Главная страница
Навигация по странице:

  • Я благородная, я его простила. Как я могу его не простить

  • Курсовая. Курсовая (копия). Имиджруководителя женщины образы, рассматриваемые в психоанализе


    Скачать 46.62 Kb.
    НазваниеИмиджруководителя женщины образы, рассматриваемые в психоанализе
    АнкорКурсовая
    Дата09.07.2022
    Размер46.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая (копия).docx
    ТипКурсовая
    #627714


    Кафедра «Управление персоналом»

    Курсовая работа

    По дисциплине « Психология и социология в управлении персоналом»

    На тему : «Имидж-руководителя женщины: образы, рассматриваемые в психоанализе»

    Выполнила: студентка гр. УПб-01

    Ровинских А.А.

    Проверила: доцент кафедры

    «Управление персоналом»

    Филиппова Е.А.

    Самара, 2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ЖЕНЩИН РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    1.1. Этапы формирования репрезентации женского образа в европейской феминистской теории

    1.2. Образ «новой женщины» в советской культуре 1917-1939 гг

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    2.1. Образы женщин лидеров, рассматриваемых в психоанализе

    2.2. Сравнительный метод женщин и мужчин руководителей

    ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ВЕДУЩИХ ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ

    3.1. Анализ деятельности ведущих женщин политиков

    3.2. Как формируемая деятельность данными женщинами сказывается на настоящем нашей страны

    3.3. Рекомендации по усовершенствованию сложившейся ситуации

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы данной курсовой работы связана с обострением ряда проблем, которые получили острое внимание за последние два года, касающиеся гендерного равноправия, феменизма, списка запрещенных профессий и т.д. Данные проблемы за последнее время привлекли особое внимание со стороны СМИ, государства и бизнеса и имеют острую необходимость говорить о правах женщин, в том числе и в карьерном плане. Актуальность данной темы можно подтвердить выпуском журнала «Forbes» прошлого месяца, в котором были опубликованы интервью с женщинами-руководителями российской журналистики. В данных интервью ведущие журналистки России высказали своё негативное мнение, связанное с отношением к женщинам ,занимающих руководящие посты в организациях со стороны мужчин и ведущих лиц в российских СМИ. Также вышеописанные проблемы часто поднимаются звездами в Интернете , такими как, например, Саша Митрошина ( блогер, 2.4 млн подписчиков), комментарии отдельных граждан , подтверждают , что это действительно важная тема, которую необходимо затронуть.

    В данной курсовой работе будет уделяться внимание анализу и исследованию ситуации в России. По данным отчета подготовленного международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International, женщины руководители в России занимают 30% высших управленческих должностей. Стоит отдать должное внимание системе образования в СССР, когда официально женщинам был открыт доступ к высшему образованию, особенно ценилось, когда женщины выбирали технические направления , связанные с точными науками. Женщинам руководителям придаётся особая значимость, связанная с более утонченными социальными навыками, творческими способностями и эмоциональным интеллектом. Тем временем руководящая должность, занимаемая женщиной, подвергается спорам, стереотипам и ограничениям.

    В данной курсовой работе проведено исследование исторических периодов социального развития нашей страны, в которое включаются методы: сравнительного анализа, описание, сравнительно-сопоставительный, аналитический.

    Объектом исследования стали образы женщины-руководителя или женщины-лидера, рассматриваемые в психоанализе.

    Предметом исследования стала деятельность главных женщин политиков России, их методы руководства, конфликтные ситуации , с которыми они столкнулись на рабочем месте.

    Цель данной курсовой работы заключается в исследовании компетентности и эффективности образов женщины-руководителя.

    Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть исторические феномены в отношении женщин-руководителей в нашей стране

    - изучить образы женщин – лидеров, рассматриваемых в психоанализе

    - проанализировать деятельность и методы руководства главных женщин политиков в России, оценить их результативность и эффективность

    - спрогнозировать будущее для нашей страны при условии 50-60% руководящих постах, занимаемых женщинами

    ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ЖЕНЩИН РУКОВОДИТЕЛЕЙ

      1. Этапы формирования репрезентации женского образа в европейской феминистской теории

    Первые отсылки к изучению и описанию женского образа возникли в период античности. Ученые-философы, такие как Платон, Гиппократ, Аристотель , исследуя вопросы первоначала, обозначали женское и мужское начало как активную и пассивную энергию. Для женщины естественно-природной энергией выступала пассивная, для мужчины, в свою очередь , активная, доминантная энергия. Репрезентация женщины осуществлялась по средствам сравнения двух начал, активного и пассивного , где каждому была определена своя роль. Восприятие женщины и ее образа в средние века определяет несколько другой подход, где половое различие рассматривается не сквозь призму поисков первоначала , а сквозь категории формы и материи , рационального и эмоционального. Так, к примеру , Ф.Александрийский рассматривает женское начало как область, которая противоположна области Разума. Эпоха Возрождения выделяется теоретиками Ворониной и Брандт как эпоха, в которой зарождается начало феминистских исследований и идей. Среди исследователей данного периода можно выделить : К. де Пизан и пр. В эпоху Просвещения репрезентация женщины характеризуется понятиями категорий : земного, природного , телесного, страстного. Среди ученых , работающих в этот период: Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, С. Милль, Ш. Фурье и пр.

    В формировании истории феминистской мысли нельзя не отметить теории половых ролей. Данные теории оказали концептуальное влияние не только на феминистскую теорию, но и непосредственно на дальнейший анализ репрезентации женщины в рамках феминистских исследований. Среди теорий половых ролей : психоанализ З. Фрейда, структурно-функциональный анализ Т.Парсонса, биологические и социобиологические концепции, представленные работами Л.Тайгер и Р.Фрокс , Д. Бэрэш, биодетерминистские концепции, философские концепции гендерной дифференциации ( К.Маркс, ф. Энгельс). Репрезентация женского образа фигурирует в них как единица, которой предписываются различные теоретические аспекты. Так, к примеру, анализ женского начала через структуру семейных отношений в теории З.Фрейда, формирование общей структурной социальной ячейки, в которой каждому предписывается роль и функция в концепции Т.Парсонса. Женщина как угнетенный класс, который сформировался благодаря глобальной классовой стратификации у К.Маркса, Ф.Энгельс объясняет угнетенное положение женщин концентрацией собственности в руках мужчин. Вышеперечисленные и многие, сформировавшиеся на их основе концепции, помогли раскрыть понимание восприятия женщины и ее образа в социальной структуре , сквозь традиции и политические установки общества.

    В европейском культурном пространстве 1960-1980 годы обозначены формированием феминистских исследований. В этот период наиболее полно ощущается подъем в определении и становление феминистской теории. Открываются факультеты женских исследований , курсы и программы в академической системе образования , осуществляется сбор и поиск информации о женщинах , внесших большой вклад в историю. Следует так же отметить исследования и теоритические труды , которые расширили область понимания женского образа и обозначили его как иную другую структуру отличную от образа мужского. Среди ученых , работающих в данной области исследований в этот перирод : С. Де Бовуар, Д. Хэргуэй, Л.Иригарэ, Р. Брайдоти, Дж. Батлер, Т. Лауретис, Э. Гросс и пр. Среди книг и эссе следует отметить книгу С. Де Бовуар «Второй пол» , которая стала «движущей силой» в теоретическом потоке исследований. Известное эссе Л. Нохлин «Почему не было великих художниц» , примечательно для феминистской теории искусства тем, что в нем описано разделение половых ролей в социуме , благодаря которому женщины не могли полноценно учувствовать в художественной жизни. Альмира Усманова, ученая в области феминистской теории , отмечает , что «традицию систематического исключения женщин из сферы искусства Л. Нохлин связывает со становлением Академии, в течении нескольких веков эффективно выполнявшей функцию интеллектуальной (представление о «гениальности» как мужском атрибуте) и институциональной (членство в Академии для женщин было запрещено) дискриминации». В своей книге «Способы видения» Дж. Бергер , говорит о восприятии женщины в культуре благодаря ее манере поведения . Таким образом, женщина предстает , как образ, который заведомо наделен «надлежащими» манерами, т.е. всем тем, что «должно» характеризовать женщину и ее образ в пространстве социального общения ( жесты, голос, мнение, высказывание, одежда, окружение и тд.). Таким образом, в исследованиях и книгах данного периода женский образ, как отдельная структура , которая в силу различных обстоятельств , исключается из социальной жизни общества и наделяется различного рода клише , которые сопровождают ее в повседневной жизни.

    Сегодня вопрос репрезентации женского образа, его восприятия и интерпретации является одним из основных вопросов в феминистской теории. Наличие данных проблем отмечает А. Усманова , среди них она выделяет : конституцилизацию проблемы репрезентации пола, проблему рецепции и интерпретации , а так же вопрос о видении. «Проблема идентификации , исследования «женской» чувствительности и сексуальности смещается в сторону анализа того, как он конструируется средствами искусства». Теоретики и исследователи (А.Усманова, Л. Бредихина) предлагают обратить внимание непосредственно на саму женщину , т.е. анализировать и воспринимать её как образ ( не женский образ, а женщину как образ) . Репрезентация – это процесс , который можно наблюдать на протяжении всей истории человечеств а и в каждую историческую эпоху можно наблюдать смену восприятия данного образа и добавления к нему новых черт.

    Таким образом, перечисленные этапы показывают смену парадигм восприятия женского образа в историко-социальном пространстве, что сегодня дает возможность более полно изучить репрезентацию женщины как образа в современной феминистской теории и продвинуться в анализе произведений искусства.

    1.2. Образ «новой женщины» в советской культуре 1917-1939 гг

    Описание имеющейся исследовательской литературы проведено по проблемно­хронологическому принципу. В соответствии с ним было выделено 3 основных периода в изучении темы: Первый период ­ 1917 — первая половина 1950­х годов. Отличительная черта этого периода — накопление первичной историографии проблем, связанных с историей женщин в СССР. Он распадается на два этапа, первый из которых, 1917 — конец 1920­х годов можно назвать историографическим лишь условно, так как он представлен исследованиями современников про­ исходивших событий. Изучение данных работ позволяет увидеть, какие вопросы, связанные с социальным статусом и ролями женщин интересовали советскую власть, какие установки в области исследования женского населения ставились, как они воспринимались современниками. Но, вместе с тем, данные описания можно рассматривать и как источник для выявления программируемого советского женского образа. Черты образа, формируемые этими работами, являлись примерами для подражания, а также отражали общественно­политические дискуссии по поводу определения места женщины в новом социалистическом обществе.

    Одним из признанных специалистов в области «женского вопроса» была A.M. Коллонтай. Первые ее работы появляются еще до 1917 г., но и в послереволюционный период она много пишет и выступает по проблемам женщин в Советской России.. В 20­е годы работа партийных, советских органов среди женщин широко освещалась в печати. В журналах публиковались статьи общественных женщин практиков. Проблемами форм и методов деятельности партии среди женщин серьезно занималась Н.К. Крупская. Ею рассматривались вопросы женского труда и быта, организационные формы работы партии, политика государства в отношении семьи и работающей женщины­матери, вопросы воспитания нового поколения..

    Историографическую ценность представляют труды руководителей женского движения — К.И. Николаевой, С.Н. Смидович, А.В. Артюхиной. В их брошюрах, речах и статьях в периодической печати разносторонне описывается деятельность партии и государства среди женщин в первые годы советской власти.

    Следующий этап в рамках первого периода охватывает 30­е ­ первую половину 50­х годов XX в. Его можно охарактеризовать как период «забвения». После ликвидации жен.отделов в январе 1930 г. заметно ослабевает внимание печати к освещению вопросов положения женщин в обществе. Правящему режиму, в условиях начала формирования культа личности, становились опасны любые новые идеи и самостоятельные общественные движения. Характерными чертами являются публицистичность и «дидактическое» использование историко­сравнительного метода, сводившегося к сопоставлению перемен в положении женщин при советской власти с их местом в обществе до революции, а также к соотнесению положения женщин в «новой Советской России» и в капиталистических странах. Основным источником, на которые опирались авторы этих работ, становились опубликованными данные официальной статистики, многочисленные цитаты из про­ граммных заявлений и официальных речей лидеров партии.

    Второй период историографии ­ это вторая половина 50­х ­ первая половина 80­х годов XX в. Основное внимание советских историков в данный период было обращено к истории «раскрепощения» женщин в годы Советской власти. Как правило, в исторических, публикациях утверждалось, что ко времени их написания «женский вопрос» в СССР решен. «Растягивались» лишь хронологические рамки — верхней границей становилось время написания работы. Тем не менее, был собран большой фактический материал, исследовались делопроизводственные материалы центральных и местных жен. Отделов партии, материалы периодической печати, законодательные акты.

    Работы, опубликованные в начале этого периода, отличаются приведением количественных данных, отражающих рост «общественно­политического сознания, трудового и культурного уровня женщин», но лишены критического подхода к проблемам. В то же время историография рассмат­ риваемого периода характеризуется расширением круга источников, освещающих «освобождение женщин» после революции. Появляются много­ численные публикации мемуаров общественных деятельниц 1920­х годов, автобиографии женщин­тружениц. Характерными чертами являются: «конструирование» исторической памяти, закрепление образов большевичек (даже рядовых) в качестве легендарных личностей, позиционирование их как примеров для подражания.

    Также публикуются исследовательские работы по решению женского вопроса в СССР, в частности, монография В.Л. Бильшай (автор сама в 20­е годы принимала участие в партийной работе среди женщин). Исследуя положение женщин в СССР, автор подчеркивает, что необходимым условием их вовлечения в общественно­политическую и хозяйственную жизнь страны является забота государственных органов и общественных организаций о нуждах тружениц. Освещалась роль женщин в революционном процессе, показывались положительные изменения в женском статусе в годы советской власти.

    В 1970­е годы появляются первые крупные обобщающие монографии,, посвященные изучению положения женщин в СССР8.

    Крупным вкладом в историографию проблемы явилась публикация Монографии П.М. Чиркова, где было обращено внимание на политическую составляющую женского образа. В рассматриваемый период появляются работы социологов, посвященные исследованию истории советской семьи и, в частности, положению женщины в ней..

    Постепенно расширяется география исследований, появляется интерес к региональным аспектам проблемы. Одной из первых работ, посвящённых деятельности партийных организаций Сибири среди женщин в послереволюционное десятилетие, явилась монография К.Е. Климанской. Новые сюжеты, связанные с женской темой, относятся к исследованию рабочего быта, предпринятому новосибирским историком В.И. Исаевым проведенному на региональном материале.

    Третий период, выделенный в историографии проблемы — это вторая половина 1980­х ­ начало 2000­х годов.

    Социальные трансформации середины — конца 1980­х годов стали главным фактором, повлиявшим на увеличение публицистичности трудов исследователей, стремлению найти «занимательные» факты советской истории. Свою роль сыграли и отказ от марксистского единомыслия, гласность, возникновение демократических институтов, становление контактов с зарубежными учеными (давно и плодотворно работающими в области «женских исследований», в том числе, и в рамках советской истории), появившийся доступ к документальным материалам, хранящихся в фондах центральных и местных архивов.

    В рамках научно­теоретических и практических конференций, международных научных семинарах, круглых столов, проходивших в первой половине 1990­х годов были предприняты попытки осмысления роли и мес­ та женщин как в прошлом, так и в настоящем. Появляются тезисно сформулированные заявки на рассмотрение изменения тендерных ролей женщины в 20:е годы XX в. в Советской России.

    Исследователями была проделана большая работа по разработке исследовательских подходов к истории женщин, проведены исследования по трансформации статуса советской женщины на протяжении всего периода истории СССР, разработаны теоретические подходы к описанию советской массовой культуры.

    Среди новых проблемных направлений, включающих историю женщин, особое место отводится изучению повседневности, как части социальной истории. Это работы Н.Б. Лебиной, А.И. Черных. Появляются работы Ю. Градсковой в которых дается обзор различных описаний идентич­ ности, составляющих социальный конструкт «обычная советская женщина» на основе анализа следующих видов источников: фотографии и кинохроники, устных историй о своей жизни «обычных» советских женщин.

    Вопросам эволюции государственной политики в отношении семьи посвящены работы О.В. Дорохиной. Исследовательница рассматривает семейную политику государства как репрессивную, ставившую своей целью привлечение как можно большего количества женщин в производство.

    О возрастающем интересе к проблемам, связанным с изучением положения женщин в Советской России после 1917 г., свидетельствуют поя­ вившиеся за последние.десять лет диссертационные исследования. Были подвергнуты анализу последствия женской эмансипации, как позитивные, так и негативные, исследованы группы женщин, ранее не рассматривавшие­ ся ­ домработницы и проститутки, показаны изменения в бытовых условиях жизни женщин, сделан вывод о демографической нестабильности женского населения, путей его социального развития. Изучаются социальные проблемы женщин различных регионов Советской России, уделяется внимание девиантным формам поведения женщин и анализу противоправных действий со стороны государства по отношению к ним. Появляются первые обращения к проблеме женского образа. Так, например, проблему функционирования идеального «женского образа» в современных женских журналах и его трансформацию рассматривает в рамках своего диссертационного исследования Д.В. Захаров.

    В целом, категория «образ» перестала быть предметом интереса только филологов и психологов. На рубеже XX­XXI вв. появились работы историков, культурологов, историографов, авторы которых реконструируют об­ разы различных социокультурных феноменов в индивидуальном и групповом сознании россиян. В данных работах «образ» моделируется как интеллектуальный конструкт и изучается как феномен общественного мнения.

    Новую методологию «прочтения» визуальных женских образов разрабатывает в своих работах Т.Ю. Дашкова. Предмет ее научного рассмотрения — складывание визуального канона в советских журналах 30­х годов XX в. Период 20­х годов XX в. она характеризует как «доканоническую стадию», время складывания форм репрезентации женской телесности. Однако, 20­е годы были более насыщены идеологическим экспериментированием и рассматривать начало складывания «канона» необходимо в рамках более раннего периода.

    При изучении 20­х годов доминирует социокультурная проблематика: историков интересуют вопросы, связанные с работой женских организаций при партии (женотделов), деятельность социально­активных женских групп (общественниц, делегаток, коммунисток) и женской прессы. Традиционно проявляется интерес к решению «женского вопроса» при социализме. Новыми темами, отличными от приоритетных в советской историографии, являются: рассмотрение социально­политического и семейно­бытового статуса советской женщины, форм нормирования повседневности и контроля приватной сферы.

    Обсуждаемыми и прорабатываемыми вопросами, относящимися к рассматриваемой проблематике, являются историко­культурные исследования социокультурных процессов. Значительный вклад в изучение понятия «советская массовая культура» сделан одним из ведущих историков советской культуры В.Л. Соскиным. Задачу социальной истории он видит в изучении способа социального существования той или иной отрасли духов­ ной культуры. Проблема «нового человека» в идеологическом пространстве советской власти.

    Хронологические рамки исследования определяют в качестве нижней границы 1917 год. Он выступает как начало периода «экспериментирования» советской власти с идеей женской эмансипации. Сразу после революции появляется ряд декретов, провозглашавших юридическую свободу женщин в сфере семейных отношений: свободу развода, замену церковного брака гражданской регистрацией. Первая советская Конституция, принятая в 1918 т., предоставила право избирать и быть избранным в Советы всем трудящимся без различия пола. В ноябре 1918 г. состоялся Первый Все­ российский съезд работниц и крестьянок, который принял решение о необ­ ходимости создания в партии особых комиссий для работы среди женщин. В 1919 году в качестве одного из отделов партии был создан жен. отделов. Женотделы при местных партийных организациях появились по всей стране и стали органами политического влияния женщин, аналога которым не было на протяжении всей истории российского государства.

    Верхняя хронологическая граница — 1929 г., определяется началом «великого перелома», как в историографии обозначается рубеж 1929—30 гг. Начинается смена политического курса. В конце 1929 г. готовится постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)», которое было принято в январе 1930 г. Им ликвидировались женотделы в составе партийно комитетов и, фактически, заканчивался период «экспериментирования» партийно­государственного аппарата с идеей женской эмансипации. Еще одним постановлением ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта» (1930 г.) проведение принципов коммунистического быта в жизнь откладывалось на неопределенный период времени. Политика 30­х годов поворачивает в сторону более традиционной идеологии, к началу формирования «советского патриархата».

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

    2.1. Образы имиджа женщин-руководителей, рассматриваемые в психоанализе.

    Либих С.С. выделил типы полоролевого поведения: женщина- мать, женщина-женщина, женщина-дочь, пассивно-подчиненная женщина, женщина агрессивного типа[2]. Другие видят только 4 психологических типа: фемининные женщины, маскулинные женщины, андрогинные женщины, психологически недифференцированные женщины[3], [4].

    Считаем, что спектр полоролевого поведения для каждого пола удобнее подразделять не на 4-5 категорий, а на 8 , а в последней (гендерное неприятие пола) еще 3 степени.

    У людей с женским строением тела выделим:

    1. женщин классического типа (этот «классический» стандарт удобен обществу для упрощения управлением полоролевым поведением), включающий подтипы: пассивно- подчиненная женщина (их среди женщин[5] — 9,3%), женщина-дочь (11,9%), женщина- женщина (7,1%), женщина-мать (27,4%);

    2. женщин уравновешенного типа (22,6%);

    3. женщин с лидерскими тенденциями: «пацанок» (19%) и женщин агрессивного типа (2,4%);

    4. женщин с гендерным неприятием пола (0,6%).

    В рамках данной работы кратко описаны «классические» женские полоролевые типы и более подробно остальные.

    Женщина пассивно-подчиненного типа сексапильна, миловидна, почти слепо подчинена моде или устоявшимся тенденциям. У нее с детства мазохистко-романтические мечты и сновидения, подверженность негативным пророчествам и суевериям, которые потом реализуются ее же руками. Самое большое удовольствие – мазохистское: собирают обиды с детства и смакуют их при каждом удобном случае. Подростковое группирование происходит в девичьей среде. Мальчишки воспринимаются как грубые, глупые, невоспитанные, непонятные. Комфортно себя чувствуют в позиции ведомой и исполнителя. Избегают любой лидерской позиции. Обстоятельства часто выдвигают таких людей на должность формального лидера из-за эрудиции, ответственности и терпимости. Обычное их место «между молотом и наковальней». Эта ситуация вызывает крайнее напряжение, но они находят себе советчика, духовника, наставника.

    Половое созревание в обычные сроки. В сексуальных отношениях желает покориться, раствориться в своем любимом, доставить наслаждение. Мужское непонимание воспринимает тихой обидой. Для пущей характеристики этого типа приведу тезисы самохарактеристики пассивно-подчиненной женщины (лабильного акцентуанта):

    “Я с детства готовилась стать женой.

    Долгой семейной жизнью, рождением детей я заслужила возможность иногда критически отзываться о муже.

    Я живу для радости детей и мужа. Самое большое счастье родить ребенка.

    Я совершенно неконфликтна. Мне не надо ни от кого извинений, я прощаю всех. Всегда есть элемент страха перед мужем, даже если отношения очень добрые. Становишься сиамским близнецом мужа, понимаешь его с полувзгляда, полуслова. Он был ко мне строг, но многому меня научил.

    Готова ли я разделить с мужем свою жизнь? Служить (быть женой) такому человеку большая честь. Я понимаю, что он манипулирует мной, использует, но я не могу иначе.

    Я совершенно не тщеславна. Никогда не поссорилась, не повздорила.

    Я не ревнива и не любопытна, я ничего не хочу знать, ничего не рассказывайте мне о его изменах, не разлучайте нас.

    Я понимаю, что я недостаточно яркая по сравнению с другими его бывшими женщинами.


    Я благородная, я его простила. Как я могу его не простить?

    Я абсолютная женщина, мне нравятся комплименты. Но все другие мужчины не достойны. Я счастлива, что сумела прожить с одним мужчиной."

    Характерно использование манипуляций окружающими и при помощи окружающих страдательным, мученическим поведением. Преданны в браке на всю жизнь, даже если было несколько браков, даже если брак не по любви. Чаще всего декларируется удовлетворенность сексуальными отношениями. С.С. Либих, рассказывая о женщине пассивно-подчиненного типа, цитировал письмо: "Помни, любимый, что я твоя подстилка, я твоя подтирка и ты можешь вытирать о меня ноги."

    Если пассивно-подчиненная личность вынуждена постоянно брать на себя ответственность, свободно управлять своим поведением, постоянно самостоятельно делать выбор, то это обязательно приведет к неврозу.

    Мазохистские тенденции, выраженные в деструктивной степени, заставляют их провоцировать окружающих на агрессивное поведение и, в конечном счете, они добиваются долгожданного униженного положения. При этом мазохизм подменяет материнское чувство, превращая детей в марионеток трагикомедии.

    Из приведенного описания может создаться впечатление, что женщины описываемого типа не способны на агрессивное и даже активное поведение. Но это не так. Женщина пассивно-подчиненного типа чрезвычайно сильна в своем настойчивом терпении. Кроме того, психастеническая и сенситивная "серые мышки", которых раньше никто не замечал, доведенные до отчаяния в защите "справедливости", могут совершить самый отчаянный поступок. Истероидная пограничная аномальная личность (ПАЛ) [6] беспомощно- беспощадно провоцирует любящего её человека на экстраординарное поведение, в том числе на убийство или на убийство самой себя, или же, истязая несчастного демонстрацией своих страданий, доводит до суицида. Возникает вопрос: почему она это делает? Это одна из многих форм приспособления вида, но гипертрофированная, а поэтому деструктивная. В этих отношениях эмоциональный накал развивается по спирали, а обстоятельства и их последовательность похожи на каждом обороте.

    Главной чертой пассивно-подчиненных является сочетание непереносимости обыденности с потребностью любви и счастья, пропитанных физической и душевной болью. Этот тип женщин является той почвой, где среди психопатов и ПАЛ проявляется нервная анорексия, они становятся адептами различных сект. Их мечащаяся душа так безнадежно беззащитна, а по-собачьи преданный взгляд затрагивает такие тонкие струнки, что хочется непременно помочь, но помогая, чувствуешь, что ты уж сам причина страданий. В этой паутине жалости запутываешься всё больше с каждым движением. Мазохизм - мощное манипулятивное оружие, которое позволяет достигать великих побед у акцентуантов и средством для бессмысленного разрушения у ПАЛ и психопатов. Логика, разумные решения противоречат душевным исканиям этих дочерей Пандоры, Эвридики, Кассандры и Белоснежки. Однако ж, в силу определённых условий они могут стать правильными, но ненадолго. Подводя черту, можно сказать, что у женщин, принадлежащих к этому типу, такая сущность, такое мировоззрение, такое чувствование мира и такое поведение. Мужское братство, сочиняя анекдоты про женщин, абсолютизирует поведение только этого типа, проецируя его на весь женский пол.

    У «женщины-дочери» в теле присутствует какая-то девственность, даже при развитых классических формах. И эта моложавость остается до старости. В поведении присутствуют детскость даже в старшем возрасте. Особенно хорошо это чувствуют дети и ведут себя с ними как с товарищами. Девочка трех лет в ответ на резкие воспитательные нравоучения матери отвечает: "Мама, ты неправильно ругаешься, хочешь, я тебя научу." Как любой астенической натуре, "женщине-дочери" свойственна повышенная тревожность и робость. В зависимости от положения в континууме: акцентуация – пограничная аномальная личность – психопатия [6], возможен целый фейерверк поведенческих вариантов, какие только можно себе вообразить: от стервозности Далилы и Саломеи до трепетности "Весны" или "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли и спокойной умиротворенности "Мадонны с крестоцветиком" Леонардо да Винчи.

    «Женщина-женщина» вне зависимости от особенностей конституции [7] сексапильна. Для нее характерно повышенное воображение, романтизм, уход в фантазии от будничности, личное творчество, эгоцентризм, жажда удовольствий, новизны, развлечений. Ей чрезвычайно нравится нравиться, она любит шопинг, ходить в театр, читать любовные романы. Эстетические качества обиходных вещей важнее практических. Высокая ранимость, чувственность, высокая эмоциональная возбудимость, впечатлительность, повышенный артистизм и художественные способности. Повышенная эстетическая чувствительность и художественные интересы с раннего возраста. Обычным поведением женщины является участие в девичниках, где можно получить сочувствие и эмоциональную поддержку. Это важный фактор снятия стресса.

    «Женщину-мать» с детства отличает мудрость и инстинкт материнства. С ранних лет это маленькая заботливая мамаша. Довольно раннее сексуальное развитие. Быстро формируется тело зрелой женщины. Добры, правильны, уравновешены. Вся их деятельность на работе, дома, в обществе пронизана заботой и ответственностью за окружающих. Они сами берут на себя дополнительные обязанности, чтобы "прикрыть" кого-то, заменить и поддержать и это получается у них без напряжения. Комфортно себя чувствуют в семье с большим количеством детей, где муж - еще один ребенок.

    Для «женщин уравновешенного типа», которые гармонично сочетают в себе чувственность, рациональность и терпимость, не свойственна классическая женская красота. Строение тела и лица чуть-чуть грубоваты. Они довольно женственны и мягки, привлекательны и сексуальны, но совсем не ярко. Скорее их красота внутренняя, как у "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. При известной доле воображения в лице рассматриваемого типа можно увидеть и мужские черты, но слегка, намеком. Чувствуя это, они чутко следят за модой, но не поклоняются ей. Считается, что женщинам присущи романтические мечтания и восторги, но женщины уравновешенного типа "не теряют голову", их любовь скорее разумна, чем страстна. Им совершенно не свойственен авантюризм. Отношения дружеские, ровные, не стремятся в лидеры. Их выдвигают на должности профсоюзных начальников или руководителей среднего звена.

    Хорошо умеют наладить отношения между начальниками и подчиненными, избегая при этом конфликтов. Половое созревание в естественном ритме. С удовольствием возятся с детьми. Отношения в семье строятся на доверии, понимании, верности и любви. Старение не вызывает особых страданий. Этот переход воспринимается как естественное событие.

    «Пацанка» – имеет астеническое телосложение или спортивную женственность. Немного нескладная походка и осанка, звонкий голос. Мальчишеский задор и повадки в девичьем теле делают "пацанку" необычайно сексуально привлекательной. В современном мире женщины стали чаще пользоваться костюмами, брюками, джинсами. Пацанки с удовольствием модно одеваются, а джинсы носят не для того, чтобы, наклонившись, показать окружающим начало меж ягодичной складки или ленточку от стринг, не для того, чтобы обтянуть бедра, не для того, чтобы в мужском коллективе подчеркнуть своё равенство, а из-за удобства. В штанах они чувствуют себя комфортнее. И походочка у них, совсем не как «в море лодочка», а попроще, хотя таз развит по женскому типу, и на каблучках – они чувствуют себя неуверенно, а в кроссовках и с рюкзачком за спиной – то, что надо. Романтизм, чувственность, прагматизм, склонность к бесшабашному риску, неуёмные романтические мечтания. В соотношении чувственности и прагматизма доминирует первое. Лидерские позиции не выражены и проявляются как комплекс неполноценности, желание доказать окружающим свою взрослость и важность, желание постоянно поспорить, доказать, разобраться, помочь, умение постоять за себя, выпендрежная склонность к вредным привычкам, борьба за равноправие в семье и пр., удовольствие в увлечениях, связанных с «адреналином». Гиперкомпенсация в увлечениях, носящих характер борьбы с комплексом неполноценности: спортивной и художественной гимнастикой, борьбой, спортивными играми, скалолазанием, парашютным спортом. Детство проходит под знаком непоседливости и активности, общение с мальчишками интереснее, чем с девчонками, или среди подружек незаметно для себя играет роль Айвенго. Половое созревание среднее или позже обычного. Ищет партнера сильного, но демократичного с некоторой долей мягкости, эстетизма, интуитивности. Сексуальные отношения активные, манипулятивные с использованием своего детско-подчиненного положения. "Пацанки" любят флирт больше постельных отношений, женят на себе мужчин при помощи психологических игр. Адаптивные личности управляют мужчинами, которые чаще бывают пассивно-подчиненного типа, "сладкого" или уравновешенного. У ПАЛ сексуальные связи нестойкие.

    Чаще по молодости лет и неопытности в сексуальные партнеры выбираются мужчины агрессивного типа, что приводит к постоянным страстным разборкам и скорым прекращениям отношений. Иногда же игра в материнство способствует браку с "мужчиной- сыном", но два "подростка" не могут ужиться вместе. В последующем выбирают тех, с кем можно чувствовать себя защищенной и одновременно, кем можно манипулировать, используя их положение, связи и деньги. Долго сохраняется моложавость тела. Отношения с детьми носят показушный родительско-воспитательный характер, т.е. присутствует и понимание, и сочувствие, но в основном – "дрессура", выработка полезных навыков, подготовка к суровой будущей жизни. У адаптивных личностей формируются добрые доверительные, партнёрские отношения с детьми. Дети прекрасно чувствуют отсутствие родительского поведения у "пацанки" и не слушаются. Приходится по десять раз требовать одно и то же. У ПАЛ и психопатов зачастую материнское чувство отсутствует вовсе, дети являются средством для манипуляций, предоставлены сами себе, а в лучшем случае, пристраиваются у бабушки или в семьях бывших мужей.

    «Женщина-агрессивного типа» имеет телосложение спортивное женственное или с элементами маскулинности: мышечное развитие рук, таза и ног, или маскулинными элементами лицевого черепа. Женщина агрессивного типа может быть не только эпилептоидом, как может показаться сразу, но и шизоидом, и циклоидом, и истероидом.

    Могут выглядеть довольно сексапильно, с удовольствием модно одеваются, но по жизни чаще пользуются костюмами, брюками, джинсами из-за удобства. Представить себе такую женщину легко, вспомнив женщин-стахановцев. Если у таких женщин есть романтические мечтания, то они носят оттенки рыцарства, спасателя, спортивных побед. В соотношении чувственности и прагматизма доминирует расчетливость. Считается, что склонность к риску для женщины не свойственна. Женщины же агрессивного типа рискуют легко и это способствует достижению успеха в большей степени, чем в той же ситуации у мужчин. Увлечения спортивные, активные, лидерские. На словах радеют за демократизм, свободные отношения в семье. На деле же помыкают мужем или, если этого не удается, погружаются в интриги. Лидерская позиция, самоуверенность, самонадеянность во всем, любых отношениях, по любому поводу, в любой ситуации. Это получается само собой и зачастую просто вредит отношениям. В подростковом возрасте общение с мальчишками интереснее, чем с девчонками. Интересы мальчишеские, увлечения игровые спортивные, иногда верховодят мальчишками. Водят автомобиль с удовольствием не из-за желания круто выглядеть, а получают наслаждение от скорости и мобильности. Управляют машиной легко, естественно, используют её для достижения поставленной цели, посмеиваются над водителями-женщинами. Половое созревание раннее. Сексуальные отношения активные, лидерские. Женщины агрессивного типа никогда не выходят замуж. Они берут себе в мужья. Адаптивные личности управляют мужчинами, которые чаще бывают пассивно- подчиненного типа. При этом любовные связи на стороне умело скрываются или принимаются и терпятся мужем. У пограничной аномальной личности сексуальные партнеры меняются как перчатки. Чаще по молодости лет и неопытности, в сексуальные партнеры выбираются мужчины агрессивного типа или "мужчины-сыновья", что приводит к постоянным страстным разборкам и скорым прекращениям отношений. В последующем выбирают тех, кем можно управлять, использовать их положение. Для женщин агрессивного типа характерна полигамность. Этим они похожи на гипертимных и истероидных женщин "классического типа". И те и другие используют своих сексуальных партнеров, но все же, в качестве сексуальных отношений есть большая разница. Женщины агрессивного типа чаще всего неудовлетворены и нетерпимы к своей неудовлетворенности. Сексуальные отношения помимо биологической функции обязательно имеют манипулятивный оттенок. Борцовский характер проявляется даже во время фрикций: зачастую бывают насмешки, подтрунивания. Особенностью оргазма женщины агрессивного типа может быть особое переживание - "женская эякуляция". Отношение к детям: в минимальной степени понимание и сочувствие, но в основном – поучения, "дрессура". У ПАЛ и психопатов дети — собственность, а материнское чувство отсутствует.

    Гендерное неприятие женского пола – крайнее положение в континууме, когда женщина имеет мужское половое самоосознание. Это состояние неоднозначно.

    Первая степень неприятия. Женщина недовольна своим полом. Понимает, что она должна вести себя по-женски, как предписывают общественные представления. Играет женскую роль несколько чрезмерно. Её внутренней половой дисфории никто не замечает. Она часто мечтает и видит сны с мужской позиции. Комфортно себя чувствует в мужском обществе, знает, как себя вести, о чем говорить. Адаптируется хорошо.

    Вторая степень. Недовольство своим биологическим полом выражено. Половой дискомфорт эффективно скрывается, но в свободное время происходит переодевание в мужскую одежду, увлечения агрессивного типа. Флирт (отношения, не предполагающие сексуальной связи) с женщиной доставляет огромное наслаждение. Среди подружек заполняет отсутствие мужского общества. Такая двойная жизнь снимает внутренний дискомфорт на некоторое время.

    Третья степень. Неприятие своим полом резко выражено. Женщина не может и не хочет скрывать своей потребности быть мужчиной.

    2.2. Сравнение эффективности женщин и мужчин руководителей

    Тенденции изменения соотношения. Традиционно сложилось представление, согласно которому наиболее феминизированная страна по уровню лидирующего положения женщин в топ-менеджменте компаний - США. По оценкам исследователей, еще 15-20 лет назад на 50 тыс. высших постов , занимаемых мужчинами, только одна тысяча приходилась на женщин. Сегодня это положение меняется. Растет список крупных компаний, где президентами, генеральными директорами, руководителями филиалов являются женщины. Среди них Американская фондовая биржа, "Кока-Кола", "Контрол Дейта", "Галф Ойл" и др.

    "Ценностный переворот" в массовом сознании относительно возможностей женщины как крупного менеджера произошел в США за относительно короткий период времени. Согласно данным, которые приводил М. Россман в 1985 г., 47% опрошенных мужчин из 348 работающих в администрации предприятий согласились бы работать под руководством женщин, хотя за два десятилетия до этого положительный ответ дали только 27%. В 1989 г. на анкету "Уолл Стрит Джорнел" из 1500 опрошенных по специальной выборке (мужчины в ней составили 88%), 79% мужчин и 82% женщин ответили, что не видят никаких препятствий для работы с женщиной-руководителем.

    По результатам отдельных выборочных исследований, в начале 90-х годов доля женщин в составе директорского корпуса США составила всего 4,5%. Одновременно наблюдалась большая дифференциация в занятии женщинами высших управленческих позиций на предприятиях в зависимости от отраслевой принадлежности - от 0 до 16,8% . Наибольшая концентрация женщин-директоров наблюдалась в косметической, пищевой, фармацевтической, швейной отраслях. Такие отрасли промышленности , как информатика и электроника, также начинают переходить в руки женщин, хотя и не столь активно, как указанные выше. С начала 90-х годов продолжается ак- тивное проникновение женщин на позиции руководителей, и в сравнении с Северной и Центральной Европой доля женщин в управлении предприятиями США остается до- статочно высокой.

    Взгляд на подобные процессы в российском директорском корпусе позволяет сделать вывод о том, что рыночные реформы способствовали, с одной стороны, стабилизация численности женщин в составе директоров для отраслей, где женщины традиционно занимали руководящие позиции, а с другой, привели к появлению "женской прослойки" в директорате тех предприятий, где требовалось кризисное управление. По данным Института социологии, полученным в 1996 г., доля женщин в директорском корпусе составила 8-11%, а в ряде отраслей с традиционно мужской занятостью (строительство, транспорт) - 1%. К 2000 г., согласно данным Министерства труда и социального развития РФ, доля женщин-директоров составляла уже 15,1%, но их директорский стаж был меньше, чем у мужчин. Общая тенденция - завоевание новых сфер деятельности женщинами-директорами все-таки обозначилась. И это не случайно. Женщины согласны брать на себя "груз" кризисных предприятий, причем таких, которые не привлекательны для крупных бизнесменов.


    написать администратору сайта