УЧЕБНИК 18 ВЕК - 1914. Ii. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. 1914 г.)
Скачать 1.88 Mb.
|
Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие, обсаженные деревьями улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур). Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов. В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Посполитой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором был известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И. Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдукации. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами. После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове, в котором некоторое время училась молодежь из всех польских земель. Но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики. Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и уровень преподавания в нем был невысок. В прусской части польских земель развивалось начальная и частично средняя школа с преобладанием немецкого языка преподавания. Создание польских высших учебных заведений было запрещено. Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных - Общество друзей науки - было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских во Львове (1817). В естественных науках следует отметить работы братьев Я. и Е. Снядецких в области математики и природоведения и С. Сташица в области геологии. Более заметны в этот период достижения представителей гуманитарных наук. Я. Бандтке и Т. Чацкий положили начало развитию в Польше истории права. В 1814 г. появилась первая история польской литературы Ф. Бентковского. В 1806 - 1814 гг. С. Линде издал 6-томный “Словарь польского языка”. В моменты оживления политической жизни заметным элементом культурной жизни становилась пресса - особенно в Княжестве Варшавском и Царстве Польском. Но более важную роль играли многочисленные специальные журналы - экономические, научные, литературные. В 20-е гг. XIX в. разгорелся спор классиков с романтиками. Он проистекал как из-за различного подхода к культуре, так и из-за несовпадения политических и общественных взглядов. Против элитарности и консерватизма классицизма выступила молодежь, особенно из среды интеллигенции. Острие своей критики они адресовали аристократии и зажиточной шляхты, осуждая их консерватизм и соглашательство с властями держав, разделивших Польшу. Свою борьбу они вели под лозунгами романтизма, нового направления в художественном творчестве и общественной мысли. Польская культура эпохи романтизма После подавления восстания 1831 г. и усиления наступления на польскую автономию роль центров польской культуры на вошедших в состав Российской империи землях Речи Посполитой была решительно ограничена. Российские власти всячески препятствовали развитию польской культуры, науки и образования. В первые послеповстанческие годы центр польского художественного творчества перемещается в эмиграцию, прежде всего во Францию. Воспоминания молодости, горечь поражения, контакты с европейской интеллектуальной элитой и конечно же талант творцов - все это стало основой для появления зрелых, общественно значимых, подлинно народных произведений. Эстетика романтизма позволила порвать с тесными канонами классицизма и его салонной культурой, выступить против проповеди примирения с действительностью. Романтики, черпавшие вдохновение в народной культуре, чувствовали свою гражданскую ответственность перед обществом, старались стать его рупором. Этим объясняется их исключительная роль в формировании польского национального и политического сознания в XIX в. Золотой порой романтической поэзии были 30-е годы. Тогда были созданы самые известные произведения А. Мицкевича (1798-1855) - III часть драматической поэмы “Дзяды” и эпопея “Пан Тадеуш”. Позднее Мицкевич ярко себя проявил как историк литературы и публицист. В эти же годы с большой силой зазвучал голос Ю. Словацкого (1809-1849), драматурга и поэта с богатейшей творческой фантазией. Из многочисленных его поэтических произведений наиболее типичной для той эпохи была поэма “Кордиан“. В основе большинства драматических произведений Словацкого лежат сюжеты из польской истории - начиная с легендарных времен и вплоть до XIX в. Прекрасным образцом романтической литературы явилась неоконченная поэма “Бенёвский”, в которой поэт затронул животрепещущие вопросы политической и художественной жизни. Среди видных поэтов той поры аристократическим происхождением выделялся З. Красиньский. В своем творчестве он пытался примирить свои консервативные взгляды с патриотическими идеями. Он считал, что шляхта может договориться с народом и им вместе удастся преодолеть социальные противоречия. Самым известным драматическим произведением стала “Небожественная комедия”. В последующие годы среди польской интеллигенции получает распространение мессианизм, приписывающий польскому народу исключительное предназначение. Его влияние испытали на себе и польские поэты-романтики. Польскую музыку прославил Ф. Шопен (1810-1849). В 1830 г. он навсегда покинул родину, и расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции. Музыка Шопена имела подлинно романтическое звучание и выражала разнообразные человеческие чувства. Мастерски использовав народные мотивы, Шопен придал своим произведениям истинно польский характер. Особенно велик его вклад в развитие фортепьянной музыки. Из композиторов, творивших в польских землях, выделялся С. Монюшко (1919-1872). Наибольшую известность получили его оперы “Галька” и “Страшный двор”. В отличие от литературы и музыки, не лучшие времена переживал театр. Редкостью становились любительские спектакли, характерные для салонов эпохи Просвещения. В театрах с постоянной труппой изменился репертуар. Для привлечения зрителей игрались невзыскательные комедии, фарсы и водевили. Не лучшие времена переживала и живопись. Экономические изменения, происходившие в польских землях, привели к сокращению числа меценатов из традиционней церковно-магнатской среды, а буржуазия, в значительной своей части инонациональная, еще не созрела до понимания необходимости поддержки польской национальной культуры. В Варшавской и Краковской школах изящных искусств господствовал закостенелый академизм. Лишь в 50-е гг. были предприняты попытки преодолеть застой в живописи. В частности, В.Герсон обратился к сельскому пейзажу. Своим талантом выделяется П. Михаловский, автор полотен с изображением батальных и бытовых сцен, незаурядный портретист и мастер рисунка. Новые формы пробивали себе путь в архитектуре и градостроительстве. Доминировали неоготика, позже - неоренессанс. Градостроительство развивалось по образцу столиц метрополий. Значительными диспропорциями характеризовалось школьное образование в отдельных землях. Начальная школа успешнее всего развивалась в прусской части, где в 1825 г. было введено обязательное школьное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет, отставала в Царстве Польском и особенно в Галиции. В середине века в Пруссии почти 90 % польских детей имели начальное образование, в Царстве Польском и Галиции соответственно 28 и 20 %. Почти полностью были онемечены государственные средние школы в прусской и австрийской частях польских земель и русифицированы - в западных губерниях России, где поляки составляли немалый процент населения. В Царстве Польском преподавание, правда, велось на польском языке, но после восстания 1830-31 гг. было решительно ограничено число учащихся. Если до восстания в гимназиях училось около 6 000 человек, то в 1855 г. - менее 3000. Практически прекратили свое существование польские высшие учебные заведения. После событий 1830-31 гг. были закрыты Варшавский и Виленский университеты, Кременецкий лицей. Австрийское правительство сохранило немецкий в качестве языка преподавания в Львовском университете, а после включения в 1846 г. Кракова в состав Австрии стало вводить его в Ягеллонском университете. Школа изящных искусств и Агрономический институт в Варшаве не могли заменить отсутствия университета. Правда, в 1857 г. стала действовать Медико-хирургическая академия, а в 1862 г. вместо нее была создана варшавская Главная школа. По-прежнему серьезные трудности переживала наука. Заметные достижения можно отметить лишь в гуманитарных дисциплинах, особенно в истории и философии. Главным центром изучения философии была Познань, которая в 40-е гг. лидировала в издании журналов и популярной литературы. А. Чешковский, Б. Трентовский, К. Либельт и др. последователи гегельянства разрабатывали польскую философию мессионизма. В ее основе лежала вера в возрождение человечества с помощью невинной жертвы, принесенной польским народом, по аналогии с жертвой Христа, отрицание социального радикализма и революционных методов борьбы. Э. Дембовский, напротив, также следуя гегелевским идеям, пропагандировал решительные революционные действия. Крупнейшим историком-романтиком был И. Лелевель, оставивший после себя труды по польской и всеобщей истории, методологии и методике исторических исследований, вспомогательным историческим дисциплинам. Его концепции и научные методы оказали влияние на современников и последующие поколения историков. Важное значение для дальнейшего развития исторической науки имела собирательская деятельность библиотек: Красиньских в Варшаве, Э. Рачиньского - в Познани, Т. Дзялыньского в Курнике, Оссолиньских во Львове и польской библиотеки в Париже. О. Кольбе в 1857 г. издал “Песни польского народа”, положив тем самым начало сбору и систематизации обычаев, обрядов, песен, сказок, пословиц и поговорок польского народа. Большинство собранных материалов, ставших солидной основой для развития польской этнографии, было опубликовано в издании “Люд”. Определенные сдвиги к лучшему в естественных и технических науках произошли лишь во второй половине XIX в. Было реорганизовано Краковское научное общество, в 1857 г. возникло Общество друзей науки в Познани. Заметными были достижения в медицине. Позитивизм и реализм Период от поражения восстания 1863-1864 гг. до 90-х гг. XIX в. известен в польской истории как эпоха позитивизма, хотя он в эти годы конечно же не был единственным направлением в общественной, научной и культурной жизни. Последователи этого философского направления были убеждены в том, что мир развивается благодаря естественным, рациональным законам. В связи с этим большое значение они придавали науке и образованию. Польский позитивизм воспринял некоторые черты, характерные для французской школы, но имел и свои особенности. Его сторонники были убеждены в преимуществе индустриальной цивилизации и высказывались за применение в промышленности и сельском хозяйстве современной техники и технологий. Они отвергали революцию, нарушавшую, по их мнению, естественный прогресс и порождающую анархию. Следуя Ч. Дарвину и Г.Т. Боклю, они проповедовали рациональный, утилитарный и эмпирический подход к жизни. В отличие от западных разновидностей, польский позитивизм был не столько философской школой, сколько литературным и общественно-политическим течением. Отбросив романтический миф богоизбранного народа, польские адепты позитивизма воспринимали народ как единый организм, желая усилить его так, чтобы он мог успешно противостоять чужеземному владычеству. Одним из главных варшавских позитивистов был А.Свентоховский (1849-1938), выступивший против романтических идеалов и хотевший, чтобы европейские ветры проветрили “душную избу”. Сторонники позитивизма в целом критически относились к романтической традиции борьбы и самопожертвования как не давшей результатов в решении польского вопроса и приведшей к напрасным жертвам. Но в их рядах не было полного единства по вопросу о дальнейших путях развития польского народа. В Великой Польше их взгляды были близки убеждениям западноевропейских либералов: они стремились противодействовать ультрамонтанству и сотрудничеству с автократической Пруссией, делали упор на органический труд и национальный солидаризм. Вклад краковских позитивистов в борьбу с романтической традицией выразился в интерпретации польской истории, прежде всего причин падения Речи Посполитой. Представители краковской исторической школы (В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский и др. видели их в особенностях внутреннего развития страны, считали произведенные в последней трети XVIII в. разделы закономерным итогом, вину за который несут сами поляки. Такая позиция привела их к толерантному и даже лояльному отношению к Вене. Этому, несомненно, способствовало и сильное влияние в монархии Габсбургов католической церкви, которая рассматривалась польской интеллигенцией как один из важнейших польских национальных институтов. Представители варшавской исторической школы - Т. Корзон, В. Смоленьский и др. - основную причину падения Речи Посполитой видели в захватнической политике более сильных соседей. Разделив Польшу, они прервали ее поступательное развитие, наметившееся во второй половине XVIII в. Позитивистский лозунг органического труда относился к культурной, общественной и хозяйственной жизни. Позитивисты подчеркивали значение экономического прогресса и беспокоились, чтобы польские земли не отстали от поступи европейской модернизации. Героями позитивистов были уже не повстанцы, не “человек с ружьем и саблей”, а врачи, борющиеся с болезнями, учителя, ликвидирующие безграмотность, инженеры, предприниматели, купцы и др. деятельные люди. Позитивистская программа пропагандировалась через прессу и литературу. Быстро росло число названий газет и журналов и их тиражи, они приобретали все большее влияния на умонастроения в обществе. Заметным явлением стали издания, предназначенные для селян. Пресса отличалась разнообразием и удовлетворяла запросы все более широкого круга людей. Популярной формой подачи материала стали обозрения или как их тогда называли - фельетоны. Чтение газет входило в привычку в образованных слоях общества. Важную роль в разработке и пропаганде позитивистского мировоззрения и программы органического труда играли периодические издания. Свентоховский, например, делал это на страницах варшавских “Пшеглёнда тыгоднёвого” (“Еженедельное обозрение”) и “Правды”. Его издания осуждали классовые предрассудки, выступали за эмансипацию женщин и евреев, составлявших в Царстве Польском немалую часть городского населения. Ведущим направлением польской литературы последней трети XIX в. стал реализм. Ценились произведения, верно отражавшие не всегда светлую действительность. Роман и новелла потеснили поэзию и рассказ. Литература и искусство идеализировали героев новой эпохи и высмеивали традиционалистов и обскурантов. Важное место в иерархии литературных произведений занял бытовой роман, высоким оставался интерес читателей к историческим романам. В эпоху позитивизма расцвел талант ряда известных польских прозаиков. Одним из них был Б. Прус (А. Гловацкий) (1847-1912), газетные обозрения которого стали популярной варшавской хроникой конца столетия. Известность получили его романы “Кукла” и “Фараон”. Э. Ожешко была певцом литовско-белорусской земли, где проживало много поляков. Многие зачитывались ее романом “Над Неманом”. Но самым популярным писателем этой эпохи был Г. Сенкевич (1846-1916), автор знаменитой исторической трилогии “Огнем и мечом”, “Потоп” и “Пан Володыёвский”. Из других исторических романов Сенкевича следует назвать “Камо грядеши” и “Крестоносцы”. Творчество Сенкевича было отмечено Нобелевской премией (1905). Среди поэтов особенно выделялись А. Аснык, автор интеллектуально насыщенных сонетов, и М. Конопницкая, обращавшаяся своим творчеством прежде всего к простому читателю и не чуравшаяся общественных и социальных мотивов. Важное место в культурной жизни поляков занимал театр. Варшавские государственные театры были одним из немногих общественных мест, где свободно звучал польский язык. Театры Варшавы, Кракова, Львова, Познани отличались высоким художественным уровнем репертуара, прекрасными актерскими труппами. В более мелких городах представления давали любительские театры и странствующие коллективы. В одном из них дебютировала выдающаяся актриса Х. Моджеевская. Огромную эстетическую и воспитательную нагрузку несла живопись. На последнюю треть XIX в. приходится пик популярности Я. Матейко (1838-1893). Он был ректором Краковской школы изящных искусств, единственной в польских землях после закрытия академии в Варшаве высшей художественной школы. В 1895 г. она была преобразована в Академию изящных искусств. Кисти Матейко принадлежит ряд монументальных полотен на исторические темы, посвященных кульминационным моментам польской истории (“Битва под Грюнвальдом”, “Костюшко под Рацлавицами”, “Прусская присяга” и др.). Широкую известность, особенно в России, приобрело творчество Г. Семирадского. Любители живописи с нетерпением ждали появлений новых работ графика А. Гроттгера, художников Я. Мальчевского, братьев А. и М. Герымских. В 1879 г. в Кракове был открыт Национальный музей, где посетители могли знакомиться со многими выдающимися произведениями польских живописцев, скульпторов и др. представителей изобразительных искусств. |