Главная страница

Воспитание этической культуры мл. школьников. I. Теоретические основы воспитания этической культуры младших школьников


Скачать 169 Kb.
НазваниеI. Теоретические основы воспитания этической культуры младших школьников
Дата10.10.2018
Размер169 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВоспитание этической культуры мл. школьников.doc
ТипГлава
#52971
страница2 из 3
1   2   3

Построение этического диалога


Структура этического диалога нуждается в особой педагогической технологии на принципах возрастного подхода и субъектного основания воспитания.

Что мы имеем в виду под педагогической технологией?
Построение диалогического взаимодействия педагога с детьми по чётко выстроенной логической цепочке рассматриваемой проблемы в сюжетном ключе. Сюжетное развитие ведущегося диалога включает совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку. Воспитательная канва и целесообразное сочетание обеспечивающих её движение методов способствуют актуализации субъектного основания личности, её нравственного потенциала. Эмоциональное наполнение канвы диалога предполагает обязательный выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе, который составляет кульминационный момент диалога.

Сюжетный рисунок этического диалога выстраивается с учётом возрастной специфики учащихся. Его развитие направлено на опосредованное влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методическими формами включения детей в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт детей, пробуждающие их чувства и собственные размышления. Конструирование диалога имеет следующие составляющие:

-завязка, выявляющая проблему;

-процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;

-нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;

-открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

Воспитательная канва этического диалога на уроке направлена не столько на усвоение знаний, сколько на актуализацию творческого потенциала мышления, обоснованного рассуждения по нравственной проблеме. Её развитие и обеспечение опосредованного влияния на учащихся требует включения в процесс общения педагога с детьми диагностических методик, направленных на изучение нравственного мира учеников, а также на осмысление ими собственных нравственных оценок и самооценок. Процесс овладения этическими нормами поведения у каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его зависимы от того уровня, с которым ребёнок включён в этот процесс. Поэтому очень важно знать этот уровень, чтобы совершенствовать его и нравственно развивать учащихся. И здесь важно, что диалогическая форма взаимодействия даёт возможность каждому воспитаннику в той или иной форме благодаря диагностическим методикам рассказать о себе, своих переживаниях и мыслях, обнаружить свои нравственные представления и меру этической культуры.
Эти методики могут иметь как диагностический характер, направленный на изучение педагогом детей и их внутреннего мира, так и формирующий, когда целью является открытие ребёнком самого себя, своего «небывалого» и пробуждение в связи с этим стремления к нравственному самостроительству.

Каковы же смысловые составляющие этического диалога?
Эмоционально-образное сосредоточение учащихся в процессе урока-диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности, начинается с вывода школьников на этическую проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет урока героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д. Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?» и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструкт построения диалога, поскольку всё время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала, а, наоборот, набирала новые высоты и всё время обеспечивала процесс напряжённого «думания», необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение. Цепочка последовательных вопросов, конституирующих ход размышления детей и углубляющих его, приводит учащихся к основе проблемы, необходимости не абстрактного её осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности с жизнью любого человека, а значит, и с их жизнью тоже. Нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности ребёнка служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам. Поворот "на себя" обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведёт к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряжённой с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. Напряжение мысли и чувства ученика связано с необходимостью принятия им решения, выхода на прогнозирование школьником дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации,
жизненной коллизии, сложившейся сфере его взаимоотношений с окружающими. Это происходит, когда проблема, сколь глобальной она бы ни представлялась, конкретизирована в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте. Тогда она выливается в ясную для каждого дилемму. Осмысление и разрешение её и предстанет перед учеником квинтэссенцией, сущностной значимостью обсуждаемой проблемы. Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в предлагаемой в процессе диалога ситуации, наметившиеся и обозначенные школьником направления в собственном поведении есть его нравственный выбор, сделанный в соответствии осмысления себя в ракурсе проблемы. Обозначение выхода на нравственный выбор - ещё одна смысловая составляющая этического урока-диалога. Рядом с выбором - резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме.
При диалоговом построении этического урока с творческим использованием педагогом его смысловых составляющих создаются условия для постоянной рефлексии учеников относительно своих проявлений, сделанного нравственного выбора, анализа ситуации, предложенного решения. Это развивает формирующуюся в этических диалогах потребность учеников в нравственном самосовершенствовании. А это цель и результат воспитательной направленности этических диалогов со школьниками.
1   2   3


написать администратору сайта