Главная страница
Навигация по странице:

  • Оптико-геометрические иллюзии

  • Еще один пример оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Понцо (рис. 3)

  • Значение перспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайера иллюстрирует рис. 4.

  • Примеры зрительных иллюзий

  • Иллюзия восприятия глубины

  • Иллюзии восприятия размера

  • Иллюзии цвета и контраста

  • Перевернутые картинки

  • психология. Иллюзии зрительного восприятия Кириллова Наталья 212


    Скачать 384.12 Kb.
    НазваниеИллюзии зрительного восприятия Кириллова Наталья 212
    Дата21.06.2022
    Размер384.12 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлапсихология.pptx
    ТипДокументы
    #608441

     Иллюзии зрительного восприятия

    Кириллова Наталья 2-12

    Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты?
    •  Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит.
    • Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает.
    • Однако не все так просто.
    • Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
    • Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как абберация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.
    • В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.
    • В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

      Оптико-геометрические иллюзии

    Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.

    В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение".

    Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы.

    • Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, - как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не осознаем, насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления.
    • Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Мюллера - Лайера (см. рис. 2).

    Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.
    Еще один пример оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Понцо (рис. 3)  - также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажется значительно больше правого. Было предложено множество теорий, объясняющих подобные искажения. Одна из наиболее интересных предполагает, что человек интерпретирует обе картинки как плоские изображения в перспективе. Стрелочки на концах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке создают признаки перспективы, и человеку кажется, что отрезки расположены на разной глубине относительно наблюдателя.
    • Учитывая эти признаки, а также одинаковую проекцию отрезков на сетчатке, зрительная система вынуждена сделать вывод, что они разного размера. Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными, воспринимаются большими по размеру.
    Значение перспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайера иллюстрирует рис. 4. В повседневной жизни нас окружает множество прямоугольных предметов: комнаты, окна, дома, типичные очертания которых можно видеть на рис. 4а, 4б. Поэтому изображение, на котором линии расходятся, можно воспринимать как угол здания, расположенный дальше от наблюдателя, в то время как рисунок, на котором линии сходятся, воспринимается как угол здания, расположенный ближе. Аналогично можно объяснить иллюзию Понцо. Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. Зрительные шаблоны, сформированные таким "прямоугольным" окружением, и заставляют нас ошибаться при взгляде на рис. 2, 3. Но при введении в рисунок элементов ландшафта иллюзия исчезает. Рисунок 4. Анализ предложенного объяснения оптико-геометрических иллюзий показывает, что, во-первых, все параметры зрительного образа взаимосвязаны, благодаря чему и возникает целостное восприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира. Во-вторых, на восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы, например, представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, как только в картинку вносятся признаки, указывающие на перспективу. Рисунок 5 а. Рисунок 5 б. Примером того, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые "невозможные", противоречивые фигуры, картины с нарушенной перспективой (см. рис. 5б). "Невозможная" лестница Пенроуза (рис. 5а) и ее интерпретация в картине Эшера "Восхождение и спуск" хорошо это иллюстрирует. Посмотрите на рис. 5а и ответьте на вопрос: движется ли человек вверх? Каждый отдельный пролет лестницы говорит нам о том, что он поднимается вверх, однако, пройдя четыре пролета, он оказывается в том же месте, с которого начал свой путь. "Невозможная" лестница не воспринимается как единое целое, поскольку нет согласованности между отдельными ее фрагментами. Раз за разом мы следуем взором за ступеньками, ведущими вверх, пытаясь найти способ решения этой проблемы, и не находим его.

    Примеры зрительных иллюзий:

    • Двойственные изображения
    • Иллюзия Пиллсбури, 1900
    • Кого вы здесь видите? Зайца или утку?
    • Жена или теща (два варианта картинки).
    • Кого здесь вы видите? Молодую девушку или грустную старуху?
    • (Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (W.E. Hill, 1915),  авторами второй считаются психологи Е.Г. Боринг и Р.В. Липер (E.G. Boring, R.W. Leeper, 1930)).
    •                    Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?
    • Сколько тут лиц?  Одно? Два? А может быть три?

    Зрительные искажения

    • Иллюзия Цолльнера (Zolliner, 1860).                                    
    •    Иллюзия Перельмана                                                              Буквы на самом деле параллельны  Параллельные прямые кажутся изогнутыми 
    • Иллюзия восприятия глубины:
    • Как расположен журнал?          Обложкой к вам или наоборот?
    •                                              Это маленький куб в комнате или же большой куб с выпиленным куском?

    Иллюзии восприятия размера:

    • Явление иррадиации. Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
    • Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.
    • Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.
    • Иллюзия Эббингауза (1902).
    • Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?
    • Они одинаковые.
    • Иллюзия Болдуина

    Иллюзии цвета и контраста:

    • Другой вариант решетки Геринга.
    • Видите на пересечении черных линий маленькие красные пятна?
    • Иллюзия мерцающей решетки
    • Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?
    • Ахроматический контраст.
    • Круги имеют один и тот же оттенок серого.

    Кажущие фигуры:

    • Треугольник Каниша. Равностороннего треугольника, на самом деле, нет. Он только кажется.
    • Видите ли вы здесь куб Неккера?
    • А куба ведь нет! Это иллюзия.
    • Вы видите черные кружки на пересечении белых линий?
    • А ведь на рисунке нет ни одного кружка.

    Невозможные фигуры:

    • Невозможный трезубец
    • Впервые иллюзия была опубликована в журнале "Mad" в 1965 году (художник Норман Минго).
    • Иллюзия итальянского ресторана
    • Найдите 5 ошибок
    • Сколько здесь колонн? Сколько у слона ног?

    Перевернутые картинки:

    • Портрет старика и молодой женщины
    • Распутин и Сталин     
    • Французский солдат и голова лошади

    Заключение:

    • Экспериментальное исследование процесса восприятия реальных объектов — двух равных по величине реек на фоне рельсов железнодорожного пути — показало, что воспринимаемая величина дальней рейки была либо меньшей (в подавляющем большинстве проб), либо равной воспринимаемой величине ближней рейки в зависимости от способа восприятия и дистанции наблюдения. «Иллюзия» восприятия большей относительной величины дальней рейки имела место лишь в очень редких случаях.
    • Это отличие результатов процесса восприятия реального объекта и его абстрактного изображения на плоскости обусловлена различием в содержании образующихся отношений в процессе отражения свойств того и другого объекта восприятия. Таким образом, процессы восприятия реального объекта и его изображения, отличающиеся по объективному содержанию образующихся в этих процессах отношений, а также условиям восприятия, неправомерно считать идентичными процессами.
    • Именно многообразие анизотропных отношений является той непосредственно-чувственной основой полуфункциональности процесса восприятия, которая обеспечивает возможность отражения человеком различных свойств и отношений объектов при разных условиях и задачах действия с ними.


    написать администратору сайта