Главная страница
Навигация по странице:

  • Откуда идут истоки ценностей национальной идеи «Мәңгілік ел»

  • реферат советская власть. I. Советская власть и идея аза Елі 5 Заключение 10


    Скачать 37.75 Kb.
    НазваниеI. Советская власть и идея аза Елі 5 Заключение 10
    Дата15.12.2018
    Размер37.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат советская власть.docx
    ТипДокументы
    #60326

    СО Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение 3

    I.Советская власть и идея «Қазақ Елі» 5

    Заключение 10

    Список использованной литературы 11

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность проекта «Мәңгілік Ел». В «Стратегии «Казахстан-2050» – Новый политический курс состоявшегося государства», актуализируя вопросы, связанные с проблемами духовного единения и преемственности поколений, формирования у нее национального самосознания и нового казахстанского патриотизма, в обозначенном ракурсе, Президент особо акцентировал внимание на то, что это есть необходимое условие построения цивилизованным путем, в ближайшем будущем Сильного и Мощного государства Казахстан. Возлагая особую ответственность за реализацию нового стратегического курса "Казахстан-2050" на казахский народ, как государствообразующую нацию, Президент акцентировал внимание на том, что адекватный ответ вызовам времени можно дать только при условии сохранения культурного кода (языка, духовности, традиций) нации. «Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация». Только достойная история, память о славных предках помогут нам преодолеть трудности грядущего времени». В этой связи вполне правомерна позиция многих ученых о том, что национальные идеологии живут долго и нации борются за них как за собственное "я", без которого вообще не может идти речь о нации и перспективах ее исторической жизни. Определяя приоритетные направления нового политического курса состоявшегося государства, поднимая роль и ответственность молодежи в построении (в ближайшие годы) сильного и мощного государства Казахстан, Президент достаточно четко актуализировал проблему всемерного формирования у нее национального самосознания и исторического сознания. И это вполне правомерно, так как национальная составляющая - неотъемлемая часть сознания современного человека. Во всех цивилизованных странах смыслом современного образования является воспитание человека национальной культуры, способного включаться в различные формы деятельности и мышления, вступать в диалог с целью поиска различных культурных смыслов.

    В научных исследованиях по проблемам национального воспитания учащейся молодежи отмечается: национальное самосознание личности выражает представление о национальной принадлежности, отношение к историческому прошлому нации, еѐ настоящему и будущему, активность в освоении родного языка, изучении народной культуры, осознание и принятие национальных интересов и ценностных ориентаций. С учетом сказанного выше, нельзя не отметить, что в последние десятилетия общество переживает болезненный период, связанный с усилением нравственно духовного кризиса молодёжи во всех ее аспектах: нравственном, социальном, физическом и психическом. Основанием для такого утверждения являются низкий уровень национального самосознания, менталитета, гражданственности и патриотизма у определенной части молодежи Казахстана, выражающийся в первую очередь в таких ее характеристиках как: незнание истории, языка, обычаев и традиций своего народа. Особенно это касается той части казахской молодежи, которая не только не знает родного языка, истории, обычаев и традиций своего народа, но и не озадачивается этой проблемой. Пренебрегая тем самым простую истину: для гибели народа совсем не нужно его полного физического уничтожения - довольно лишь отнять у него память, мысль и слово - и душа народа будет убита. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями, связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. Острейшей проблемой становится нарастание среди молодежи религиозных воззрений самого различного толка, увеличение роста преступности среди несовершеннолетних, Национальная идея «Мәңгілік ел» - как опыт и традиции исторического развития Республики Казахстан.

    Наш Казахстан- независимое государство, инициативы и достижения которого признаются во всём мире. Чтобы государство стабильно развивалось и процветало, обществу нужна единая патриотическая идея, способная воплотить в жизнь планы и мечту народов разных национальностей, живущих в нашей большой стране. Эта идея прозвучала из уст Елбасы, Президента республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

    «Мәңгілік ел»- это новая идеологическая система страны, это национальная идея, мечта наших предков как источника непрерывности и неиссякаемости, вечности традиций, языка, духовно- нравственной основы народа.

    История государственности незыблемо подтверждает, идея «Мәңгілік ел» перешла нам как наследство от поколения, которому всегда были присущи такие качества, как нравственность, гуманность, широта души, духовность, патриотический дух, и самое главное- сохранение единства. Служение идее единства спасало наше государство во времена тяжелых испытаний. Как говорит Лидер нации: «Только при условии сохранения преемственности между деяниями наших героических предков, достижениями нынешних и светлым будущим последующих поколений, мы можем стать «Мәңгілік ел».


    Откуда идут истоки ценностей национальной идеи «Мәңгілік ел»?

    Елбасы в своем ежегодном послании народу отметил: «Истоки идеи лежат очень глубоко. XIII веков назад, один из политических лидеров Тюркского каганата Тоньюкок оставил наказ: «Заветная мечта тюрков-«Мәңгілік ел».Это и подтверждает то, что наша общенациональная идея, как и истоки государственности берет свое начало в древней истории». Благодаря ключевым семи ценностям как: Светское общество и высокая духовность, Экономический рост на основе индустриализации и инноваций, Общество Всеобщего труда, Общность истории, культуры и языка, Национальная безопасность и глобальное участие в решении общемировых и региональных проблем заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма.

    Принимая присягу после победы на президентских выборах 26 апреля 2015 года наш Президент произнес мудрые слова : «Наши предки говорили: «Если вы загадываете на год вперед- выращивайте хлеб; если вы загадываете на сто лет вперед-посадите деревья; если вы загадываете на целую вечность-воспитывайте Человека».

    Любовь к Родине прививается нам с первого слова, первого шага, первого звонка, первой буквы, проявляется уже с раннего возраста патриотическими чувствами в доверчивом, свободном ото лжи и лицемерия, сердце.

    С большой, переполняющей душу, гордостью наблюдаем за военными парадами, где демонстрируется сила и мощь страны. С грустью, от которой щемит сердце слушаем песни военных лет и с восторгом от храбрости наших дедов поздравляем ветеранов с Днем Победы. Склонив головы, молчим у обелиска Славы павшим героям Великой Отечественной Войны, обещая всегда быть достойными памяти наших дедов, подаривших своим потомкам свободу и жизнь.

    На уроках истории мы восторгаемся безграничным мужеством батыров, бесстрашно боровшихся за честь своей любимой страны. Чувство патриотизма воспитывает нас полноценными гражданами своего государства. В нашемм колледже работает Зал молодого патриота, который отражает историю развития Казахстана с древних времен по современный период истории Независимого Казахстана. В Зале интересно тем, что он оснащен интересными материалами о деятельности наших исторических личностей: Абылай-хана, Касым-хана; деятелей литературы: Абая, Алтынсарина. Основное место имеет трудовая и общественно-политическая деятельность нашего Президента Назарбаева. Имеются интересные экспонаты «Байтерек», «Золотой человек» , «Символ Независимости». При посещении зала каждый студент сразу ощущает дух патриотизма. В зале наши учителя проводят для нас встречи, творческие заседания, уроки.

    Мы любим все, что окружает нас с детства: друзей, школу, родной город, бескрайнее пшеничное поле, звонкую речку у бабушки в деревне, солнце, плещущееся в небесной синеве, родные лица и голоса, без которых наша жизнь потеряла бы всякий смысл.

    Патриотизм – это чувство, которое живет в человеческом сердце, мерцая неугасимой искрой, готовой разгореться решительным пламенем в, трудный для любимого Отечества, час.

    Быть патриотом своей Родины это- знать свои права и обязанности, быть трудолюбивым, поддерживать достойный уровень своей жизни, соблюдать традиции и обычаи своих предков и тогда подрастающее поколение будет гордо нести голубое знамя Республики Казахстан- к процветанию и благополучию единого народа страны, к новым вершинам.

    I.Советская власть и идея «Қазақ Елі»

    Победа Великой Октябрьской социалистической революции была встречена трудящимися всех национальностей России с энтузиазмом. Она положила начало триумфальному шествию Советской власти на огромных просторах страны, в том числе в Казахстане. Происходившие здесь события являлись органически составной частью единого процесса социалистической революции во всей стране. Борьба трудящихся Казахстана за установление Советской власти осуществлялась в сложной и трудной обстановке. Силы российской контрреволюции действовали здесь совместно с силами буржуазно-националистической контрреволюции – алашордынцами, а также с местными организациями эсеров и меньшевиков. Трудящиеся массы казахского и русского населения дружно откликнулись на Обращение Совета Народных Комиссаров. Берите всю власть в руки своих Советов. Берегите, храните, как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт - все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием.

    Первый из 2-х документов провозглашал: "Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

    1. Равенство и суверенность народов России.

    2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

    3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

    4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России".

    Во втором документе говорилось: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это".

    Эти важнейшие политические документы неуклонно претворялись в жизнь и способствовали успешному установлению Советской власти на огромных просторах многонациональной страны.

    Процесс установления власти Советов в Казахстане растянулся на несколько месяцев - с конца октября 1917 г. по март 1918 г. На большой части края, в особенности в районах, прилегающих к железным дорогам и крупным рабочим центрам, где контрреволюция не смогла организовать вооруженного сопротивления социалистической революции, Советская власть установилась мирным путем.

    Установление Советской власти в Сырдарьинской области. Раньше всего Советская власть победила в Сырдарьинской области, центром которой был такой важный в экономическом и политическом отношении город, как Ташкент. Еще 12 сентября 1917 г. На многотысячном митинге рабочих, солдат и городской бедноты Ташкента было принято постановление о необходимости перехода всей полноты власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и избран Временный революционный комитет, в его состав вместе с большевиками вошли "левые" эсеры, меньшевики-интернационалисты и анархисты, которые колебались и искали соглашения с органами Временного правительства. Власть в Ташкенте фактически перешла в руки Временного ревкома и Совета рабочих и солдатских депутатов. Революционное выступление рабочих и солдат Ташкента в сентябре 1917 г. было подавлено. Но оно сыграло очень существенную роль в подготовке установления Советской власти в Средней Азии и Казахстане, в особенности в его южных районах. Сентябрьские события в Ташкенте показали трудящимся контрреволюционность политики буржуазного Временного правительства и его меньшевистко-эсеровской и буржуазно-националистической агентуры. 6 ноября Аулие-Атинский Совет рабочих и солдатских депутатов, заслушав сообщение о победе Великой Октябрьской социалистической революции и об установлении власти Советов в крупнейших центрах страны, также принял постановление о взятии власти в городе в свои руки. В городе была сформирована рота Красной гвардии из рабочих и солдат-фронтовиков. Состоявшийся 1 декабря 1917 г. Уездный съезд крестьянских депутатов подавляющим большинством голосов принял постановление о признании Советской власти.

    Несколько позднее Советская власть победила в Актюбинске. Исполком уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов взял власть в свои руки 8 января 1918 г. Председателем исполкома был избран болбшевик В. Ф. Зинченко. Напряженная борьба с силами контрреволюции развернулась в Западном Казахстане.

    Важное военно-политическое значение имел Оренбург - центр Тургайской области, связывавший Центральную Россию, где уже была установлена Советская власть, с Казахстаном и Средней Азией. Русским и казахам, трудящимся в Оренбурге противостояли объединенные силы офицерско- кулацкой верхушке оренбургского казачества, алашордынцев, эсеров и меньшевиков. Атамана Дутова поддерживали английские, американские и французские дипломатические представители. Они рассматривали этот город как важную опорную базу в борьбе с триумфальным шествием Советской власти, с освободительным движением народов Средней Азии и Казахстана. В ночь на 15 ноября 1917 г. на расширенном заседании Оренбургского Совета был образован военно-революционный комитет во главе с большевиком С. М. Цвиллингом. Но здание, где проходило заседание Совета, было окружено белогвардейцами. Совет был разогнан, а руководители Совета совместно с членами только что организованного Военно-революционного комитета арестованы. Вся власть в Оренбурге сконцентрировалась в руках белогвардейцев во главе с атаманом Дутовым. Вопрос о разгроме антисоветского гнезда в Оренбурге и установлении там Советской власти находился в центре внимания Советского правительства. Вопрос о помощи Оренбургу рассматривался на заседаниях Совнаркома четыре раза: 16, 18, 23, 24 декабря 1917г. На заседании 16 декабря, происходившем под председательством В. И. Ленина, было заслушано сообщение И. В. Сталина о положении в Оренбурге, Уральском округе и Туркестане и принято постановление: "Снестись с Военным комиссариатом о немедленном удовлетворении требований военной помощи". 23 декабря, также проходившем под председательством В. И. Ленина, был рассмотрен вопрос о выделении средств на содержание Советских отрядов, сражавшихся против белогвардейских банд Каледина и Дутова. Такие средства были выделены. Наступление на белогвардейские силы в Оренбурге началось под общим руководством чрезвычайного комиссара по борьбе с дутовщиной П. А. Кобозева. В самом Оренбурге началось восстание рабочих. 23 января 1918 г. в радиограмме, подписанной председателем Совета Народных Комиссаров, В. И. Лениным. Победа Советской власти в Оренбурге имела большое политическое и военное значение. Восстанавливалась прямая и железнодорожная связь центральных районов Советской страны со Средней Азией и Казахстаном. Непосредственная братская помощь Центральной России была оказана трудящимся Кустаная. 25 декабря, руководимые большевиками, рабочие и солдаты при помощи балтийских матросов свергли местные органы Временного правительства и установили в Кустанае Советскую власть.

    Установление Советской власти в Акмолинской и Семипалатинской областях. Триумфальное шествие Советской власти развернулось также в северных и северо-восточных районах Казахстана - в Акмолинской и Семипалатинской областях, входивших в состав Степного края, центром которого был Омск. Уже в ноябре 1917 г. большевики завоевали большинство в Омском городском Совете рабочих и солдатских депутатов. 30 ноября 1917 г. в Омске была установлена Советская власть. На проходившем 2-10 декабря 3 Западно-Сибирском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов приняли предложение большевиками резолюции о переходе власти к Совета, о передаче земли крестьянам, о развертывании советского государственного строительства. 22 ноября 1917 г. Петропавловский совет принял постановление - "передать всю полноту власти, как в центре, так и на местах Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Местная буржуазия и реакционное офицерство не смогли оказать установлению Советской власти в городе и уезде сколько-нибудь значительного сопротивления. Успешно развертывалась борьба за установление Советской власти в других уездах Акмолинской области. 16 декабря 1917 г. большевики Акмолинска вместе с возникшим в то время "Союзом трудящихся мусульман" провели массовый митинг казахских трудящихся. 25 декабря 1917 г. в Акмолинске оформилась постоянная большевистская организация, а 27 декабря под ее руководством была установлена Советская власть.

    Вслед за Петропавловском и Акмолинском без вооруженной борьбы Советская власть была установлена в декабре 1917 г. в Кокчетаве и в январе 1918 г. в Атбасаре. Деятельностью местных Советов также руководили большевистские организации и группы. 1 января 1918 г. в Семипалатинске организованно оформилась партийная организация большевиков. Семипалатинские большевики вели политическую и организаторскую работу среди трудящихся. В Семипалатинске, Павлодаре, Усть- Каменогорске и Риддере развернулась борьба по формированию отрядов Красной гвардии, ядро которых составляли кадровые рабочие и солдаты- фронтовики. 18 января 1918 г. в Усть-Каменогорске, а 19 января в Павлодаре восставшими рабочими и солдатами была установлена Советская власть. В Риддере Советская власть победила 19 февраля 1918 г. В самом Семипалатинске, где сконцентрировались значительные силы контрреволюции, борьба за установление Советской власти затянулась. Большевики Семипалатинска продолжали подготовку вооруженного восстания-формировались отряды Красной гвардии из рабочих и революционно-настроенных солдат гарнизона, проводились собрания и митинги трудящихся. Был образован революционный комитет для руководства восстанием, а также разработан план вооруженного восстания. В ночь с 15 на 16 февраля1918 г. отряды Красной гвардии захватили важнейшие учреждения и предприятия. Сопротивление белогвардейцев было подавлено.

    Установление Советской власти в Семиречье. Напряженная борьба за установление Советской власти проходила в Семиреченской области с центром в Верном (ныне г. Алматы). По существовавшему тогда административному делению Семиреченская область включала северные районы Киргизии с городом Пишпеком (ныне г. Фрунзе). Офицерско-кулацкая верхушка Семиреченского казачества, действовавшая в контакте с алашордынцами, эсерами и меньшевиками, 1 ноября 1917 г. установила в Семиречье белогвардейскую диктатуру. Большевики Семиречья, уйдя в подполье, сплачивали и организовывали трудящихся на борьбу за установление Советской власти. С начала 1918 г. верненских большевиков возглавил вернувшийся с фронта П. Виноградов. Основные рабочие организации Семиречья - союзы чернорабочих, "мусульманских рабочих", печатников, строительных рабочих и другие находились под большевистским влиянием. Участились захваты крестьянской и аульной беднотой земель переселенческого фонда и Семиреченского казачьего войска. Росло освободительное движение казахских, киргизских и уйгурских трудящихся. 2-13 февраля 1918 г. под руководством большевиков состоялся областной крестьянский съезд. Абсолютным большинством голосов тайным голосованием была принята предложенная большевиками резолюция, приветствовавшая установление в стране Советской власти. Подавляющее большинство делегатов съезда приветствовало Советскую власть и открыто заявило о своей солидарности с рабочими и трудящимися крестьянами всей страны. Силы революции в Семиречье значительно возросли после возвращения из Ирана советски настроенного 2-го Семиреченского казачьего полка, в котором была подпольная большевистская группа. 15 февраля 1918 г. недалеко от казарм полка состоялся массовый народный митинг, на котором выступили большевики с призывом свергнуть белогвардейскую диктатуру в Семиречье и установить Советскую власть. У Войскового Совета еще хватило сил, чтобы разогнать этот митинг, но он уже не мог предотвратить надвигающихся событий. 2 марта 1918 г. в казармах 2-го Семиреченского полка большевики созвали массовый митинг, на котором было принято постановление о вооруженном восстании в целях установления в городе Советской власти. В ночь со 2 на 3 марта в Верном произошло вооруженное восстание. Отряды красногвардейцев и революционно настроенных казаков 2-го полка разоружили юнкеров и алашордынскую милицию, заняли важнейшие опорные пункты города. В Верном установилась Советская власть. На протяжении марта 1918 г. Советская власть победила на большей части территории Семиречья.

    Борьба за власть Советов в Западном Казахстане. В сложных и трудных условиях развертывалась борьба за установление Советской власти в Уральской области, где сосредоточились офицерско-кулацкая верхушка Уральского казачьего войска, западное отделение Алаш-Орды, много белогвардейцев, бежавших сюда после установления Советской власти в Нижнем Поволжье. 15-16 января 1918 г. областной съезд крестьянских депутатов по предложению большевиков принял решение об установлении в Уральской области Советской власти. Однако из-за предательского поведения "левых" эсеров, участвовавших в работе съезда, предложение большевиков о немедленной ликвидации контрреволюционного "войскового правительства" и разоружении белоказачьих отрядов не было принято. Не было также проведено необходимой политической работы по расслоению уральского казачества, по изоляции его офицерско-кулацкой верхушки. Уральск не был очищен от белогвардейцев, бежавших туда из городов и районов страны, где уже установилась Советская власть. Руководители Уральского областного Совета не создали из рабочих, крестьянской и казачьей бедноты вооруженных сил, на которые можно было бы опереться в борьбе с белоказаками и их алашордынскими союзниками. Между тем "войсковое правительство " вело усиленную работу по сколачиванию контрреволюционных сил. Более благоприятным было положение в уездах Уральской области. Советская власть была уставлена в Темирском уезде в ноябре 1917 г., в Гурьевском и Лбищенском уездах - в феврале 1918 г. 18-24 марта 1918 г. в Уральске проходил областной съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казахских депутатов. Съезд вынес постановление о роспуске Уральского "войскового правительства" и "правительства" западного отделения Алаш-Орды и об аресте их главарей, о проведении мобилизации солдат-фронтовиков в Красную гвардию. Был избран областной исполнительный комитет. Но выполнить решения съезда не удалось. 29 марта 1918 г. белогвардейцы при активной помощи алашордынцев, эсеров и меньшевиков совершили в Уральске контрреволюционный переворот. Были казнены активные борцы за Советскую власть. После контрреволюционного переворота в Уральске белогвардейцы совместно с алашордынцами начали кровавую расправу с партийными и советскими работниками. В более благоприятных условиях осуществлялась борьба за установление Советской власти на территории бывшей Букеевской орды, которая входила в состав Астраханской губернии. В ночь на 1 декабря 1917 г. на совещании большевиков в Ханской ставке (г. Урда) было принято постановление о разгоне контрреволюционного центрального комитета Букеевской орды и установлении Советской власти. 2 декабря в Ханской ставке под руководством большевиков состоялся массовый митинг, на котором было принято постановление о ликвидации центрального исполнительного комитета Букеевской орды, являвшегося органом Временного правительства, и избран орган Советской власти - Революционный комитет Букеевской степи.

    На полуострове Мангышлак, входившем в состав Закаспийской области, Советская власть была установлена еще в ноябре 1917 г. 22 ноября в форте Александровском был организован уездный Совет рабочих, солдатских, крестьянских и мусульманских депутатов.

    На обширной территории Казахстана шел процесс установления Советской власти. Для казахского народа эта эпоха была периодом перехода к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития. Борьба за установление Советской власти в Казахстане являлась неотъемлемой составной частью единого процесса социалистической революции в нашей стране, обусловленного общностью предпосылок революции, однородной для всей страны расстановкой классовых сил, единством руководства Коммунистической партии. Борьба за победу социалистической революции в Казахстане развивалась в особенно трудной обстановке, обусловленной экономической и культурной отсталостью края. Большое значение для победы Советской власти имели ленинские декреты о мире и о земле, а также национальная политика Советского правительства. Борьба за установление власти Советов на обширной территории Казахстана продолжалась несколько месяцев. Партийные организации сплотили трудящихся на борьбу за победу социалистической революции. Установление Советской власти на обширной территории Казахстана, начавшееся сразу после победы Великого Октября, завершилось в марте 1918 г. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей дорогу в новый мир, явилась историческим торжеством политики Коммунистической партии и ее ленинского руководства. Вместе с тем она означала полный политический и организационный крах буржуазных , мелкобуржуазных и националистических партий. В совместной борьбе против внешних и внутренних врагов крепла дружба народов Советской страны.

    Эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа» восприятие идеи Мәңгілік Ел в культурно-историческом аспекте: «Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию «Мәңгілік ел» в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание; рассмотрение идейно-философских/идеологических основ идеи Мәңгілік Ел: «В тюркском историко-лингвистическом понимании слово «мәңгі» соответствует смысловым значениям таких понятий, как «Тәңір», «Құдай», «Алла». Таким образом, понятие «Мәңгілік ел» означает «страна, народ Всевышнего»; или «ҚАЗАҚ ЕЛІ продолжит свою историю как «МӘНГІЛІК ЕЛ»; или «Идея «мәңгі ел» — это ключ к нашему национальному коду». В то же время общественное обсуждение идеи президента в 2014 году, сразу после озвученного послания, было довольно активным. Вышел целый ряд статей и интервью на заданную тему, стал выходить журнал «Мәңгі ел - Mangi el» , а в г.Уральске даже прозвучала инициатива по переименованию центральной улицы в «проспект "Мәңгілік ел" и придать ему высокий статус». Из аспектов обсуждения 2014 года можно выделить следующие: с исторической точки зрения наличие, условно говоря, конкурирования понятий Мәңгілік Ел и Қазақ елі: «"Қазақ елі" - это эволюционный результат термина "Мәңгі ел". Слово "ель" воспринимается как государственность, как государство, которое создают племенные союзы. В период тюркских каганатов образование этих союзов и возникновение нового этапа государственности назвали "ель". Мәңгі ел звучит как мечта тюрков. В период тюркских каганатов тюрки считали, что их каганат является вечной государственностью, вечным государством…В середине 15 века в связи с образованием Казахского ханства под руководством Джанибек хана и Кирей хана вместо тюркского определения государственности Мәңгі ел, стала образовываться новая государственность Қазақ елі - это синоним Казак хандыгы» - Казахское ханство; понятие и идеи Мәңгілік Ел введены для того, чтобы попытаться таким образом снять остроту и высокий дискуссионный потенциал темы нациестроительства и казахского национализма: «Не означает ли, что отныне в политической риторике предлагается не упоминать понятие нация и вместе с этим избегать разночтений по поводу, что есть нация в Казахстане. В таком случае логика довольно ясна: иноземное понятие "нация" не приживается, порождая во многом пустопорожние дискуссии. С одной стороны, не прошли предложения насчет названия государства как Казахская Республика, Казакия. Не поднималось название "Алаш", что символически воссоздало бы преемственность с автономией "Алаш" времен гражданской войны. С другой стороны, заявление елбасы-лидера нации о том, что можно подумать и затем обсудить с народом новое название страны как Қазақ Елі прозвучало 6 февраля, то есть немногим более через три недели после послания от 14 января 2014 г.». В 2015 году работа по оформлению идеи Мәңгілік Ел была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи Мәңгілік Ел. Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства».

    Ведь идея Қазақ Елі органично переплетается с идеей «Мәңгілік Ел», которая несет в себе новый заряд энергии консолидации единого народа в достижении единых целей. И в этом качестве она символизирует образ единой страны в новой эпохе.

    Понятие «Қазақ Елі», предложенное Президентом, – это не выдуманный конструкт. Это древнее название нашей страны, возникшее на фундаменте могущественного Тюркского Эля. И это мы можем наблюдать воочию, к примеру, в письменных источниках той эпохи. Поэтому вопрос переименования – это и вопрос возвращения исконного названия нашего государства, не одно столетие существующего на казахской земле. И было бы глубоко символично, чтобы в новую эпоху расцвета мы вошли с названием, имеющим сквозную вневременную связь с историей Великой казахской степи. Слово «Ел» уже давно укоренилось в общественном сознании. Практически все жители страны знакомы с понятиями – «Елорда», «Елбасы». Многие восхищаются 91- метровым монументом Қазақ Елі в Астане. Это наименование пронизано воодушевляющим патриотическим духом. И уже только поэтому имеет огромный объединяющий потенциал. Именно точное определение цели является ключевым условием приведения в движение всей системы общественных отношений Казахстана и его эффективного вхождения в число 30 развитых стран мира. Название Қазақ Елі также призвано усилить патриотические настроения в обществе и обеспечить созидательные общегражданские мотивы инновационной модернизации нашей Родины. В условиях обострения глобальной конкуренции и продолжающегося мирового кризиса крайне важно народное единство, чтобы сердца людей звучали в унисон Родине. Данное название идентифицирует много этническое население страны с казахской землей и уникальной самобытностью ее культуры. Общая земля порождает общую судьбу и историю. Она дает чувство сопричастности, позволяет каждому гражданину ощутит себя частичкой народа и своим трудом приносить пользу делу всех поколений. Именно любовь к своей стране является первейшим признаком гражданской зрелости и дает стимулы к беззаветному служению на благо народа.

    Заключение

    К инициативе о переименовании Казахстана я отношусь положительно, потому что в этом нет ничего страшного. «Более того, что она не вчера родилась. Национал-патриоты об этом говорят уже много лет. Они предлагали два варианта – Казакия и Қазақ елi. Но Қазақ елi неплохой вариант, потому что это переводится как Страна Казахов, то есть это тоже самое, что и сейчас на персидском - Казахстан. Соответственно если это страна, где живут казахи, то и граждане этой страны должны называться казахами, то есть не казахстанцами. На мой взгляд, с изменением названия страны должно поменяться и содержание страны. Мы должны стать национальным государством. Я думаю, что реализация данной инициативы реальна. Если это поменяет имидж Казахстана. По поводу названия я считаю, что нужно еще подумать. Тем более Президент предложил, чтобы народ обсудил это. Сама идея о переименовании интересная, в частности, для населения, которое может изменить отношение как к себе, так и к национальной элите. В отношении перспектив инициативы – то тут могу сказать, что возможно будет много финансовых затрат по переименованию. То есть когда будет реализована эта идея– сложно сказать, потому этот вопрос зависит от политической воли.

    Список использованной литературы

    1) Большая Советская энциклопедия, Москва,1953 г., том 19

    2) М. К. Козыбаев "История Казахстана с древнейших времен до наших дней", Алматы,1993 г., очерк

    3) История Казахской ССР, Алмлты 1997 г., том 4

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    ЕВРАЗИЙСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Д.А.КУНАЕВА

    Кафедра «Экономических и общеобразовательных дисциплин»

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: «Ценности Мәңгілік Ел»

    на тему: «Советская власть и идея «Қазақ Елі»»

    Выполнила студентка

    ЮП-18-РО-01 гр

    Дудченко Алина

    Проверил преподователь

    К.э.н. доцент Ажиханов Б.Б.

    Алматы 2018 год


    написать администратору сайта