игровые технологии. реферат. Игровые технологии на уроках истории
Скачать 1.54 Mb.
|
Игровые технологии на уроках историиВ современных условиях в обучении истории всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. Способствовать развитию мотивации к обучению на уроках истории и реализовывать требования ФГОС можно через использование игровых технологий. Актуальность В процессе игровой деятельности на уроке у ученика формируются такие навыки как умение вести дискуссию, получают развитие коллективные формы общения, могут быть реализованы задачи проблемного обучения. Применение игровых технологий в рамках урока наглядно демонстрирует, что процесс приобретения (закрепления) знаний и навыков может быть не тяжелым и обязательным трудом, а интересным и увлекательным процессом, не снижая при этом интенсивности и результативности обучения. Актуальность Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Понятие «Игровые технологии» Подробный анализ педагогических технологий вообще и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко. Также вопросы применения игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в книге Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории», Коротковой М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории». Историография Группа авторов из Волгограда под руководством В. В. Гуковой в пособии «История. Технологии современного урока» предлагают рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока от изучения нового материала до контроля и проверки знаний игровыми ситуациями, как одной из современных средств обучения. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях» утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения, и свободного творчества ученика, требующего умственного напряжения, и эмоционального комфорта, и развития всего духовного облика школьника. Историография Цель игровых технологий - научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.Задачи игровых технологий:
Цели и задачи игровых технологий Роль игровых технологий в процессе обученияВ отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по–особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Функции игрыРазвлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); Коммуникативная (формирование коммуникативных УУД); Самореализация (формирование личностных УУД); Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); Диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры) Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития). А) По сущности игровой основы: игры с правилами ролевые игры комплексные игровые системы (например КВН) Б) По структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры: игры для изучения нового материала игры для закрепления игры для проверки знаний обучающие игры релаксационные игры-паузы. В) По межпредметным связям: историко-литературные историко-филологические историко-географические историко-математические и т.п. Г) По источнику познания: игры на основе работы с наглядностью игры на основе практической работы игры на основе устного изложения учебного материала. Д) Игры по коллективу участников: групповые индивидуальные диалоговые массовые. Классификация игр на уроках истории Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); — творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); — эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); — наличие правил, прямых или косвенных, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Применение игровых технологий на уроке истории по теме «Древняя Греция» в 5 классе Разработка урока по теме: «Древняя Греция» (5 класс) Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок – игра « Счастливый случай». Цель урока: повторить и систематизировать знания по разделу: «Древняя Греция» 1-й гейм - Примени свои знания и проверь внимание! 2-й гейм - Хронологический 3-й гейм – Домашнее задание 4-й гейм – Ты - мне, я – тебе» 5-й гейм – «Эрудиты» 6-й гейм – «Заморочки из бочки» 1-й гейм. Примени свои знания и проверь внимание! Перед вами карточки, ищем грамматические ошибки в терминологии по теме. Иллада Офины Сакрат Огора Фоланга Димос Ореопаг Федий 2-й гейм. Хронологический Две команды получают одинаковое задание: сопоставить события и даты. Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ.
3-й гейм. Домашнее задание. Каждая из команд заранее готовит домашнее задание – инсценированный рассказ (до 5 минут) на любую историческую тему (например, Спартанское воспитание, Олимпийские игры). 4-й гейм. «Ты - мне, я – тебе» Каждая команда придумывает по одному вопросу своим соперникам по теме «Древняя Греция». 6-й гейм. «Эрудиты». Капитанам команд по очереди необходимо дать объяснение, как возникло это выражение: 1. «Ахиллесова пята» 2. «Троянский конь» 6-й гейм. Черный ящик Комaндам предлагается за правильный ответ в данном задании 3 балла, но при неправильном ответе, команда лишается такого же количества баллов. Первое – название священной горы греков, второе соединительный союз, третье – самая хвастливая буква алфавита. Целый город в Пелопоннесе, известный всей Греции. Выводы: Игры повышают познавательную активность, активизируют мыслительную деятельность и повышают мотивацию в целом Самопроизвольно запоминаются сведения, формируется ассоциативное запоминание Игры побуждают учеников к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений Использование игровых технологии дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом, потому что игра мотивирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение. |