Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации_c. И значение в культурнойкоммуникациидамирова Карина 2116
Скачать 1.16 Mb.
|
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ» — ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СОЗНАНИЯ. ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ТРЕХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ТИПАХ — В «ФУНКЦИИ ВЫРАЖЕНИЯ», «ФУНКЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ» И «ФУНКЦИИ ЗНАЧЕНИЯ» 1. Символ понимается как «смысл, проявляющийся в чувственном, чистейшее и свободное измышление, строимое познанием с целью овладения миром чувственного опыта» 2. Символ — априорная логическая структура, накладываемая на чувственное многообразие. Символы вводят в человеческий мир значения и имеют функциональную ценность. ИЗУЧЕНИЕ СИМВОЛОВ Для Д. Скорупски символ есть способ, посредством которого мы способны наиболее адекватно «перевести» на понятный нам язык сообщения из других культур. Лотман рассматривает символ как важнейшее знаковое средство культуры, раскрытие содержания которого многогранно. Психологический подход к анализу символа развивали 3. Фрейд, А. Сторр, Ю. Кристева и др. К.Г. Юнг выдвинул фундаментальную идею о наличии архетипов коллективного бессознательного, которые находят свое выражение в культурной символике. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИМВОЛЫ Во все времена религиозные символы отображали абстрактное понятие Бога, который для человека является чем-то непостижимым. Главной задачей многочисленных символов всех мировых религий является видимое изображение Высших Сил при помощи аллегории. Символы религий помогают верующим осознать и глубже понять свою веру, они соединяют осмысленное восприятие веры с эмоциональным. Символ буддизма — Дхармачакра, или Колесо закона . Центр колеса — ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. Восемь спиц — символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми «благородным принципам» Инь и Ян .Этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств.Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее; Ян — белое, мужское, акцент на внешнее. Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. История появления этого символа уходит корнями к одному из предков Александра Македонского, который со своим войском осадил город Байзанта (Константинополь). Жители же его в одну из ночей умудрились дать ему отпор и изгнать из города. Эта их победа совпала с появлением зари. Они сочли это добрым предзнаменованием и приняли символ в виде полумесяца в качестве увековечивания в памяти этого знаменательного события. Один из древнейших сложных мистических символов — пентаграмма. Пентаграмма была отличительным знаком школы Пифагора (около 580—500 года до нашей эры). Они считали, что этот красивый многоугольник обладает многими мистическими свойствами. Например, число лучей этой звезды представлялось пифагорейцами как число любви: 5 = 2 + 3; 2 — первое женское число, 3 — первое мужское число. Именно поэтому пентаграмма являлась символом жизни и здоровья, ей присваивалась способность защищать человека от злых духов. Пентаграмма считалась защитой против зла и колдовства. Символом иудаизма является храмовый светильник — менора. Менора — золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей (семисвечник). Является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Сигил Бафомета — сатанинский сигил, официальный символ Церкви Сатаны. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «Левиафан» . Церковью Сатаны Козёл Мендеса описывается как символ, наиболее близкий к тёмной силе, а «Левиафан», имя которого предоставлено на иврите, является воплощением «дракона бездны» — аналогом древнегреческого символа Уробороса. На первых порах знаком христианства было изображение рыбы. Рыба по старо-гречески — ἰχθύς («ихтис (ихтюс)»), что соответствует аббревиатуре христианского постулата — «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель» ХРИСТИАНСТВО Православный крест. К большой горизонтальной перекладине были пригвождены руки Спасителя Иисуса Христа. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назорей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом с Христом, где конец перекладины, направленный вверх, означает прощёного разбойника, который попал в рай, а конец перекладины, направленный вниз — второго распятого, который попал в ад. В католицизме и протестантизме используется четырёхконечная форма креста с удлинением нижней части. Кроме того, в отличие от православного креста, на нём ступни Христа скрещены и забиты одним гвоздём. Крест-символ указывающий на жертву Иисуса Христа. Постепенно перевернутая пентаграмма стала символом преображения Христа, а также его сошествия в мир (поэтому она направлена лучом вниз). В частности можно вспомнить знаменитую икону Андрея Рублева «Преображение Господне», написанную им в начале XV века, где Христос изображен на фоне хорошо видимой перевернутой пентаграммы. ГРЕЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ Минотавр. В греческой мифологии Минотавр – существо с телом человека и головой и хвостом быка . Он жил в центре лабиринта , построенного по приказу Миноса – правителя острова Крита. Мано фико, иначе называемый фига, – древний итальянский амулет. Существуют примеры его использования римлянами и этрусками. Мано означает «рука», а фико – «фига», что в Италии является нецензурным обозначением женских половых органов. Лабиринт – от греческого labyrinthos. Он был построен на Кноссе легендарным изобретателем Дедалом для царя Миноса, правителя Крита. Лабиринт должен был удерживать Минотавра. Посох Асклепия, или палка Асклепия – старинный греческий символ, связанный с астрологией и лечением больного с помощью медикаментов. Посох Асклепия с обвивающей его змеей служит эмблемой целительства и всеобщего признания бога медицины. Змея, сбрасывающая кожу, символизирует возрождение и плодородие.. Чаша Гигеи приобрела широкую известность как международный символ фармацевтики. В греческой мифологии Гигея была дочерью и помощницей Асклепия, бога медицины и целительства. Классическое изображение символа содержит чашу, наполненную лекарственным зельем, и склонившегося над ней змея мудрости. Горгона – в греческой мифологии женоподобный монстр с острыми клыками, защитное божество из ранних религиозных концепций, чье имя переводится как «ужасная» или «рычащая». Она была настолько сильной, что стоило человеку взглянуть на нее, как он тут же превращался в камень. Ее образ использовался для защиты винных погребов в храмах. . СИМВОЛЫ В ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫМ АТРИБУТОМ СУВЕРЕНИТЕТА, ПОКАЗАТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ ГОСУДАРСТВА. РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО СИМВОЛА МОГУТ ИГРАТЬ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И СКУЛЬПТУРЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ОБЪЕКТЫ, НАПРИМЕР, БЕЛЫЙ ДОМ В ВАШИНГТОНЕ, МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ, КИТАЙСКАЯ СТЕНА, СТАТУЯ СВОБОДЫ В США, КОЛОКОЛ МИРА В ЯПОНИИ И ДР. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ, РАЗЛИЧИЯ И ИЕРАРХИИ (ОРДЕНА, МЕДАЛИ, ТИТУЛЫ, РЕГАЛИИ), ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ, УСЛОВНО- ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ (СОВЕТСКИЕ СЕРП И МОЛОТ, ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ЗВЕЗДЫ, КРЕСТЫ И Т.П.). СИМВОЛЫ В ИСКУССТВЕ Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. СИМВОЛЫ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СИМВОЛЫ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ОСВАИВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПОЛУЧАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВА. CИМВОЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УНИВЕРСАЛЬНУЮ ФОРМУ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В КУЛЬТУРЕ. ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПОНЯТЬ ИМЕННО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ К СИМВОЛИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МИРА. ВСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЕСТЬ СИСТЕМА СИМВОЛОВ. СИМВОЛИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЯЗЫК, МИФ, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, НАУКА. ВЫВОД |