Главная страница
Навигация по странице:

  • Эклектика

  • ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ

  • Категории диалектики.

  • В современной диалектике к базовым категориям относят

  • Случайность

  • Свобода

  • Закон

  • 1)частные и специфические

  • 3)всеобщий или универсальный з-н

  • характером предсказаний

  • Законы диалектики

  • Антагонистические и неантагонистические

  • Неантагонистические

  • Внутренние

  • Основные

  • Философия. 10 Тема по Философии. Идея развития в философии. Диалектика и ее альтернативы


    Скачать 28.3 Kb.
    НазваниеИдея развития в философии. Диалектика и ее альтернативы
    АнкорФилософия
    Дата28.09.2021
    Размер28.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла10 Тема по Философии.docx
    ТипЗакон
    #238446

    ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ.

    Учение об изменении развития всех явлений и процессов в окр.мире называется диалектикой. Однако диалектический подход к рассмотрению окр.мира имеет своих противников, поэтому и говорят об альтернативах диалектики: метафизика, эклектика, схоластика, софистика, догматизм.

    На протяжении многих веков в философии боролись 2 способа мышления, 2 подхода к пониманию и объяснению мира: диалектика и метафизика.

    Метафизика- это противоположный диалектике метод познания и понимания, рассматривающий мир как застывший и не имеющий внутреннего источника развития, а так же она сводит все сложные процессы развития и саморазвития к простейшим, к законам механики.

    Эклектика- метод познания, который основывается на совокупности разнородных по сути знаний.

    Универсальное свойство материи-это ее детерминированность(обусловленность).

    Детерминизм- это концепция устройства мира и принцип мышления, который основывается на принципах всеобщей причинности и строгой закономерности.

    Он включает в себя парные категории диалектики: причина-следствие, возможность-действительность, случайность-необходимость. Необходимо различать детерминизм Нового времени( Спиноза, Декарт, Ньютон), который искал всякую случайность, а базировался на однозначной причинности и необходимости. Современный детерминизм допускает вероятность случайности, что ведёт к статистическому характеру детерминизма. Из него вытекает современная концепция самоорганизации бытия- синергетика (открытые и закрытые системы) (Пригожин и Хакен).

    Закон-это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями, событиями, предметами.

     По механизму действия различают динамич-е и статист-е законы. Динамические законы характеризуют поведение отдельных изолированных объектов, повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер - законы классич.механики.

    Статистич.закономерности имеют форму всего лишь тенденции и проявляются в большом массиве явлений и носят вероятностный характер или закон средних величин ( законы квантовой механики, законы общества).

    ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ

    (лат. determinare — определять и in — отрицание) — противоположные точки зрения на характер взаимосвязи явлений во времени.

    ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять и in — отрицание) — противоположные точки зрения на характер взаимосвязи явлений во времени. Детерминизм признает всеобщую закономерную связь между явлениями, т. с. считает, что любое явление связано с другими явлениями, имевшими место в прошлом, и обусловлено ими. Индетерминизм отвергает какую-либо связь между явлениями во времени. По мнению индетерминистов, в мире нет никакого порядка, в нем господствует хаос. Отсюда логически следует вывод о том, что человек может действовать по своему усмотрению, что его действия никак причинно не обусловлены(Волюнтаризм). Философы, стоящие на точке зрения детерминизма, по-разному понимают, однако, характер тех сил или процессов, которые осуществляют связи между явлениями. По мнению тех, кто придерживается религиозной концепции божественного провидения(Фатализм),закономерная связь всех явлений во времени устанавливается либо богом, либо судьбой. Материалисты же утверждают, что связи между явлениями обусловлены материальными процессами. Любое состояние материальной системы закономерно определяется ее состоянием в предшествующий момент и теми материальными взаимодействиями, которые осуществляются как между элементами системы, так и между этой системой и окружающей ее средой. При этом закономерные связи во времени между состояниями материальных систем могут быть как динамическими (однозначными), так и статистическими (вероятностными). Классическая физика признавала только однозначную закономерную связь между состояниями материальных систем: за данным состоянием всегда следует только одно, строго определенное состояние. Исходя из уровня развития науки своего времени, французский ученый Лаплас сформулировал принцип, согласно к-рому в мире существует только однозначная динамическая связь состояний, и эта связь подчиняется законам классической механики, носит внешний, механический характер (Механицизм). Развитие современной физики, прежде всего квантовой механики, вынудило отказаться от лапласовского детерминизма при описании микроявлений. Оказалось, что между микрочастицами действует вероятностная (статистическая) связь, т. е. за данным состоянием системы могут следовать не строго определенные, а самые различные состояния, причем вероятность (степень возможности) появления нового состояния определяется статистическими закономерностями. Однако вопреки утверждениям философов-идеалистов этот факт не означает торжества индетерминизма и не опровергает материализма, ибо связь между различными состояниями квантовых систем определяется материальными взаимодействиями и носит закономерный характер.

    Категории диалектики.

    Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

    Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

    В современной диалектике к базовым категориям относят:

    • Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    • Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    • Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    • Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    • Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    • Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

    Понятие закона в философии. Группы законов.

    Закон-это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями, событиями, предметами.



    • Закон представляет собой наиболее общие, существенные объективные связи и отношение м/у предметами и явлениями; но не всякая связь выступает как закон. Для закона характерно: существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь и взаимная обусловленность. Закон выражает такую связь, которая при наличии известных условий определяет характер развития. Все законы носят в своей основе объективный характер и их можно разделить на три группы:

    • 1)частные и специфические(частно-научные) законы(отражают связь определённых частей, сто­рон и особенности реальной действительности).

    • 2)общие или общенаучные за­коны действия( распространяются либо на всю природу либо на все общест­венные явления. Для мышления присущи такие общие з-ы как з-н тож­дества, з-н противоречия, з-н достаточного основания и з-н исклю­чённого третьего, который изучает формальная и математическая логика);

    • 3)всеобщий или универсальный з-н(относятся з-ы диалектики). З-ы диалектики действуют везде , охватывают все стороны мира, распространяются на природу общества и мышления и имеют всеобщее познавательное и методологическое значение. Диалектика разрабатывает не только законы бытия, но и законы познания, поэтому Д. – это не только учение о законах развития бытия, но это теория познания и логика одновременно, т.е. учение о законах в форме мышления. Среди всебщих законов Д. Принято выделять три основных з-а: 1.З-н перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.З-н двойного отрицания.

    Статистические и динамические закономерности


    • Статистические и динамические законы являются двумя основными формами закономерной связи явлений. Они различаются, прежде всего, характером предсказаний, которые следуют из них.

    • Предсказания статистических законов имеют вероятностный характер,который обусловлен действием множества случайных факторов внутри статистических коллективов, или массовых, повторяющихся событий (например, большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах). Статистические законы возникают как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих статистический коллектив, и характеризуют не столько поведение отдельных его элементов, сколько коллектива в целом. Поэтому регулярность и повторяемость, проявляющиеся в статистических законах, возникают вследствие взаимной компенсации действия различных случайных факторов.

    • В динамических законах, характеризующих поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов, предсказания являются однозначными и достоверными. Так, в классической механике, если известен закон движения системы и заданы начальные координаты и скорость, можно точно определить ее координаты и скорость в любой другой момент времени. Распространение динамических законов механики за рамки области действительного их применения связано с концепцией механического детерминизма, сторонники которой рассматривали Вселенную как огромную механическую систему и экстраполировали законы механики Ньютона на все явления и процессы природы. Как писал французский математик и астроном П. С. Лаплас, ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движением легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как прошедшее, предстало бы перед его взором. В этой концепции, получившей название "лапласовского детерминизма", нет места случайности, все в ней предопределено строгими динамическими законами механики.

    • Однако такая концепция пришла в противоречие с результатами исследований не только в биологии и социологии, но и в статистической механике и других разделах классической физики. Окончательный отказ от лапласовского детерминизма в физике произошел после открытия вероятностного характера законов движения мельчайших частиц материи. Современная квантовая физика показала, что движение микрообъектов можно описать только вероятностно-статистическими методами. Вероятностный характер предсказаний статистических законов объясняется взаимодействием большого количества объектов, составляющих статистический ансамбль. Поэтому предсказания таких законов относятся не к отдельным объектам статистического ансамбля, а ко всему ансамблю в целом. Судить же о движении или поведении отдельного объекта можно лишь с той или иной степенью вероятности. Следовательно, статистические законы служат для исследования таких систем, в которых взаимодействует большое число объектов, событий и явлений, поведение которых имеет случайный характер. Поэтому статистические законы нередко рассматривают как законы, характеризующие поведение большого числа массовых случайных или повторяющихся событий, причем под событием подразумевают любой объект или элемент статистического ансамбля.

    • В процессе научного познания исторически первыми стали изучаться универсальные законы, поскольку они обеспечивают достоверные предсказания. Во многом широкое признание такие законы получили в силу господства механистического мировоззрения.

    • Динамические, или строго детерминистические, законы дают точные предсказания в тех областях, где можно абстрагироваться от сложного характера взаимодействия между объектами, отвлекаться от случайностей и тем самым значительно упрощать действительность, но такое упрощение возможно лишь при изучении простейших форм движения материи. В сложных системах, состоящих из большого числа элементов, индивидуальное поведение которых трудно поддается описанию либо просто невозможно, действуют статистические законы, дающие вероятностные предсказания. Поэтому статистические и динамические законы не исключают, а дополняют друг друга.

    Законы диалектики

    1.     закон единства и борьбы противоположностей;

    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

    Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

    .

    “Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

    Различают виды противоречий:

    1) Антагонистические и неантагонистические.

     Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

     Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

    2)Внутренние и внешние.

     Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

    Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

          3.  Основные и неосновные.

    Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

    Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

    Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе  взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

    2)закон перехода количественных изменений в качественные и  обратно

    Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

    Качество –

    1.свойство предмета -  такие  черты и особенности предмета, которые       характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

    2.структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

    3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

    4. место предмета, т.е. является  он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

    Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их  проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

    Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным  количественным изменениям. Данный закон показывает механизм  развития предмета.

    3)закон отрицания отрицания

    Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом  результат данного процесса  составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

    Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

    Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое  и вместе с тем  включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон  носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).



    написать администратору сайта