнообщинной эпохе выделяют группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели, которые занимались специализированной охотой и собирательством в тропиках; охотой, рыболовством и собирательством в умеренном поясе; пешей охотой в тайге; охотой на морского зверя и оленя в арктическом поясе;

    Затем выделяют группу производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, где земледелие и скотоводство вытесняет охоту и собирательство. Так, ранние земледельцы субтропиков ведут комплексное хозяйство, в умеренном поясе - земледелие и животноводство, в тропиках - ручное земледелие.

    Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.

    Использование хозяйственно-культурной классификации народов используется при изучении культуры и быта на синхронном уровне, но она не участвует в исследовании этногенеза народов. Лишь на заключительных этапах этногенетического исследования хозяйственно-культурная классификация отражает аспекты исторической и географической дифференциации человечества.

    5)Классификация по религиозной принадлежности основывается на разделении народов мира по виду исповедуемой религии и характеру вероучений. Общую численность верующих среди населения земного шара установить трудно из-за отсутствия соответствующей статистики. Некоторые авторы считают, что тех или иных верований (конфессий) придерживается примерно половина всего населения Земли, другие называют более высокие показатели. То же самое можно сказать о количестве этих верований, которых, если принимать во внимание всякого рода их разновидности и секты, существует очень много. Тем более что в XX в., наряду с многочисленными старыми религиями, возникшими еще до нашей эры или в ее начале, появился ряд «новых религий», тоже имеющих своих приверженцев. Поэтому, подразделение всех религий происходит на следующие группы:

    1. мировые религии

    2. национальные и региональные религии

    3. родоплеменные религии, или культы

    Мировые религии выделили как наиболее значительные самые распространённые и наиболее изученные. В современном мире их выделяют всего три: христианство, ислам (мусульманство) и буддизм.

    Христианство - крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникнув в Палестине в Iв. н.э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. В христианстве выделяются три главных направления - православие, католицизм и протестантизм. Раскол единой христианской церкви на православную и католическую ветви официально завершился в XIв., а протестантская церковь возникла в ходе Реформации XVI в.

    Ислам (мусульманство)- самая молодая по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия. Она была основана в VIIв. В Аравии Мухаммедом (Магометом) и после арабских завоеваний этого и последующих веков широко распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее и в других регионах мира. Выделяют две основные ветви ислама- суннизм и шиизм. По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму, объединяя всего 16% мусульман.

    Буддизм - третья мировая религия, уступающая первым двум по численности приверженцев, но зато самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI-Vвв. до н.э. Из Индии буддизм распространился по другим странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В буддизме сложились два главных направления - тхеравада (хинаяна) и махаяна. У тибето-монгольских народов выделилось ещё одно направление - ламаизм.

    Национальных и региональных религий, имеющих либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение, насчитывается примерно десять. Но среди них либо по общему значению, либо по численности верующих выделяются четыре религии - индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

    Индуизм, сложившийся в Древней Индии в IV-VIвв., и ныне распространен в этом же регионе. По численности последователей он значительно превосходит такую мировую религию, как буддизм.

    Конфуцианство возникло в VI-Vвв. до н.э. в Китае как философско-этическое учение, основоположником которого был Конфуций. С течением времени это учение трансформировалось в религию, но тем не менее сохранило особенности, отличающие его от других религий, и прежде всего особое внимание к этическим нормам (культ предков, почитание старших и подчинение им, чинопочитание и др

    Синтоизм - национальная религия Японии, возникшая в VII-VIIIвв. иоснованная на древних религиозных верованиях японцев, прежде всего таких, как культ умерших предков и культ природы.

    Иудаизм - религия евреев, истоки которой восходят ко второму тысячелетию до нашей эры. По численности приверженцев иудаизм уступает другим не только мировым, но и национально-региональным религиям, однако по количеству стран, в которых проживают его приверженцы - евреи , намного их превосходит.

    Родоплеменные религии (культы) можно считать реликтами первоначально возникших на Земле верований, отражавших примитивные представления людей тех эпох о своей жизни и окружавшей их природе. Теперь они сохраняются только у самых отсталых народов.

    Разновидностей таких культов довольно много. Но наибольшее значение среди них сохраняют следующие. Во-первых, фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства. Во-вторых, анимизм - вера в одухотворенность природы, исходящая из представления о том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения. В-третьих, культ предков или мертвых, исходящий из представления о том, что жившие ранее на свете люди продолжают существовать и после смерти. В-четвертых, тотемизм, исходящий из родства каждой группы людей с какими-то видами животных, растений, минералов или явлений природы. В-пятых, шаманизм - вера в способность отдельных людей в состоянии экстаза входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. 

    § 4.4. Антропологическая классификация

    Согласно научной отечественной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. Поэтому антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам; акцент делается на биологическом, генетическом родстве различных этнических групп. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации является французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому принадлежит также авторство самого термина «раса».

    При исследовании антропогенеза и расогенеза современная наука исходит из убеждения, что биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду.

    Но существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. люди физически (телесно) различаются. Обычно эти различия определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно они заметны между группами людей, территориально удаленными друг от друга и живущими в различных естественно-географических условиях. Наблюдаемое фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Они представляют собой адаптации этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полностью только при сопоставлении человеческих коллективов. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности— генетики. Понятно, что сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых групп служит веским доказательством общности их происхождения или генетического родства.

    Основные расы, как предполагают ученые, формировались приблизительно в период 40—16 тыс. лет до н.э. Однако процесс расогенеза на этом не закончился, он продолжался и позднее. Параллельно с возникновением рас происходило их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Здесь же складывалось много промежуточных антропологических типов, сочетающих себе разные расовые признаки.

    В антропологии и этнологии среди рас современного человечества принято выделять наиболее крупные подразделения, называемые большими расами или расами первого порядка. Внутри них выделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей видимости, позднее. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые тины образовывались не только в древности, но и в Средневековье, Новое и Новейшее время (в процессе метисации).

    К важнейшим расовым признакам относятся следующие:

    Форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса вдвое больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос- изгиб корпя еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые имеют овальное сечение.

    • Третичный волосяной покров, появляющийся в период полового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин.

    • Цвет кожи: изменяется в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жителей Северной Европы, наиболее темная— у жителей Центральной Африки.

    • Цвет волос: принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие.

    • Цвет глаз (окраска радужной оболочки): темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов — желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза— светло-серые, голубые, синие.

    • Рост: средняя длина тела составляет 165 см у мужчин и 154 см у женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго— 141 см для взрослого мужчины; самым высоким средним ростом — 182 см — отличаются люди, живущие южнее озера Чад; средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, полинезийцы.

    • Пропорции тела— но соотношению длины конечностей к длине тела, ширине плеч и таза выделяют следующие тины фигур: а) брахиморфный («брахис»— короткий, «морфо»— форма)— относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос»— длинный) — сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» —средний)— занимает промежуточное положение между первыми двумя.

    • Параметры головы— здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах; менее 75,9%—доликефалия («кефалос»— голова); 76—80,9— мезокефалия; более 81%— брахикефалия.

    Кроме указанных выше признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей («прогнатизм»), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

    С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании генетического родства, которое проявляется во внешнем физическом сходстве по многим.

    В составе больших рас выделяют 25 малых (их называют иногда этногенетическими пучками или локальными расами). Между большими и малыми расами существует много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами— южноазиатская раса, японцы и т.д

    Говоря о значении антропологической классификации для этнологии, следует отметить ее ограниченный и в большой степени вспомогательный характер для исследования вопросов этногенеза, этнической истории, межкультурных коммуникаций и т.д.

    § 4.5. Языковая (лингвистическая) классификация

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве народов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных мировых этнических обзорах народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности.

    Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди говорят на одном языке, зато есть страны, где существует более сотни языков.

    В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределы территории своего происхождения. Среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на

    одном языке могут говорить и народы разного происхождения. Поэтому языковая принадлежность и этническое происхождение — явления неодинаковые. Однако исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимой для идентификации этносов и этнических общностей.

    В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

    Исследования лингвистов в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур и, соответственно, народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Родство языков может означать и родство по происхождению, но некоторые лингвисты полагают, что за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

    Язык— явление общественное и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также заимствованиям из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе необязательно свидетельствует об их родстве. Таким образом, языки проходят столь же сложный путь исторического развития, как и этнические общности. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

    Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языке славянской группы индоевропейской языковой семьи, осознают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозначаемого лингвистами понятием «языковая семья». Лингвисты выделяют 12 языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языки других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты получили название диалектов.

    Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

    Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Также объединение языков в одну финно-угорскую группу свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

    В то же время есть языки, не причисленные ни к какой группе или семье: баскский, кетский, нивский, айнский и др.

    Сейчас, конечно, родство этих, кажущихся совершенно разными, языков уловить сложно. Даже такие близкие народы, как русские, украинцы и белорусы, с трудом понимают речь друг друга. Русскому и поляку или сербу уже необходим переводчик. Обойтись без него мы могли бы двенадцать веков назад, когда южные, западные и восточные славяне были куда ближе друг к другу, чем сейчас. Три тысячи лет назад на одном языке говорили славяне, латыши и литовцы, а еще раньше— славяне и немцы. Праславянский и прагерманский языки были братьями, оба они отделились (вместе с языками кельтов, италиков и др.) от древнеевропейского языка. А тот, в свою очередь, вместе с индоиранскими языками вышел из лона общего индоевропейского языка. Разумеется, заметить сходство недавно отделившихся языков легче, чем тех, которые разделились уже давно. Но все же это было сделано. Так, еще четыреста лет назад итальянец Филипп Сассетти, побывав в Индии, первым заметил сходство итальянских и латинских слов с индийскими. Г. Лейбниц в XVIII в. обратил внимание на сходство финского и венгерского языков. М.В. Ломоносов писал о родстве греческого, латинского, русского и немецкого. Именно работы лингвистов в очень большой степени заставили европейцев осознать свое родство с другими народами мира.

    Пирамида индоевропейских языков, которую мы только наметили, в свою очередь, лишь одна из составных частей еще более грандиозной языковой пирамиды ностратических языков. Ностратиче-скими (от лат. «наши») их назвал финский ученый X. Пендерсен.

    Сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской, индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской. Также есть серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с речью народов Южной Индии.

    В самое последнее время появилась гипотеза, согласно которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и образуют вместе с сино-тибетскими языками (в их число входит китайский) надсемью того же уровня, что и ностратическая.

    Но есть еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.

    Конечно, разные языки очень сильно отличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках есть артикли, которых нет в русском, а в русском— шесть падежей имени существительного. Тем не менее эти языки принадлежат к одной языковой семье, и, следовательно, различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся далекие друг от друга языки. В речи эскимосов очень трудно разбить фразы на слова. В тюркских словах основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения. У китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, но значение слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.

    Несмотря на эти различия, все языки народов мира объединяют некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях— правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах. Пока нам известны далеко не все универсалии. И есть только предположения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов мышления. Именно так выделяется базисный словарь — слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени. Например, называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные и т.д. Обычно в этот словарь входит около двухсот слов.

    Но и базисный словарь тоже меняется, исчезают одни слова, им на смену приходят другие. Ученые установили, что за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39. Исходя из этого, можно по количеству общих слов в родственных языках проследить, как давно они разделились, сколько времени прошло с тех пор, как говорящие на них народы составляли единый этнос.

    Как мы видим, лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Но все же лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, так как понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) и перешедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наоборот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалектах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д. Это позволяет выделить монолитные в языковом отношении народы и народы с сильными диалектными различиями. Иными словами, этническая дифференциация человечества имеет более комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

    4.6. Хозяйственно-культурная классификация

    Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившей название хозяйственно-культурной.

    Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры. Ее методологической основой является выделение хозяйственно-культурных типов.

    Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Этот ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом. В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.

    Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в Античности были предприняты попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процессов. Были выделены три стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало этапам перехода от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда:

    1. тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства;

    2. тин мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства;

    3. тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.

    Концепция хозяйственно-культурного типа была разработана в нашей стране и используется для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного тина — характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не решающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества.

    В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов: бродячие охотники и собиратели; специализированная охота и собирательство тропиков; охота, рыболовство и собирательство умеренного пояса; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя; оленная охота; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

    Следующая группа — производящие (ранние) хозяйственно-культурные тины, в которых постепенно ведущее место занимает земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает: пастушеское скотоводство; кочевое скотоводство; плужное земледелие.

    Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными. Например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.

    Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагают хозяйственные критерии классификации дополнить определенными культурными критериями.

    В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, население которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния обладает сходными культурно-бытовыми, или этнографическими, особенностями. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.

    С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические территории разного уровня — провинции, области, подобласти и местные районы. Так, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть,Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая провинция состоит из более мелких областей. В Сибири, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западносибирская, восточносибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структура историко-этнографических областей обычно используется для выделения групп народов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа, народы Сибири Дальнего Востока и др.

    Использование хозяйственно-культурной классификации народов оправданно в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях этногенеза. В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этногенетического исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает важное значение, так как она отражает один из аспектов исторической географической дифференциации человечества.

    Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей, прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство, католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.), тип культуры, форму семьи, вид орудий труда и оружия, форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.


    написать администратору сайта