Главная страница

СРС № 1 Тема Идеи одного из известных социологов-теоретиков – К.. Идея социологатеоретика э. Дюркгейма


Скачать 49.25 Kb.
НазваниеИдея социологатеоретика э. Дюркгейма
Дата08.03.2022
Размер49.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРС № 1 Тема Идеи одного из известных социологов-теоретиков – К..docx
ТипДоклад
#386577
страница3 из 3
1   2   3
Заключение
Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как нау­ки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутст­вует в самых различных отраслях гуманитарного знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследо­ваний в области политологии, экономики и психологии. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологи­ческой школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтоло­гических обоснований социально-политических процессов в обществе. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обла­дает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипули­рованию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожно­го и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социаль­ные процессы.
В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в об­ществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. «Между Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. - Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу - Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически».
Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обще­стве .
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия как в социологии, так и политологии (в рамках политической этики) считается дюркгеймовской традицией.
Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормаль­ный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желае­мое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органичес­кой» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.
Известно, что разделение труда не только порождает социальную соли­дарность; оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятель­ство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою, во всяком случае, не меньше ос­нования, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универ­сальное явление, чем социальный конфликт.
Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, соци­альный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как пра­ктическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нрав­ственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нрав­ственные ценности и устремления общества.
 Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда ре­гулируется некоторым набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.
Существенная роль в учении Э. Дюркгейма отведена изучению проблем социализма. Основная задача рассматриваемого Дюркгеймом социализма сводится к организации, а не к классовой борьбе. Его цель – создание профессиональных групп, а не изменение характера собственности
Дюркгейм, подобно французским контрреволюционерам первой половины 19 века, охотно рассуждает о кризисе современных обществ, вызываемом непосредственным столкновением отдельных индивидов со всемогущим государством. Он также стремится вновь внести посредника между индивидом и государством. Он стремится делать общество более органическим, избегая одновременного тотального государства и разобщения и беспомощности индивидов.Парламентские институты, выборы, партии представляют, по его мнению, внешнюю сторону общественной жизни.
В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. На­учное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодо­творным для развития как социологического, так и политологического знания.
1   2   3


написать администратору сайта