Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Аристотель о различных формах государства. Учение Аристотеля о государстве.

  • 32. Проблема человеческого существования в философии экзистенциализма

  • 33. Метод дискуссий у Сократа. Сократ о принципах морали.

  • 34. Диалектический и исторический материализм К. Маркса Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.

  • Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации .

  • Диалектический материализм.

  • Философия. Ответы на билеты. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы


    Скачать 265.5 Kb.
    НазваниеИдея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы
    АнкорФилософия. Ответы на билеты.doc
    Дата22.04.2017
    Размер265.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия. Ответы на билеты.doc
    ТипДокументы
    #5169
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Образ сверхчеловека остался у Ницше неопределенным до конца, а потому каждый может продлить диалог с Ницше и предложить свой вариант прочтения работ немецкого безумца - таково требование самого Ницше.

    31. Аристотель о различных формах государства.

    Учение Аристотеля о государстве.

    7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

    • монархия;

    • тирания;

    • аристократия;

    • крайняя олигархия;

    • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

    • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

    Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

    Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

    32. Проблема человеческого существования в философии экзистенциализма

    Экзистенциализм - философия существования. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

    Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

    Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

    Экзистенциализм объявлял предметом философии - бытие. "Современная философия, как и в прошлые времена занята бытием"- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

    Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: "существо есть то, что никогда не становится объектом", ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

    Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете - это страх перед смертью.

    Для Сартра все вещи, кроме человека, есть "бытие в себе", а человеческое существование есть "бытие для себя" или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ни что, то для философии человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит, бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх - "человек есть его страх".

    Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в "пограничных ситуациях" - страдание, борьба, смерть.

    Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.

    Однако, свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. "Человек осужден быть свободным", свобода есть мучительная необходимость.

    Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

    Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.
    33. Метод дискуссий у Сократа. Сократ о принципах морали.

    В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой связи он ставит весьма "понятный" вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Так, для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность, по Сократу, - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. 

    Добродетели, т.е. познания того, что есть благо, могут, по Сократу, достичь лишь "благородные люди". "Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания". В этом рассуждении четко проявляется классовый характер религиозно-этического учения Сократа. Добродетель, равно как и знания, согласно Сократу, является привилегией "неработающих". 

    Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели, равно как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными.

    34. Диалектический и исторический материализм К. Маркса

     Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.

    Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

    Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.

    Суть исторического материализма в следующем:

    на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

    производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

    Диалектический материализм.

    В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

    основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

    сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

    материя находится в постоянном движении и развитии;

    Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

     важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

    развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.


    [

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта