Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой. 1. Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой
Скачать 75.74 Kb.
|
5.Приёмы обучения изо деятельности. Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. (В.Б. Косминская). Приемами обучения в дидактике называют отдельные детали, составные части метода (Т.С. Комарова). В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие). Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях. Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут; использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на, данном занятии. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Анализ детских работ как прием обучения. Чтобы знания упрочились, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимы упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод. Упражненияпроводят во всех группах детского сада, однако их содержание и форма меняются в зависимости от возраста. Словесные приемы обучения используются в процессе специально организованной деятельности: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Приемы, которые относятся к эвристическому методу, нацелены на развитие способностей, художественного творчества, личных качеств ребенка: постановка задачи, вопросы проблемного характера, проблемно-творческие задания, проблемные ситуации, размышления, эксперимент, анализ и самоанализ. Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание. Эксперимент. Проводится со старшими дошкольниками. Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат. Выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; от возраста детей и уровня их развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети. 6.Методика руководства рисованием в группах разного возраста. В исследованиях Силивон В.А., Горунович Л.Б., Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С., Косминской В.В, Шайдуровой Н.В. и др. раскрывается роль разнообразных методов обучения в формирования графических навыков у дошкольников, в развитии художественно-образной основы деятельности, в развитии творческих способностей в рисовании. Рисование - это важный и любимый детьми вид изобразительной деятельности. Рисование развивает дошкольника эстетично, умственно и физически. При этом при обучении рисованию решается комплекс задач: изобразительных, технических, воспитательных, развивающих. В дошкольном учреждении используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Обучение осуществляется в процессе специально организованной деятельности. Лучше проводить занятия по подгруппам, которые формируются воспитателем с учетом уровня подготовки и психофизического развития детей. Подготовка к изобразительной деятельности складывается с 3-х взаимосвязанных процессов: - подготовка воспитателя: методическая и практическая (совершенствование умения рисовать); - подготовка детей: предыдущая деятельность (наблюдения, экскурсии, рассмотрение картин, иллюстраций и т.д.), или подготовка материала. - подготовка групповой комнаты. Младший дошкольный возраст. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения. Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д. Методы и приемы: совместное творчество; исследование образца; показ способа действия; наличие элементов проблемного обучения; игровые приемы, наглядность, слово, метод пассивных движений, самостоятельная работа по замыслу. Средний дошкольный возраст. Предметное рисование. В начале года, где предлагаемая тематика рисунков знакома дет, усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы и аккуратной раскраске изображения. Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху— внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Сюжетное рисование. Темы, предлагаемые детям, несложные дом, около, него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядам гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята. В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2—3 предмета, между которыми не будет действенной связи. Декоративное рисование. Дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах — квадрате, круге. Методы и приемы: обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др. Воспитатель при рассматривании предмета, пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. В качестве образца используются игрушки (эстетически оформленные с четким выделением формы каждой части); муляжи; естественные вещи; изделия художников и мастеров; иллюстрации; произведения живописи. Проблемные вопросы, создание проблемных ситуаций делают рисование не только более увлекательным для детей, но и способствуют развитию их представлений, фантазии, умственных действий. Старший дошкольный возраст. Обучение детей старшей группы предметному рисованию направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет, приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Проблемно-творческие задания выступают как основное направление комплексной деятельности старших дошкольников, в центре которой — рисование. Дети 5—6 лет с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. 7.Лепка как вид изо деятельности дошкольника. Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить котбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения. Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого. Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны. Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Для лепки с дошкольниками можно использовать соленое тесто, которое готовит педагог. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.Это могут быть обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками.Поверхность вылепленного изделия обрабатывается влажной тряпочкой. Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Способы и приемы лепки: Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами: Лепка предмета из отдельных частей, Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа. П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание, Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения. 8.Методика руководства лепкой в группах разного возраста. Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован. Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения. Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю. Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки Следующий этап — научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье). В качестве образца для лепки детей 2 — 3 лет используются естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игрушки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизованные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготовленные воспитателем. При исследовании образца особое внимание уделяется эмоциональному его восприятию. Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточно сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассивных движений. В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы. На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5—б человек. Первоначальные занятия проводятся в течение 5—8 мин с каждой подгруппой. Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная 4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу. Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Дальнейшее обучение связано с формированием у детей умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. Они знакомятся с изображением человека и животного. Старший дошкольный возраст. Предметная, сюжетная, декоративная лепка. - совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами; - знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры. В старшей группе больше места занимает коллективная лепка. Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Проблемно-творческие задания. В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский. В старшей группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. На результаты лепки оказывает влияние мотивация, которую создает воспитатель. Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. 9.Аппликация как вид изо деятельности дошкольника. Аппликация— один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается. Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей. В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ: - по содержанию: предметные — вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или силуэтов; сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между собой, составляя тему; декоративные — из геометрических и растительных форм; -по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж. Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика. Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений . |