Главная страница

Реферат. реферат Шпенглер. Индивидуалный проект название проекта


Скачать 50.37 Kb.
НазваниеИндивидуалный проект название проекта
АнкорРеферат
Дата12.04.2023
Размер50.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат Шпенглер.docx
ТипДокументы
#1057642


. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КГБПОУ «БИЙСКИЙ ГОСУЛАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ИНДИВИДУАЛНЫЙ ПРОЕКТ
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА
Основа российской истории

по дисциплине История

Выполнил Пятков Р.О

Обучающийся 1 курса

По специальности

Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Руководитель преподаватель

Еремина Л.А

Допущен к защите

«____» _________ 2023 г.
_ ______________________

подпись преподавателя


Введение

Глава 1 Происхождение славян..

1.1 Происхождение славян, также их распределение в Европе.

1.2 Восточные славяне накануне образования государства.

Глава 2 Становления древнерусской государственности.

2.1 Предпосылки зарождения государства у восточных сла­вян. В IX в.

2.2 Причины принятия христианства на Руси.

Заключение.

Библиография

Введение

Среди ученых нет един­ства мнений по вопросу о месте и времени появления славян. Разделение индоевропейской общности на отдельные народы началось, возможно, еще в III тысячелетии до н.э. Отделение предков славян от других индоевропейцев некоторые истори­ки датируют II тысячелетием до н.э.

На историческую арену славяне вышли в VI в.н.э., хотя под именем венедов, склавин и антов они были известны еще раньше. Местом их расселения в то время были верховья Вислы, берега Тисы и северные склоны Карпатских гор. Вообще происхождение этнонима славяне недостаточно ясно.

Первым русским историком, повествовавшим о происхождении и расселении славян, был Нестор – летописец конца ХI – ХII века, монах Киевско–Печерской лавры.

Выдающиеся русский историк С. Ф. Платонов, обратил внимание на периодизацию на основе «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, который выделил такие этапы российской истории, как:

  • древний (от появления славянских племен до Ивана III);

  • средний этап, следующий за этим (от Ивана III до Петра Великого);

  • новый этап (от Петра Великого до начала XIX века).1

Как отмечает Платонов, «Карамзин во всей русской исторической жизни видел один главнейший процесс – создание национального государственного могущества. К этому могуществу привел Русь ряд талантливых деятелей, из которых два главных–– древней (до Ивана III ), средней (до Петра Великого) и новой (до начала XIX в.)». 2

Сегодня, в трудный период выхода из очередной российской проблемы, особенно важно выявить истоки, исходные начала становления и генезиса российской истории, чтобы лучше разобраться в том, что произошло, с Россией в XX в. и продолжается сейчас, наметить пути дальнейшей эволюции. Такое исследование необходимо и для выявления противоречий в различных сферах функционирования российского общества в современных условиях, их успешного разрешения и преодоления.

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов, а именно:.

  • необходимостью изучения исторического прошлого российской цивилизации, выяснением ее специфики;.

  • что произошло с Россией в XX столетии, где и в чем причины того, что страна избрала особый социально-политический и экономический путь развития.

  • на основе анализа исторического опыта российской цивилизации и ее особенностей необходимо строить нынешний политический курс России во всем многообразии взаимоотношений с другими странами.

Объектом настоящего исследования является феномен российской цивилизации в этапе российской истории, как: древний (от появления славянских племен до Ивана III);

Предметом исследования является факторы и история восточных славян в образовании государства.

Цель проектного исследования - выявить особенности в основе российской истории в древний период(от появления славян до образования государства и принятия христианства)

Указанная цель определила основные задачи исследования.

    • Происхождение славян, также их распределение в Европе.

    • Восточные славяне накануне образования государства.

    • Предпосылки зарождения государства у восточных сла­вян. В IX в.

    • Причины принятия христианства на Руси.

Проект состоит из введения, двух глав, заключения . Библиографии и Интернет- ресурса.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов при осуществлении исторических исследований, семинарских занятий, а также факультативов в системе среднего профессионального образования.

Тема: Основы российской истории.

Глава 1 Происхождение славян..

1.1 Происхождение славян, также их распределение в Европе.
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.).

а) Нестор.  Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. 
б) Синопсис: славяне и русы. Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в.. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов.

Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. 
в) В. О. Ключевский . В. О. Ключевский следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. 
г) А. А. Шахматов и Л. Гумилев . Академик А. А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л. Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша) . 
2) Термин "славяне"  Сам термин " славяне " до сих пор удовлетвори-тельно не объяснен. Возможно, он связан со " словом ", и так наши предки могли именовать себя в отличие от иных народов, речь которых они не понимали (немцы) . С таким явлением мы встречаемся не толь ко в славянском мире. Известно, что арабы в VII-VIII вв. называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. не арабами, буквально немыми, бессловесными (немцами) . 
Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин "славяне" возник не сразу и не вдруг стал обще употребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада - германцы и, кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название " славяне " (словене) . 
3) Праславяне  а) различия между славянами. Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян.  Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антрополо-гическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы. 

4) Ареал расселения славян. Есть все основания полагать, что ареал расе-ления праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э. (во времена Геродота) , был весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада. 
а) первые известия о венедах. Первые упоминания о венедах, а именно так называли ранние источники праславян, появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии) . Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит(вторая половина I века н.э.) . Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по их нравам, обычаям и быту именно к германцам. 
Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтийских народов(но не финнов и современных эстов) . Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волыни и Полесья) . А данные Птоломея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но, скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. 
Можно предположить, что данные Птоломея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян. 
б) Певтингерова карта. Вероятно, какое-то расширение этнической территории славян наблюдалось и в III -IV вв., но, к сожалению источников для этого времени почти нет. Так называемая Певтингерова Карта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века, включает, однако и значительные элементы более ранней информации, восходящей еще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно. Венеды на этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частью сарматов. Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье, очевидно отражает с элементами пятого столетия реалии II-IV вв. до нашествия гуннов. 
в) славяне и археологические культуры Археологи пытаются увидеть славян в носителях различных археологических культур, начиная от так называемой культуры подклошных погребений (IV-II вв. до н.э., Верхняя Висла и бассейн Варты) до различных археологических культур первой половины I тысячелетия н.э.. Однако в этих заключениях много спорного. Еще не давно довольно распространенная интерпретация принадлежности черняховской культуры славянам имеет не так уж много приверженцев, и большинство ученых полагают, что данная культура была создана разными этносами с преобладанием иранцев.
г) перемещение населения в результате гуннского нашествия . Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения, в том числе и из степной и частично лесостепной полосы нашего юга. Более всего это касается степных районов, где после кратковременной гегемонии угров уже в VI веке возобладали прототурки. Иное дело - лесостепь нынешней Украины и Северного Кавказа (Подонья) .

Здесь старое иранское население оказалось более устойчивым, но и оно стало постепенно подвергаться воздействию неуклонно двигавшихся на восток славян. Очевидно, уже в V веке последние вышли к среднему Днепру, где ассимилировали местных иранцев. Вероятно, имен но последние основали городки на киевских горах, поскольку название Киева может быть объяснено из иранских наречий как княжеский (городок) . За тем славяне продвинулись за Днепр в бассейн реки Десны, получившей славянское название (Правая) . Любопытно однако, что основная часть крупных рек на юге сохранила до славянские (иранские) названия. Так, Дон - просто река, Днепр - глубокая река, Рось светлая река, Прут - река и т.д. А вот название рек на северо-западе Украины и на большей части Белоруссии славянские (Березина, Тетерев, Горынь, и т.д.) и это, несомненно, свидетельство весьма древнего обитания там славян. 

1.2 Восточные славяне накануне образования государства.

Восточные славяне в древности. Среди ученых нет един­ства мнений по вопросу о месте и времени появления славян. Разделение индоевропейской общности на отдельные народы началось, возможно, еще в III тысячелетии до н.э. Отделение предков славян от других индоевропейцев некоторые истори­ки датируют II тысячелетием до н.э. Другие относят это к середине I тысячелетия до н.э. Есть и такие исследователи, которые говорят о V — VI в. н.э. — времени, когда слово «сла­вяне» впервые встречается в письменных источниках. По по­воду места появления славян (их прародины) также имеется большой разброс мнений. В настоящее время наиболее рас­пространена точка зрения о том, что прародина славянских народов находится на территории от среднего течения Вислы до среднего течения Днепра. Называется и еще одно вероят­ное место — среднее течение Дуная (об этой прародине сла­вян говорится в «Повести временных лет», летописном своде XII в.). Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся; 2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; 4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; 5) полочане - в бассейне р. Полоты; 6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра; 7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода ляхов (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который пришел и сел на р. Соже( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; 9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; 10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; 11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

С VI в. началось быстрое расселение славян по Европе. Они двигались по трем направлениям: на юг — на Балканский полуостров, на запад — в междуречье Одера и Эльбы и вверх по течению Дуная, на восток и север — по Восточноевропей­ской равнине.

Формируются три ветви славян:южная, за­падная и восточная.

В VII — VIII вв. восточные славяне заселили территорию от Карпатских гор на западе до Днепра и верховьев Дона на востоке, от побережья Черного моря между устьями Дуная и Днепра на юге и до озера Ильмень на севере.

На юге соседя­ми славян были остатки ирано - язычных народов (скифы, сарматы) и тюркские племена (хазары, печенеги, половцы и др.), на северо-востоке — финно-угорские племена (в летописях называют чудь, мерю, весь, мурому, черемись и др.), на северо-западе соседями были балтские племена (предки ли­товцев, латышей).

Восточные славяне заселили лесные и лесостепные зоны по берегам Днепра и его притоков, в верховьях Западной Дви­ны, Волги, Оки. Здесь они довольно быстро смешались с ма­лочисленными и находившимися на более низкой ступени развития финно-угорскими и балтскими племенами.

Славяне издавна вели оседлый образ жизни, а главным их занятием являлось земледелие.

Глава 2 Становления древнерусской государственности.

2.1. Предпосылки зарождения государства у восточных сла­вян.

  1. Предпосылки, ход и особенности образования централизованного государства на Руси

Тенденции к объединению русских земель в единое государство стали складываться еще в начале XIII в. Однако в 30-х годах XIII в. объединительный процесс был прерван татаро-монгольским нашествием и понадобились многие десятилетия, чтобы вновь стали складываться условия для возобновления объединительного процесса, потребность в котором возрастает тем более в обстановке татаро-монгольского ига.

С начала IV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Одной из первых причин образования Русского централизованного государства является усиление экономических связей между русскими землями. Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая требует постоянной обработки земли. Поскольку крестьянин всегда имеет дело с землей, ему требуется совершенные орудия производства.

Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все выше указанное требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.3

Другой предпосылкой, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы.

Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.4

В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эту задачу могло решеть только мощно централизованное государство, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Существовала ещё одна важная политическая сила – церковь. Она была крупным феодалом, сохраняла иммунитетные привилегии и была свободна от государственной службы и тягла. Церковь также активно выступала за усиление государства.

Фактором, ускорившим централизацию Российского государства, явилась также угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага Речью Постолитой.

Указанные причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов.

В образовании единого централизованного государства были заинтересованы широкие народные массы, потому что только оно может справится с внешним врагом. Образование единого государства является закономерным в истории страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси.

Образование централизованного государство можно разделить на 3 этапа:

I этап (конец XIII в. – 1382 г.)

На первом этапе решался основной вопрос: вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва, между которыми развернулась острая борьба.

Объективные и субъективные предпосылки предопределили в этом соперничестве победу Москвы. Становление Москвы в качестве крупнейшего политического центра Руси следует рассматривать как одно из важнейших событий первого этапа.

Пользуясь своими средствами, московские князья постепенно выводили своё княжество из первоначальных тесных его пределов. На примере можно рассмотреть московского князя Даниила Александровича (1282-1303 гг), сын Александра Невского. Московское княжество при Данииле - это около 40 км вокруг Москвы. Первоначально в состав московской территории не входили Дмитров, Клин, Волоколамск, Можайск, Серпухов, Коломна, Вере. Удел князя Даниила до захвата Можайска и Коломны занимал срединное пространство этой губернии по среднему течению реки Москвы с продолжением на восток по верхней Клязьме. Во владении князя Даниила находились уезды: Московский, Звенигородский, Рузский и Богородский с частью Дмитровского.5

После князя Даниила московские князья продолжили объединять земли в подчинение Москве. Немаловажным событием первого этапа является Куликовская битва (8.09.1380 г.). Став главным общенациональным центром объединения, Москва активно готовила свои силы к решающему сражению с татаро-монголами. Историческая победа на Куликовом поле менее всего может расцениваться как случайная. Историческое значение этой победы, состоит в том, что она стала первым серьезным поражением основных сил Золотой Орды и положила начало освобождению русских земель от ордынского ига.

II этап (вторая половина 1382 – 1462гг)

Со второй половины ХIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого были разгром Москвой в 60-70 гг. своих основных политических соперников и переход от утвержения за Москвой ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации ею общенародной борьбы за свержение ордынского ига.

На данном этапе происходит борьбы между тверским и московским княжеством. Усиливается роль владимирского княжества

С объединением в единое целое "великого княжения Владимирского" с Московским княжеством Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося Русского государства. Территориальный рост Московского княжества принял значение и характер государственного объединения русских земель. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич и Кострома, обширные территории в Заволжье в районе Белоозера и Галича Мерьского и ряд верхнеокских мелких княжеств.6

В конце ХIV в. Москва делает первые шаги по ограничению независимости Новгородской боярской республики и включению ее земель в Московское княжество. Попытка присоединить к Москве Двинскую землю, богатейшую новгородскую колонию, окончилась неудачей

В конце ХIV в. к Москве были присоединены земли в бассейне реки Вычегды, населенные народом коми (Великая Пермь).

III (завершающий) этап становления единого государства (1462-1533 гг). К концу ХV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию - формирование единого Российского государства.

Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств и позволила сделать первый шаг в подчинении Новгородской боярской республики.

Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533 гг.). Исключительным по значимости событием этого этапа стало свержение ордынского ига в 1480 г. Освобождение Руси способствовало тому, что тенденции объединения с Москвой стали решающими.

Самым крупным препятствием на пути этого процесса было существование самостоятельной Новгородской феодальной республики. В ходе борьбы, московское великокняжеские власти взяли верх над Новгородом.

В 1485г. Тверь после недолгого (двухдневного) сопротивления сдалась Московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении была присоединена в 1489г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-Востока. Это явление не было новым в государственном развитии русских земель потому что с давних времен русские княжества включали нерусские народы, жившие в междуречье Оки и Волги

В 1483-1485 гг. произошли крупные народные волнения в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала это, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. В 1510 г. бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г. Псковская республика прекратила свое существование..

В 1514 г. в результате войны с Литвой, в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск. Наконец, в 1521г, перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество.

Окончательная точка в длительном процессе объединения северо-западных и северо-восточных русских земель в едином Российском государстве была поставлена Василием III. Объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность.7

Из трех этапов образования централизованного государства можно сделать вывод, что централизация земель происходила в ходе войн. Не одно объединение не прошло мирным путем. Русский народ воевал против своего же народа.
2.2. Причины принятия христианства на Руси.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.

Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями,

Волхвы. Нет точных данных о языческих жрецах. Некоторые историки (Р.Скрынников), считают,что у Восточных славян не было ни жрецов , ни храмов; но были, упоминающиеся в летописях волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. русалками, лешими и пр.

В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

Христианство начало проникать на Русь в IX в. Некото­рые ученые предполагают, что христианином был еще ки­евский князь Аскольд, убитый Олегом в 882 г. Христиане составляли часть дружины князя Игоря. Распространению христианства способствовала княгиня Ольга. Однако Вла­димир боролся за Киев при поддержке язычников. Поэтому первоначально он стремился усилить позиции языческих культов, одновременно пытаясь приспособить их для нужд единого государства. В 980 г. Владимир повелел поставить в Киеве идолов шести языческих богов во главе с богом гро­ма и молнии Перуном, который считался покровителем кня­зей и дружинников. Однако введенный им пантеон не мог стать обязательным для всех земель Древнерусского госу­дарства, в разных частях которого продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство Руси, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии. Как пове­ствует летопись, он выслушал проповедников ислама, иуда­изма, западного (римского) и восточного (византийского) хри­стианства и остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения. Правда, некото­рые историки отмечают, что христианство (тогда еще не раз­деленное окончательно на католичество и православие) про­никало на Русь не только из Константинополя, но и из госу­дарств южных и западных славян, а возможно, и из других мест.

В «Повести временных лет» в связи с крещением Руси со­держится рассказ о походе Владимира на византийский го­род Корсунь (Херсонес) в Крыму. Этот поход стал ответом киевского князя на нарушение империей условий договора: князь помог двум правившим тогда императорам справиться с мятежом, а те отказались, как обещали, дать в жены Вла­димиру свою сестру Анну. В 988 г. после длительной осады Владимир взял Корсунь при поддержке своих сторонников внутри города. За возвращение Корсуни империи он предло­жил выполнить условия прежнего договора. Ранее в Визан­тии не было случая брака с иностранцем принцессы, родив­шейся от императора в период его нахождения на троне. Од­нако византийцы были вынуждены отправить Анну в Кор­сунь, потребовав, в свою очередь, крещения жениха.

Владимир крестился сам и крестил дружину. Вернувшись в Киев, он приказал креститься всем жителям города. Затем началось крещение других городов и сельской местности. В ряде мест, например в Новгороде, введение новой религии вызвало восстание.

Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным об­рядам сопровождалось тайным или даже открытым исполне­нием обрядов языческих (двоеверие). Но позже православие, включив в себя многие черты язычества, стало одной из основ жизни русского общества.

Введение монотеистической религии способствовало укреп­лению государственной власти (один Бог на небе — один го­сударь на земле).

Зарождение и развитие неравенства, разделение населения на богатых и бедных, на правящих и управляемых, на раз­ные социальные группы требовало своего обоснования. Идеи христианства о том, что богатство и бедность, счастье и не­счастье исходят от Бога, способствовали частичному прими­рению недовольных с изменившимися условиями жизни.

Христианство давало людям надежду на блаженство после смерти в случае праведной жизни на земле. Также оно при­вивало важные нравственные нормы: гуманное отношение ко всем людям, особенно к женщинам и детям, слабым и убо­гим, учило человечности. Все это способствовало сглажива­нию конфликтов в обществе и тем самым ускоряло его раз­витие.

Русская православная церковь. С крещением на Русь при­шла церковная организация. Ее первоначальная история ма­лоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе Русской церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священ­ник церкви Успения Богородицы в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром. Он получил название Десятинная церковь, поскольку князь распорядил­ся давать для его содержания десятую часть своих доходов.

Лишь в 1037 г. в Киеве появился первый митрополит всея Руси, присланный патриархом Константинополя. Ми­трополиту подчинялись епископы, а тем — приходские свя­щенники.

Важную роль стали играть монастыри. Самым извест­ным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. монахом Антонием. Монастыри превратились в центры распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались боль­ницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в круп­ных собственников земель.

С крещением связано развитие просвещения и культуры Руси. При князе Владимире в Киеве открылись первые шко­лы. Все шире распространялась письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием. Вместе с тем крещение вело к уничтожению многих памят­ников культуры времен язычества.

Крещение способствовало повышению международного ав­торитета Руси в ее отношениях с другими христианскими стра­нами. Укрепились связи между Русью и Византией — самым развитым государством христианского мира тех времен.

Главное значение крещения Руси состояло в появлении идеологии, соответствующей новому состоянию общества.

Заключение

Первые достаточно скудные сведения о происхождении восточных славян содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. Отмечали о могуществе славян, которые окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв..а также данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. 

С VI в. началось быстрое расселение славян по Европе. Они двигались по трем направлениям: на юг — на Балканский полуостров, на запад — в междуречье Одера и Эльбы и вверх по течению Дуная, на восток и север — по Восточноевропей­ской равнине. Формируются три ветви славян:южная, за­падная и восточная.

В VII — VIII вв. восточные славяне заселили территорию от Карпатских гор на западе до Днепра и верховьев Дона на востоке, от побережья Черного моря между устьями Дуная и Днепра на юге и до озера Ильмень на севере.

Одной из первых причин образования Русского централизованного государства является усиление экономических связей между русскими землями. Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается.

Все выше указанное требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.8

Другой предпосылкой, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эту задачу могло решить только мощно централизованное государство, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

Существовала ещё одна важная политическая сила – церковь. Она была крупным феодалом, сохраняла иммунитетные привилегии и была свободна от государственной службы и тягла. Церковь также активно выступала за усиление государства.

Фактором, ускорившим централизацию Российского государства, явилась также угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага Речью Постолитой.

Указанные причины играли ведущую роль в объединении Руси.

Список использованной литературы.

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо.2009. С. 457.

  2. Там же.

  3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник в двух частях. - М., 2012

  4. Радугина А.А История России. учебное пособие. – М.,1998

  5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.-М.:АСТ:АСТ Москва, 2008.-861, (3)с.

  6. Чибиряев С.А. История государства и права России, учебник.- М., «Былина» 1999.

  7. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под. ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

  8. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.

  9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

  10. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

  11. Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.

  12. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

  13. Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.

  14. [6] Платонов С. Полный курс лекций по русской истории. М.:АСТ, 2008.. С. 19.

  15. [7] Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга.2009.С. 19.


Интернет – ресурсы:

  1. http://library.vladimir.ru  Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького

  2. http://www.rsl.ru  Российская государственная библиотека

  3. http://www.nlr.ru  Российская национальная библиотека

  4. http://elibrary.ru  Научная электронная библиотека 



1  Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо.2009. С. 457.


2  Там же.

3 Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX - XVI вв. - М., 1991. - С. 173

4 История России: Учебник/ Под общ. ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. – М., 2000. – С. 65

5 История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1998. - С. 265

6 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1995. - С.155.

7 Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991. - С. 98.

8 Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX - XVI вв. - М., 1991. - С. 173


написать администратору сайта