В чём смысл игры. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с преподаванием в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью
Скачать 45.7 Kb.
|
ОглавлениеВведение 3 Введение Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.1 Игра - самый доступный вид деятельности для детей, способ обработки впечатлений, полученных от окружающего мира. В игре четко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активности и развивающейся потребности в общении. Интересная игра увеличивает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не означает, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра является лишь одним из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдения, разговоры, чтение и другое. Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, в которой дети вступают в общение со своими сверстниками. У них общая цель, совместные усилия по ее достижению, общий опыт. Игровые переживания оставляют глубокий отпечаток на уме ребенка и способствуют формированию хороших чувств, благородных устремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненной силы, удовлетворению его интересов, социальным потребностям. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с преподаванием в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью. Они учатся решать свои собственные игровые задачи, находят лучший способ выполнять свои планы, использовать свои знания, выражать их словами. Часто игра служит причиной для передачи новых знаний, для расширения горизонта. С развитием интереса к работе взрослых, в общественной жизни, в героических поступках людей, у детей есть первые мечты о будущей профессии, желание подрожать любимых героев. Все это делает игру важным средством создания направления ребенка, которое начинает складываться в дошкольном детстве. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой учебного процесса. 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения 1.1. История вопроса Слово «игра», «играть» на языке русского языка совершенно многозначны. Слово «игра» используется в смысле развлечения, в переносном смысле. Е.А. Поправский сказал [4,с.15], что понятие «игра» в целом имеет определенную разницу между разными народами. Таким образом, у древних греках слово «игра» означало действия, свойственные детям, в основном выражаясь тем, что мы называем «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию шутки и смеха. Позже, на всех европейских языках, слово «игра» использовалось для обозначения широкого круга человеческих действий, с одной стороны, не требующих тяжелой работы, а с другой стороны, доставляющих удовольствие и веселье людям. Таким образом, этот круг понятий начал включать в себя всё, от детской игры в солдатиков, до трагической игры актёров на сцене театра. Слово «игра» не является научной концепцией в строгом смысле этого слова. Возможно, это связано с тем, что ряд исследователей попытались найти что-то общее между самыми разнообразными и разными качествами, обозначенными словом «игра», и у нас пока нет удовлетворительной демаркации этих действий и удовлетворительного объяснения различных форм игры. Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе на относительно низком уровне истории развития, дают достаточные основания для гипотезы о появлении и развитии детских игр. На разных этапах развития общества, когда основной метод получения пищи собирался с использованием простых инструментов, не было никакой игры. Дети рано принимали участие в жизни взрослых. Усложнение орудий труда, переход на охоту, животноводство и растениеводство привели к значительному изменению положения ребенка в обществе. Необходима специальная подготовка к будущему охотнику, пастуху и тому подобному. В связи с этим взрослые стали делать орудия труда, которые являются точной копией орудия взрослых, но меньшими, специально приспособленными для детей. Появились игры - упражнения. Детский орудия стали увеличиваться с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых.2 Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы подготовить детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях работы, а взрослые всячески вносят свой вклад в игры детей, над которыми строятся игры-соревнования, которые являются своего рода экзаменом и общественным смотром достижения детей. В будущем уже появляется сюжетная (или сюжетно-ролевая) игра. Игра в который ребенок берет на себя и выполняет роль, соответствующую любым действиям взрослых. Дети, оставшиеся сами по себе, объединяют и организуют свою конкретную игровую жизнь, воспроизводящую основные черты социальных отношений и трудовой активности взрослых. Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе в хронологическом порядке первым является ролевая игра, которая служит основным источником социального сознания ребенка в дошкольном возрасте. Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. 2. Значение и виды игр Игровая деятельность – это естественная потребность ребенка, которая основана на интуитивном подражании взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к работе, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Игра представляет собой особый вид человеческой деятельности. Она возникает в ответ на социальную необходимость подготовить молодое поколение к жизни.3 Для игр, чтобы стать подлинным организатором жизни людей, их деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересной и значимой, если дети могут играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Для детей игра является второй воображаемой жизнью, которую они воплощают в реальную жизнь. Во время игры, дети все свои мечты и эмоции вкладывают в игровую деятельность, тем самым открывая центры воображения и анализа, которые развиваются для дальнейшего интегрирования в настоящую жизнь. Каждый отдельный тип игры имеет много вариантов. Дети очень творческие. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Для них это всегда творческая и изобретательская деятельность. Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, поэтому не классифицировались. Известный психолог Леонтьев А.Н., который утверждал: «... чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в которых он играет, а попасть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда разработка игры придет к нам в своем истинном внутреннем содержании».4 Самая распространенная теория игр в 19-20 веках: К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях. К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она даёт ребенку.5 З. Фрейд считал, что из-за чувства собственной неполноценности, ребёнок побуждается к игре. Хотя эти объяснения игры кажутся разными, однако все эти авторы утверждают, что игра основана на инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Принципиально иной подход к объяснению игры русские и советские ученые: А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский выступают за оригинальность игры как подлинно человеческой деятельности. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие психологи и педагоги углубили анализ игры и строго научно объяснили этот вид детской деятельности. Детские игры характеризуются следующими особенностями: 1. игра является формой активного отражения жизни окружающих людей ребенка. 2. отличительной особенностью игры является сам способ, которым ребенок используется в этой деятельности 3. игра, как и любая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей 4. игра – это форма творческого отражения реальности ребенком. 5. игра является оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. 6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность 7. дети в игре разносторонне развиваются, меняется и развивается также сама игра.6 Существуют различные виды игр: подвижные, дидактические, драматизации, конструктивные. В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют желание жить вместе со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и деятельности взрослых. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста называли ролевые игры А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: прежде всего, с наблюдениями за окружающей жизнью, прослушиванием историй и разговоров со взрослыми. Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть является социальной по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких-либо врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и с появлением ролевой игры наступил новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Б.Д. Эльконин подчеркнул, что удлинение детства происходит не путем построения нового периода над существующим, а своеобразным вклиниванием.7 Игра социальна не только по происхождению, но и по содержанию. Все исследователи, описывая ролевую игру, отмечали, что она оказала сильное влияние на окружающую ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении действий детей и взаимоотношений взрослых между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.8 Д.Б. Эльконин выделил в структуре ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера реальности, которая отражается в игре; Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры; Сюжет и содержание игры воплощаются в роли; Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм с минимизированной системы действий с четко определенными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д.Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.9 Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных навыков. Таким образом, игра изменяется и достигает высокого уровня развития к концу дошкольного возраста. Есть две основные фазы или стадии в развитии игры. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На втором этапе (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослых.10 2.1. Игра как важнейшее условие развития Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна. В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам? Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение. Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей. Обогащается, структурируется детская речь. Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений. Педагогика выделяет множество видов игр: Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств. Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей). Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы. 3. Психологические основы игры Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из самых важных способов воспитания детей. Время, когда образование было выделено как особая социальная функция, уходит в глубины веков, а использование игры в качестве средства воспитания уходят в такую же глубь веков. В разных педагогических системах придавалась игре другая роль, но нет системы, в которой так или иначе в игре не было бы места. Игра объясняется множеством функций, как чисто воспитательных, так и образовательных, поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти свое место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей. Необходимо более точно идентифицировать те аспекты умственного развития и формирования личности ребенка, которые преимущественно развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное влияние на другие виды деятельности. Изучение значимости игры для умственного развития и формирования личности очень сложно. Невозможно сделать чистый эксперимент просто потому, что вы не можете убрать игровые действия из жизни детей и посмотреть, как будет развиваться процесс развития у ребёнка без игры. Самое главное является важность игры для мотивационной и необходимой сферы ребенка. Согласно работе Д.Б. Эльконина, проблема мотивов и потребностей выведена на первый план.11 В основе трансформации игры от предошкольного периода к дошкольному детству лежит расширение круга людей, овладение которыми теперь противостоит ребенку как задача и чей мир реализован им в ходе его дальнейшего психического развития, само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать независимо, является вторичным. Он основан на «открытии» ребенка нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их взаимоотношениями. Ребенок на границе перехода от предмета к ролевой игре еще не знает социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, тогда как эмоционально-эффективная ориентация на взрослых и значения их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживаниям. Игра действует как деятельность, которая имеет самое близкое отношение к сфере потребности ребенка. В ней есть первичная эмоционально-эффективная ориентация в чувствах человеческой деятельности, есть осознание ее ограниченного места в системе отношений с взрослыми и необходимость быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем фактом, что у ребенка есть новые мотивы для деятельности и связанных с ней задач. Существенно важно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически, можно представить, что в игре есть переход от непосредственных желаний к мотивам, которые принимают форму обобщенных намерений, находящихся на грани сознания.12 Прежде чем говорить о развитии умственных действий в игре, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно происходить формирование любого умственного действия и связанного с ним понятия: этап формирования воздействия на материальные объекты или их заменяющие материал модели; этап формирования того же действия в терминах громкой речи; этап формирования фактического умственного действия. Учитывая действия ребенка в игре, легко видеть, что ребенок уже действует со значениями объектов, но все же полагается на свои материальные заменители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что зависимость от предметов - заместители действия сними все больше уменьшается. Если на начальных этапах разработки требуется объект - замещающее и относительно подробное действие с ним, то на более позднем этапе развития игры объект появляется через слова - это имя уже как признак вещи, а действие - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия имеют промежуточный характер, постепенно приобретая характер умственных действий со значениями объектов, совершаемых во внешних действиях. Путь развития к действиям в сознании ценностей, которые отделены от объектов, одновременно является возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра действует как таковая деятельность, в которой происходят предпосылки перехода психических действий к новой, более высокой ступени - умственные действия с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий выливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий. В игровой деятельности происходит существенная перестановка поведения ребенка - она становится произвольным. При произвольном поведении необходимо понимать поведение, которое выполняется в соответствии с изображением и контролируется сравнением с этим изображением в качестве стадии. Эффективность движения и его организация в значительной степени зависят от структурного места передвижения в реализации той роли, которую выполняет ребенок. Ига - первая форма деятельности, доступная для ученика, которая включает в себя сознательное образование и совершенствование новых видов деятельности. Игра важна для формирования дружественного детского коллектива, для формирования независимости, для формирования позитивного отношения к труду и для многих других вещей. Все эти образовательные эффекты основаны как на их основе, так и на влиянии игры на психическое развитие ребенка, на развитие его личности.13 3.1. Технология игры в процессе обучения Технология игровых форм обучения (ИФО) направлена на то, чтобы учить учащегося понимать мотивы его учения, его поведение в игре и в жизни, то есть формулировать цели и собственные программы, обычно глубоко скрытые в обычную ситуацию, независимую деятельность и предвидеть ее немедленные результаты. Опираясь на работу П.И. Пидкасистого мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные игры. Естественная игра - это спонтанная ориентирующая деятельность, которая благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно изучает новые формы и способы действия в знакомой и необычной среде. Основное различие между искусственной игрой и естественным состоит в том, что человек знает, что он играет, и на основе этих очевидных знаний он широко использует игру в своих целях. Существует шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая форма игры. К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с собой во сне и в реальности, а также с различными объектами и знаками. Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью с результатами достижения их желаемой цели. Парная форма - игра одного человека с другим человеком, обычно в атмосфере конкуренции и соперничества. Групповая форма - игра трех или более противников, преследующих одну и туже цель в обстановке соревнования. Коллективная форма - групповая игра, в которой конкуренция между отдельными игроками заменяет команды соперников. Массовая форма игры – это тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую преследуют миллионы людей. 3.2. Основные компоненты творческих игр Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль. Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры: Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина. Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка. Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы. Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения. Зачастую любимым сюжетом игры у детей становится сценарий популярного мультфильма, кино, книги. Современные дети часами играют в «ниндзя-черепашек», «щенков-спасателей», «роботов автоботов». Понаблюдайте за тем, какие ситуации имитирует ребенок в таких играх, возможно, вы поймете, что стоит более тщательно отбирать мультики и фильмы для просмотра. С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться. Содержание игры – это наполнение сюжета. То, что дети видят основой отношений между людьми, и как они это моделируют. На протяжении всего детства сюжеты остаются примерно одинаковыми, а содержание меняется по мере приобретения нового опыта, углубления в социальную, эмоциональную, мыслительную сферы. Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам. Наряду с обогащением сюжетов и содержаний нарастает время игры. Трех- четырехлетки способны непрерывно играть не более 15 минут. Пятилетние дети могут быть увлечены до часа. Старшие дошкольники разворачивают настоящие игрища на несколько часов, часто продолжая одну и ту же сюжетную линию на протяжении двух-трех дней. Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята. Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.14 4. Смысл и польза игры В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Превращение нереальных ситуаций в ситуации, поддающиеся контролю. То есть в процессе игры ребенок получает важный опыт и возможность научиться справляться с трудностями, исследуя себя и обстоятельства. В игре ребёнок может контролировать процесс, управлять им, что-то менять. Этот важный навык очень пригодиться ему во взрослом возрасте. Игра как способ самовыражения. Благодаря проигрыванию ситуации, неприятной и страшной для ребенка, он как бы самоочищается, выпуская свои негативные эмоции в игру. Малышу часто бывает непросто объяснить свои чувства и эмоции, но в игре взрослому проще «увидеть» его мысли, понять его. Игра как способ борьбы со страхами. Проигрывая много раз пугающие ситуации, утешая и успокаивая куклу или мишку, ребенок успокаивается и сам. Игра как важный аспект развития познавательной сферы крохи. В игре ребенок без излишних нагрузок получает и усваивает множество уроков, много запоминает. Развиваются воображение, память, мышление, представление и другие познавательные процессы. Игра как способ воспитания и формирования верного понятия о поле человека, равноправии и гендерных отношениях. Тут, думаю, не стоит много объяснять – вспомните хотя бы «дочки-матери». Игра как заряд эмоций, способ укрыться от неприятностей и страхов. В игре малыш может быть каким угодно смелым, отважным, сильным. Игра как связующее звено в общении между детьми. Дошкольники начинают взаимодействовать между собой посредством игры, и со временем учатся общаться, понимать и принимать друг друга. Особенно важную роль ребёнку даёт игра с мамой. Что же такого важного в совместной игре с ребёнком: Эмоциональная близость. В процессе игры мама становится ребенку ближе, он видит ее чувства, эмоции, и тоже радуется. Качественное общение. Во время игр родитель полностью «погружен», все его внимание направлено на общение с малышом, он не отвлекается на посторонние дела и заботы. А, значит, ребенок получает именно то, в чем нуждается. 15 Ощущение своей нужности и важности для мамы. Если мама со мной играет – значит, она меня любит. Дети очень часто видят ситуацию именно так! Ведь в игре ребенок чувствует себя не просто близким маме человечком, но еще важным и нужным. А для него это необходимо. Заключение Подводя итог своей контрольной работы, следует отметить, что образовательная игра представляет собой творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях независимости или конкуренции с соперниками. И в этом весь смысл ИФО. Педагогическая аксиома – это то, что только представление им подлинной свободы действий в общении может привести к развитию интеллектуальных способностей, независимости и инициативы, эффективности и ответственности студентов и школьников. Вовлечение их в деятельность, в которой они не только понимали и тестировали то, что предлагалось им как объект усвоения, но и фактически убеждали, что их успехи в саморазвитии, их судьба как специалиста в начальной степени зависит от их собственных усилий и решений. Важнейшим условием реализации этой аксиомы в преподавательской практике является ИФО и игровая подготовка к реальной жизни и ее изменениям. Таким образом, игра положительно влияет на формирование взаимодействия и отношений между детьми. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность, улучшают общение с детьми и взрослыми. По словам Л.С. Выготского, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция формирования личности ребенка рассматривает игру как ведущую деятельность дошкольника. Г.Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразна и богата по охвату детей. Игры – это уроки жизни. Во время игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Такое отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личными отношениями детей. Список использованной литературы Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер — М.: Просвещение, 1969. — 368 с. Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.В. Выготский – М.: Просвещение. 1991 – 96 с. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения / В.В. Давыдов – М.: Академия. 2004 – 288 с. Жуков М.Н. Подвижные игры. / М.Н. Жуков - М.: Академия, 2000.- 160 с. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем / А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская – Учебная литература, Просвещение. 1996 – 112 с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, Академия, 2005. — 87 с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / Т.А. Матис, А.Б. Орлов – М.: Просвещение. 1990 – 192 с. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая – М.: Просвещение. 1982 – 128 с. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь – М.: Высшая школа. 1990 – 382 с. Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos.html (Дата обращения: 06.12.2018) Стерн В. Психология раннего детства / В. Стерн – М.: Харвест. 2014 – 399 с. Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга – М.: Издательство Ивана Лимбаха. 2015 – 416 с. Шмаков С.А. Её величество – игра / С.А. Шмаков – М.: Магистр. 1992 – 160 с. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию. 2012 – 228 с. 1 Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos.html (Дата обращения: 06.12.2018) 2 Маркова А.К. Формирование мотивации учения / Т.А. Матис, А.Б. Орлов – М.: Просвещение. 1990 – 192 с. 3 Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга – М.: Издательство Ивана Лимбаха. 2015 – 416 с. 4 Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.В. Выготский – М.: Просвещение. 1991 – 96 с. 5 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию. 2012 – 228 с. 6 Стерн В. Психология раннего детства / В. Стерн – М.: Харвест. 2014 – 399 с. 7 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию. 2012 – 228 с. 8 Шмаков С.А. Её величество – игра / С.А. Шмаков – М.: Магистр. 1992 – 160 с. 9 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая – М.: Просвещение. 1982 – 128 с. 10 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию. 2012 – 228 с. 11 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию. 2012 – 228 с. 12 Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем / А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская – Учебная литература, Просвещение. 1996 – 112 с. 13 Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга – М.: Издательство Ивана Лимбаха. 2015 – 416 с. 14 Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь – М.: Высшая школа. 1990 – 382 с. 15 Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер — М.: Просвещение, 1969. — 368 с. |