Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Карл Маркс. Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса

  • 8. Список использованной литературы

  • РефератСРС Идеи известных социологов -теретиков -К.Маркса, Э Д. Идет известных социологов теретиков к маркса, э дюргейма, М. Вебера, Г. Зиммеля


    Скачать 39.66 Kb.
    НазваниеИдет известных социологов теретиков к маркса, э дюргейма, М. Вебера, Г. Зиммеля
    Дата08.10.2022
    Размер39.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРефератСРС Идеи известных социологов -теретиков -К.Маркса, Э Д.docx
    ТипРеферат
    #721476

    РЕФЕРАТ

    Тема: "Идет известных социологов –теретиков –К.маркса , Э Дюргейма, М.Вебера , Г.Зиммеля "

    Подготовил: Студент

    Группы ДВТ-202С

    Оспанова Адиль Нурлыбекович

    Содержание:

    1. Введение

    3. Этапы развития социологических теорий

    4. Характеристика основных причинно-следственных связей в социальном опыте

    5. Определение символического интеракционизма

    6. Теория ролей

    7. Заключение

    8. Список использованной литературы

    1. Введение

    По своей структуре социология является очень сложным явление, где все части тесно друг с другом связаны и зависят друг от друга . Неполадки и любые изменения в одном элементе непременно влекут за собой изменения во всей остальной системе. Как классическим, так и современным социологами принято выделять несколько элементов социологии.

    Все идеи социологической науки формируется в рамка классических социологических теориях. Изначально они я влялись обоснованием социологии как науки, и в дальнейшем пользуются спросом в качестве основы для формирования и обоснования новых идей. Классическая социология –это тот идеал, на который ориентируется другие исследователи. Нельзя сказать, что новые идеи социологические теории полностью следствие классических, но все же идеи многих классиков оказали особое воздействие на формирование новой социологической вехи

    2. Карл Маркс.

    Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса (1818—1883). Вклад К. Маркса в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях. Во-первых, К. Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.

    Современные социологи изучают особенности социальных структур, типичных для каждой из социально-экономических формаций, характерные особенности их культуры и поведения отдельных индивидов в условиях разных формаций.

    К. Маркс стал также основоположником современной теории конфликтов. Рассматривая классовый конфликт между пролетариатом и буржуазией, Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных взаимодействий. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами. Современные теории конфликтов отражают идеи, выдвинутые Марксом.

    К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации общества посредством выделения слоев, классов по степени богатства и характеру его присвоения. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.

    Таким образом, Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

    3. Социология  Э. Дюркгейма 

     Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

         Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма  стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, не сводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

         Качественная  специфика общества обнаруживается более отчетливо в его не сводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.

         Объясняя не сводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

         Примат, превосходство общества над индивидом  обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы  и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки. Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов». 

    4. Макс  Вебер

    Как и Маркса, Макса Вебера (1864—1920) трудно назвать  просто “социологом” — его интересы и идеи охватывают многие дисциплины. Он родился в Германии, там прошла вся его академическая карьера. Вебер был подвержен депрессиям и не мог посвятить себя классической карьере университетского преподавателя, однако он располагал некоторыми личными средствами, что дало ему возможность посвятить себя научной работе. Он был человеком широчайшей образованности. Труды Вебера охватывают различные области не только социологии, но также экономики, права, философии и сравнительной истории, и значительная часть его работ посвящена развитию современного капитализма. Испытав безусловное влияние работ Маркса, он весьма критически отнесся к некоторым из его основных идей, Вебер отвергал материалистическую концепцию истории и полагал классовые конфликты имеющими меньшее значение, чем считал Маркс. С точки зрения Вебера, для социальных изменений идеи и ценности имеют не меньшее значение, чем экономические условия.

      Ряд важнейших  работ Вебера посвящен анализу  отличий культуры Запада от  других культур и обществ. Его  перу принадлежат обширные исследования  традиционной Китайской империи, Индии и Ближнего Востока3), которые являются значительным вкладом в социологию религии. Сопоставляя ведущие религиозные системы Китая и Индии с религиями Запада, Вебер приходит к выводу, что на развитие капитализма сильное влияние оказали некоторые определенные аспекты христианства (см. главу 14, “Религия”).

     Одной из наиболее постоянных тем в  работах Вебера является исследование бюрократии.Бюрократия  это  крупномасштабная организация, подразделяющаяся  на ведомства или службы и  состоящая из чиновников различных рангов. Крупные промышленные фирмы, правительственные организации, больницы и школы могут служить примерами бюрократий. Вебер считал, что расцвет бюрократии — неизбежная черта нашей эпохи. Бюрократия делает возможной эффективную работу крупномасштабных организаций, но создает проблемы эффективному демократическому участию масс в жизни современных обществ. Бюрократия предполагает правление экспертов, чьи решения принимаются без каких-либо консультаций с теми, кого эти решения затронут.

     Вебер внес значительный вклад во многие другие области, например, в исследования развития городов, правовых систем, типов экономики и природы классов. Немало писал он и о всеобщем характере самой социологии. В вопросах о том, является ли социология наукой, Вебер был более осторожен, чем Дюркгейм или Маркс. Согласно его мнению, неверно думать, будто мы можем изучать жизнь людей, используя те же процедуры, что и применяемые в исследованиях физического мира. Люди — существа мыслящие и рассуждающие; мы наделяем смыслом И значением большую часть того, что мы делаем, и всякая дисциплина, имеющая дело с человеческим поведением, должна это учитывать.



    8. Список использованной литературы

    1.Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А.  Социология : учебник для студентов гуманитарных вузов. – Алматы: Lem, 2014.-380с.

    2. Әбдірайымова Г.С. «Жастар социологиясы»: оқу құралы. 2-басылым. – Алматы: «Қазақ университеті», 2012. – 224с.

    3.  Социология . Основы общей  теории : учебник» / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 с.

    4. Забирова А.Т. Практическая  социология : учеб.пособие- Алматы. Эверо, 2014

    5. Д.Ритцер, Д.Степницки. Әлеуметтану теориясы. Астана,2018

    6. С.Ортега, Д.Бринкерхоф. Әлеуметтану негіздері, Астана 2018


    написать администратору сайта