Главная страница
Навигация по странице:

  • Младший дошкольный возраст. Задачи

  • Рекомендуемая тематика

  • Основные приемы работы

  • Старший дошкольный возраст Задачи

  • 2Методика ознакомления дошкольников с произведениями живописи.

  • Искусствоведческий рассказ

  • 3.Методика ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры.

  • Младшая группа. Ознакомление детей с ДПИ имеет две фазы. Первая фаза – это восприятие

  • дидактические игры

  • Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой. 1. Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой


    Скачать 75.74 Kb.
    Название1. Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой
    Дата23.03.2019
    Размер75.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика ознакомления дошкольников с книжной графикой.docx
    ТипДокументы
    #71305
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1.Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой.

    Изучением восприятия детьми графических образов занимались такие ученые как Казакова Т.Г., Горунович Л.Б., Братская Т.Б., Теплов Б.М.и др. Золотой фонд советской русской книжной графики: Ю. Васнецов, Е. Чарушин,

    Я. Рачов, В Лебедев, В Конашевич.

    Ознакомление дошкольников с произведениями книжной графики начинается в младшем дошкольном возрасте.

    Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических образов, дети выбирают яркие изображения, с возрастом их больше привлекает реализм в изображении. Художественное (эстетическое) восприятие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным возбуждением.  Художественное восприятие - это осмысленное восприятие содержания. В первую очередь мы видим на графической работе предмет, изображение пространства, образ, а не линии, пятна, штрихи. При рассмотрении иллюстрации дети эмоционально воспринимают образ, детям доступны средства выразительности графики, это значит, что они могут соотносить цветовое пятно, линию с характеристикой образа. Иллюстрация является художественным средством, которое помогает более полно воспринимать литературный образ. 

    Восприятие произведений графики - стимул для развития детского творчества, так как дети в своих рисунках пользуются теми же выразительными средствами, что и художники-графики. 

    Младший дошкольный возраст.

    Задачи: знакомить с доступным детскому восприятию видом изобразительного искусства – книжной графикой, содействовать развитию интереса малышей к иллюстрациям, желание рассматривать цветные иллюстрации совместно со взрослыми и самостоятельно; учить узнавать образы: кто, что изображено, что делают герои, цвета, основные и дополнительные детали, связь изображения с текстом.

    Рекомендуемая тематика: иллюстрации к книге «Ладачки-ладки» В. Басалыги, Е Лось, Н. Поплавской; Е. Лось к книгам «Малышок», «Калыханки»; В. Сутеева к сказкам «Кто сказал «Мяу», «Цыпленок и утенок» и др.

    Происходит только процесс листания, отсутствует запоминание, дети не умеют видеть и замечать. Надо учить детей рассматривать иллюстрации. Процесс ознакомления с книжной графикой должен быть специально организован.

    Основные приемы работы: беседа, вопросы, обыгрывание, драматизация, использование музыкальных компонентов.

    При ознакомлении с книжной графикой детей 3-4 лет можно за один раз рассматривать несколько иллюстраций, предусмотреть повторный просмотр иллюстраций. По времени нужно ориентироваться на заинтересованность детей.

    Дети этой возрастной группы могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Поэтому задаются вопросы не только на узнавание образа, но и определение характера героев. Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Учить детей замечать характер героев через цвет, жесты, позу, выражение лица, глаз и т.д. В этом возрасте предлагается рассматривать следующие произведения: иллюстрации Елены Лось к сборнику "Колыбельные", иллюстрации Юрия Васнецова и Е. Рачова, рисунки В. Конашевич к сказкам К.Чуковского и др. Главное условие - конкретность, верность тексту.

    Для детей 5-го года жизни знакомим со средствами художественной выразительности в произведениях книжной графики (цветное пятно, линия, штрих, композиция), учим понимать связь между характером художественного образа и избранными художником средствами выразительности.

    Занятие по ознакомлению детей с книжной графикой целесообразно продолжить в практической деятельности, связать с графическими возможностями детей

    Старший дошкольный возраст

    Задачи: продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности, обращать их внимание на особенности изобразительных материалов, которыми работают художники-графики, стиль художника. Детям старшего дошкольного возраста уже понятны некоторые выразительные средства, с помощью которых художник создает образы в книжной графике. Приемы, которые способствуют восприятию детьми этих выразительных средств следующие:

    - чтение художественных произведений, адекватных по содержанию иллюстрациям, которые дети рассматривают;

    - объяснения, с помощью которых воспитатель учит понимать взаимоотношения героев, их настроение, язык жестов, мимики, движений;

    - вопросы, направленные на выяснения взаимосвязи содержания и средств выразительности, которыми пользовался художник (например, можно было бы нарисовать эту иллюстрацию другими цветами? А что бы тогда произошло?).

    - прием вхождения;

    - игры-инсценировки, мини-представления по сюжету иллюстрации.

    Только в группе в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание иллюстраций; осознавать средства художественной выразительности, понимать своеобразие манеры художника, весь этот опыт и знания проявляются в практической деятельности старшего дошкольника.

    Перед тем как вводить детей в мир книжной графики, стоит рассказать о творчестве одного из художников графиков, затем продемонстрировать иллюстрации. Каждая новая книга рассматривается всесторонне: обложка, заставки, иллюстрации. Однако внимание детей сосредотачивается преимущественно на иллюстрациях: цветовом решении композиции, позах героев, динамике действий, стилевых особенностях, общем настроении изображения.

    Содержание иллюстрации связывается с текстом. Книжная графика широко используется на занятиях по изобразительной деятельности. Например, перед рисованием на темы "Радуга", "Краски лета" полезным будет рассмотреть" разноцветную книгу" С. Маршака, иллюстрированную В. Лебедевым (каждая страница книги выполнена в каком-то одном цвете).
    2Методика ознакомления дошкольников с произведениями живописи.

    Психолого-педагогическим исследованиям в области восприятия дошкольниками произведений живописи посвящены работы авторов Казаковой Т.Г., Горунович Л.Б., Чумичевой Р.М., Комаровой Т.С. и др.

    Задачи: приоткрыть старшим дошкольникам окно в мир большого искусства, учить детей понимать замысел художника, выделять выразительные средства с помощью взрослого. Обратить внимание на разнообразие жанров живописи позволяю следующие произведения:В. Белыницкий-Бируля "Зеленый май": И. Хруцкий «Цветы и фрукты» В. Васнецов "Аленушка" И. Шишкин "Утро в сосновом бору"и др.

    Исследования показывают, что только в старшем дошкольном возрасте дети могут воспринимать живописные произведения, картины, и не только предметно-сюжетный содержание, но и образно-художественный смысл, способны к эстетическому восприятию картины.

    В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым, адекватным, осознанным. Это создает основу для понимания последовательного, планомерного и логического содержания произведения. Заметно меняется образная память и воображение: увеличивается объем сохраненных представлений, они становятся обдуманными, точными, системными.

    Дети достаточно легко усваивают понятие жанров (пейзаж, натюрморт, бытовой, портрет). По данным ученых, дети отдают предпочтение картинам бытового жанра, меньше их привлекают натюрморт и пейзаж. 
    Портрет - самый сложный жанр, для восприятия дошкольниками, что обусловлено особенностями портретного жанра.

    Организация процесса восприятия живописного произведения. Репродукцию желательно оформить в раму, можно повесить на стене на уровне глаз детей, можно разместить на мольберте. Если знакомят детей с произведениями живописи, то говорить надо не только о художественном произведении, но и о работе художника, художественных материалах. Показать, что картины пишут масляными красками на холсте, холст натянут на раму, художник в работе использует мольберт. Дать возможность детям рассмотреть краски (масляные, акварельные, гуашевые, кисточки для масла и акварели).

    Выбор методов обусловлен подготовленностью детей, уровнем их знаний, характером и содержанием художественных произведений. Знакомит с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж и.д.

    Искусствоведческий рассказ должен быть доступным, последовательным, достаточно образным и интересным. Рассказ-образец собственного отношения воспитателя к картине или к автору может применяться только на первом этапе знакомства с живописью.

    Необходимо формировать у детей свое личное отношение к художественным произведениям. И если у них есть определенный опыт, мы используем метод беседы.

    Рассматривая репродукцию картины, дети в какой-то момент должны почувствовать свою сопричастность к тому, что на ней изображено. Воспитатель использует метод «вхождения в картину», создает эффект присутствия.

    При помощи игрового метода у детей развивается внимание, они вовлекаются в поисковую исследовательскую деятельность.

    Можно предложить детям игры-задания: «Найди картину по палитре», «Узнай картину по наброску», «Сложи картину из частей».

    Метод воссоздания ситуаций «до» и «после» дает возможность перемещаться по картине в пространстве и во времени: раздвигать рамки картины, изменять ее колорит в соответствии с изменением настроения картины, изменением времени года, содержания, названия картины. Это развивает воображение, побуждает к экспериментированию.

    Чтобы показать возможности раскрытия образа, темы и идеи художниками, следует рассматривать картины в сравнении.

    Чтобы восприятие было более глубоким, осознанным, запоминающимся, необходимо использовать художественное слово, музыку,

    Но, пожалуй, самое глубокое впечатление оставит демонстрация процесса создания художественного произведения.

    Комплексное использование разнообразных методов и приемов, умелое варьирование их дает возможность ребенку погружаться в знакомый и новый мир красок, цвета, музыки, поэзии. Дети постигают язык искусства, у них формируется эмоционально-личностное отношение к нему, они постепенно учатся уважительно относиться к ценностям культурного наследия. От восприятия красоты и добра ребята становятся богаче духовно, формируются их личностные качества.
    3.Методика ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры.

    Исследования Горунович Л.Б., Косминской В.Б., Погодиной С.В., Халезовой Н.Б. и др. посвящены изучению роли произведений скульптуры в эстетическом воспитании дошкольников.

    Знакомство с произведениями скульптуры начинается в средней группе и продолжается в старшей группе.  Средний дошкольный возраст: формировать представления детей о скульптуре малых форм как виде изобразительного искусства (ее объеме, материале, функции и т.д.); содействовать пониманию характера художественного образа в произведениях изобразительного искусства и его связи с выбранными художником выразительными средствами.

    Старший дошкольный возраст: формировать представления о жанрах скульптуры; расширять представления о скульптуре малых форм, познакомить с монументальной, станковой, декоративной скульптурой (в зависимости от местных условий), ее функциями, спецификой (7-й год); расширять сведения о средствах художественной выразительности.

    Организуя процесс восприятия скульптуры, необходимо специально подбирать произведения мелкой пластики доступные эстетическому восприятию дошкольника:

    Чтобы занятие прошло интересно, знакомство со скульптурой можно провести в форме выставки, Для чего подбирают скульптуры, разные по содержанию или определенной тематики (изображение людей, животного мира). После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

    Во время прогулок или специально организованных экскурсий старших дошкольников знакомят с произведениями парковой или монументальной скульптуры. Ребятам нужно объяснить, в честь каких знаменательных событий воздвигнуты монументальные скульптуры или мемориальные комплексы. Все это способствует нравственному воспитанию детей.

    При ознакомлении дошкольников с выразительными средствами скульптуры значительная роль принадлежит вопросам. Средства художественной выразительности станут более понятны дошкольникам при сравнении скульптуры из разных материалов. Будет кстати и использование игровых приемов.

    В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют ее с помощью сенсорных эталонов формы цвета, фактуры. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества, так как ребенок придумывает рассказы об этих животных.

    Рассказ о том, как скульптор по-разному передает образы животных, помогает детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски, внимательнее рассматривать скульптуру с разных сторон. Педагоги-исследователи считают, что предварительное обследование ребенком скульптуры малых форм должно быть не только зрительным, но и тактильным.

    Можно использовать еще один интересный прием обучения восприятию и передаче характера персонажа в лепке. Предложить детям принять позу какого-нибудь персонажа после слушания текста и рассматривания скульптуры. Подобный прием помогает им лучше понять и увидеть образ. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник.

    4.Методика ознакомления дошкольников с произведениями ДПИ.

    Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. На важность использования ДПИ в дошкольном образовании одна из первых выступила Флерина Е.А.. Данной проблеме посвящены работы и таких ученых как Силивон В.А., Горунович Л.Б., Саккулина Н.П. и др.

    Младший дошкольный возраст: знакомить с доступными детскому восприятию произведению декоративно-прикладного искусства; знакомить с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращать внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму основных частей, деталей, материал, звук (игрушка-свистулька); стимулировать интерес детей к народным игрушкам как разновидности народного декоративно-прикладного искусства, желание играть с ними.

    Средний дошкольный возраст: формировать представления о белорусском декоративно-прикладном искусстве (знакомить с видами, специфическими чертами: традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента); знакомить с назначением различных изделий декоративно-прикладного искусства, композиционными особенностями их декорирования (повтор узора, чередование, ритм, симметрия).

    Старший дошкольный возраст: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с функциями и спецификой, с народным и профессиональным декоративно-прикладным искусством, его видами, со специфическими чертами декоративно-прикладного искусства других народов.

    Младшая группа.

    Ознакомление детей с ДПИ имеет две фазы. Первая фаза – это восприятие, обследование, любование, вторая – действие.

    Для раннего возраста свойственна только первая фаза. На втором этапе задача усложняется. Дальнейшее знакомство нацелено на развитие у детей способностей замечать образ: игрушка веселая, она поет, прыгает, сидит и т д. на каждом этапе необходимо обязательно обыгрывать функциональные возможности игрушки, учить не спеша любоваться игрушкой, играть с ней.

    Как видно процесс ознакомления с народной игрушкой в младшей группе связан с тремя основными моментами: узнаванием игрушки, рассматриванием ее и обязательным обыгрыванием.

    Средняя и старшая группа

    В среднем возрасте содержание и характер восприятия народной игрушки, ее обследование и анализ более глубокий, подробный, продолжительный по времени, сопровождается любованием. Это связано с возросшими возможностями детей, их умением замечать наиболее характерные особенности игрушечного образа. Рассматривание можно организовать двумя способами: от характерного, самого интересного к общему, и, наоборот, от общего к частному.

    Простота формы, выразительность пластического решения игрушки не только вызывает у детей радость, восхищение, но и побуждает их к самостоятельной лепке, творчеству.

    Дети 5 – 6 лет знакомятся с еще одним видом народной пластики – белорусской керамикой. Это разнообразные миски, масленицы, горлачи, збаны и др. Все они имеют характерные для гончарного искусства Беларуси художественные особенности. В процессе исследования и анализа необходимо помочь детям определить их. Сначала рассматривается форма, выявление связи формы и функциональности. Дальнейшее рассматривание связано с анализом декора, которым украшены гончарные формы. Сначала определяются основные элементы. Чаще всего ими являются различные волнистые, прямые, узкие и широкие линии. В заключении определяется основная цветовая гамма.

    Современная декоративная пластика представлена и малыми скульптурными формами. В процессе рассматривания, необходимо помочь воспитанникам увидеть и почувствовать объем, форму, пластику, фактуру материала, другие выразительные средства, которые использовал мастер, чтобы передать жизнерадостный или грустный характер персонажей.

    Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ознакомление детей с разными видами народных промыслов - белорусской народной росписью, вышивкой, ткачеством, а также с русским прикладным искусством – дымковской игрушкой, хохломской, городецкой, жестовской росписью.

    Для знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства рекомендуется проводить дидактические игры ("Найди по описанию", "В чем сходство и в чем отличие", "Сложи узор" и др.).

    Использование произведений ДПИ в декоративной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация) способствует формированию у дошкольников художественно-практических навыков и умений, обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта