СРС № 1 Тема Идеи одного из известных социологов-теоретиков – К.. Идея социологатеоретика э. Дюркгейма
Скачать 49.25 Kb.
|
Онтологические (учение о бытии, о самых общих законах бытия): социальная реальность так же прочна, реальна, как и другие типы реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а значит - развивается по определенным законам; общество - это особая реальность, а это значит, что оно автономно от других реальностей; Методологические (следует из онтологических): поскольку социология является частью природы, то социология методологически подобна науке о природе, то есть когнитивной целью должно быть изучение устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; социальные факты следует рассматривать как вещи (объективные реальности). Следующая концепция, которую мы рассмотрим в социологии Дюркгейма, касается самоубийства как социального явления. Эта концепция была раскрыта ученым в одноименном труде Самоубийство. Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: Самоубийством называется всякая смерть, которая прямо или косвенно является результатом положительного или отрицательного действия, совершенного самой жертвой, если последняя знала об ожидаемых результатах. Основываясь на статистических данных, он приходит к выводу, что кривая самоубийств подчиняется определенной закономерности. Дюркгейм считал самоубийство в связи с изменением структуры общества и социальных условий, в частности семейных, религиозных, национальных и т. д. Он не выводил типологию самоубийств из индивидуальных мотивов, поскольку они слишком разнообразны, но часто неизвестны, из-за чего не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из конкретных состояний общественного сознания, которые объясняют характер взаимоотношений между индивидом и социальной группой. Дюркгейм выделил три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое, аномальное. Эгоистичное самоубийство происходит из-за разрыва социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны любовью и объединены с группой, к которой они принадлежат, они с огромным упорством борются за свое существование. Кроме того, осознание стоящей перед ними цели заставляет их забыть о своих страданиях. Чем больше ослабевают внутренние связи в группе, тем меньше индивидуум зависит от нее и тем больше он будет руководствоваться соображениями своих личных интересов. Эгоистичный вид самоубийства вызван чрезмерной индивидуализацией. Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, Дюркгейм пишет, что отдельные люди настолько связаны с обществом, что оно не может заболеть, не заразив их. Общество - это цель, которой мы отдали лучшие силы своего существования, а потому, отрываясь от нее, мы теряем смысл своей деятельности. Подводя итог, Дюркгейм говорит, что эгоизм - это не вспомогательный фактор, а причина. Если связь человека с жизнью разорвана, это происходит потому, что его связь с обществом ослабла. Что касается частных факторов, то, согласно Дюркгейму, они случайны. Если человек так легко сгибается под ударами обстоятельств, то это потому, что состояние общества сделало его жертвой, готовой к самоубийству. Альтруистическое самоубийство выступает своеобразной обратной стороной эгоистического. Недоразвитая личность также может привести к самоубийству. В обоих случаях человек совершает самоубийство не потому, что он этого хочет, а потому, что он должен; общество заставляет его это делать. Это означает, что личность в этой среде ценится очень низко. Дюркгейм объясняет, что такое самоубийство совершается из чувства долга, поэтому он называет его обязательным альтруистическим, потому что не всякий альтруист является обязательным. Вообще, в ситуации, когда общество полностью подчиняет себе человека, человек всегда готов пожертвовать собственной жизнью, но и жизни других он тоже не дорожит. Причиной аномального самоубийства является аномия, социальная дезорганизация, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым социальным условиям. Особенно это касается периодов кризисов и социальных потрясений, когда существующая иерархия ценностей рушится: одни люди внезапно встают, другие теряют социальное положение, это вызывает рост количества самоубийств. Согласно Дюркгейму, аномия в наших современных обществах является регулярным и специфическим фактором самоубийства, который отличается от всех других типов тем, что определяется неизбирательной нерегулируемой человеческой деятельностью. Но он также замечает определенное сходство между эгоистическим и аномальным типами. Оба детерминированы отчуждением, недостаточной близостью общества к личности, но в целом независимы друг от друга и выбирают жертвы в разных слоях общества. Эгоистичный - среди интеллигенции в области умственного труда и аномальный - в мире торговли и промышленности. Исследования Дюркгейма о самоубийствах имели большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в системе социологического познания общественной жизни. Последующие исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма. Например, уровень самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин, а в городах он выше, чем в сельской местности; что среди протестантов больше самоубийств, чем среди католиков; что этот процент выше среди одиноких, вдов и разведенных людей, чем среди состоящих в браке людей, а среди состоящих в браке людей он выше среди бездетных. Дюркгейм писал, анализируя социальные проблемы, связанные с причинами роста самоубийств, что рост их числа проистекает не из сущности прогресса, а из особых условий, в которых прогресс достигается в наше время. В качестве профилактики суицида он ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые со всех сторон окружают человека. В этом отношении он не полагается ни на государство, ни на церковь, ни на семью. Основное средство - укрепление профессиональных корпораций, основной функцией которых будет урегулирование классовых конфликтов. Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с разных точек зрения, оно единодушно признано одним из выдающихся достижений не только в изучении суицида, но и социологии в целом. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕКИХ ИДЕЙ В ДЮРКГЕЙМОВСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Социально-политическая позиция Э. Дюркгейма в социологическом учении. Дюркгейм не был кабинетным ученым, далеким от повседневной политической борьбы и волнений общественной жизни. Его социально-политическая ориентация, пафос его теоретической и практической деятельности были направлены на защиту интересов тех кругов французской буржуазии, которые во время острого социально-политического кризиса сохранили веру в буржуазно-демократические идеи, в возможность прогресса капиталистического общества, сохранения классового мира и упрочнения социальной солидарности. Третья республика, которая судорожно искала возможностей самоутверждения в условиях ужесточенной борьбы со сторонниками восстановления монархии и клерикализма, нашла в Дюркгейме своего горячего приверженца, идеолога и теоретика. Умудренная опытом пяти революций, французская буржуазия пережила эволюцию, превратившись из монархической в республиканскую. Попытки реставрации монархии, вызвавшие резкий народный протест, вели к укреплению позиций умеренной республиканской партии. Но, придя к власти, эта партия оказалась неспособной усовершенствовать государственный строй и занялась главным образом реформой школьного дела. По своей сущности правительство буржуазных радикалов, мало, чем отличалось от последних. Взяв власть в свои руки в 1899 г. и удержав её (с перерывами) вплоть до начала Первой мировой войны, радикалы проделали ту же эволюцию, что и умеренные республиканцы. Их конструктивная социально-политическая деятельность в области общественных преобразований имела ничтожные результаты и не могла смягчить усиливающийся кризис. Программа же социально-политических преобразований, выдвинутая радикалами, имела большое общественное значение. Вокруг неё формировались прогрессивные общественные силы. Основные требования радикалов сводились к борьбе с клерикализмом, за отделение церкви от государства, установление светского образования, за прогрессивный всеобщий подоходный налог, пересмотр конституции с целью демократизации учреждений, реформу армии и сокращение военной службы. Дюркгейм пытался внести конструктивный вклад в переустройство социально-политической жизни. Он выступал и писал по таким вопросам, как реорганизация системы образования, обучение государственных служащих, общественное воспитание, секуляризация воспитания и морали, брак, развод, структура семьи, преступление и наказание, моральное состояние общества, социальное равенство и др. Причем, немаловажен тот факт, что вышеперечисленные проблемы остаются актуальными проблемами и российского общества на сегодняшний день. Из анализа природы социальных связей в современном обществе Дюркгейм извлек серию рекомендаций относительно функционирования профессиональных групп, которые он рассматривал главным образом как основу для укрепления социальной сплоченности. Предложение усилить социальные связи на профессиональной основе высказано им в 1897 г. в «Самоубийстве», а более цельное освещение получило в предисловии ко второму изданию «Разделение труда». Профессиональные группы и корпорации, созданные на основе профессиональных интересов, должны были выполнять, по убеждению Дюркгейма, интегрирующую общественную роль, сплачивая индивидов одной профессии и отрасли труда, разрешая конфликты, предохраняя от кризисов, поддерживая дисциплину и солидарность. «Профессиональная группа обладает всем, чем нужно, чтобы охватить индивида и вырвать его из состояния морального одиночества, а ввиду нынешней слабости других групп только она может исполнять эту необходимую службу».[10] Считая, что моральные связи сильнее всех других общественных связей, Дюркгейм видел в укреплении моральной сплоченности групп (прежде всего профессиональных, как наиболее устойчивых и постоянных) спасение от многих социальных зол, начиная с общественных кризисов и кончая их индивидуальным проявлением в массовых фактах самоубийств. Профессиональные корпорации, охватывающие целые отрасли труда, объединяющие капиталистов и рабочих в единый общественный орган и разрешающие все проблемы как данной профессии, так и взаимоотношений с другими профессиональными объединениями, должны были, по мнению Дюркгейма помогать правительству в деле урегулирования общественных проблем и регламентации всех видов человеческой деятельности. Дюркгейм считал, что его предложения относительно профессиональных корпораций согласуются с социалистическими предложения Сен-Симона. Социализм Дюркгейма. Сходство и различие идеологических платформ К. Маркса и Э.Дюркгейма. Если так называемый научный социализм критиковал утопизм Сен-Симона за отсутствие в его доктрине механизмов осуществления планов экономических преобразований, то Дюркгейм критиковал его за то, что он не разработал адекватных механизмов для реализации моральных целей общества. Следует признать, что Дюркгейм испытал и некоторое влияние марксистской критики утопического социализма. Это особенно проявилось во втором издании «Разделения труда», где обнаружился существенный сдвиг во взглядах Дюркгейма в сторону признания важной роли экономических отношений в обществе. По мнению Дюркгейма, существует огромная потребность осуществлять моральную регуляцию не только общества в целом, но и экономики. Эта необходимость соответствует основным чертам индустриального общества, наступление которого Дюркгейм считал отличительной чертой современности. Отвергая революцию, которую он трактовал исключительно как разрушительную силу, Дюркгейм призывал к деятельности, заключающейся во введении в профессиональных корпораций и реформе общественного образования, позволяющей улучшить общественную мораль. Дюркгейм в своих работах ярко демонстрировал приверженность европейскому социалистическому движению. В 1870 году была организована первая французская рабочая партия. Классовые конфликты достигли кульминации в деказивильской стачке 1876 года. Внимание, которое буржуазные идеологи уделяли проблеме солидарности, было связано с растущей классовой дифференциацией французского общества, отражавшейся в классовой борьбе и в распространении влияния социалистических идей. Социалистический утопизм Дюркгейма, создававшиеся в ходе критической ассимиляции идей Сен-Симона и Конта, в конечном счете, стал антиподом научному социализму и коммунизму. Важно иметь в виду, что социалистические организации и течения социалистической мысли во Франции конца 19 века были весьма разнообразными, проповедовали зачастую противоположные идеи. Отношение Дюркгейма к социализму было: Во-первых, поверхностным и суммарным; Во-вторых, оно отличалось некоторой симпатией к социалистическим идеям в особенности Сен-Симона), попыткой провести параллели и определить различия между социализмом и социологией; В-третьих, оно было проникнуто непонимание сущности научного социализма Маркса, отрицанием значения классового конфликта. Дюркгейм истолковывал программу социалистов как исключительно экономическую, главной идеей которой было экономическое регулирование промышленности. В целом, из всего этого комплекса вопросов выкристаллизовывалась социально-политическая программа французского социолога - реформирование капиталистического общества при сохранении его главных устоев. Как уже отмечалось, Дюркгейм говорит о социализме вообще, объединяя в одно целое все социалистические учения, не видя принципиального различия между пролетарским социализмом и буржуазным реформизмом. Социализм, по Дюркгейму, не может быть научным, так как социальная наука еще не существует. Наука опирается на факты и изучает то, что было, социализм же говорит о будущем, должном, идеале. В связи с этим он формулировал свой основной упрек социалистическим доктринам – упрек в ненаучности. В рецензии на книгу Г. Ришара «Социализм и социальные науки» он писал: «Из всех критических замечаний, которые Ришар направляет на Маркса, наиболее сильным, мне кажется, является то, что имеется дистанция между фундаментальными положениями его системы и наблюдениями, на которых она покоится». В то же время Дюркгейм признавал «Капитал» Маркса «самым сильным, самым систематичным, самым богатым идеями» из всех социалистических произведений. Социализм Дюркгейм трактовал кК идеал, выросший единственно из чувства. Основой для возникновения концепций социализма является стремление к более совершенной справедливости, сочувствие нищете трудящегося класса. Социализм в понимании Дюркгейма – Это «крик боли и иногда гнева, издаваемый людьми, которые сильнее всего чувствуют нашу коллективную болезнь». Дифференциация общественных доктрин у Дюркгейма по сути дела является выражением принципа объективизма. Одни доктрины описывают только то, что есть, или то, что было, - они являются научными. Другие доктрины, наоборот, имеют задачей подготовку и проведение изменения того, что существует; эти доктрины предлагают не законы, а реформы, и поэтому являются доктринами практическими. Социалистической Дюркгейм считал каждую доктрину, требующую подчинения либо всех экономических функций, либо тех из них, которые в настоящее время диффузны, сознательным руководящим центром общества. В это определение не входит признание необходимости классовой борьбы и завоевания власти пролетариатом. Считая, что признание классовой борьбы не может быть существенным признаком социалистического учения, Дюркгейм критиковал Маркса именно за противоположное утверждение. Дюркгейм понял Маркса именно таким образом, будто Маркс лишал государство всех его функций, кроме экономических, в то время как сам он наделял государство функциями особого рода, под которыми имел в виду регулирование не столько экономической, сколько духовной жизни общества. Из такого понимания Дюркгеймом марксова социализма вытекало и понимание коммунизма как чисто утопической доктрины. Дюркгейм не только подчеркивал различия между коммунизмом и социализмом, но даже их противопоставлял. По его мнению, коммунистические теории появлялись в истории лишь спорадически, а мыслители, которые их представляли, выступали в истории индивидуально, не создавая школы. Их теории более выражали личность их создателя, чем общее и постоянное состояние общества. Коммунизм, согласно Дюркгейму, - это мечта, которая выражает благородство уса её творцов и которая притягивает вследствие этого благородства, хотя и не соответствует конкретным потребностям, испытываемым обществом. Коммунизм – это моральная доктрина в противоположность экономической – социализму. Указывая в качестве примеров коммунистических утопий на произведения Платона, мора, Кампанеллы, Дюркгейм подчеркивал, что главное в них состоит в трактовке частной собственности как источника всех социальных бед. Материальное богатство рассматривалось здесь как моральная опасность, которая должна контролироваться введением строгих ограничений накопления. Излагая высказывание Платона, Дюркгейм писал: Богатство и все, что связано с ним, является первым источником общественной коррупции. Это вещь, которая стимулируя индивидуалистический эгоизм, толкает граждан на борьбу и порождает внутренние конфликты, которые разрушают государство…Поэтому необходимо устранить его из общественной жизни, как можно дальше изгнать из государства, которому оно может только вредить»[15]. Если коммунистические учения, согласно Дюркгейму, принадлежали прошлому, то социализм он считал продуктом социальных изменений, переживаемых европейским обществом. Вместо аскетических программ коммунизма социалистические доктрины предполагают, что современное индустриальное производство создает возможности получения богатства для всех, достижения всеобщего процветания. При этом потребление остается индивидуальным, каждый член общества может свободно использовать продукты производства для удовлетворения своих собственных потребностей. С этим связано, по Дюркгейму, еще одно отличие социализма от коммунизма, где» потребление является общественным, а производство остается частным.. Без сомнения, и это является решающим моментом, в обеих доктринах предполагается обязательной регуляция или регламентация, но следует отметить, что тона действует в противоположном направлении. Цель социализма – морализировать производство путем связывания его с государством, цель коммунизма – морализировать государство, исключив его вмешательство в промышленность». Дюркгейм признавал, что многие социалисты, и особенно Маркс, неразрывно связывали судьбу с рабочим классом, но защита интересов пролетариата, по его мнению, является второстепенным моментом по сравнению с принципом централизованного руководства экономикой. Поэтому, Дюркгейм не считал «классовый конфликт» составной частью социалистического учения. Дюркгейм отверг учение Маркса о классовой борьбе, полагая, что лучшее экономическое положение рабочего класса может явиться следствием развития экономических функций государства. Социалисты, по мнению Дюркгейма, ошибочно думают, что единственный путь преодоления эксплуататорского характера капиталистического общества – это уничтожение всех классов. Он читал, что классовый конфликт является историческим посредником, при помощи которого должны быть достигнуты более фундаментальные цели. «Улучшение судьбы рабочих не является особой задачей: это одно из следствий сосредоточения экономической деятельности в руках управляющих органов общества». Дюркгейм признавал социализм движением, имеющим большое общественное значение, так как социалисты, по его мнению, особенно Сен-симон и Маркс, осознали, что современное общество коренным образом отличается от традиционного типа социального порядка, и сформулировали программу социальной реорганизации, чтобы преодолеть кризис, вызванный переходом от старого в к новому. Можно сказать, что Дюркгейм лучше многих своих современников отдавал отчет в общественной важности теории социализма и видел бесплодность её критики с идеологических позиций других политических партий, не присоединяясь ни к одной из них. Однако, политика, предлагаемая социалистами, по его мнению, неадекватна целям исправления того положения, которое они верно определяют. Отношение Дюркгейма к социализму основывалось на его мнении, что кризис, поразивший капиталистическое общество, не имеет экономических корней и не может быть разрешен путем контроля над экономикой. Приписывая социалистам программу, которая якобы состоит исключительно в экономической регуляции, Дюркгейм указывал, что экономическая регуляция, взятая сама по себе оторванная от политических и моральных задач по руководству обществом, будет скорее обострять, чем разрешать кризис современного мира; возрастание же значения экономических отношений, следующее за разрушением традиционных институтов, которые были моральной основой предыдущих общественных типов, является главным источником аномии (дезорганизации) современных обществ. Не понимая этого, социалисты будто бы предлагают такие средства для разрешения кризиса, которые не более адекватны, чем предлагаемые ортодоксальной либеральной политэкономией. По мнению Дюркгейма, эти два противоположных во многом течения разделяют веру в то, что экономика должна считаться исходным пунктом современного общества. Оба течения сводят роль государства к минимуму: либеральные экономисты защищают тезис о свободной игре рыночных сил, ограничивая роль государства заключением договоров, а социалисты ограничивают роль государства до роли централизованного контроля за производством. При этом оба отрицают его способность подчинить себе другие социально-политические органы и заставить их работать во имя моральных целей. В дюркгеймовской концепции государство играет как экономическую, так и моральную роль, но главным он считает излечение современного кризиса, которое возможно лишь при моральной реорганизации общества. Исходя из этого, он видел свое отличие от социалистов и утилитаристов в утверждении, что государство должно исполнять моральные функции, объединяя, руководя и воспитывая. Главную причину враждебности Дюркгейма к социализму Маркса надо искать в его позитивной оценке возможностей развития капитализма. Он зачислял общественные явления, на базе которых вырастал социализм, в разряд социальной «патологии», которую можно излечить, а «социальный вопрос» сводил к вопросу моральному. Апологетический характер высказываний Дюркгейма точно определил Р. Арон: «Целью Дюркгейма было стабилизировать данное общество, а не преобразовать его в некоторое другое». Усилия Дюркгейма как идеолога и теоретика были направлены на поиски третьего пути между клерикальным роялизмом и социализмом, что соответствовало интересам буржуазных республиканцев, в то время достаточно слабой реформаторской силе, склонной к компромиссу и непоследовательности в проведении в жизнь во многом утопических идеалов. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму. Дюркгейм стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций. Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности. Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ. Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ. |