Главная страница

к курсовой1. Игровые педагогические технологии 101 Понятие игровые педагогические технологии


Скачать 34.94 Kb.
НазваниеИгровые педагогические технологии 101 Понятие игровые педагогические технологии
Дата23.05.2018
Размер34.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлак курсовой1.docx
ТипДокументы
#44711

Игровые педагогические технологии



+10-1

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношения между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, мировоззренческих позиций и др.);

социализирующих (адаптация к условиям среды и др.).

Источник:

Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций

Формы игровой деятельности



+10-1

По сути дела каждая игра из всего огромного их многообразия является формой игровой деятельности (как системой ее организации).

В литературе разными авторами приводится большое множество классификаций типов и видов игр. Однако сразу заметим, что все классификации игр будут условны. Поскольку, как сказал Л. Витгенштейн: «...при определенных обстоятельствах можно изобрести игру, в которую никто никогда не играл».

Действительно, существуют, например, игры, которые воспринимаются лишь в определенной ситуации и исчезают вместе с ней, они сугубо индивидуальны и неповторимы: игра вспыхивает, проигрывается и исчезает навсегда. Подобные игры не имеют традиции. Существуют игры с короткой традицией — это игры, которые возникают в каком-либо конкретном коллективе — детском или взрослом — и становятся игрой, традиционной лишь для данного коллектива. А есть многие игры, которые традиционны для всех людей и живут столетиями и даже тысячелетиями, например, шахматы.

Таким образом, игр огромное множество. Так, например, В.Г. Семеновым даны 14 независимых классификаций игр. Представим себе, что в каждую ячейку каждой классификации мы «уложим» хотя бы по десятку игр. Их общее число тогда получится 1014, т.е. сто триллионов видов игр! И то этот набор будет заведомо неполным, поскольку, к примеру, невозможно учесть «разовые», ситуативные игры, о чем говорилось выше.

Ряд авторов считают, что проблема классификации игр — это центральная проблема теории игровой деятельности человека. Думается, это не так. Классификации, типологии игр важны лишь тогда, когда речь идет об играх для специальных целей. Например, классификация спортивных игр — для организации спорта в стране или для Международного Олимпийского движения. О.С. Газманом разработана детальная классификация детских и подростковых игр в педагогических целях по организации развития и воспитания детей и т.д.

В целом же любые общие классификации игр будут условны. Среди этого множества классификаций приведем в качестве примера всего одну, разработанную О.Ю. Грезневой и О.А. Казанским, поскольку она представляет определенный интерес (с некоторой авторской — А.Н. — модификацией). Классификация основана на выделении двух осей расположения игр: «Личность — Общество» и «Я» — «не Я» (рис. 10).

Ось расположения игр «Личность — Общество» указывает на существование двух основных подходов к рассмотрению игр как феномена культуры, в которых человек обретает свободу, выявляются его личностные особенности, с одной стороны; и построенных в соответствии с жесткими законами иерархии, направленные на социализацию человека, адаптацию его в обществе — с другой.

В английском языке существуют два различных слова для обозначения игры: «Play» и «Game». «Play» — это свободная игра, не связанная никакими условиями, правилами, в ней легко могут преодолеваться любые ограничения реальной жизни. Так бурно, бесшабашно, безоглядно играют дети: возятся, толкают, устраивают кучу-малу. Реальный мир относительно такой игры оказывается строго организованным, урегулированным, в нем все происходит по определенным канонам. А в игре опровергаются его правила, никто никого не стесняет, и все может быть всем.

«Game» — это игра по правилам, о которых заранее договорились между собой участники, и она внутренне гораздо более организована, чем окружающая жизнь. В ней ценна не свобода выразить себя, а достижение выигрыша и избежание проигрыша. Примеры такой игры — шахматы, футбол, карты и т.д.

Игра импровизированная и игра организованная, «Play» и «Game», имеют совершенно разное обоснование и раз-личное значение для человека в определенные периоды его жизни.

К таким играм как «Play» приобщаются с раннего младенчества, когда человек еще не четко определяет свое индивидуальное «Я» и легко переступает как физические, так и психологические границы, отделяющие его от других людей, животных, вещей.

Но постепенно, вступая в мир четких социальных и этических дифференциаций, где что-то позволено, в чем-то отказано, человек то и дело наталкивается на границы, суживающие и уточняющие его «Я» и отделяющие от других существ. На этой более поздней возрастной стадии и возникают организованные игры, существенный признак которых — наличие соперника, противника. Если перевоплощение (я — другой) основано на чувстве тождества с миром, то соревнование (я или другой) — на стремлении к размежеванию, отличию. Скрытое отличие доводится до открытого противопоставления, когда один становится победителем, другой – побежденным. Да и цели в игре у них изначально взаимоисключающие: поставить мат сопернику, забить мяч в чужие ворота и т.д.

Итак, в одном случае игра есть система запретов, отделяющая ее от реальности. Сама реальность берется при этом в противоположных модусах — то как слишком естественная, то как чересчур искусственная, — и игра служит как бы регулятором и коррективом реальности, придавая ей то, чего в ней недостает, внося в природную стихию начала организации, а в социальный порядок — начала импровизации. Отсюда понятно выражение В. Финка, что игра — это «пограничный феномен» нашей жизни, где человек проявляет себя как свободную личность, с одной стороны, и построенных в соответствии с жесткими требованиями общественных отношений — с другой.

Ось расположения игры «Я —не-Я» — игра в себя и игра в другого. В реальной жизни человек не может менять свои роли подобно тому, как актер меняет маски во время спектакля.

Людям свойственно вживаться в образы других, брать на себя их роли или «проигрывать» чужую жизнь через сопереживание.

Маска — это не-Я, это нечто не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыть свое подлинное лицо, освободиться от социальных условностей, обрести анонимность или присвоить себе другое, не свое обличие. Маскарад — свобода, веселье, непосредственность.

А, с другой стороны, человеку, чтобы обрести себя, надо «проиграть» ту тысячу лиц, которая слита в нем одном.

Многоролевая наполненность личности была предметом раздумий немецкого писателя Германа Гессе. Художественно-образным средствами он решил задачу, которая сейчас сформулирована как социально-психологическая, и опередил свое время прогнозированием внутренней «лаборатории» личности, где расшифровываются, «проигрываются» для себя (в сознании) поведенческие коды и совершается выбор, обретение себя, своей позиции, отношения к людям, миру в целом.

Таким образом, мы можем выделить четыре типа игр: с правилами, «без правил», сюжетно-ролевые и импровизированные.

Сюжетно-ролевые игры, как и игры с правилами, входят в социум, в действительность, где человек живет с другими и для других. Интересно, что среди игр, в которые играют дети разных стран, обычно имеют место «Дочки—матери», «Больница», «Школа», «Магазин», «Война». По-видимому, через эти игры происходит освоение основных типов человеческих взаимоотношений: воспитание, обучение, уход, обмен, конфликт. Таким образом осваиваются социальные стереотипы поведения, социальные роли и нормы отношений, которые помогают человеку адаптироваться в обществе.

Обратным по своему действию являются игры импровизированные и «игры без правил». Они заставляют человека выйти из реальной ситуации. В них человек тоже может принимать на себя роли, но не социальные, а игровые. И назначение их совершенно иное: быть другим: (не-Я) или найти в себе другого (Я).

В этой классификации необходимо прежде всего уточнить само понятие «игра без правил». Поскольку «...везде, где есть мнимая ситуация в игре, везде есть правило. Не наперед формулированные и меняющиеся на протяжении игры правила, но правила, вытекающие из мнимой ситуации. ...правило, есть внутреннее правило, т.е. правило внутреннего самоограничения, самоопределения, как говорит Пиаже, а не правило, которому ребенок подчиняется, как физическому закону».

Выражение «игры без правил» не означает, что правила вовсе отсутствуют. В данном типе игр нет правил в привычном понимании: как заранее кем-то написанные и утвержденные инструкции, каким образом следует поступать или действовать в том или ином случае. В играх «без правил» правила создаются участниками, которые ими самостоятельно выделяются и осваиваются.

Чем более жесткие и определенные правила заданы в игре, тем более ясна и представима будущая деятельность. Чем шире область собственно игровой деятельности охвачена правилами, тем меньше неожиданных поворотов, неучтенных ходов. В игре с правилами играющий всегда имеет дело с ограниченной и фиксированной зоной последствий. И, наоборот, чем меньше определены правила, чем уже область собственно игровой деятельности, охваченная правилами, тем менее очерчена зона возможных последствий, тем большее число различных вариантов разверты-вания деятельности нужно просчитать в рефлексии, в «уме», до осуществления игрового хода.

Причем, необходимо отметить, что и в играх с правилами и в играх без правил, с «внутренними правилами» правила являются неотъемлемой частью формы игры. Стоит изменить хотя бы один пункт правил или его часть — мы получим совсем иную игру. Представим, что в шахматах мы изменили правило передвижения по доске, допустим, коня — получится совсем другая игра.

Для игр с правилами возможно даже построить типологию правил. Так, наиболее разработанной является, очевидно, типология, предлагаемая Дж. Коулменом. В ней отмечается пять типов правил:

процедурные правила, описывающие, как проводится игра;

правила ограничения поведения, описывающие, что может делать игрок и чего ему делать нельзя;

правила определения цели, описывающие цель игры и средства ее достижения;

правила реакции среды, описывающие процессы, протекающие в среде, в предположении, что среда представлена как часть игры;

полицейские правила, описывающие последствия нарушения игроком тех или иных правил игры.

Средство игровой деятельности

Как известно, средства — это то, с помощью чего, посредством чего осуществляется деятельность. Напомним, что средства деятельности классифицируются по пяти группам: материальные, информационные, языковые, логические, математические. Рассмотрим средства игровой деятельности по каждой из этих групп.

Материальные средства. Говоря о материальных средствах, необходимо отметить то обстоятельство, что для игры должно быть специально выделенное и ограниченное (хотя бы мысленно) пространство: шахматная доска, карточный стол, театр, цирк, стадион, экран телевизора или компьютера, стулья, составленные одни за другим и изображающие поезд и т.д. и т.п. Даже когда мальчишки играют во дворе в прятки, они заранее обговаривают — дальше каких мест нельзя убегать и прятаться — это игра. То, что за их пределами — «вне игры».

Что же касается материальных предметов, используемых для игровой деятельности, то при анализе всей их совокупности мы наталкиваемся на определенные сложности построения единой их классификации. Казалось бы, что предметы игровой деятельности — это игрушки. Игрушки определяются как «специально изготовленные предметы детских игр». Действительно, мир игрушек чрезвычайно широк. Их детальная классификация приведена в вышеупомянутой статье. Игрушки могут быть самыми разнообразными и по назначению, и по масштабам, и по стоимости. От крошечных «киндерсюрпризов» до такого экзотического примера как потешные полки юного Петра I, его потешная флотилия на Плещеевом озере. Это были игрушки в полном смысле слова.

В то же время представим себе такой пример — мальчик взял в руки прутик. Прутик может в его играх быть и саблей, и лошадкой, на которой он скачет, и чем угодно еще. Для него это игрушка — но не специально изготовленная. Или «специально изготовленный» кубик для строительных игр в во-ображении ребенка может быть и лошадкой, и грузовиком, и медицинским шприцем. Происходит то, что психологи называют «игровым замещением предметов».

Курсовые дипломные

Помощь по Диплому! Поможем в написании дипломной работы! Диплом за 5 дней!Помощь по Диплому! Поможем в написании дипломной работы! Диплом за 5 дней!

help-stud.com

Перейти

Яндекс.Директ

Скрыть рекламу:

Не интересуюсь этой темой

Товар куплен или услуга найдена

Нарушает закон или спам

Мешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Далее, представим себе такие примеры. Дети играют в «школу». При этом они используют настоящие авторучки и карандаши. Для них это игрушки, но эти предметы были изготовлены совсем для других целей. Более того, в играх взрослых реальные предметы могут стать игрушками. Например, коллекционирование. Если коллекционирование не имеет научных или художественных целей, то это разновидности игры. Тогда предметы коллекционирования становятся игрушками: почтовые марки, монеты, этикетки спичечных коробков и т.д. вплоть до автомобилей, танков и даже кораблей. Но эти предметы не были созданы специально для игр, тем более не для детских игр.

Кроме того, есть материальные предметы (их целые классы), специально созданные для игры, но которые назвать «игрушками» не поворачивается язык: шахматная доска с комплектом фигур, колода карт (а в них играют и дети), бильярдный стол, игровые автоматы, удочка, спиннинг для любительского лова рыбы, охотничье ружье и т.д. вплоть до театрального реквизита.

Единственная классификация, которая напрашивается исходя из сказанного относительно материальных средств игровой деятельности, это:

средства, специально созданные (или заведенные, например, декоративные домашние животные), для игры, возможно, самим играющим и используемые строго по назначению;

средства в виде подручных игровых предметов — игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих);

материальные предметы, созданные для иных целей и используемые в качестве средств игры.

Информационные средства. В последнее время широкое распространение получили игры и игрушки с использованием информационных средств — микропроцессоров, компьютеров, Интернета.

Языковые средства. В играх, вполне понятно, используются языки — как естественные, так и искусственные. В том числе, в детском возрасте игры являются средствами развития языка. Дети, играя, обмениваются своими запасами слов и обогащают свой словарный запас. Правда, к сожалению, зачастую и выражениями, что называется, далекими от норм литературного языка.

Кроме того — интереснейшее явление — ребенок, попавший в иноязычную среду, в играх с детьми буквально мгновенно овладевает иностранным разговорным языком, для чего взрослым требуются большие и длительные усилия.

Развитию естественного языка способствуют также многие специальные игры: «в слова», «отгадай слово», знаменитая игра «Эрудит» и т.д.

Кроме того, в играх используются и искусственные языки. Колода карт — пример искусственного языка. Или записи шахматных ходов: «гроссмейстер пошел Е2 — Е4» — другой пример. Не говоря уже о специальных языках игровых искусств, например, языке музыки.

Логические средства. Многие игры требуют применения логического аппарата, подчас довольно мощного. Например, шахматы, преферанс. В то же время в детском возрасте игры способствуют развитию логического мышления ребенка. Например, различного рода головоломки, кубик Рубика, многие компьютерные игры и т.п.

Математические средства. Вряд ли приходится говорить о применении математических средств в игровой деятельности. Если, к примеру, начинается вычисление вероятностей выигрыша в тех или иных ситуациях, то у такого «вычислителя» наличествует стремление не играть, а выигрывать, т.е. это становится разновидностью профессиональной деятельности, но не игрой.

Итак, мы рассмотрели средства игровой деятельности.

PSYERA.RU

Вы здесь

База знаний » Основы педагогики

Особенности игровой деятельности



+10-1

При описании особенностей игровой деятельности мы, в первую очередь, ориентировались на книгу Й. Хейзинги:

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение.

Ребенок или животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. Во всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И лишь когда игра смыкается с исполнительскими искусствами (театр, исполнение музыкальных произведений и т.д.) или спортом понятия должествования, задания, обязанности привязываются к игре.

2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.

Курсовые дипломные

Помощь по Диплому! Поможем в написании дипломной работы! Диплом за 5 дней!Помощь по Диплому! Поможем в написании дипломной работы! Диплом за 5 дней!

help-stud.com

Перейти

Яндекс.Директ

Скрыть рекламу:

Не интересуюсь этой темой

Товар куплен или услуга найдена

Нарушает закон или спам

Мешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.

Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

Кроме того, любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, материально или только идеально, преднамеренно или как бы подразумеваясь. Арена цирка, игральный стол, сцена, киноэкран, шахматная доска — все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освященные территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного, созданные для выполнения замкнутого в себе действия.

Внутри игрового пространства царит собственный порядок. Порядок, устанавливаемый игрой, имеет непреложный характер. Малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает. В хаотическом мире, в сумбурной жизни игра создает временное ограниченное совершенство.

4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Напряжение присутствует уже в хватательных движениях грудного младенца, у котенка, гоняющего катушку ниток, у играющей в мяч маленькой девочки. Оно преобладает в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность — головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе в мишень, — и значение его возрастает по мере того, как игра приобретает все более соревновательный характер. В азартной игре и в спортивном состязании оно достигает крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он одержим желанием выиграть.

5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила — и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир».

Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Плут, шулер лишь притворяется, что играет. Общество играющих легче прощает ему его грех, чем нарушителю игры, ибо этот последний ломает весь их игровой мирок. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Он отнимает у игры иллюзию. Поэтому он должен быть изгнан, ибо угрожает самому существованию игрового сообщества. Фигура нарушителя игры, «штрейкбрехера игры», наиболее ярко проявляется в игре мальчишек: их не интересует, почему «штрейкбрехер» против игры — потому ли, что боится рисковать, или потому, что ему нельзя по здоровью. Дети не признают никаких «нельзя» и называют это «струсить».

6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» — «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому».

Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание.

7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден.

Точно также взрослые страстные игроки в преферанс могут просидеть за карточным столом по трое—четверо суток. Или же ситуация, описанная в романе Ф.М. Достоевского «Игрок», когда человек не может избавиться от пагубной страсти игры. Та же ситуация складывается сегодня с игровыми автоматами — многие люди часами сидят за ними и проигрывают все деньги, лишая свои семьи всех средств существования. Азарт — это такая степень увлеченности, при которой пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом.

8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, — это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.

Как видим, из этих восьми выделенных особенностей игровой деятельности, игра стоит обособленно, обиняком от всех других видов человеческой деятельности. Причем, если обратиться к типам организационной культуры, то игровая деятельность строится, в основном, в рамках наиболее древней традиционной культуры. За исключением, пожалуй, сложноорганизованных игр с большим числом участников, когда организация игры уже носит черты проекта, точнее, сочетает в себе элементы традиционной и проектно-технологической культуры.

Источник:

Новиков А.М., Методология образования

. Игра как средство формирования социального опыта (практика)

“Лето – это маленькая жизнь”. Для меня это действительно так, “маленькая жизнь” длиною в жизнь. С начала года начинается подготовка к лагерю: идет разработка программы; подбор педагогических кадров, вожатых; составление сметы и так далее. Затем – сама смена с ее открытиями, счастьем встреч и горестями расставания. По окончании смены еще один период – подведение итогов, анализ работы. И вновь разработка планов на будущее лето.

За время педагогической деятельности мною накоплен опыт работы в пришкольных, загородных лагерях, как в профсоюзных сменах, так и авторских. Как организатор летнего отдыха, я состоялся в результате многолетней работы в областном лагере комсомольского актива “Комсорг” имени А.Н. Лутошкина под руководством А.И. Тимонина.

На основе своего опыта работы мною будут раскрыты возможности различных видов игр, используемых в лагере, которые способствуют формированию социального опыта ребенка.

Подбор игр в каждой смене лагеря неповторим. Это обусловлено целями и задачами смены, подготовленностью педагогического состава, местом расположения лагеря и многим другим. Игра может быть как формой организации всей жизнедеятельности смены лагеря, например, сюжетно-ролевая игра “Волшебники Изумрудного города”, так и ее элементом.

В первые дни смены важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно направить все усилия на знакомство, сплочение детей. В этом помогут игры на знакомство (приложение 1), так как они способствуют формированию умения представлять себя окружающим людям, умения слушать. Совершенствуется способность к общению, развивается потребность во взаимопонимании с окружающими.

Навыки бесконфликтного общения, способность к сотрудничеству закладываются в играх на сплочение группы (приложение 2). В них формируется коммуникабельность и толерантность, умение работать в группе.

Подвижные игры (приложение 3) всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах, помогают лучше познакомиться с ребятами. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В подвижных играх формируется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Проявляется и корректируется культура поведения: честность, уважение, справедливость, взаимопомощь. Игры способны поднять творческую активность, пробудить фантазию и одновременно с этим развивают внимание, навыки коллективной слаженной деятельности.

Для успешной работы в начале смены важно найти надежных помощников среди ребят, тех, кто сможет организовать, увлечь, повести за собой. В этом помогут игры на выявление лидера (приложение 4). В этих играх у ребят появляется необходимость совместной работы, чувство принадлежности к одной команде. Эти игры учат быть внимательным к людям, видеть, кто есть кто. Ребята приобретают опыт разрешения конфликтных ситуаций, они проявляют инициативу, координируют действия группы, берут управление на себя, несут ответственность за принятые решения. Приобретается опыт отстаивания своей точки зрения, умения слушать и слышать, ценить чужое мнение, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Эти умения могут кардинально изменить позицию ребенка в группе. Как правило, лидеры, проявившиеся в лагере, затем становятся лидерами в школьной жизни.

Одно из ведущих направлений деятельности любой смены лагеря – оздоровление. Лагерь не может обойтись без игр-эстафет (приложение 5, приложение 6), спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол и других). Эти игры формируют чувство коллективизма, в них ребята проявляют свою находчивость и изобретательность. Формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, ценность здоровья. Такие игры развивают координацию движений, сосредоточенность, формируют согласованность действий членов группы в условиях совместных действий.

Лето – это время, когда большую часть времени, в том числе и в лагере, дети проводят на свежем воздухе. Народные игры (приложение 7) проводятся обычно на открытой площадке, участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов от дошкольников до старшеклассников. В этих играх проявляется находчивость, смекалка, ловкость, упорство, они отлично закаляют тело и душу. Также формируется чувство гордости за свой народ, страну. Часто в смене участвуют ребята разных национальностей, поэтому можно провести фестиваль народных игр, что воспитывает чувство толерантности, расширяет кругозор ребенка, помогает по-другому относиться к окружающим его людям.

Порой летом бывают хмурые дни, дождливая погода. В этой ситуации помогут игры за столом. Игры за столом (приложение 8) – это не только развлекательные, но и развивающие игры. Они дают возможность расслабиться, повеселиться, но вместе с тем и поупражняться в разного рода умениях. В этих играх ребята проявляют свои творческие и интеллектуальные способности. Опыт, приобретенный в лагере, ребята используют в учебное время.

Малые формы работы – это творческое соревнование между детскими микроколлективами (приложение 9). Они рассчитаны на небольшое число детей и на непродолжительный временной отрезок. В данной форме ярко проявляются творческие натуры, лидеры. Они помогают ребятам самоутвердиться, развивают чувство принадлежности к группе, к детской общности, а если в играх участвуют взрослые – появляется чувство причастности к “взрослой” жизни, при этом возрастает значимость игровых занятий. У ребенка возникает чувство устойчивости мира, защищенности, уверенности в себе.

Когда отряд или лагерь собрались в зале перед началом дела, а действо еще не началось, и каждый из ребят пришел с разным настроением, и все пока разобщены, тогда нам поможет игра с эстрады (приложение 10). Она позволит сконцентрировать внимание ребят, создать необходимый эмоциональный фон. Дети участвуют в совместной деятельности, приобретая опыт коллективного сопереживания.

Общелагерные дела, мероприятия для нескольких отрядов также можно организовать в форме игры (приложение 11). В зависимости от содержания подобных игр-испытаний, праздников, шоу раскрывается творческий потенциал ребенка, происходит самопознание, самореализация детей. В ходе этих игр дети раскрепощаются, формируется культура поведения на сцене, умение публичного выступления.

Для того чтобы реализовать интересы каждого ребенка в лагере, чтобы каждый мог себя проявить, необходима организация различных игр. Интеллектуальные игры (приложение 12) способствуют самоутверждению, самореализации в интеллектуально-творческой сфере. В этих играх ребята приобретают опыт взаимодействия в группе, получают умение использовать свой интеллектуальный потенциал. Создают условия для умственного напряжения при решении важной проблемы. Происходит воспитание волевых качеств, скорости реакции. Подобные игры способствуют социальной мобильности участников, так как быть лидером в небольшой группе значительно труднее. Такие игры способствуют формированию научной организации труда, умению вырабатывать общее решение. Участники постепенно преодолевают стеснительность, зажатость, растерянность.

Тренинг (приложение 13) – это способ специально организованного общения детей. Тренинговые занятия дают возможность сопоставить себя с другими, интенсивно осваивать эффективные способы взаимодействия, помогают каждому участнику выразить себя. Занятия тренингом раскрывают возможности для самопознания ребенка, влияют на отношение к самому себе, сверстникам, к миру в целом. Тренинг позволяет формировать гражданскую позицию детей, их готовность проводить значимые изменения в собственной жизни и жизни окружающих. Расширяются социальные связи: контакты и взаимодействие. Во время тренинговых упражнений ребенок может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки. В ходе тренинга формируется культура общения: взаимное уважение, полное доверие друг другу, готовность выслушать собеседника, признать его право иметь свою точку зрения, тактичность.

Деловая игра (приложение 14) строится на выработке управленческого решения. С помощью деловой игры дети учатся выбирать наиболее ценные идеи, предложения. Игра дает опыт ведения дискуссии, сотрудничества в малой группе. Учит планировать свою деятельность, разрабатывать программу по ее реализации. В ней формируются умения анализировать ситуацию, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за них. Происходит знакомство с социальными ролями, этикой делового общения.

Сюжетно-ролевая игра (приложение 15) может быть использована как форма организации всей смены лагеря, так и как ее элемент. В ней моделируются все отношения реальной жизни (того или иного времени и места), описание которых дается в ситуации, также обязательна система органов управления в игре. Данная модель динамична. Взаимодействие участников предопределено сценарием игры, в ходе которой игроки в соответствии с предписанной ролью вырабатывают приемлемое решение проблемы, указанной в ситуации. Оценка итогов игры осуществляется по результатам достижения функциональных ролевых целей, а также игровых целей отдельных участников, если таковые были поставлены в ходе игры. Сюжетно-ролевые игры позволяют формировать социальную установку, то есть мотивы деятельности личности и ее активности в определенной ситуации. Происходит знакомство с различными социальными ролями. Отрабатываются позитивные способы разрешения конфликтов. Возрастает социальная мобильность, так как ребенок становится участником различных групп, объединений. Расширяется круг общения, контактируя с все большим количеством людей, появляется избирательность в общении. Ребенок становится более независимым, приобретает опыт самостоятельных действий, контролирует свои поступки, легче приспосабливается к изменениям окружающей обстановки, активно заявляя о своих правах. У ребенка формируется представление о себе, своем социальном положении. Осваиваются различные стили и способы общения, этика поведения.

Таким образом, все игры без исключения имеют правила, их соблюдение, безусловно, формирует умение пользоваться свободами демократического общества. Игры создают условия для развития человека свободного и ответственного за свои поступки – гражданина.

Игра открывает путь к освоению культуры. В игре формируется эстетическая, физическая, интеллектуальная, профессиональная, нравственная, правовая, политическая, экологическая культура. Игра является естественным регулятором всесторонности (полноты и гармоничности) жизни и развития ребенка и определяет его образ жизни.

В процессе игры дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и решают их. В игре, “как в фокусе увеличительного стекла”, содержатся все тенденции развития ребенка.

Игра есть форма научения, формирующая наглядные представления человека о реальном мире; она готовит человека к столкновению с действительностью, формирует способность ориентироваться, помогает усвоению социального опыта, формирует навыки трудовых действий, необходимых для полноценного участия в различных сферах общественной жизни. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Литература

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев. – Кострома: ИМЦ “Вариант”, 1993.

3. Афанасьев, С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел / С.П. Афанасьев, Коморин С.В. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2000.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988.

5. Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

6. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 1983.

7. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М.: АПН РСФСР, 1963.

8. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.

9. Каникулы, игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя // Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6. – С. 12.

11. Куприянов, Б.В. Подготовка лидеров к организаторской деятельности средствами ситуационно-ролевой игры // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений / Б.В. Куприянов. – Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1994.

12. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. –Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1978.

13. Махлах, Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании пионеров / Е.С. Махлах. – М.: АПН РСФСР, 1963.

14. Поломис К. Дети на отдыхе / К. Поломис. – М.: Культура и традиции, 1995.

15. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – С. 127.

16. Рогачев, В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность / В.В. Рогачев. – Ярославль, 1994.

17. Тимонин, А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства / А.И. Тимонин. – Ярославль, 1995.

18. Фришман, И.И. Выигрывает тот, кто играет! / И.И. Фришман. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001.

19. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994.

20. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 1994.

21. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1987.

22. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1974.


написать администратору сайта