Физика. мод2 сем1. Семинар 1 1, Номадизм как тип культуры
Скачать 25.62 Kb.
|
Студент: Сейлканов.С.Б. Преподаватель: Джаксылыков.А.Ф. МОДУЛЬ 2 СЕМИНАР 1 1, Номадизм как тип культуры Номады — этносы, народы, народности и племена, исторически сложившиеся в кочевых-номадических этнокультурных условиях. В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства. Рождаемость у кочевых скотоводов как правило ниже рождаемости земледельцев. Кочевники были варварами, по единодушному мнению исследователей представляющих оседлые цивилизации, как средневековых европейских авторов, так и представителей оседлых цивилизаций Азии, от древнего Чина, Сина (Китая) до Персии и иранского мира. Далеко не все скотоводы являются кочевниками (хотя, прежде всего надо было разграничить в русском языке использование термина кочевник и номад, другими словами, кочевники далеко не то же самое, что обычные номады, и далеко не все номадные народы это кочевники, причем интересен культурный феномен, состоящий в том что всякая попытка устранения намеренной терминологической путаницы — «номад» и «кочевник», традиционно существующей в современном русском языке, натыкается на традиционное же игнорирование). Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками[источник не указан 382 дня]: экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности; периодические перекочёвки большей части населения и скота; особая материальная культура и мировоззрение степных обществ. Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане — 3 %, в Казахстане — 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран, заморозки, эпизоотии и другие стихийные бедствия могли быстро лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники не существовали изолированно от земледельческого мира, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей. Знаменитый трактат китайского историка Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки») описывает быт хуннского общества: «Из домашнего скота у них больше всего лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а из редкого скота — верблюдов, ослов, мулов, катиров, тоту и тани (речь идет о редких породах лошадей). В поисках воды и травы [они] переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли… Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из луков стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками. По существующим среди них обычаям, в мирное время все следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Китайский евнух Чжунхан Юэ, иммигрант, сделавший карьеру при втором правителе Хуннской державы дополняет описание Сыма Цяня новыми сведениями: «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место» 2.Концепция номадизма Кочевничество (номадизм) — особый вид хозяйственной деятельности и связанный с ним тип общества, когда большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей) или мигрирующие группы населения, например цыгане. Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками: 1) экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности; 2) периодические перекочевки большей части населения и скота; 3) особая материальная культура, тип общества и мировоззрение обитателей степи. Кочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной их пищей были различные виды молочных продуктов, реже — мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии скота (эпизоотии) могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Поскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников являлись различные варианты разборных, легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (т. е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков. Это в свою очередь нашло отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), в культовом отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых чистых кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголы и некоторые другие народов евразийских степей). Вопрос о происхождении К. до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Еще в Новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой точке зрения, К. сформировалось как альтернатива земледелию в засушливых зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Споры вызывает и вопрос о времени сложения К. Некоторые фиксируют следы номадизма в Леванте в IX—VIII тысячелетиях до н. э. Часть исследователей считает, что К. сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций в IV—III тысячелетиях до н. э. Другие полагают, что переход к классическому К. произошел не ранее рубежа II—I тысячелетий до н. э. в евразийских степях. Существует большое количество различных классификаций К. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. «яйлаг» — летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы — равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено К.: 1) евразийские степи, где разводят «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, буряты, казахи, кыргызы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные державы (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.); 2) Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.); 3) Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.); 4) Вост. Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.); 5) высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южн. Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных, как як, лама, альпака и др.; 6) северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.). Расцвет К. связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тысячелетия до н. э. — середина II тысячелетия н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступавшей оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). Завоевывая земледельцев, они могли переселяться на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и другие). Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом Древним. После монгольских завоеваний сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов («монгольская глобализация»). Именно в результате этих процессов в Зап. Европу попали порох, компас и книгопечатание. С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате начало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, возникли болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были предприняты попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию (переход к оседлости) кочевников, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В настоящее время примерно 35—40 млн человек продолжает заниматься кочевым скотоводством (Сев., Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах, как Нигер, Сомали, Мавритания и др., кочевники-скотоводы составляют большую часть населения. 3.Типология культуры номадов Знаменитый трактат китайского историка Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки») описывает быт хуннского общества: «Из домашнего скота у них больше всего лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а из редкого скота — верблюдов, ослов, мулов, катиров, тоту и тани (речь идет о редких породах лошадей). В поисках воды и травы [они] переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли… Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из луков стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками. По существующим среди них обычаям, в мирное время все следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Китайский евнух Чжунхан Юэ, иммигрант, сделавший карьеру при втором правителе Хуннской державы дополняет описание Сыма Цяня новыми сведениями: «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место» 4 Классификация и виды номадной культуры. Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности: кочевое; полукочевое, полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство. Чаще всего скот пасут пастухи за пределами поселений, остальные остаются в поселении, где занимается земледелием и ремёслами; отгонное; Жайлау, кыстау, коктеу, кузеу (тюрк.) — летнее, зимнее, весеннее, осеннее пастбища соответственно. В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы, равнины), горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество. евразийские степи, где разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.); Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры[17], бассери, курды, пуштуны и др.); Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.); Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.); высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама, альпака (Южная Америка) и др.; северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.). |