Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальная

  • Аналитическая

  • практическое задание 3. Задание 3_Яхненко Е.С.. Индивидуальная психология Адлера


    Скачать 16.55 Kb.
    НазваниеИндивидуальная психология Адлера
    Анкорпрактическое задание 3
    Дата03.04.2023
    Размер16.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание 3_Яхненко Е.С..docx
    ТипДокументы
    #1034766

    Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А.Адлера и аналитической психологии К.Юнга.
    Ответ предоставьте в свободной форме.

    Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

    Согласно А. Адлеру, поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Причём основные цели (убеждения, идеалы) человека, определяющие направление его жизни, являются фиктивными, т.к. их истинность невозможно ни проверить, ни подтвердить. Именно на фиктивную цель направляется стремление к превосходству. Именно она наполняет смыслом все действия человека. А. Адлер подчёркивал, что люди всегда ведут себя в соответствии с фиктивными целями - независимо от того, соответствуют они объективной реальности или нет. Фиктивные цели могут быть полезными и опасными, пагубными.

    Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

    Адлеровский человек, с одной стороны, неполноценное биологическое существо, компенсирующее свое несовершенство, а, с другой, социальное животное, обладающее способностью видеть мир и себя глазами другого, оценивать собственные поступки с позиции общественных установлений и культурных норм. «Социальный интерес» — врожденное качество человека, позволяющее адекватно решать жизненные проблемы. Социальный интерес индивидуально окрашен и развивается в соответствии со стилем жизни индивида. Стиль жизни начинает формироваться в детстве и представляет собой творческую силу, определяющую поведение и ориентацию человека. Стиль жизни включает внутренний план, скрытый в недрах души: его истоки прослеживаются в детских фантазиях, его результат — целевые устремления и индивидуальные ценности.

    Адлеру принадлежит изобретение понятия «комплекс неполноценности», а также идея связи последнего с человеческой агрессивностью. Неполноценность может иметь не только биологические, но и психические основания. Неврастеник, испытывающий этот комплекс, пытается «сверхкомпенсировать» свое чувство, например, деструктивностью. Именно в этом может проявляться «воля к власти».

    Наряду с А. Адлером Юнг является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы, вообще бессознательное, противопоставляемое психическим процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. Юнг, подобно Адлеру, больше концентрировался на представлениях о цели жизни человека, на финальном элементе. В то время, как у Адлера стремления главным образом ориентированы на жизненную позицию, интеллектуальный Юнг рассматривает цель жизни как путь духовного развития от плена бессознательного к раскрытию полной личности.

    Как и Адлер, Юнг критиковал Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным половым побуждениям. Центральная тема, поднятая Юнгом, отражает идею о том, что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть включены в согласованное целое.

    Юнг оперировал архетипами и символами бессознательного, главными понятиями адлеровской психологии стали «чувство неполноценности», «компенсация» и «сверхкомпенсация». Человек рождается слабым, беспомощным существом и, сталкиваясь с миром, постоянно ощущает собственное несовершенство. Под влиянием этого чувства в психике человека формируются защитные механизмы «компенсации», с помощью которых осуществляется возведение «китайских стен» бессознательного. Компенсация несовершенства приводит в движение психические силы, способные активизировать стремление к совершенству и творческую активность.

    Первоначально Адлер полагал, что из компенсации несовершенства возникает бессознательное «стремление к власти» (аналог ницшеанской «воли к могуществу»), затем поименовал это «стремлением к превосходству», а в поздних работах — «стремлением к совершенству» как «врожденным, необходимым и общим основанием для развития каждой личности».

    Современный человек находится как бы в поиске души. Поэтому цель лечения, по убеждению Юнга, заключается в оказании помощи человеку обрести целостность, душевное равновесие. Аналитическая психология способствует выявлению подлинно духовных символов, смысла и цели жизни индивида, самореализации его творческих задатков и дарований. Речь идет об индивидуации (процесс становления личности), обретении человеком своей Самости, которую Юнг называет "Богом внутри нас".


    написать администратору сайта