Главная страница

ГЭК История Казахстана. Идеи представителей национальной интеллигенции начала xx века шаг вперед или назад


Скачать 25.65 Kb.
НазваниеИдеи представителей национальной интеллигенции начала xx века шаг вперед или назад
Дата28.02.2021
Размер25.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГЭК История Казахстана.docx
ТипДокументы
#180240



ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ШАГ ВПЕРЕД ИЛИ НАЗАД?



"Идеи представителей национальной интеллигенции начала XX века: шаг вперед или назад?"

Мамедов А.В

Университет КАЗГЮУ имени М.С Нарикбаева

В начале ХХ века Казахстан стал аграрно-колониальным краем Российской империи, где доминировали доокапиталистические производственные отношения. Колонизаторы не только владели значительной частью земли казахского народа и его природных богатств, но и колонизировали казахов духовно: осуществляли систему жестоких мер в направлении лишения народа языка, религии, менталитета. Об этом писал и сам М.Дулатов в статье «Казағым менің, елім менің», написанной в 1907 году. Административная же система, возглавлявшая казахские степи, находилась в руках представителей бай-шонжаров, которые в свою очередь были усилены колониальным аппаратом царского правительства. Социально-экономическое и политическое состояние характеризовались, в основном, обострением аграрных, национальных и в определенной степени классовых проблем. Поэтому, правильно предположить, что аграрно-национально-освободительное движение представителей национальной интеллигенции, вызванное этим обострением, было направлено прежде всего против колонизации, и это был огромный шаг вперед для будущего независимого Казахстана.

Во-первых, лидеры национально-демократической интеллигенции в годы революции стремились занять центральное положение в условиях сложившегося общественно-политического благополучия в империи, в том числе и в Казахстане. Однако, в ходе разъяснения народу своих инициатив и попыток их реализации лидеры национальной интеллигенции столкнулись с критикой и противодействием со стороны политических сил обоих направлений – левого и правого. Политические силы левых рассматривали центральные позиции казахской интеллигенции как переоценку антигосударственной оппозиции. Правые политические силы считали интеллигенцию сторонниками левых и проводниками политики, направленной на расшатывание основ имперского государства. Тем не менее, формированию политических взглядов и вмешательству интеллигенции в общественно-политическую деятельность в определенной степени способствовала Первая Русская революция. В эти годы большинство видных представителей первого потока казахской интеллигенции (А.Букейханов, Х.Досмухамедов, М.Тынышбаев, Ж.Акбаев, Ж.Досмухамедов, Б.Каратаев, М.Дулатов, др.), находясь под влиянием первой русской революции, внимательно и критически относились к происходившему в стране политическому благополучию, а затем пытались решить освободительные вопросы. Одним из первых рассматриваемых вопросов был акт создания политической партии «Қазақ конституциялық», который состоялся в конце 1905г. в Уральске на «пяти областных съездах дегегатов» казахских представителей, таких как А.Букейханов, Ж.Сейдалин, М.Дулатов, Б.Сыртанов и Б.Каратаев. Данная идея была поддержана и Халелем Досмухамедовым, который в то время учился в Петербурге. Руководителем вновь родившейся политической организации единогласно был признан А.Букейханов. С этого времени начался путь ученого-экономиста, публициста, обладателя глубоких общечеловеческих знаний Букейханова Алихана к становлению общенациональным политическим деятелем. Следовательно, в годы Первой русской революции казахская интеллигенция, сплотившаяся вокруг Алихана Букейханова, вовлеченных в политику, в той или иной степени подавала пример партии кадетов, которая в то время находилась в оппозиции царскому правительству. Так, можно с уверенностью сказать,что в 1905-1907 гг. казахская интеллигенция проявила значительную активность в участии в политических кампаниях по реализации выдвинутых кадетами требований реформирования российского общества. Они требовали, в частности, изменения колониального характера управления казахской общиной хотя бы в рамках уездов и волостей.

Во-вторых, деятельность казахской интеллигенции не ограничивалась прямым вмешательством в работу I и II Государственной Думы. Некоторые из их представителей принимали участие и в общественно-политическом движении мусульман России, содействовали качественному выполнению деятельности мусульманской фракции Государственной Думы. В 1908-1912гг. на смену некоторым отдельным деятелям в общественно-политической жизни Казахстана пришли известные группы интеллигенции, знающие насущные проблемы общества, способные определить пути и методы их решения. Так М.Дулатов призывал народ учиться искусству, исповедоваться через мусульманство. Подобные идеи, проповедуемые Дулатовым для пробуждения казахов, были высказаны как Ахметом Байтурсыновым, так и Букейхановым, а затем большинством интеллигенции, начавшей движение «Алаш». Затем появилась газета «Қазақ», которая стала печатным органом будущей партии «Алаш Орда». «Газета Қазақ должна поднять общенародные интересы и служить усилению силы за нацию», - писал Ахмет Байтурсынов. Так, если в 1905 году казахская интеллигенция во главе с Алиханом Букейхановым попыталась создать казахскую национально-либеральную политическую партию кадетского типа, то их эволюция взглядов в 1905-1917годах привела к созданию политической организации «Алаш», преследующей национально-демократические интересы после победы Февральской революции 1917 года. В первой четверти ХХ века в казахском крае были созданы и другие политические партии: Уш жуз, Шура–и–Ислами, Муслимин–и–иттифок, Ерік. Партии кадетов, эсеров не поднимали национальных проблем, были против национальных идей, стремились только к власти, прикрывались общенародными проблемами, не достигли больших результатов. Среди остальных партий, которые сумели поднять национальный интерес, являются Шура–и–Ислами, Муслимин–и–иттифок, которые имели религиозные позиции. Несмотря на то, что партия Уш жуз поднимала национальные вопросы, можно сказать, что она, сломленная в борьбе за власть, перешла в приоритетную сторону. Именно Алаш тогда был партией, которая поднимала проблему истинной нации и добросовестно служила перед нацией.

Однако, за семь-восемь лет после Гражданской войны представители национально-демократической интеллигенции, внесшие значительный вклад в развитие народного хозяйства литературы и искусства просвещения казахстанской науки, деятели, возглавлявшие Алаш и Алашорду, почти полностью были названы «врагами народа» и стали жертвами сталинской административно-командной системы, а их научное наследие было уничтожено. Поэтому мы не можем представить жизнь казахской интеллигенции начала ХХ века без тюрьмы. Но, какие бы они трудности не имели, были верны своим благородным идеям. Доказали свою позицию – единство слова и дела. Жизнь и творчество казахской интеллигенции начала ХХ века едины, они проявили настоящую гражданскую и национальную позицию. Их поэтические таланты также служили нации. Следовательно, идеии казахской интеллигенции начала ХХ века сделала огромный шаг вперед. Все мы в долгу перед ними.

Резюмируя вышесказанное, главная заслуга национальной интеллигенции состояла в том, что она своевременно заметила начало общероссийского этапа развития и занялась поиском способов привести в движение и Казахское общество; для этого она стремилась воспользоваться социальными и политическими свободами, предоставленными первой русской революцией, вывести родной народ из феодально-патриархального ига, освободиться от царского гнета, показать ему пути познания и прогресса, обретения государственной независимости. Интеллигенция дала новое дыхание национальному движению в казахской степи. Как свидетельствует исторический опыт, в периоды социальных резких перемен интеллигенция всегда отличалась активностью, самостоятельной инициативой. Как видим, основными видами общественно–политической деятельности представителей интеллигенции были: развитие политической прессы, совершенствование петиционных движений, созыв всеказахских съездов, участие в мусульманских съездах, вмешательство в думскую деятельность, важнейшей из которых была всюду защита интересов казахского народа.

Список использованной литературы:
Ауанасова, А.М.,  Нурпеисов, Е.К.  (2019). «История автономий на территории Казахстана в 1917-1920 гг. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции «Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы». Омск,  С. 24-28.
Альшанова Б.Х. (2017). Становление казахской интеллигенции и демократической мысли в Казахстане.  «Алаш тағылымы және Тәуелсіздік» атты аймақтық ғылыми-практикалық конференция материалдарының жинағы.  С. 136-141. 
 Койгельдиев, М.К., Аскарова, Г.А. (2017).  От Алаш орды к независимости Казахстана. Вестник КазНПУ.




написать администратору сайта