УЧЕБНИК 18 ВЕК - 1914. Ii. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. 1914 г.)
Скачать 1.88 Mb.
|
Однако деятельность с трудом созданных национальных учреждений подвергается преследованию со стороны властей. В 1875 г. венгерское правительство закрыло три словацких гимназии, а затем и Словацкую матицу. Словаки оставались без национальной средней школы вплоть до распада Австро-Венгрии, Матица также была воссоздана лишь в 1918 г. Таким образом словаки оказались лишены символа духовной жизни, первой по-настоящему общенациональной культурной организации, музея, литературного общества и издательства одновременно. В 1875–1899 гг., когда во главе венгерского правительства стоял Калеман Тисса, в государстве проводилась активная, целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский язык становится обязательным и в народных школах, повсеместно образуются новые общества, деятельность которых была ориентирована главным образом на мадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно проявлявшие признаки национального самосознания, подозревались в измене Родине. В знак протеста против закрытия Матицы словацкие депутаты покинули стены Государственного собрания. В 1881 г. Словацкая национальная партия отказалась от участия в политической жизни страны. С этого времени она придерживалась тактики пассивной оппозиции. С начала 90-х годов велись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии о координации действий. В 1893 г. в Вене состоялось совещание лидеров румынской, словацкой и сербской общественности. Объединительной платформой съезда невенгерских национальностей в 1895 г. стали требования национальной автономии в рамках монархии Габсбургов, свободы языка, собраний и союзов, вероисповедания, национального равенства, всеобщего избирательного права и др. Стремление венгерских правящих кругов создать этнократическое государство венгров вело к тому, что вместе с сотрудничеством с немадьярскими народами Венгрии словацкие либеральные политики стали пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметно оживились и русофильские тенденции. В конце XIX в. центром словацкого национального движения становится Мартин. Здесь находилось руководство Словацкой национальной партии, во главе которой с 1877 г. стоял Павел Мудронь. Одновременно вокруг газеты “Народние новины” объединяется младшее поколение словацкой интеллигенции. Наибольшую известность приобрели Светозар Гурбан Ваянский, Йозеф Шкультеты, Матуш Дула и др. Словакия в конце XIX–начале XX века. Социально-экономическое развитие В конце XIX – начале XX века в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительно развитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживление промышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанных с сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счет вложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XX века увеличились чешские инвестиции. В 1912 г. Живностенский банк завладел крупнейшим словацким банком в Ружомбероке. Национальный словацкий, преимущественно торговый капитал вкладывался в основном в легкую индустрию, где преобладала масса мелких предприятий. Экономика Словакии в целом оставалась аграрной. Росло число сельскохозяйственных рабочих в хозяйствах крупных помещиков, католической церкви. В результате разорения крестьян особенно в наиболее бедных горных районах, аграрного перенаселения, слабости городской инфрастуктуры в начале XX века начинается массовая эмиграция словаков в более благоприятные регионы Венгрии, в австрийскую часть монархии, заграницу, особенно в США. Словацкая социал-демократия В начале XX века наблюдается подъем рабочего движения. Создаются просветительные рабочие союзы и профсоюзные организации. В рамках образованной в 1890 г. Социал-демократической партии Венгрии постепенно формируется самостоятельное словацкое движение. В 1904 г. при поддержке чешских социалистов стали выходить “Словенске работницке листы” (“Словацкая рабочая газета”). Реформизм венгерской социал-демократии, общий рост национального самосознания в среде рабочих, федерализация социалистического движения в австрийской части монархии способствовали тому, что в январе 1905 г. состоялся первый съезд Словацкой социал-демократической партии в Венгрии. В принятой программе говорилось о необходимости просвещения трудящихся, пропаганды социалистических идей, введения всеобщего избирательного права, демократических свобод и др. Национальное движение накануне первой мировой войны Особенность исторического развития словаков состояла в том, что и в начале XX в. у них шел процесс формирования национального самосознания, дальнейшего развития национальной идеологии. На рубеже XIX и XX веков наблюдается дифференциация словацкого национального лагеря, постепенно выделяются новые политические течения. Словацкая национальная партия. Католическое течение. Гласисты Словацкая национальная партия оставалась политическим формированием, не имевшим оформленной организационной структуры. В начале XX в. партия возвратилась к активной политической и общественной деятельности, приняв участие в выборах в венгерский парламент. Ядро Словацкой национальной партии составляли представители умеренного центра - мартинцы, - во главе которого находились П. Мудронь и М. Дула. Умеренно-консервативное крыло, идеологом которого был С.Г. Ваянский, в своем большинстве было русофильским. Причем русофильство являлось одним из элементов национальной идеологии, возникшим как политическая демонстрация в ответ на политику Вены и Будапешта по отношению к словакам. Несмотря на идеализацию внешней и внутренней политики России, самодержавия и славянофильства, мартинцы все меньше надежд питали на государственную помощь России, отстаивали принцип “национального самоуправления”, поддерживали идею о преобразовании империи в “доброе и справедливое отечество”, ее федерализации. Наиболее сильным оказалось католическое течение. В 1912-1913 гг. оно организационно оформилось в клерикальную Словацкую народную партию, известную больше под названием “Людова”. Она выражала интересы прежде всего словацкой католической иерархии, а также крестьянства, сельской интеллигенции. Лидером движения был Андрей Глинка (1864-1938), центром же политического католицизма стал г. Ружомберок. Другим течением, оппозиционным по отношению к мартинцам, были “гласисты”, представители либеральных взглядов. В 1898 г. они начали при финансовой поддержке чехов издавать журнал “Глас” (“Голос”). Поднимавшаяся словацкая буржуазия и молодая интеллигенция были заинтересованы в оживлении общественной жизни в Словакии. Либеральная группировка во главе с Вавро Шробаром (1867-1950) и Павлом Благо (1867-1927) не была сплоченным объединением. Гласисты связывали подъем словацкой национальной жизни с “нравственным возрождением” словацкого народа. В то же время они стремились к деловому сотрудничеству с чешской буржуазией. В области политики чешско-словацким отношениям много внимания уделял Милан Годжа (1878-1944), идеолог гласизма, основатель и редактор газеты “Словенски тыжденнник” (“Словацкий еженедельник”). Годжа стремился активизировать сельское население. Он, как и другие словацкие общественные деятели, выступал за введение всеобщего избирательного права, что могло увеличить число словацких депутатов в парламенте и усилить их влияние на политику правительства. Чехофильской ориентации придерживался Антон Штефанек (1877-1964), который словацкий вопрос понимал как составную часть решения чешского вопроса в монархии Габсбургов. Этот деятель настаивал на сближении чехов и словаков “вплоть до их слияния в единое племенное целое”. Единственную перспективу для словаков он видел в культурном, экономическом и политическом сотрудничестве с чехами. Постепенно он обосновал идею единого чехословацкого народа как с точки зрения социологической, исторической, так и языковой. Программу чешско-словацкого сближения осуществляла накануне Первой мировой войны группировка, объединявшаяся вокруг газеты “Словенски денник” (“Словацкая ежедневная газета”) под редакцией Годжи. Ее взгляды находились под сильным влиянием идей, высказанных Т.Г. Масариком. Она поддерживала связи с действовавшим в чешских землях обществом “Чешско-словацкое единство” (1896). Словацкий вопрос попал в поле зрения международной общественности в 1907 г. после кровопролития в Чернове. Тогда жители этого городка обратились к властям за разрешением, чтобы храм, построенный на собранные ими средства, освятил Адрей Глинка. Однако они получили отказ. В результате кровавого столкновения словацкого населения с жандармами 15 человек оказались убитыми, а 90 - тяжело и легко раненными. Накануне Первой мировой войны наблюдаются попытки объединить отдельные политические течения в борьбе за национальные права. На август 1914 г. было намечено провозглашение Словацкого национального совета. На переговорах в мае 1914 г. его председателем был избран Матуш Дула (1846-1926). В подготовленном “Изложении программы Словацкой национальной партии” подчеркивалась необходимость самого тесного чешско-словацкого сотрудничества, выдвигалось требование федерализации обеих частей монархии. Культура Словакии К началу ХIХ в. словацкий народ накопил уже достаточно сил, чтобы начать борьбу за возрождение национальной куультуры. Однако ее формирование в силу крайне тяжелых условий проходило весьма медленно и неравномерно даже по сравнению с соседними землями Австрийской империи. Это в значительной степени обусловливалось динамикой национального движения словаков. Так, на протяжении всей первой половины Х1Х века главными были борьба за литературный язык, пробуждение национального самосознания, распространение в общественной мысли идеи об автохтонности словаков и отстаивание национальной самобытности. Ее хранителем представлялся прежде всего фольклор. Он же рассматривался как естественная основа национальной литературы. В этом направлении начинает свою творческую деятельность Я. Коллар. Он издает двухтомник национальных песен, обосновав их эстетическую ценность. Поэма Коллара “Дочь Славы”, ставшая крупным явлением словацкой культуры этого периода, вышла при жизни поэта 4 раза. Она построена как аллегория страданий, но в то же время направлена на возрождение славянства, призывала к единству для будущего процветания. Острая необходимость борьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе, драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своего народа. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славные страницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимности Я. Коллара. Словацкие патриоты понимали, что лишь кодификация и внедрение единого словацкого литературного языка, создание национальной периодической печати, прежде всего ежедневной газеты, учреждение культурно-просветительских центров, организация начального образования могли обеспечить рост национального самосознания, объединить национальные силы словаков. Как уже отмечалось, первыми шагами в этом направлении стали культурно-просветительские организации. Следует упомянуть о созданном в 1834 г. в Буде Обществе любителей словацкого языка и литературы. Четыре тома литературного альманаха “Зора” (“Заря”), редактором которых был бернолаковец М. Гомуляк, включали произведения наиболее известных словацких литераторов, самого Гомуляка, а также Я. Голлого, К. Кузмани. Однако и на этот раз представители евангелической и католической интеллигенции не смогли преодолеть разногласия и прийти к единой норме словацкого литературного языка. В 40-е годы ХIХ в. во главе движения словаков за национальную культуру встал Людовит Штур. Представитель нового поколения литераторов, он очень широко трактовал понятие культура, не ограничивая ее лишь развитием науки и искусств, но подразумевал под ней подъем материального уровня народа. Поиски Штура нашли выражение в его книге “О народных повестях и песнях племен славянских” (1833), в других сочинениях,а также в многочисленных статьях, публиковавшихся в периодических изданиях. Главным инструментом просветительской деятельности словацких будителей становится первая словацкая политическая газета, основанная Штуром в 1845 г., “Словенске народни новины” (“Словацкая национальная газета”). В 1844 г. было образовано надконфессиональное литературное общество “Татрин”, которое поставило своей непосредственной целью содействовать развитию словацкой культуры. В его задачи входило внедрение литературного языка, на котором писали талантливые литераторы А. Сладкович, Я. Краль, Я. Калинчак, издание и распространение книг, оказание материальной помощи словацкой учащейся молодежи. Члены общества проявили интерес к словацким древностям. При их финансовой поддержке вышли в свет “Грамматика” Л. Штура (1846), труды М. Годжи о словацком литературном языке и другие книги. Что касается сферы образования, то словацкие общественные деятели на протяжении всего Х1Х в. осознавали острую необходимость расширения слоя образованных людей. Однако создать систему национального образования словакам так и не удалось. В начале Х1Х в. словацкие будители в своей просветительской деятельности ратовали за организацию воскресных школ и читален ( в 70-е годы действовало 150 читален), за усиление нравственных начал в жизни общества, вели борьбу за повышение культурного уровня населения, в том числе и путем пропаганды обществ трезвости. Вопрос о начальном образовании на родном языке в масштабах всего королевства был поставлен Л. Штуром на последнем перед революцией 1848- 1849 гг. заседании Государственного собрания в Пресбурге (Братиславе). Однако и во второй половине ХIХ в. развитие школьного образования проходило в трудных условиях. Так, реформы, проводимые во всей империи (1848, 1861 и др.), не привели в Словакии к созданию системы национального просвещения. Наиболее характерной чертой политики в области школьного дела после 1849 г. была германизация, а начиная с конца 60-х годов, определяющими стали мадьяризаторские тенденции. Государственная идеология, выраженная понятием ”венгерский политический народ” фактически объявляла приоритетным воспитания населения без различия национальностей исключительно как граждан Венгерского королевства. На этом фоне особенно серьезной победой словацких национальных сил стало открытие (согласно указу 1861 г. австрийских властей) трех словацких гимназий. Однако в 1875 г. они были закрыты, а число начальных школ, в которых обучение велось на словацком языке, неизменно сокращалось. ХIХ в. занимает особое место в процессе становления словацкого искусства. Внимание художников, отказавшихся от системы возвышенной культуры Барокко, направляется на повседневную жизнь, трудности и радости бытия, на связь человека с природой. Во время длительного пребывания в России развил мастерство портретиста Ян Ромбауер (1782- 1849). Его портреты являются наиболее значительным достижением в этом жанре в первой половине ХIХ в. Заметным явлением в изображении пейзажа стали работы Карола Марко (1791- 1860), получившего образование в Вене и работавшего в Италии. В 40-е годы ХIХ в. в словацкую художественную жизнь приходит новое поколение творцов. Из них наибольшей известности достигли Клеменс и Богунь, воспитанники пражской академии искусств. Свою творческую программу они последовательно и сознательно связали с народной основой. Йозеф Божетех Клеменс (1817- 1883)- автор ряда портретов чешских патриотов и словацких будителей(например, Милана Годжи, 1846). Петер Михал Богунь (1822- 1879) писал портреты, изображал народные типы в национальных костюмах, создавал исторические многофигурные композиции. Наиболее известен его портрет Яна Францисцы как повстанца- добровольца. В 50-е гг. в своих поисках он склоняется к реализму. В центре его внимания оказываются люди из окружения его семьи, представители словацкой интеллигенции. Развитие культуры и науки в Словакии во второй половине ХIХ в. было связано с деятельностью Словацкой Матицы. За короткий период существования помимо ежегодника за счет ее средств было опубликовано множество книг на словацком языке, хрестоматий, разного рода учебников, литературных альманахов. Кроме того, велся сбор исторических документов, гравюр, архивов выдающихся деятелей словацкого национального Возрождения, нумизматической коллекции, коллекций минералов, национальных костюмов, предметов обихода, и что особенно ценно- библиотеки. К моменту роспуска Матицы она насчитывала более 10 тыс. томов. Создав несколько секций (филологическую, литературную, философско- юридическую, математико- природоведческую, истории музея), она заложила основы многих направлений современной науки. Словацкая литература в последней трети ХIХ в. вплоть до первой мировой войны развивалась под знаком реализма. С призывом отражать реальную жизнь, быть верными действительности выступило поколение Светозара Гурбана-Ваянского, Йозефа Шкультеты, Ярослава Влчека, Павла Орсага- Гвездослава. Почти всеми жанрами пытался овладеть поэт, прозаик, критик и историк С. Гурбан-Ваянский( 18 -19 ). Его повести и романы многосюжетны, со сложной композицией, насыщены национально- патриотической и морально-этической проблематикой. Несмотря на то, что его творческий путь был подвержен взлетам и падениям, Гурбан-Ваянский внес значительный вклад в словацкую литературу. Певцом родного края стал поэт, переводчик Гвездослав(18 -19 ), творивший в глухой словацкой провинции и прославлявший словацкую деревню, яркую обрядовость народных празднеств. В его больших циклах в то же время сделана попытка раскрыть глубокий и противоречивый мир человека. В начале ХХ в. новое поколение писателей, излюбленным жанром которых был рассказ, стало видеть в литературе инструмент познания человека, его духовной жизни. Сторонники Словацкой модерны во главе с поэтом Я. Есенским и И. Краско стремились преодолеть отсталость, изолированность словацкой культуры, поднять ее на европейский уровень. Важной чертой литературной, да и всей общественной жизни этого периода стали контакты с чешскими интеллектуалами. Долгие годы массовой оставалась религиозная литература. По-прежнему популярным чтивом словацкого обывателя были каалендари. Следует особо упоминуть о календарях, издававшихся В.Лихардом и Матицой Словацкой в конце 60-х- начале 70-х гг. В них печатались и литературные произведения, и статьи о музыке, и научно-популярные очерки, и практические рекомендации и советы по самым разным вопросам. Эта традиция продолжалась и в более поздний период. На рубеже веков появились новые литературные альманахи и периодические издания. |