Реферат империя в исторической перспективе. Империя в исторической перспективе. Империя как форма государственного устройства в исторической перспективе
Скачать 148.5 Kb.
|
1 2 РЕФЕРАТ по дисциплине «История» на тему «Империя как форма государственного устройства в исторической перспективе» СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………...3 Основная часть………………………………………………………………….5 Заключение…………………………………………………………………….26 Список источников и литературы……………………………........................31 Введение Современное общество переживает значительный кризис, заключающийся в снижении значимости национально-территориальной государственности, которая по сути является основной политической формой определения народов и наций в течение последних четырех сотен лет. Основной причиной, которая приводит к разрушению национальной государственности, можно назвать процесс глобализации. Современные государства утрачивают монополию на применение легитимного физического насилия и уже не могут претендовать на абсолютное верховенство в пределах своей территории. Одни их них расплачиваются за попытку его удержания военными поражениями и гибелью своих руководителей (Сербия, Ирак, Ливия). Другие - даже не решаются на такую попытку, послушно уступая это право более могущественным державам. Третьи - не до конца осознавая динамику развития, постепенно втягиваются в сферу экономического и политического влияния единственной на сегодняшний день супердержавы - США. Современный период истории Российской Федерации обусловлен ростом оборонной мощи страны, а также твердая позиция независимость на международной арене, что привело к тому, что разговоры об укреплении имперских российских амбиций стали слышны все чаще. Политические власти Российской Федерации, которые последовательно отстаивают национальные государственные интересы, а также придерживающиеся норм международного права, поддерживают стремление других стран к обретению независимости, не обращая внимание на давление со стороны мировых центров силы. Ряд специалистов склонны видеть будущее современной российской государственности в модернизированном имперском варианте и полагают возможной реновацию имперской формы государства, ибо «Россия исторически всегда была империей и, по всей вероятности (в связи и с историческим опытом, и с ментальностью россиян, и с собственной огромностью), не может быть иным эффективным государственным образованием и в нашу «демократическую» эпоху» Основная часть Конец двадцатого века ознаменовался разительными изменениями, связанными с ускорением глобализационных процессов. Глобализация не нова. С самого начала цивилизации люди торговали со своими соседями. По мере развития культур они могли путешествовать дальше, чтобы обменивать свои собственные товары на желаемые продукты, найденные в других местах. Шелковый путь, древняя сеть торговых путей между Европой, Северной Африкой, Восточной Африкой, Центральной Азией, Южной Азией и Дальним Востоком, является примером ранней глобализации. После европейского исследования Нового Света произошла грандиозная глобализация1; широко распространенная передача растений, животных, продуктов питания, культур и идей стала известна как Колумбов обмен. Скорость глобализации увеличилась в последние годы в результате быстрого прогресса в области связи и транспорта. Достижения в области коммуникаций позволяют предприятиям определять возможности для инвестиций. В то же время инновации в области информационных технологий обеспечивают немедленную связь и быструю передачу финансовых активов через национальные границы. Усовершенствованная фискальная политика внутри стран и международные торговые соглашения между ними также способствуют глобализации. Политическая и экономическая стабильность также способствовала глобализации. Глобализация также дает организациям возможность воспользоваться более низкой стоимостью рабочей силы в развивающихся странах, используя при этом технические знания и опыт более развитых стран. В условиях глобализации разные части продукта могут производиться в разных регионах мира. Но глобализация может способствовать неравенству доходов и неравенству между более образованными и менее образованными членами общества. Это означает, что неквалифицированные рабочие могут пострадать от снижения заработной платы, которые находятся под постоянным давлением глобализации. Глобализационные процессы сегодня протекают стремительно. Население планеты растет большими темпами, развивается мультикультурализм во всех сферах общественной деятельности, идет большое движение к освоению современных технологий все большим числом людей и стран. В то же время, запасы планеты полезными ископаемыми истощаются, в связи с чем мы наблюдаем все более ожесточенную конкуренцию. Глобализация принесла значительные преимущества бизнесу. Например, это дало им возможность осваивать новые рынки, получать выгоду от снижения торговых барьеров и быстрее адаптироваться к техническому прогрессу. Однако это также обострило конкуренцию. В результате организациям становится все труднее достигать, поддерживать и повышать конкурентоспособность бизнеса. В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти. Глобализация в сторону экономики и расширение международных экономических связей в первую очередь проявляются в увеличении значения и масштабов деятельности транснациональных компаний. На современном этапе развития мировой экономики ТНК являются главными субъектами глобализации. Тут мы видим, что изменения на мировом рынке в XXI веке значительно повысили роль ТНК в мировой экономике. Сегодня происходит тотальная интернационализация производства и географическом перемещении производственных мощностей из стран с развитой экономикой в страны с развивающейся и переходной экономикой. Сегодняшняя деятельность ТНК имеет значительный масштаб, что оказывает непосредственное влияние на национальные экономики стран и становление их государственности. Также, под влиянием находятся и страны-реципиенты, участвующие в прямом иностранном инвестиционном процессе, таким образом, под влияние ТНК попадает вся мировая экономика как таковая. Глобализационные процессы оказывают содействие на процесс сближения всех субъектов, участвующих в становлении мирового правопорядка и государственного строя. А страны, непосредственно участвующие в глобализационных процессах, расширяют сферу своего влияния благодаря экономическим и политическим инструментам. Это положительно отражается на уровне защиты интересов не только государства в целом, но также и интересов участвующих в мировом финансовом процессе, особенно если речь идет об участии в иностранных рынках. Рассмотрим десять распространенных форм правления. Демократия — это форма правления, которая позволяет людям выбирать коллективно. Основная цель состоит в том, чтобы управлять посредством справедливого представительства и предотвращать злоупотребления властью. Результатом является система, которая требует дискурса, дебатов и компромисса для удовлетворения максимально широкого круга общественных интересов, что приводит к правлению большинства. Демократии выступают за честные и свободные выборы, гражданское участие, защиту прав человека и правопорядок. Например, в Исландии было множество форм правления после ее заселения в 874 году н.э.. Независимое содружество, монархи и колониальные правительства управляли островом на протяжении тысячелетий. После подписания договора с Данией в 1918 году Исландия стала полностью независимым и суверенным государством. Графство основало свою республику в 1944 году и с тех пор стало одной из самых высокопоставленных демократий в мире благодаря системам социального обеспечения, всеобщего здравоохранения и высшего образования. Коммунизм — это централизованная форма правления, возглавляемая одной партией, которая часто является авторитарной в своем правлении. Вдохновленные немецким философом Карлом Марксом, коммунистические государства заменяют частную собственность и экономику, основанную на прибыли, общественной собственностью и общественным контролем над экономическим производством, таким как рабочая сила, капитальные блага и природные ресурсы. Граждане являются частью бесклассового общества, которое распределяет товары и услуги по мере необходимости. Так, Советский Союз был однопартийным коммунистическим государством в Северной Евразии с 1922 по 1991 год. Большинство современных коммунистических государств придерживаются марксизма-ленинизма, коммунистической идеологии, основанной на доктринах Маркса и русского революционера и политика Владимира Ленина. Страны, сохранившие однопартийное марксистско-ленинское правление, включают Кубу, Лаос, Вьетнам и Китайскую Народную Республику. Социализм — это система, которая поощряет сотрудничество, а не конкуренцию между гражданами. Граждане совместно владеют средствами производства и распределения товаров и услуг, а централизованное правительство управляет ими. Каждый человек получает пользу от системы и вносит в нее свой вклад в соответствии со своими потребностями и способностями. Социализм является краеугольным камнем скандинавских народов Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Все они придерживаются социалистической политики, сочетающей свободный рыночный капитализм с обширными общественными работами, включая бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, всеобъемлющее государство всеобщего благосостояния и высокий процент объединенных в профсоюзы рабочих. Этот подход, по сути, сочетает в себе коллективную природу коммунизма с частной собственностью и конкурентоспособностью капитализма. Олигархии — это правительства, в которых группа людей правит нацией. Определенный набор качеств, таких как богатство, наследственность и раса, используется для наделения небольшой группы людей властью. Олигархии часто имеют авторитетных правителей и отсутствие демократических практик или прав личности. Так, правительство, правившее Южной Африкой с 1948 по 1991 год, представляло собой созданную на расовой почве олигархию. Белое меньшинство населения осуществляло господство и навязывало сегрегацию чернокожему населению, составляющему большинство страны, контролируя политику, государственное управление и правоохранительные органы. После движения против апартеида в стране была принята либеральная демократия, которая в конечном итоге обеспечила политическое представительство всех этнических и языковых групп в Южной Африке. Аристократия относится к форме правления, при которой небольшой элитный правящий класс — аристократы — имеет власть над теми, кто находится в более низких социально-экономических слоях. Членов аристократии обычно выбирают на основе их образования, воспитания, генетической или семейной истории. Аристократы часто связывают богатство и этническую принадлежность как со способностью, так и с правом править. Аристократия возникла в Древней Греции; этот термин происходит от греческого слова aristokratia, что означает «правление лучших». Аристократы были доминирующими правительствами в большинстве средневековых и современных периодов по всей Европе. Аристократы возглавляли крупные страны, включая Великобританию, Германию и Россию, до Первой мировой войны, когда стали популярными другие формы правления. Монархия – это система власти, которая назначает человека главой государства пожизненно или до отречения от престола. Власть традиционно передается по линии преемственности, связанной с родословной и порядком рождения в правящей королевской семье, часто ограниченной полом. Существует два типа монархий: конституционная и абсолютная. Конституционные монархии ограничивают власть монарха, как указано в конституции, в то время как абсолютные монархии дают монарху неограниченную власть. Сегодня 43 страны имеют ту или иную форму монархии, хотя эта концепция становится все более размытой с развитием демократических принципов. В Соединенном Королевстве роль королевы Елизаветы II как монарха была во многом символична. Сегодн за Великобританию отвечает король Карл III. Но монархи в других странах, включая Марокко, Оман и Саудовскую Аравию, по-прежнему имеют далеко идущие политические полномочия. Теократия относится к форме правления, при которой определенная религиозная идеология определяет руководство, законы и обычаи. Во многих случаях различия между библейскими законами и юридическими кодексами практически отсутствуют. Точно так же религиозное духовенство обычно занимает руководящие должности, иногда включая высший пост в стране. Иран сегодня, пожалуй, самое важное и могущественное теократическое государство в мире. Страной правят аятоллы — шиитские религиозные лидеры. Среди них есть «верховный лидер», который является главой государства, делегирует полномочия другим религиозным лидерам и председательствует на избранном президенте. Шариат — основная правовая доктрина исламской веры — определяет правовые, судебные и административные кодексы страны. Колониализм — это форма правления, при которой нация распространяет свой суверенитет на другие территории. Другими словами, это предполагает расширение власти нации за ее пределы. Колониализм часто приводит к господству над коренным населением и эксплуатации ресурсов. Колонизатор обычно устанавливает свою экономику, культуру, религиозный порядок и форму правления, чтобы укрепить свою власть. В 15 веке европейские монархии начали эпоху морских исследований, которая привела к появлению нескольких известных колониальных правительств. Британские, французские, испанские и голландские колонисты распространяли свое влияние и власть по всему Новому Свету, разрушая, а иногда и уничтожая целые культуры и народы. Одним из наиболее известных случаев являются тринадцать колоний, основанных после колонизации Северной Америки Великобританией в 1587 году и позже основанных как Соединенные Штаты Америки. Тоталитаризм — это авторитарная форма правления, при которой правящая партия не признает никаких ограничений своей власти, в том числе в отношении жизни или прав своих граждан. Одна фигура часто удерживает власть и поддерживает власть за счет повсеместной слежки, контроля над средствами массовой информации, запугивания демонстраций военизированными формированиями или полиции и подавления протестов, активности или политической оппозиции. Хотя Северная Корея называет себя Корейской Народно-Демократической Республикой, она действует как тоталитарное государство. Ким Чен Ын, третий «верховный лидер» в династии Кимов, правит страной с исключительной и неоспоримой властью, управляя своим народом без политической оппозиции. Критика верховного лидера или протест против его политики являются преступлениями, наказуемыми смертной казнью, как и бесчисленное множество других преступлений, в отношении которых не применяется надлежащая правовая процедура. Военная диктатура — это нация, управляемая единой властью с абсолютной властью и без демократического процесса. Глава государства обычно приходит к власти во время потрясений, таких как высокий уровень безработицы или гражданские беспорядки. Обычно они возглавляют вооруженные силы страны, используя их для установления своего бренда закона и порядка и подавления прав людей. Диктаторы отвергают надлежащую правовую процедуру, гражданские свободы или политические свободы. Несогласие или политическая оппозиция могут быть опасными или даже смертельными для граждан страны. В мире около 50 наций с диктатором. Одним из них является Таиланд, где генерал Прают Чан-Оча пришел к власти в 2014 году после массовых протестов против правительства. Чан-о-ча объявил военное положение, распустил национальный сенат и взял на себя управление. С тех пор Таиланд находится под диктаторским военным правлением. Военная хунта, именуемая Национальным советом мира и порядка, вводит общенациональный комендантский час, запрещает политические собрания, угрожает арестом политическим оппонентам или активистам, контролирует СМИ и применяет широкомасштабную интернет-цензуру. Различные формы государства возникли в разное время и в разных местах в результате причин, отнюдь не одинаковых. У этих государств была очень разная история, и они разработали далеко не одинаковые правительственные организации. Таким образом, на первый взгляд кажется почти столь же трудным проследить эволюцию государства, как и определить его происхождение. Однако если обратить внимание главным образом на те государства, которые занимали передовые позиции в мире своего времени и которые больше всего способствовали развитию позднейших политических форм и идей, можно обнаружить довольно однородный ход развития. Первые государства возникли в форме племен. У них были некоторые общие элементы, хотя в других отношениях они демонстрировали заметные различия. Обычно они были сравнительно немногочисленны и управлялись вождями, которым часто помогали консультативные советы. Некоторые из них были кочевниками, другие постоянно селились в определенных районах. В то время как основной целью их существования было сохранение внутреннего порядка и ведение агрессивной или оборонительной войны, они часто сохраняли прочные следы общего происхождения, общей религии и общих экономических интересов. Следующий шаг в государственном строительстве явился результатом агрегации населения, накопления богатства и совершенствования искусства мира и войны в районах, благоприятствующих природе. Теплый климат, плодородная почва, обилие воды и значительная территория, свободная от географических барьеров, требовались для поддержки большого населения и установления тех постоянных отношений между людьми, которые требовали усиления власти. В плодородных долинах Нила, Евфрата, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, называемых «колыбелью цивилизации», накапливались богатства и возникали города. Такие области, дающие обильную пищу без особых усилий, привлекали к себе окружающие народы и приводили к тому конфликту и смешению, которые были так важны при создании государства, в отличие от прежних родственных организаций. Путем свободных союзов или завоевания более слабого более сильным и агрессивным городом жители этих долин объединились в империи Египта, Вавилона, Ассирии, Индии и Китая. Эти империи не были сильно централизованы, а состояли из подчиненных единиц, практически автономных в местных делах, но находящихся под надзором центра, обязанных снабжать солдат и платить дань. Теплый климат и легкодоступная пища сделали возможным начало цивилизации, но вскоре остановили энергию и вызвали застой. Обилие населения и частые завоевания создали большой класс рабов с вытекающими отсюда социальными различиями, кастами и деспотией. Религия превратилась в храмовое поклонение, затмив собой древние обряды домашнего хозяйства, а заблудшая корпорация священников превратилась в эксклюзивный и высокоорганизованный инструмент социального контроля. Потребность в последовательной защите, особенно в связи с увеличением собственности и частыми войнами, и стремление к власти со стороны правящих классов привели к иерархии чиновников, достигающей высшей точки в виде короля или императора, окруженного двором растущего общества. сложностью, с кодексом манер и образом жизни, которые отличали его от остальных людей. Возвышение правителей происходило при соответствующем унижении подданных, так как свободное политическое сотрудничество на большой территории было невозможно из-за трудности сообщения. Постоянная вооруженная сила заменила спонтанное собирание племени, а военный порядок стал мощной консервативной силой, переводящей идею службы в выполнение приказа. Когда политический, жреческий и военный классы подкрепляли друг друга в стабилизации общества посредством власти и подчинения, был подготовлен путь для лидеров, которые навязывали принцип господства над своими подданными и стремились распространить его за счет завоевания других. Создание империи принесло новые политические проблемы. Объединить власть над большой территорией было трудно в эпоху медленных коммуникаций. Провинциальные магистраты, обладавшие значительной степенью автономии, часто испытывали искушение восстать против центральной власти. Могущественные дворяне при дворе были ревниво готовы бросить вызов императору, особенно когда наследственная преемственность передала скипетр в слабые руки. Таким образом, ранние империи представляли собой картину нестабильности, в лучшем случае они представляли собой неплотное скопление полунезависимых государств, в которых власть переходила от династии к династии и от одной династии к другой. город в город. Одни пали от внешнего вторжения, другие были уничтожены внутренними раздорами. Проблема правительства в значительной степени состоит в правильном согласовании между властью и свободой, а также в расширении этого приспособления в виде постоянного и стабильного союза за значительным чаем. Восточная империя не достигла ни того, ни другого. Основанные на завоевании, они не имели сплоченности и распадались всякий раз, когда правящая династия ослаблялась из-за страха, они представляли пузатый народ только надсмотрщиком рабов и сборщиком налогов. Ни единство государства, ни свобода личности в таких условиях были невозможны. Хотя эти великие империи оказали ценную услугу, заложив основы культуры, разрушив узкую локальную основу племенной организации и сломив широко распространенную власть человечества, они не давали надежды на индивидуальный или политический прогресс. Деспотическая власть, не сдерживаемая народной волей, рассматривала государство как собственность, а народ только как подданных. Эту ущербную основу политической власти Восточная империя никогда не могла устранить, и курс политического развития был перенесен на новые народы и новую форму государства. Второй этап – Римская империя. Завоевания Александра Македонского примерно в середине четвертого века до н.э. разрушил независимость греческих городов, распространил власть Македонии на большую часть восточных империй и восстановил на время восточно-имперский тип деспотизма. Однако его империя просуществовала недолго и распалась после его смерти. Основная линия политического развития проходила на запад, в Рим. В своем раннем внутреннем развитии Рим проявлял те же тенденции, что и греческие города-государства. Король, совет и собрания выросли из патриархальной семейной организации. плебеи. Правящие классы Рима поняли то, чего греческие города никогда не усвоили, а именно: город-государство не может сопротивляться своим врагам снаружи, если его раздирают внутренние разногласия. Распространяя гражданство в пределах города, они обеспечили стабильность и союз. Но прежде чем эта тенденция к демократическому, компактному городу-государству могла быть доведена до своего логического завершения, как это было в Афинах, новый ряд событий изменил весь ход римского развития, приведя к новому типу государства и к нескольким важный вклад в политические идеи. Географические условия в основном объясняют различие направлений греческой и римской политики. Италия лучше приспособлена к внутреннему единству, чем Греция. Разделения больше и менее отчетливы, равнины и возвышенности лучше подходят для земледелия, а отсутствие гаваней и островов дает меньше преимуществ для торговли. Направление внешних усилий еще больше повлияло на прогресс Рима. С Апеннинами у восточного побережья и плодородными равнинами, реками посреди гаваней на западе, Рим, естественно, имел мало контактов с восточными народами, пока его институты не были хорошо установлены; напротив, он был обращен к Галлии и Испании, а через Сицилию - к Африка. Ее первые войны велись с низшими народами и привели к завоеваниям, расширению территории и воспитанию новых, сильных народов. Добавив морскую мощь к сухопутной, она вышла победителем из борьбы не на жизнь, а на смерть с Карфагеном к концу III века до н. чтобы сконцентрировать свои силы и победить своих врагов в деталях. Таким образом, Рим вступил в завершающую стадию империи, распространив свой контроль над миром на владения, в которых власть и гражданство уже не могли успешно развиваться вместе. Именно эта система завоевания и расширения вынудила Рим разработать новую форму государства. Конституция города-государства потерпела крах, когда ее применяли к обширной империи, и эта тенденция к демократии сдерживалась необходимостью энергичной и последовательной политики в отношениях с различными народами во всех частях земли. Только в Риме граждане могли участвовать в управлении государством, и реальная власть перешла в руки богатых аристократов, которые контролировали голоса римской толпы и армии, которая одна могла управлять провинциями. Однако формирование этой объединенной и хорошо управляемой империи не обошлось без сопутствующих зол. Со времен Цезаря гражданство расширилось, но оно уже не влекло за собой какой-либо доли в управлении государством. Ради обеспечения единства и власти были принесены в жертву индивидуальная свобода и демократия. Местное самоуправление исчезло по мере роста централизованного управления. Греция развила демократию без единства, Рим обеспечил единство без демократии. Римская система мешала политическому образованию, и само ее совершенство привело к ее окончательному падению. Способность сочетать суверенитет и свободу, сделать возможной демократию на больших территориях и обеспечить наилучшие интересы как личности, так и государства была зарезервирована для более позднего времени и нового народа. Рим способствовал лишь одной стороне политического развития, суверенной организации, широкому единству, единообразному праву и миру во всем мире, стороне, наиболее необходимой в тот период государственного образования. В настоящее время есть две тенденции, обе мощные, но во многих отношениях антагонистические. С одной стороны, акцент делается на этническом и географическом единстве. Национальное государство с четко определенными естественными границами и с однородным и сплоченным народом, по-видимому, является той целью, к которой стремилось развитие последних пяти столетий, и государства ведут войны, чтобы сохранить свои естественные границы, и используют все средства для увеличения солидарность их населения. Первая мировая война с ее упором на «самоопределение наций» дала сильный толчок этой тенденции. Логическим результатом этого движения является ряд хорошо организованных, но самостоятельных и часто соперничающих национальных государств. С другой стороны, этому процессу мешают многие факторы. Формирование за последние несколько столетий великих колониальных империй, состоящих из широко разбросанных территорий и самых различных народов, имело тенденцию разрушать географическое и этническое единство, на котором основывалось национальное государство. Процесс колониальной экспансии начался почти сразу же, как только национальные государства были обмануты, и каждое государство, как только оно становилось могущественным, требовало своего «места под солнцем». Подчинение зависимых народов несовместимо ни с самоопределением наций, ни с теорией демократии. Кроме того, рост просвещения, делающий сочувствие более космополитичным, а единство человечества более реальным, нападает на прежнюю узкую идею безусловного патриотизма и национального превосходства. Наконец, огромное расширение экономических интересов, благодаря которому весь мир становится единым рынком, при котором торговля и капиталовложения уже не ограничены естественными или политическими границами, разрушает экономическое единство и самодостаточность национального государства. Интернационализм, как и национализм, является мощной силой в современной политической мысли, и плану организации Воли уделяется серьезное внимание. Таким образом, империя представляет собой одну из наиболее древних и наиболее устойчивых форм государственной организации, идеи и традиции которой не умерли и в XXI веке. Наряду с глобализацией экономических и культурных обменов, глобальным рынком и глобальным кругооборотом производства возникает и новый глобальный порядок, для понимания которого лучше всего подходит понятие империи2. Империя как форма государства является на протяжении всей мировой истории настолько сложным и многоаспектным политико-правовым феноменом, что дать ей достаточно полное определение, включающее в себя все ее сущностные характеристики, представляется вряд ли возможным. Во всяком случае, такой попытке должно предшествовать выявление ее государственно-правовых признаков. Во-первых,империя есть государство во всех смыслах этого слова, имеющее много общего с другими формами государства. Она обладает всеми его элементами и признаками. В своем внешнем аспекте империя имеет свою территорию, над которой осуществляет суверенитет, что дает возможность отграничить сферу ее властвования от сферы власти других государств и противостоять им. Соответственно, над ней не существует и не может стоять иное охватывающее ее более высокое политическое целое. Во внутреннем отношении она обладает собственной верховной властью, государственным аппаратом, правовой системой, казной, сложной территориальной структурой. Во-вторых, в отличие от других государств, которые являются формой существования отдельных наций и народов или родственных по происхождению и крови этнических групп, империя часто выступает как государственно-территориальная форма локальной цивилизации, представляющей собой исторический организм или исторически-культурный тип, т. е. такую общность наций и народов, которая занимает определенный географический ареал, «часть света», имеет общую историю, традиции, организацию быта, менталитет, социально-нравственные ценности и установки, образ жизни и тем самым принадлежит к единой исторически сложившейся культуре и в ней существует. В-третьих, империя — это всегда государство с большой территорией. Пространственная величина — неотъемлемый элемент идеи и практической организации империи. «Единый этос империи означает ее безбрежность» — у нее всегда есть собственная территория, но далеко не всегда присутствуют легитимные границы. Мифологический концепт империи представляет ее как сакральную всемирную державу. Поэтому любая империя утверждает либо пытается утвердить систему пространственной всеобщности — свое верховенство над всем окружающим цивилизованным миром или большим географическим регионом. Отсюда — территориальное пространство империи представляется всегда динамичным, а границы — подвижными. В-четвертых, само территориальное пространство империи является анизотропным, т. е. неодинаковым, неоднородным как по своим этно-культурным и социально-экономическим свойствам, так и политико-правовым качествам и статусным характеристикам, входящих в него территориальных частей. Империя — не просто большое по своим пространственным параметрам государство, а такое, территория которого включает в себя разно статусные региональные образования, находящиеся в разной степени политической, административной и правовой зависимости от имперской верховной власти с сохранением в некоторых случаях их политической автономии и даже собственной государственности. Органичное сочетание имперского универсализма в рамках сложившейся цивилизационной константы с определенной этнокультурной самостоятельностью территориальных частей империи делает не только возможным, но и необходимым формирование внутри нее вертикальногоризонтальных и диагональных связей политико-административного характера, когда разные периферийные образования обладают по отношению к центральной власти различными правовыми статусами. Поэтому, в-пятых, основополагающей чертой территориальной организации империи, отличающей ее от всех других видов государственности, является своеобразное сочетание унитаризма, федерализма, конфедерализма, самоуправления и децентрализации. Здесь также используетсяформа протектората, где имперскому центру принадлежит военное руководство и представительство в международных делах. В самом составе империи или в зоне ее влияния могут находится также союзнические территории и зависимые от империи полусуверенные государственные образования с собственными правительственными органами. То есть империя вовсе не строится на исключительно унитарном принципе, как это иногда представляется. В-шестых, основным направлением политико-территориальной эволюции имперской государственности является стойкая тенденция к централизованному унитаризму посредством использования различных промежуточных политико-правовых форм для целого ряда или отдельных территориальных подразделений, входящих в ее состав непосредственно или находящихся в орбите ее влияния — членов союзов и содружеств, государственных образований, автономий, муниципий и т. д. При этом данная тенденция никогда не достигает своего логического завершения, оставаясь лишь парадигмальным направлением развития империи. Попытки радикальной унитаризации и централизации политико-правового пространства «подтачивают» имперскую организацию и в конечном счете разрушают ее, что видно на примере многих империй. В-седьмых, суверенный центр империи, воплощенный в имперских политических институтах, территориально и этносоциально «образует автономную единицу» со своим особым статусом, обладающую гегемонией или доминирующую в ней при реализации имперской власти и управления. Империя всегда формируется «вокруг стержневого (государствообразующего, имперского) этноса (группы родственных этносов), с которым связано воспроизводство, продолжительность жизни и распад империи, начинающейся с обскурации имперообразующей нации. Топос, место обитания или концентрации элиты, правящего этноса (нации), становится не только суверенным центром, местом нахождения верховной власти империи, но и культурным центром, средоточием и сердцевиной всей цивилизации, Мировым градом (Рим, Константинополь, Москва). Либо такой центр замещается нацией-государством, которая концептуализируется в правовом аспекте как метрополия по отношению к колониальной периферии (Карфаген, Испания, Англия, США — которые нередко называют «сияющий град не холме»). Тем самым налицо присутствие этно-политической иерархии. Политико-правовые связи выстраиваются от правящего доминирующего этноса к «базовым союзника» и далее — ко все менее полноправным в политическом отношении этносам (очень часто при сохранении формального юридического равенства). При этом на более поздних этапах существования правящий класс империи представляет, как правило, уже не чисто этническую группу, а определенную совокупность граждан, имеющих равные права (статус). Например, сословие сенаторов в Римской и Византийской империях, дворянство в России и европейских империях, аскири (управляющие) Османской империи, шэныпи в Китае, номенклатура в СССР, финансовая олигархия в США и т. д»3. В-восьмых, империя всегда есть государство идеократическое (или даже теократическое), имеющее свою систему базовых ценностей, убеждений, свою «идею-правительницу», религиозную или этическую. И эта главная, доминирующая черта во многом определяет остальные особенности и характерные признаки имперской государственной организации. В-девятых, это особенности имперского суверенитета, находящие свое проявление в способах организации и легитимации верховной власти, а также распределении суверенных правомочий между верховной властью и периферийными образованиями. Характерной чертой имперского суверенитета является то, что он практически всегда формируется и реализуется в рамках культурно доминирующей национальной духовной и политико-правовой традиции, чьи основополагающие мировоззренческие установки воспринимаются практически всеми нациями и народами, вошедшими в империю. Это придает ее верховной власти сакральный характер даже в секуляризованном, светском обществе. В-десятых, на международной арене империя всегда выступает как великая держава, внешний суверенитет которой, как фактический, так и юридический, не подлежит никакому сомнению. Он никогда не нуждается во внешнем признании со стороны других государств. Более того, империя сама выступает абсолютным субъектом признания или непризнания суверенитета других государств, т. е. по сути дела отношения к ним как к таковым. Державами называются такие государства, которые оказывают систематическое, регулярное влияние на политику других государств, культивируют их зависимость от себя, имеют свои сателлиты и протектораты, формируют вокруг себя коалиции для решения собственных политических задач военными и экономическими средствами[21]. Это в полной мере относилось и относится к империям на всем протяжении истории человечества. Для подтверждения своего статуса или расширения своего влияния империи всегда и всеми доступными средствами стремились осуществить вторжение в дела других государств, навязать им свою волю, подавить чужие суверенные претензии, осуществить свое доминирование. Таким образом, империя — есть «высшее состояние государства»[27], имеющего идеократический характер, выступающего политико-правовой формой локальной цивилизации, сочетающего в своей территориальной организации различные принципы государственного устройства (децентрализацию, автономию, федерализм, конфедерализм) при стойкой тенденции к унитаризму и централизации, использующего непрямые способы контроля по отношению к входящим в его состав этно-политическим образованиям и основанного на безусловном духовноидеологическом авторитете верховной имперской власти. Собственно говоря, империя и есть государство, если рассматривать латинские корни слова (imperium - власть, или imperare - повелевать), то есть речь идёт о монархическом государстве во главе с императором (imperator -повелитель, полководец). Такое традиционное понятие империи вполне доступно объясняет историческую сущность обозначенного социального явления, но оно не является исчерпывающим в понимании государственно-правовой сущности имперского образования. Основания для подразделения форм правления на их разновидности формируются как современной данной форме правления государства действительностью, так и историческими, национальными и иными традициями и др. Многочисленные и весомые основания для такого деления дает сама жизнь. Применительно, например, к монархии в качестве критериев ее классификации могут служить степень концентрации власти в руках одного лица - монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на монархическую власть, наличие в стране наряду с монархическими традиционных республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов. В силу этих и иных особенностей на современном этапе развития общества и государства различают монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями. В парламентарных монархиях (это наиболее распространенная их форма в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают парламентарную (нередко называемую конституционной) монархию как своего рода резервное средство воздействия на население, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов. При парламентарной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития форм, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др. В зависимости от названных и иных особенностей современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах. Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосредоточение в руках президента политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента. В России президентская республика характеризуется наличием чрезвычайно сильной власти главы государства - президента. Исходя из этого современную Россию зачастую именуют суперпрезидентской республикой. 1 2 |