биография САГАЛАЕВ Андрей Маркович. САГАЛАЕВ Андрей Маркович. Иконография ламаизма
Скачать 21.61 Kb.
|
САГАЛАЕВ Андрей Маркович (8 апреля 1953, Бузулук Чкаловской области /ныне Оренбургская область/ – 20 июня 2002, Колпашево Томская область) – профессор кафедры археологии и исторического краеведения Томского государственного университета. Детство, студенческие годы. Во время учебы в Новосибирской средней общеобразовательной политехнической школы № 178 А.М. Сагалаев был членом редколлегии стенгазеты, занимался в драмкружке, выступал в агитбригадах, входил в состав лекторской группы, занимался спортом. После окончания Новосибирской средней общеобразовательной политехнической школы № 178 (1970) работал лаборантом кабинета электротехники той же школы. В 1971 г. поступил на историческое отделение историко-филологического факультета ТГУ. Среди его университетских учителей были: В.С. Гурьев, А.Н. Жеравина, Э.Л. Львова, Б.Г. Могильницкий, Л.Г. Сухотина и другие. Окончил университет (1976) по специальности «история» с квалификацией «историк, преподаватель истории и обществоведения». Дипломную работу «Иконография ламаизма» выполнил под руководством доцента Э.Л. Львовой. От стажера-исследователя до профессора. После окончания университета А.М. Сагалаев в 1976–1977 гг. был избран стажером -исследователем кафедры антропологии и этнографии исторического факультета Ленинградского государственного университета, в 1977–1980 гг. – аспирант этой же кафедры. С 1981 г. – старший лаборант, затем – младший, а с 1986 г. – старший научный сотрудник Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР в Новосибирске. В 1991–1992 гг. – ведущий научный сотрудник того же института. В 1992–1994 гг. – исполнительный директор Алтайского международного центра гуманитарных и биосферных исследований (Новосибирск). По совместительству в 1981–1994 гг. – преподаватель кафедры всеобщей истории Новосибирского государственного университета, в 1992–1994 гг. – ведущий, затем – главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. С 1994 г. – профессор, с 1995 г. – заведующий кафедрой всеобщей истории и правоведения (в дальнейшем – кафедры всеобщей истории) Томского государственного педагогического университета. В 1996–1997 гг. А.М. Сагалаев занимал должность профессора университета штата Иллинойс. Преподавательская деятельность. Будучи преподавателем А.М. Сагалаев в 1981–1994 гг. в Новосибирском государственном университете читал курсы: «Этнология», «Шаманизм и буддизм у народов Сибири», «Духовная культура народов Сибири», «Сибирская мифология». С 1994 г. в Томском государственном педагогическом университете вел курсы: «Культурная антропология», «Первобытная культура», «Миф и ритуал. Введение в проблематику», «Мифология народов Сибири», «Новая этническая идентичность и национализм». В 1996–1997 гг. на английском языке в университете штата Иллинойс читал цикл лекций: «Народы и культуры Сибири», «Шаманство и широко распространенные мнения в Сибири». С 2000 г. в Томском государственном университете вел спецкурс «Миф и ритуал: введение в проблематику». В 2001–2002 гг. на английском языке в университете штата Вайоминг преподавал курс «Ища гармонию мира». Научно-исследовательская деятельность Основная область исследований А.М. Сагалаева – архаичное мировоззрение и духовная культура коренных народов Южной и Западной Сибири. В период работы над кандидатской диссертацией занимался изучением инфильтрации буддийских элементов в культуру тюрков Алтая. В дальнейшем А.М. Сагалаев изучал процессы взаимодействия мировоззрения коренных народов Сибири и «больших» религий. Во второй половине 1980-х гг. в соавторстве с учеными Томска написал монографию «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» (в 3 частях). В это же время, изучая мифологию урало-алтайских народов Западной Сибири. А.М. Сагалаев пришел к выводу о наличии множественных параллелей в мировоззрении угров и тюрков. В 1992 г. в совете Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) А.М. Сагалаев защитил диссертацию «Архаичное мировоззрение урало-алтайских народов Западной Сибири» на соискание ученой степени доктора исторических наук (официальные оппоненты доктора исторических наук Е.И. Деревянко, З.П. Соколова и Д.Г. Савинов; утвержден ВАК 11 июня 1992). С конца 1990-х гг. исследовал проблему «миф и вещь» на материалах этнографии урало-алтайских народов Сибири и пришел к выводу, что вещественное воплощение мифологии и мифологический «сценарий» далеко не всегда совпадают. Высказал и обосновал предположение, что архаичное мировоззрение урало-алтайских народов Сибири является недуальным, отрицающим по своей сути решение жизненно важных вопросов в диапазоне «да» или «нет». Кроме того, А.М. Сагалаев разработал концепцию сибирского шаманизма как особой формы натурфилософии природы. Участвовал в работе этнографических экспедиций в Хакасии, на Алтае, севере Западной Сибири, в Восточной Сибири, археологических экспедиций в Хакасии, на Алтае, в Японии (префектура Гумма). Автор и соавтор более 70 работ (некоторые из них изданы в Корее и Японии), в том числе 10 монографий. Автор около 10 публицистических статей. В последние годы жизни работал над монографией «Сибирский шаманизм как философия натурприроды». В 1990 г. стажировался в Национальном музее этнологии в Японии в Осаке, в 1990–1991 – в Японии в префектуре Гумма, в 1993 – в США в музее Пибоди Гарвардского университета. В 1996 г. и 2001 г. исследования А.М. Сагалаева получили поддержку гранта программы Фулбрайт, США на преподавание этнологических дисциплин в университетах США. Кроме этого он принимал участие в Международной конференции «Аборигены Сибири: сохранение исчезающих языков и культур» (Новосибирск, 1995); в Международном симпозиуме «Сибирь в панораме тысячелетий» (Новосибирск, 1998); в ежегодной (XXVIII) национальной конференции американских славистов (Бостон, США, 1996), канадско-российском семинаре «Экология Севера» (1999). А.М. Сагалаев неоднократно принимал участие в этнографических и археологических экспедициях: в Хакасию (1973, 1974, 1982), на Алтай (1978, 1981–1993), на север Западной Сибири к манси (1985), в Восточную Сибирь к эвенки (1988), в Японию, префектура Гумма (1990–1991). Общественная деятельность. Кроме занятия научной деятельностью А.М. Сагалаев принимал участие в общественной жизни университета. Он являлся членом докторского диссертационного совета (отечественная история; всеобщая история нового и новейшего времени; историография, источниковедение и методы исторического исследования) и кандидатского диссертационного совета (этнография, этнология и антропология; история науки и техники) в ТГУ. Был редактором около 10 монографий и сборников статей, членом редколлегии журнала «Археология, этнография и антропология Евразии» (2000–2002). В 1987 г. участвовал в проведении выставки «Древние культуры Сибири» (Осака, Япония). Хобби. В числе увлечений А.М. Сагалаева были фотография, английский язык, филателия, компьютер, классическая музыка и рок-музыка 1970-х гг. Память. Весь личный архив А.М. Сагалаева был передан на хранение в Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ, где был сформирован «Фонд А.М. Сагалаева». В 2003 г. в Томском государственном педагогическом университете была утверждена стипендия имения А.М. Сагалаева. Звания. Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2002). Труды. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1984. Совместно с И.Н. Гемуевым. Религия народа манси: Культовые места (XIX – начало XX вв.). Новосибирск, 1986. Совместно с Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, М.С. Усмановой. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988. Ч. 1: Пространство и время. Вещный мир. Совместно с Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, М.С. Усмановой. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1989. Ч. 2: Человек. Общество. Совместно с И.Н. Гемуевым, А.И. Соловьевым. Легенды и были таежного края. Новосибирск, 1989. Совместно с И.В. Октябрьской. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.. Новосибирск, 1990. Ч. 3: Знак и ритуал. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск, 1991. |