Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Взгляды Ф. Вольтера

  • 3. Воззрения Т. Джефферсона

  • 4. Идеология Ш. Монтескье

  • 5. Взгляды Д. Дидро

  • идеология. Карпова В.С. Идеология Просвещения. Идеология просвещения характерные черты идеологии Просвещения


    Скачать 30.43 Kb.
    НазваниеИдеология просвещения характерные черты идеологии Просвещения
    Анкоридеология
    Дата01.03.2023
    Размер30.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКарпова В.С. Идеология Просвещения.docx
    ТипДокументы
    #962819

    ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    1. Характерные черты идеологии Просвещения

    Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв.

    1) период между революциями в Англии и во Франции. Идейное зарождение – последняя четв. XVII в. (с 1689 по 1789 гг.);

    2) процесс освобождения от теологических представлений и религиозной концепции мировоззрения и бытия;

    3) эта эпоха была насыщена критическим пафосом. Переосмыслению и переоценке подвергалось все, что относилось к внутреннему и внешнему миру человеческого бытия; критике подвергались феодальные порядки (старый порядок). Эта критика опиралась на теоретические идеи, разработанные просветителями, была нацелена на обновление всех сфер жизни – духовно-религиозной, государственно-политической, социально-экономической. Просвещение стало важным этапом в процессе расставания с феодальным образом жизни;

    4) коренным признаком эпохи стала «мечта по упорядоченности»;

    5) все политические и идеологические течения, возникшие в последующие времена, считали себя либо преемниками просветителей, либо отрицали идеи просвещения;

    6) эпоха буржуазных революций впервые поставила проблему «идеология и революция», «революция и культура», «искусство и революция».

    В то же время, если мыслящая немногочисленная элита европейского общества мыслила категориями просвещения, то большинство пребывало в рамках старых координат ценностей и образа мысли. Это противоречие породило движение за просвещение общества.

    Взгляды просветителей складывались под влиянием новых исторических условий, глубокого всестороннего знания и осмысления действительности, открытий 16-17 вв. Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера, натурфилософии (естествознания) Ньютона. Источником мысли просвещения были идеи античных и современных философов.

    Определение просвещения, данное И. Кантом: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия… несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого… Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» (1784). Просвещение означало переход человечества к состоянию коллективной зрелости, в то же время, просветители сами оценивали эту эпоху как выход человечества из состояния детства (Г.Э. Лессинг).

    Проблема «Просвещения» есть одна из центральных для эпохи буржуазных и буржуазно-демократически революций XVI-XX вв.

    К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

    Помимо салонов, в Западной Европе происходил общий подъем грамотности и образования. Недавние исторические исследования, посвященные некоторым французским городам, выявили, что в середине XVIII в. читать и писать умели 90% представителей нижнего среднего класса, более 50% хорошооплачиваемых ремесленников и около 20% представителей беднейших слоев общества. Для женщин эти цифры значительно ниже, но их грамотность в течение века тоже повышалась. В протестантских странах важными очагами грамотности служили дома местных священнослужителей.

    Ключевые идеи Просвещения:

    1. Идея равенства всех людей не только перед богом, но и перед законом и другими людьми – первый характерный признак эпохи Просвещения. Просвещение видело свою главную задачу в образовании и воспитании. Распространение знаний – гарантия избавления от всех социальных неурядиц и пороков.

    2. Рационализм (победа разума) стал символом века просвещения, 18 век – век разума. Вера в безграничные возможности человеческого разума. Главным критерием всех сторон действительности был разум. Кондорсе считал разум «единственным орудием» познания истины. Рационализм – первенство разума перед верой. Поэтому просветители относились критически к церковным традициям и порядкам оставались «добрыми христианами. Широкое распространение получили идеи деизма (бог – великий механик, а мир – огромный механизм); Распространялись и идеи атеизма. Веротерпимость – отличительная черта большинства просветителей. Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом. Достижения естественных наук – время чудес и загадок миновало, все тайны мироздания раскрыты, вселенная и человечество подчинены логичным и доступным человеческому разуму законам.

    3. Исторический оптимизм: Просвещение – золотой век утопии, уверенность в возможность изменить человека к лучшему.

    4. Естественно-правовая теория (естественное состояние – без угнетения, без деления на сословия, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму). Поэтому в центре внимания просвещения – проблема наилучшего общественного устройства.
    5. Власть воспринималась просветителями как гарант общего блага. Поэтому была сформулирована теория общественного договора Ж.Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762).

    6. Осуждение политической тирании.

    7. Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)

    8. Природа и человек. Преклонение перед совершенством, грандиозностью, красотой, гармонией, целесообразностью природы. Антропоцентризм – фундаментальный принцип мировоззрения. Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы. Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

    9. Принцип нравственности. Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей. В то же время нравственность рассматривалась как самоцель жизни человека и общества. Просветители пытались обосновать светские начала этики, независимые от религиозных оснований. Фундаментальный труд А. Смита «Теория нравственных чувств» (1759).
    2. Взгляды Ф. Вольтера

    Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан. Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания. И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.

    Вольтер не признавал равенства общества. Вольтер утверждал, что не может не быть разделения на богатых и бедных, это недопустимо.

    Лучшая форма правления – это республика.

    Яро выступал против религии, особенно против католицизма.

    Он считал Бога как основателя окружающего мира, который является связующим началом для всего сущего, но в то же время был глубоко убежден, что никакая практика и теория не смогут косвенно доказать ни его наличие, ни его отсутствие.

    Вольтер видел, что необходимость в признании существования Господа Бога с моральной и эстетической точки зрения нужна для того, чтобы, в первую очередь, поддержать в обществе порядок, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности под угрозой божьего наказания.

    В отношении познания мира он выступал за совмещение рационализма и эмпиризма, отдавая предпочтение эмпиризму.

    Философ был на стороне гуманного отношения к простому народу и выступал за уважение его прав.

    Идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем.

    В судебном деле философ выступал за справедливое судопроизводство, в котором обязательно будут участвовать адвокаты. Пытки и жестокие наказания категорически отрицал.

    На религию у Вольтера был свой взгляд. Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковной власти. В многочисленных статьях он критиковал религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершённые христианской церковью. Но Вольтер все же учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа. Ему принадлежат известные слова: «Если бы не было Бога, то его надо было бы выдумать».

    Вольтер требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых церковных судов, которые действовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния, которая должна, по его мнению, производиться органами государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалованье, превращение священников в государственных чиновников.

    Взгляд на собственность у Вольтера также была интересной. Основой справедливого общества Вольтер считал равенство, собственность и свободу. Осуждая социальное неравенство феодального общества, он опирался на идею о том, что люди от природы равны. Но равенство в учении Вольтера не распространяется на собственность: «…невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат». Под свободой Вольтер подразумевал личную свободу (рабство противно природе), свободу слова и печати, свободу совести и свободу труда. Те, кто не обладает собственностью, «будут свободны продавать свой труд тому, кто лучше заплатит. Эта свобода заменит им собственность».

    Частную собственность Вольтер считал необходимым условием благоустроенного общества.
    3. Воззрения Т. Джефферсона

    Выдающимся государственным и политическим деятелем Соединённых Штатов Америки является третий президент страны Томас Джефферсон (1743 – 1826 гг.). Его принято считать основным автором «Декларации независимости» (1776 г.). Томаса Джефферсона относят к наиболее видным сторонникам демократии. Его называют «архитектором» и «отцом демократии».

    Идеи Джефферсона формировались в эпоху Американского Просвещения, последователем ценностей которой он являлся. Самым важным для Джефферсона являлась сила человеческого разума. Здравый смысл и разум он ставил во главу угла, на котором должны основываться правила поведения в обществе и убеждения человека. Все свои действия Джефферсон подвергал суду разума. Наряду с верой в человеческий разум Джефферсон верил в самого человека, поскольку представлял для себя его как позитивное начало. Он верил в лучшие человеческие качества. Он исходил из мысли Аристотеля о том, что человек – социальное существо. Человек создан для жизни в обществе. Свое отношение к человеку Джефферсон выражал в таких словах: «Люди ... склонны жить честно, если им не препятствуют и они располагают возможностями для этого».

    Джефферсон считал, что основным предназначением человека является его способность делать добро окружающим. Самым важным, по его мнению, было моральное начало в человеке. Врожденная моральность – «это ярчайшая драгоценность, которой наделен человеческий характер, и недостаток ее унижает человека более, чем самое страшное физическое

    Все лучшие качества в человеке, согласно позиции Джефферсона, необходимо развивать и культивировать. Сходство Джефферсона с Аристотелем заключается в том, что для них политика и этика – это вещи взаимосвязанные. Джефферсон придерживался одной из основных позиций эпохи Просвещения, которая заключалась в «естественном праве» человека. В этом просматривается сходство взглядов Джефферсона с позицией Локка. Человек – моральное и разумное существо, расположенное к добру, поэтому он действует в соответствии с собственной природой. Согласно «Декларации независимости» все люди созданы равными, обладают неотчуждаемыми правами, правительства обязаны соблюдать и защищать эти права, источником власти правительства является согласие управляемых, а не Божия воля. Важнейшим тезисом документа, согласно Джефферсону, выступает «жизнь, свобода и стремление к счастью». «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».

    Своим предназначением Джефферсон считал борьбу американских колоний за независимость от метрополий и выступал против тирании. Победа в борьбе за независимость не являлась для него конечной целью, он стремился построить в Америке настоящую добродетельную республику.

    В основе концепции демократического правления Джефферсона закладывался «суверенитет народов». Он полагал, что народу можно доверить управление самим собой, не имея при этом хозяина. Основным принципом, заложенным в «праве на самоправление» Джефферсон видел, как в индивидуальной воле человека, так и в общности людей – через волю большинства. Все люди равны в обладании естественным правом, заложенным от природы, быть равными между собой, поэтому легитимным считается «закон большинства».

    Джефферсон придерживался принципа, характерного для эпохи Просвещения – принципа разделения властей, что препятствовало бы увеличению концентрации власти. Он считал, что народ должен самостоятельно контролировать органы власти для предотвращения злоупотреблений с её стороны. По мысли Джефферсона только правительство, находящееся под контролем народа, может считаться хорошим. Также народ обладает правом на восстание, если власть становится тиранической. Кроме того, Джефферсон призывал проводить регулярные выборы. Чем реже проходят выборы, тем благоприятнее почва для возникновения тирании. Джефферсон являлся сторонником республиканского правления.

    Существенное влияние на Джефферсона оказал Томас Пейн. Он также придерживался концепции о естественных гражданских правах человека. Гражданскими Пейн считал те естественные права, которые человек в одиночестве не может сохранить. Гражданская власть помогала человеку сохранить свои «несохраняемые» права, которые не могли быть осуществлены самостоятельно отдельно взятым лицом. Гражданские права обретают пользу, если люди объединяются. Таким образом, правительства формируются благодаря общественному договору.

    Важнейшими для Пейна категориями являлись «народная воля», которая выступала в качестве единственного источника Конституции, и верховенство закона, который являлся для Пейна единственным королём в государстве.

    Оппонентом Пейна и Джефферсона выступал Александр Гамильтон.

    Он был выразителем политических и экономических интересов представителей буржуазии, сторонником необходимости развития в США капитализма и оказывал всяческую поддержку представителям крупного капитала. Для Гамильтона общество являлось площадкой, на которой сталкиваются классовые интересы различных социальных групп. Победителем является тот, у кого больше имущества и денежных средств. Политическая власть завоёвывается, благодаря этим факторам. Социальное неравенство, по мнению Гамильтона, – это норма. Сообщество богатых людей, по его мысли, призвано развивать экономику, укреплять государство и содержать его. Богатые люди должны играть самую важную роль в обществе.
    4. Идеология Ш. Монтескье

    Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье – одна из самых ярких фигур французского Просвещения. Интересы Монтескье были сосредоточены главным образом на социально-политической проблематике. К его основным произведениям относятся «Персидские письма», «О духе законов», «Размышления о причинах величия и падения римлян». Монтескье считают предшественником социологии, так как в своих работах он пытался объяснить политическое устройство общества и его законы исходя из множества объективных факторов.

    Монтескье считал, что как природой, так и общественной жизнью управляют не случай и провидение, а объективные законы. «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у существ сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека». Бог от сотворения мира установил неизменные законы природы и нравственные законы человеческих отношений (естественные законы). Человек так же может сам создавать для себя законы (положительные). В отличие от Гоббса, Монтескье убежден, что отношения справедливости определяются нравственными законами, а не гражданскими, и всегда предшествуют законам, созданным людьми. Однако люди не всегда следуют своим законам, в отличие от физического мира. Причина этого в том, что они по своей природе способны заблуждаться и действовать по собственным побуждениям.

    Следуя естественному стремлению к совместной и мирной жизни, люди объединяются в общество и устанавливают законы, определяющие отношения между народами (международные), между правителями и управляемыми (политические), и между самими гражданами (гражданские). «Эти законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа». Законы должны соответствовать природе и принципу правительства, положению и размеру страны, ее почве и климату, образу жизни народа, религии, обычаям, нравам и др. Совокупность всех этих отношений, регулирующих общественную жизнь, философ назвал духом законов.

    Необходимо, чтобы свойства правительства соответствовали характеру народа, для которого оно установлено, а законы – принципу правления. Монтескье различает три формы правления: республиканское, монархическое и деспотическое. Природа их (кому принадлежит власть) известна. Под принципом же правления понимается некий двигатель государства, заключенный в качествах самих людей. В деспотии – это страх, в монархии – честь, а в республике – добродетель. Добродетель есть любовь к отечеству, к равенству перед законом. Эта любовь требует «постоянного предпочтения общественного блага личному». В гражданине это качество надо воспитывать с детства. Разложение правительства начинается с разложения принципа. Так, республика разлагается, когда равенство перед законом вырождается в ложное равенство, когда «командуют все и никто не подчиняется». Свобода, заключенная в праве делать все, что позволено законами, подменяется здесь произволом.

    Монтескье не строил проект идеального государства, а стремился выявить те условия, которые бы обеспечили лучшее существование уже имеющихся типов государств. Сам он был сторонником правового государства, основанного на разделении властей. Главной идеей работ философа является требование разумного устройства общества, основанного на хороших законах. Причем эти законы должны соблюдаться всегда и всеми гражданами, иначе «если законы перестают соблюдаться в народном государстве, то оно уже погибло».

    Таким образом, Монтескье внес существенный вклад в философское осмысление проблемы общественного устройства, выдвинул свои принципы создания разумных законов, а, следовательно, разумного общества. В этих принципах, как показала история, немало рациональных и оправдавших себя идей.
    5. Взгляды Д. Дидро

    Дидро Дени (1713 - 1784) — великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии». За свои радикальные взгляды подвергался репрессиям.

    Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения.

    Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Поскольку природные явления имеют между собой неразрывную связь, то грани живая-неживая материя нет: они взаимно превращаются друг в друга.

    Философ Дени Дидро отстаивал диалектическое понимание мира. Оно состояло в том, что эволюция живых существ обусловлена условиями существования и изменением видов.  Он считал, что некоторые формы находятся в состоянии постоянного изменения.

    Различал скрытую и инертные формы чувствительности неорганической природы и деятельную чувствительность органической природы.

    Дидро считал, что источником познания человека являются ощущения, возникающие в результате влияния явлений природы, предметов на органы чувств.

    Он был атеистом. Поэтому отрицал существование Бога, критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души.  В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов.

    Рассматривая политическую организацию общества, Дидро указывал, что она возникает из законодательства и общественных идей.  Только просвещенный государь может разумно обустроить общество.

    Дени Дидро является крупным теоретиком литературы и эстетики, а также автором художественных произведений. В них автор отстаивал реалистическое направление.

    Основные труды — «Мысли к объяснению природы», «Племянник Рамо», «Разговор Даламбера и Дидро», «Элементы физиологии», «Сон Даламбера» и «Философские основания материи и движения».




    написать администратору сайта