Главная страница
Навигация по странице:

  • Отношение Петрарки к древним

  • Данте

  • Мирандола

  • Гелиоцентри́ческая систе́ма ми́ра (гелиоцентри́зм

  • Кампанелла

  • Индивидуальное домашнее задание Ф. И. О. студента группа Развитие философского наследия античности в период Возрождения


    Скачать 22.96 Kb.
    НазваниеИндивидуальное домашнее задание Ф. И. О. студента группа Развитие философского наследия античности в период Возрождения
    Дата16.02.2023
    Размер22.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_3_idz (1).docx
    ТипДокументы
    #940520

    Индивидуальное домашнее задание № 3. Ф.И.О. студента____________ группа_________

    Развитие философского наследия античности в период Возрождения


    Концепции гуманизма

    Основные представители

    Названия основных трудов

    Отношение к античным источникам

    Новые идеи в антропологии

    Петрарка

    трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках: "Канцоньере" 

    Отношение Петрарки к древним документам было далеким от критического анализа. Поэт создает мифический мир «итальянской древности» и миф об «идеальной античности» ученик Варлаама Калабрийского.изучал Вергилия.

    Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не просто природное существо, но творец самого себя и своей судьбы

    Данте

    Произведение — «Божественная комедия»; менее известны трактаты — «Пир» и «О монархии».

    Обращение к ним со стороны Данте объясняется его огромным интересом к античным писателям, который является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия

    Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не просто природное существо, но творец самого себя и своей судьбыДвоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: проявление собственной добродетели в земной жизни и «блаженство вечной жизни» – после смерти и при содействии божественной воли. 

    Фиччино

    «Платоновское богословие о бессмертии души» (1482), «О солнце и свете» (1493).

    Первоначальное знакомство Фичино с идеями Платона происходило через латинских платоников — Цицерона, Макробия, Апулея, Боэция, Августина и Халкидия.  в 1456 году у Фичино формируется установка, направлявшая всю его последующую деятельность, — разрабатывать христианскую апологетику, опираясь на философско-богословское наследие античности. Синтез языческой и христианской культуры рассматривался гуманистом как средство укрепления христианской веры, найдя ей основание в освящённой веками традиции — у Платона и Гермеса-Меркурия

    все вещи имеют источником своего бытия совершенное бытие Бога. Описывая Бога как «благо» или «бесконечное благо», подразумевал включение Богом в себя всех прочих совершенств Человек — это микрокосмос, познающий макрокосмос, а способность к познанию представляет собой главное достоинство человека, сливающегося с Богом на высшей ступени познания

    Мирандолла

    «900 тезисов по философии, каббалистике, богословию», «О сущем и едином», «Гептапл», «Рассуждения против прорицающей астрологии», «Речь о достоинстве человека»

    Мирандола рано стал интересоваться античной и восточной философиейЕврейскому языку и каббале[1] его обучал еврейский философ и каббалист Иоханан Алеманно[2].

    В 1480—1482 годах слушал лекции в Падуанском университете, где глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию. Особенно значительный интерес у него вызвали воззрения падуанских аверроистов — авторитетных толкователей Аверроэса (Ибн-Рушда) — Николетто Верниа и Элиа дель Медиго,


     обосновывает достоинства и свободу человека как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя всё, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; «Божественность» человека — в том, что он «создан по образу Божию» (Быт. 1:27) и призван самостоятельно достичь Его подобия, которое — как и всякое человеческое совершенство — не дано, но достижимо 

    Натурфилософские концепции

    Основные представители

    Названия основных трудов

    Отношение к античным источникам

    Новые идеи в космологии

    Николай Кузанский

    «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книга Простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания».

     кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени. Как философ Николай Кузанский стоял на позициях неоплатонизма, идеи которого он черпал как из античных, так из средневековых источников. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином. Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века.

     бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум»,  «Бог во всём и всё в Боге» Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли: именно в разуме — богоподобие человека

    Коперник

    «О вращениях небесных сфер»

    «Малый комментарий»


    поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией под руководством известного астронома Доменико Новары. Среди других профессоров в Болонье был математик Сципион дель Ферро, с открытий которого началось возрождение европейской математики[ получил диплом и учёную степень доктора канонического права

    Сам Коперник явил образец того, как в одном человеке, в его сознании могут автономно сосуществовать ученый и верующий... В начале новой эпохи всемирной истории коперниканство представляло собой новый, исторически перспективный образец отношений между наукой и религией"
    (Кимелев Ю. А.,Полякова Н. Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М., 1988. С.174)

    Бруно

    «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

    Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников.  итальянский монах-доминиканец, философ-пантеистПантеи́зм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее божество/бога[1] и мир[ и поэт; автор многочисленных трактатов, Бруно находился под влиянием элейских, новоплатоновских, а отчасти и эпикурейских идей. Его миросозерцание пантеистическое: Бог и вселенная — одно и то же бытие; вселенная бесконечна в пространстве и времени; она совершенна, так как в ней пребывает Бог. Простые, неразложимые элементы всего существующего — монады

    Бруно на процессе объявил себя католиком и сыном Церкви, а свои религиозно-философские мнения - не противоречащими христианству. 

    Галилей

    Операции геометрического и военного компаса (1604),  открытия с телескопом Галилей описал в сочинении «Звёздный вестник[, Речь о вещах, которые плавают на воде (1612), Письмо миссис Кристина де Лотарингии, великая княгиня Тоскана (1615)  Галилей открыл горы на Луне, Млечный Путь распался на отдельные звёзды, но особенно поразили современников обнаруженные им четыре спутника Юпитера

     Галилей полностью отрицает средневековое мировоззрение, и античное в том числе.  Пропаганда гелиоцентрической системы

    Гелиоцентри́ческая систе́ма ми́ра (гелиоцентри́зм) — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты. Возникла в противовес геоцентрической системе мира в античности,


    Новая механика Галилея. В 1638 г. вышла последняя книга Г. Галилея «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению...», в которой он касается проблем механики, решенных им около 30 лет назад.


    Социально-философские концепции

    Основные представители

    Названия основных трудов

    Отношение к античным источникам

    Новые идеи в изучении общества

    Макиавелли

    «Государь» Благодаря этой работе Макиавелли считают основателем политологии[В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны. Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг», «Рас­суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

     философ заложил основу политической философии Нового времени, положив начало коренному разрыву с античной политической традицией.  стремился возродить идеалы Античности. Макиавелли тесным образом связан с античной политической мыслью придерживается идеалов античности – в большей степени соглашаясь с Цицероном, поддерживая республиканскую идею

    вошёл в историю политической мысли как создатель новой «науки о политике». Толкование им политики отделялось как от теологии, так и от этики, что впервые было озвучено публично.


    Мор

    «Утопия»

    Стихотворные произведения и переводы

    «История Ричарда III»


    Мор хорошо знал античные труды философов.  Глубокий интерес к античной литературе, особенно к древнегреческой философии, составлял характерную черту Т. Мора как гуманиста. 

    В утопиях Мора и Кампанеллы прослеживалась идея отречения от частной собственности и эксплуатации, тем не менее в мире Томаса Мора все же сохранялось рабство. В целом, совпадала и идея всеобщей трудовой повинности и идея всеобщего равенства.


    Кампанелла

    "Философия, доказанная ощущениями" (1591), "Об ощущении вещей и магии" (1604), "Защита Галилея" (1616, опубликована в 1622 г.), "Большой эпилог" (1604 - 1609), "Город Солнца" (1602)

    Не удовлетворившись схоластикой Фомы Аквинского и искаженными церковью идеями Аристотеля, Кампанелла обратился к трудам античных философов, к произведениям своих современников, к самой природе, которую он считал источником знания.

    Новые идеи XIX века, черпали свои первоисточники, в том числе и из труда Томмаза Кампанеллы «Город Солнца». Так, Карл Каутский, марксистский теоретик, редактор четвертого тома «Капитала» Карла Маркса, говорил о работе Кампанеллы, как о «предшественнике научного социализма».
    «Город Солнца» — издана впервые в 1623 году в городе Франкфурте на латинском языке как приложение к «Политике», третьей части «Реальной философии».


    написать администратору сайта