Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • ДЮРКГЕЙМ И ЕГО ВРЕМЯ

  • Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции

  • СРС № 1 Тема Идеи одного из известных социологов-теоретиков – К.. Идея социологатеоретика э. Дюркгейма


    Скачать 49.25 Kb.
    НазваниеИдея социологатеоретика э. Дюркгейма
    Дата08.03.2022
    Размер49.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС № 1 Тема Идеи одного из известных социологов-теоретиков – К..docx
    ТипДоклад
    #386577
    страница1 из 3
      1   2   3

    «Университет Алихана Бокейханова»

    Доклад
    На тему:
    Идея социолога-теоретика –Э.Дюркгейма.

    Выполнила:студентка группы
    ЮР-102 Гусейнова М.
    Проверила:Пашенцева Э.А.


    Содержание:
    1.Ведение
    2.Биография
    3.
    Основные этапы жизненного пути
    4.Интеллектуальные истоки воззрений Э. Дюркгейма
    5.
    Теоретические аспекты политических идей в дюркгеймовской социологии К. Маркса и Э.Дюркгейма
    6.
    Социально-политическая позиция Э.Дюркгейма
    7.Социализм Дюркгейма. Сходство и различие идеологических платформ
    8.В поискахсоциальной солидарности: оттеории разделения труда к теории религии
    9.Заключение




    Введение
    Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале во Франции в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили раввинами. Сам Эмиль начал учиться в раввинской школе, но в довольно раннем возрасте отказался следовать семейной традиции и перешел в другую школу. Его дальнейшая жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии во многом определялся социальными факторами. Тем не менее социолог поддерживал связи как со своей семьей, так и с еврейской общиной. Многие соавторы и ученики исследователя происходили именно из этой среды, а некоторые состояли в семейных отношениях с Дюркгеймом. Знаменитый социантрополог Марсель Мосс был племянником Дюркгейма.      
    Несмотря на быстрое развитие, Дюркгейм стал учеником Высшей нормальной школы только с третьей попытки, в 1879 году. Как оказалось, курс Дюркгейма стал одним из самых талантливых в XIX веке. Многие из его товарищей, включая Жана Жореса и Анри Бергсона, впоследствии заняли центральное место во французской интеллектуальной среде. Руководителем университета Дюркгейма был Ньюма-Дени Фюстель де Куланж, историк и сторонник методологии социальных наук. Написанная на латыни диссертация Дюркгейма была посвящена творчеству Монтескье. Еще в студенческие годы Дюркгейм познакомился с исследованиями Огюста Конта и Герберта Спенсера, благодаря которым у него появился интерес к научным методам изучения общества. Однако французская система образования в то время не предлагала никаких курсов по общественным наукам. Гуманитарный подход не интересовал Дюркгейма, который переключил свое внимание с психологии и философии на этику, а затем и на социологию. В 1882 году, будучи предпоследним учеником в классе, Дюркгейм сдал экзамены и получил право преподавать.       
    ДЮРКГЕЙМ И ЕГО ВРЕМЯ
    Основные этапы жизненного пути

    Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.

    Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви­на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред­ков, обучая древнееврейскому языку - Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продол­жить семейную традицию. Био­графы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это ре­шение оказала его школьная учи­тельница, католических воззрений. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более об­щих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) ев­рейской общины и развития асси­миляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ос­лаблением религиозной нетерпи­мости и процессами секуляри­зации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нрав­ственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.
    В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормаль­ную школу в Париже, где одновременно с ним учились знаме­нитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отно­шения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на фор­мирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрело­стью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозва­ли его «метафизиком».
    Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях, одновременно изучая социологическую литературу и сотрудничая в качестве рецензента в философских журналах. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с со­стоянием исследований и преподавания философии, социальных наук и этики. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии.
    В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же, в 1896 г. он возглавил первую во Франции кафедру педагогики и социальной науки.
    С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологи­ческий ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получив­шую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
    С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекцион­ных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользова­лись большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
    Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных ре­форм, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал ре­формистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной со­циальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился прими­рить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
    Будучи человеком долга, прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гра­жданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных пред­метов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказа­лось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Вто­рой Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторон­ников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость на­ционального согласия на республиканских, светских и рационалистичес­ких принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.
    Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социоло­гической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой со­циологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий моло­дой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 нояб­ря 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
    Интеллектуальные истоки воззрений Э.Дюркгейма

    Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить, прежде всего, трех его соотечественников: Де­карта, Монтескье и Руссо.
    Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой поло­жил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивитель­ным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба тру­да объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склон­ностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».
    Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он об­наружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социаль­ной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рациональ­ного объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
    Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии сле­дует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформули­ровал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в опреде­ленном смысле все основные идеи контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществле­нию программы создания социальной науки.
    Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социоло­гии и  связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдох­новлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулиро­вал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
    Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социо­логию Конта и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явле­ний. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эво­люционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следо­вательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всю­ду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате» .
    Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, пре­жде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.
    Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с пред­ставлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.
    Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли государст­ва в установлении социальной справедливости, введение светского воспи­тания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.
    Но меньшее влияние на французское общество конца XIX - начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и истори­ков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться нее социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все науч­ное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в сто­роне от этого влияния.
    Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неодно­значным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с кон­цепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в част­ности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской сто­роне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность ис­пользовать «элементарные формы» как модель для изучения форм разви­тых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, так­же строившего свою социологию на большом этнографическом материале.
    Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители, так или иначе, обращались к марксизму, стано­вясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что со­циальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социо­логия как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая ло­гическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами». В свою очередь социализм не связан нераз­рывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом науч­ного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.
    В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна масса, но состоит из дифференци­рованных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и послед­ние между собой».
    Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он, считая, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социа­лизм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономи­ческих функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил» .
    Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологи­ческих интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влия­ние биоорганической шкоды, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюрк­гейм высоко ценил работы Шеффле, особенно его известный труд «Строе­ние и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества живот­ных» Дюркгейм считал «первой главой социологии». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллек­тивное сознание». 
    Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, слезет указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Выс­шей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выво­дить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специ­фической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.
    Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели раз­личение Фюстелем де Куланжем истории событии и истории институтов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социаль­ных институтов, по существу, исследований в области исторической социо­логии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную че­стность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. «Патриотизм - добродетель, а история -наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анали­за» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого. 
    Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пере­сечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мы­слителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схе­матичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.
    Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции  

    Итак, мы изучили биографию социолога и записали названия его работ. Теперь мы рассмотрим идеологические и теоретические предпосылки и философские основы социологии Дюркгейма, а также его теории, идеи и концепции. 

    Итак, в студенческие годы Дюркгейм находился под влиянием двух неокантианцев, Шарля Ренувье и Эмиля Бутру. Дюркгейм позаимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к изучению морали, антиутилитарность и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма оказал влияние Нума-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода.  

    В качестве одного из фундаментальных факторов влияния Дюркгейм воспринимал социологический позитивизм Огюста Конта, который искал способы применения метода естественных наук в областях знаний, связанных с обществом. Согласно Конту, настоящая социальная наука должна сосредоточиться на изучении фактов и индуктивном выводе научных законов, основанных на взаимосвязях между этими фактами. Дюркгейм разделял взгляды позитивистов по многим вопросам. Во-первых, он также рассматривал факты как основу социальных исследований. Во-вторых, он, как и Конт, считал научный метод единственным ключом к получению объективных знаний об обществе. В-третьих, он, как и Конт, считал, что социальные области знания могут стать полноценными науками только тогда, когда они будут освобождены от метафизических абстракций и философских домыслов. В то же время Дюркгейм считал взгляды Конта слишком философскими.      

    Другой школой, оказавшей влияние на методологию Дюркгейма, был социальный реализм. В отличие от эмпиризма и позитивизма, реализм основан на идее существования определенных состояний реальности, которые не зависят от их восприятия индивидом. Эмпирики, в частности Дэвид Юм, утверждали, что вся реальность, окружающая человека, является лишь плодом его чувственного восприятия. Следовательно, реальность не имеет внутренней причинной силы и не существует вне нашего восприятия. Позитивизм Конта позволял выводить научные законы из эмпирических наблюдений. Хотя Дюркгейм никогда прямо не говорил о приверженности реализму, он использовал этот подход, чтобы продемонстрировать существование социальных реальностей вне личности - реальностей, выраженных в форме объективных социальных отношений. Он считал, что социология способна устанавливать не только очевидные законы, но и раскрывать врожденную природу общества.      

    Ученые спорят о роли еврейской мысли в формировании методологической парадигмы Дюркгейма. Некоторые из них утверждают, что труды ученого представляют собой образец светской еврейской мысли. Другие считают, что доказать наличие определенного влияния крайне сложно или невозможно. Итак, мы рассмотрели предпосылки, повлиявшие на взгляды ученого, а теперь рассмотрим по порядку его теории, идеи и концепции. Начнем со структуры социологии. Согласно Дюркгейму, структура социологии включает социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.     

    Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается структурой общества, его социальными органами (социальными институтами, составом населения, его плотностью, местонахождением и т. д.).

    Социальная физиология изучает общественную жизнь, ее сферы и т. д. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и др.

    Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

    Далее мы рассмотрим понятие социологизм в социологии Дюркгейма. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает социологизм. 

    При этом выделяют два аспекта этого понятия.
      1   2   3


    написать администратору сайта