Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Д. Кантемира

  • Д. И. Фонвизина «Недоросль».

  • выражение негодования или насмешки, вызванных врагами петровской реформы.

  • «К уму своему, или на хулящих учение» .

  • Критон

  • - самораскрытие героя с помощью его монолога.

  • Художественная деталь

  • Образ лирического героя

  • Филарет

  • Идейно-художественное своеобразие сатир Кантемира. ПЗ Кантемир. Идейнохудожественное своеобразие сатир А. Д. Кантемира


    Скачать 25.96 Kb.
    НазваниеИдейнохудожественное своеобразие сатир А. Д. Кантемира
    АнкорИдейно-художественное своеобразие сатир Кантемира
    Дата02.03.2021
    Размер25.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПЗ Кантемир.docx
    ТипДокументы
    #181269

    Ахрамович Валерия

    0203-13, РиА

    Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира

    1. Просветительская направленность жизненного поведения А.Д. Кантемира.

    Просветительство Кантемира – это своеобразный отклик литературы на программу широких преобразовательных начинаний Петра I. В его сатирах отразились : пропаганда пользы науки, борьба с влиянием духовенства, отстаивание практических требований Петра к дворянству. Он активный защитник мер Петра по выведению страны из оков отсталости, боролся за просвещение нации. Немалую роль в формировании просветительских идеалов Кантемира сыграло его пребывание в Европе ориентация его на последние достижения европейской идеологической мысли.

    1. Определение жанра сатиры. Специфика этого жанра в русской поэзии 18 века.

    Сатира (лат. satira), вид комического: беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное.

    Сатиры А. Д. Кантемира открывают новый период в развитии национальной литературы. Притчами Сумарокова была положена основа традиций русской сатирической басни. Журналами Н. И. Новикова и комедиями Д. И. Фонвизина, ознаменовавшими расцвет просветительской сатиры XVIII в., литература утвердила свою роль выразителя передового общественного мнения, независимого от официальных идеологических установок правительства. На страницах сатирических журналов Новикова впервые в литературе зазвучал голос порабощенного трудового крестьянства как гневное обвинение крепостнической системе угнетения. Вершиной художественных завоеваний этой эпохи в области сатиры была комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». В развитии сатиры, как в зеркале, отражалось направление идеологических поисков.

    1. Основная проблематика сатир Кантемира и специфика отражения в них насущных вопросов русской действительности послепетровского времени.

    Кантемир создавал оригинальные произведения, отражавшие картины современной ему действительности. Бичевание общечеловеческих пороков, заклейменных еще античными авторами, принимает у Кантемира характер борьбы с конкретными недостатками русского общества; потому так часто в его стихах встречаются признаки сатиры «на лица», портреты живых современников — епископа Георгия Дашкова, архимандрита Варлаама, фаворита Петра II князя И. Долгорукого и других заслуживающих обличения фигур.

    Содержанием сатир его служит выражение негодования или насмешки, вызванных врагами петровской реформы. Врагов этих было два типа: приверженцы старины, которые не хотели принимать идеи Петра, и бессмысленные последователи новизны, неправильно понимавшие характер преобразования. Кантемир преимущественно вооружается против первых; однако же есть у него злые выходки и против вторых.

    1. Соотношение барочного и классицистического начал в сатирах Кантемира. Лиро-эпический характер сатир, элементы драматизации повествования. Жанровая специфика сатир Кантемира.

    Влияние французского классицизма сливалось в творчестве Кантемира с развитием идей позднего гуманизма в барочной форме, того течения книжной латинствующей поэзии, наиболее ярким представителем которой в России был Симеон Полоцкий.

    Лучшим показателем близости творческих установок Кантемира к эстетике классицизма является форма его сатир. Эталон структурного облика жанра - сатиры Буало.

    Кантемир строит свои сатиры в виде посланий  идеальные возможности для постановки и обсуждения самых различных проблем общественной и литературной жизни. Субъективная окрашенность тона способствует сближению сатиры и с философско-публицистическим трактатом, и с формой полемического критико-литературного очерка. Иногда сатира принимает форму диалога (один из персонажей принимал точку зрения автора). Стихотворная сатира имеет много общего с такими жанрами как комедия и басня. Ее сближает с ними предмет изображения - человеческие недостатки и пороки.

    Стихотворная сатира не могла быть строго отнесена ни к одному из трех литературных родов. Она свободно использовала композиционные формы эпоса, лирики, драмы для подчинения их своей цели  выразить отрицательную оценку изображаемого. Однако преобладание в структуре сатиры лирического или эпического начала сообщало ей в каждом конкретном случае особую стилевую или интонационную окраску. У Кантемира сатира носила лиро-эпический характер.

    1. Композиция первой сатиры. Что связывает отдельные части в единое художественное целое? Роль кольцевой композиции в раскрытии авторского замысла.

    • Двухчастное вступление подчёркивает неразрывную связь в произведении негативного и позитивного, обличительного и поучительного  "осмеивая злонравие, старается исправлять нравы".

    • Основная часть сатиры распадается на три составляющие. В первой части критике подвергаются нравственные пороки общества. Во второй объектом обличения становятся носители социальных. Третья часть состоит из пяти небольших отрывков, где даются сатирические портреты петиметра, дьячка, малограмотного воина, мелкого подьячего, обойдённого чинами и званиями родовитого боярина.

    • Заключение имеет двойственный характер, потому что автор советует Разуму отказаться от борьбы с социальными и нравственными пороками общества, так как быть сатириком опасно, можно "достать хулу злую".

    Кантемир одним из первых русских писателей использовал кольцевую композицию, начав и завершив сатиру обращением к "уму своему". При этом он создал авторский комментарий, который являлся важным содержательным компонентом произведения. Примечания, где истолковывались не совсем ясные образы, сравнения, намёки, по словам автора, "к совершенному понятию" его "намерения служат".

    1. Образная система первой сатиры. Типология героев и критерии деления их на группы. Основные приемы создания сатирического образа: саморазоблачение героя, портретирование, говорящая деталь и т.п. значение образа лирического героя в произведении. Особенности проявления авторского начала.

    «К уму своему, или на хулящих учение» . Система образов сатиры Кантемира относится к распространённому в европейском классицизме типу портретной галереи. В ней есть лишь два положительных героя — Пётр I и образ Ума. Кантемир нарисовал ряд портретов невежд, состоящий из реакционного духовенства и дворянства. Критон- представитель невежественного духовенства, ханжа. Другой враг просвещения - Сильван. Это помещик старого времени. Наука не учит «множить доход и расходы малить», поэтому она не имеет для него практического смысла: «Сколько копеек в рубле, без алгебры счис­лим». Тип невежды - весельчак и гуляка Лука. По его мнению, наука «содружество людей разрушает». Смысл жизни он видит в веселье, в пирах. «Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи?» Щеголь Медор, который представляет молодое поколение, затронутое современным просвещением. Однако он воспринял от современной культуры лишь внешнюю сторону. Во всем остальном он невежествен: портной или сапожник в его представлении более значительны, чем Сенека, Цицерон, Вергилий. Но эти враге не казались Кантемиру опасными. Главная опасность – высшие церковные чины. Их гуманности, человеколюбию вверены судьбы людей. Не менее опасны и те, кто находятся на государственной службе, но ни во что не ставят «гражданские уставы, иль естественный закон, иль народны нравы».

    Впечатляющие сатирические портреты епископа и судьи, нарисованные Кантемиром, благодаря глубокому обобщению, заключенному в них, использованы в обличительных целях.

    Наиболее характерный прием создания образа у Кантемира в этой сатире - самораскрытие героя с помощью его монолога. Давая возможность каждому из своих сатирических персонажей высказаться, автор последовательно вводит портрет за портретом. Поэтому они не повторяли друг друга, что достигалось с помощью их речи, придания ей особой эмоционально-психологической окраски.

    Художественная деталь подчеркивает сатирическую направленность портретной характеристики героя. В образе Критона, ханжи и невежды, связь с церковной средой подчёркивается чётками в руках героя. 

    Образ лирического героя сатиры близок к образу автора, выступает в двух ипостасях: 1) это образованный и умный, но не лишённый слабостей и сомнений дворянин, 2) это человек, чей разум символизирует собой идеальное, должное.  Герой вступает в спор с "умом своим", чтобы подвергнуть анализу собственные идеи и поступки, и приходит к выводу об их явном конфликте с реальностью. 

    Авторский голос открыто звучит в «Предисловии к сатирам» и «Примечаниях», выполняющих функцию литературного конвоя.

    1. Проблематика второй сатиры, ее персонажи и способы создания образов.

    Во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» (1730) Кантемир выясняет вопрос об истинном благородстве, которое видит в гражданских доблестях дворянина.

    Филарет (в переводе - «любящего добродетель») и Евгений (в переводе - «благородного», т. е. в данном случае дворянина). Филарет и Евгений противопоставлены; контрастны словесные портреты потомка и предка, нарисованные Филаретом в беседе с приятелем. В ответ на жалобы Евгения, что он обойден чинами, хотя и принадлежит к знатному роду, Филарет, выражающий в сатире авторский взгляд, напоминает ему, что предки его прославили себя делами в разных областях государственной службы. Евгений ведет праздный образ жизни, озабочен лишь тем, чтобы «сшить кафтан по правилам щегольства и моды». Мысли и чувства героя-повествователя развиваются свободно, рождая неожиданные антитезы и параллели. Возникает особая лирическая интонация, богатая оттенками настроений и чувств. Большую роль в ее создании играют синтаксические приемы: риторические вопросы, обращения, повторы и т. д. « Презрев покой, снес ли ты сам труды военны? Разогнал ли пред собой враги устрашенны? К безопаству общества расширил ли власти Нашей рубеж? Суд судя, забыл ли ты страсти? Облегчил ли тяжкие подати народу?» — с упреком обращается Филарет к Евгению.

    1. Традиционное и новое в языке и стихе Кантемира-сатирика.

    • В своих сатирах Кантемир совершенствует силлабическое стихосложение, но не расстается с ним.

    • Под влиянием работы Тредиаковского он пересматривает свою стихотворную технику, вводя в тринадцатисложный стих обязательную цезуру в середине стиха, что придало большую ритмичность стиху.

    • Кантемир доказывает правомерность существования безрифменных стихов;

    • Кантемир не боится просторечия, он употребляет народные, подчас грубоватые выражения, вводит разговорный язык: он пишет просто, нравоучения его прямо обращаются к адресатам, дидактический пафос очевиден читателю.

    1. Творчество А.Д.Кантемира в оценке В.Г. Белинского.

    Белинский говорит о том, что Кантемир стал одним из самых выдающихся сатириков в истории русской литературы. Он подчеркнул значимость сатир Кантемира «И еще большее и высшее значение имеют его сатиры. Здесь Кантемир является первым писателем, вызванным реформою того Петра Великого, образ и дух которого глубоко впечатлился еще в юношеской душе будущего сатирика.» Белинский считал, что в произведениях Кантемира много оригинальности, ума и остроумия, там есть яркие и верные картины общества того времени, в которых человечно отражается личность автора.


    написать администратору сайта