Главная страница
Навигация по странице:

  • Быт кочевников. Менталитет

  • Разновидности кочевников

  • Классификации кочевничества

  • IV в.

  • Археологические памятники саков

  • Берель

  • Иссык

  • Чиликты

  • Номадизм как тип культуры. Номадизм как тип культуры Номадизм как тип культуры Кочевничество (номадизм)


    Скачать 1.63 Mb.
    НазваниеНомадизм как тип культуры Номадизм как тип культуры Кочевничество (номадизм)
    Дата05.03.2023
    Размер1.63 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаНомадизм как тип культуры.pptx
    ТипДокументы
    #968981

    Номадизм как тип культуры

    Номадизм как тип культуры

    Кочевничество (номадизм)

    – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган.

    Номады

    - Общества, базирующиеся на специфическом скотоводческом хозяйстве, с консервативной идеологией, которая оказывает существенное влияние на их социальное и политическое развитие

    НО - не все скотоводы являются кочевниками

    Особенности номадных обществ:

    • Скотоводство, как преобладающий тип хозяйства
    • Экстенсивный характер развития хозяйства
    • Периодическая подвижность,связанная с особенностями развития хозяйства
    • Участие в перекочевках большей части населения
    • Натуральный характер экономики
    • Плотность населения у кочевых народов чрезвычайно низка: обычно она колеблется от 0,5 до 2 человек на один кв. километр. Такой тип расселения диктуется основным принципом номадизма – это необходимое соответствие между поголовьем скота и водно-кормовыми ресурсами конкретной аридной зоны.

    Состав стада

    • Могут быть мульти- и моноспециализированные
    • Влияют природные условия
    • Для кочевания в разных зонах нужно разное и разнообразное количество скота. Людей – не менее 5 человек, а животных – эквивалентно 25 лошадаям ( 1 лошадь – 5 голов КРС, 6 голов МРС) по 1 верховому животному на каждого взрослого члена семьи.

    Социальная организация номадов

    • Родо-племенная позднепервобытная ( род религиозная экзогамная группа, племя – политическая, военная организация)
    • Очень консервативная идеология. Представление об обществе, как о разросшейся семье.
    • Каждый кочевник – воин. В обществах легко выстраивались отношения воинского соподчинения – вассалитета, развивались военно-ленные отношения, напоминающие феодальные.
    • Два источника социальной дифференциации:
      • Частная собственность на скот
      • Руководящие позиции в политической организации

    Проблема государственности у номадов

    • В полном смысле невозможна: аппарат принуждения, налоги, четкая территория, регулярная армия, развитая бюрократия – все это требует оседлости.
    • Возникновение государств у кочевников связано, как правило, с завоеванием оседлых и установлением власти собственной династии или с оседанием

    Номады и внешний мир

    • Могут ли номадные общества быть автаркичными – самообеспечивающимися?
    • Варианты взаимодействия номадов с оседлыми народами:

    • Седентаризация
    • Торговля и торговое посредничество
    • Подчинение
    • Покорение

    Быт кочевников

    Кочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной их пищей были различные виды молочных продуктов, реже – мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии скота (эпизоотии) могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи – каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

    Быт кочевников

    Поскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников являлись различные варианты разборных, легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха.

    Быт кочевников. Менталитет

    Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков. Это в свою очередь нашло отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), в культовом отношение к скоту – главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых чистых кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголы и некоторые другие народов евразийских степей).

    Разновидности кочевников

    - бедуины, или кочевники-верблюдоводы - находятся в Северной Африке и Юго-Восточной Азии;

    - африканские кочевники - выращивают крупный рогатый скот, территория распространения - пустыни Южной Сахары;

    - евро-азиатские кочевники - специализируются на разведении коз и овец, при этом используют лошадь и крупный рогатый скот для езды верхом;

    - кочевники Тибета - разводят яков, которые являются главным источником их существования;

    - народы-оленеводы - занимаются преимущественно оленеводством и живут в Северо-Азиатской тундре;

    - морские кочевники - образ жизни связан с рыболовством.

    Классификации кочевничества

    Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. «яйлаг» - летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы - равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.

    Основные признаки культуры номадов евразийского пространства

    Первые два тысячелетия кочевая культура испытывала подъем. Технический прогресс наблюдался во всем. Первоначальная телега на обрубках древесных стволов, которую могла сдвинуть только запряжка волов, в IV в. заменилась телегой на высоких колесах, а в VII в. вошел в употребление вьючный транспорт, что сделало кочевание более легким, быстрым и способным форсировать горные хребты.

    Жилище

    Именно у номадов Центральной Азии появляется усовершенствованное жилище - юрта. Китайский поэт IX в. Бо Цзюи посвятил восхвалению юрты два прекрасных стихотворения, в которых он доказывает преимущества легкоотапливаемой юрты перед деревянными дворцами китайских вельмож и тростниковыми хижинами крестьян. В VII-IX вв. тюркская одежда перенималась и китайцами и даже византийцами, заимствовавшими ее у хазар, так как эта одежда была наиболее удобна, тепла и даже красива.

    Бо Цзюйи «ГОЛУБАЯ ЮРТА»

    В северной прозрачной синеве

    Воин юрту ставил на траве,

    И теперь, как голубая мгла,

    Вместе с ним она на юг пришла.

    Юрту вихрь не может покачнуть,

    От дождя её твердеет грудь.

    Нет в ней ни застенков, ни углов,

    Но внутри уютно и тепло.

    Удалившись от степей и гор,

    Юрта прибрела ко мне во двор.

    Тень ее прекрасна под луной,

    А зимой она всегда со мной.

    В юрту мне милей войти, чем в дом,

    Сытый - сплю на войлоке сухом.

    Юрте позавидует монах

    И школяр, запутанный в долгах.

    В юрте я приму моих гостей,

    Юрту сберегу я для детей.

    Князь свои дворцы покрыл резьбой,

    Что они пред юртой голубой!

    Я вельможным княжеским родам

    Юрту за дворцы их не отдам.

    Скифо-сакская культура

    Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культурная общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Куль­турные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

    Археологические памятники саков

    Наиболее известные памятники саков:

    • иссык – «золотой человек» № 1 (Акишек К.А.)
    • Шиликты – «золотой человек» № 2 (толеубаев А.т.)
    • Берель – мумификация умерших, вечная мерзлота (самашев з.с.)

    Одежда саков

    Об одежде саков можно судить как по античным данным, так и по изображениям (Персеполь, Амударьинский клад). На них саки изобра­жены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнем, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака. Вся одежда вождя была обшита золотыми пластинами с изображениями зооморфного стиля.

    Иссык

    Звериный стиль

    Звериный стиль искусства кочевников I тыс. до н.э. – феномен, предпосылки возникновения которого были заложены в предшествующую эпоху. На всем пространстве великого пояса степей звериный стиль распространялся не из одного какого-то источника, а появлялся одновременно в разных регионах и, как правило, обладал определенными локальными особенностями. В целом, комплексы находок позволяют проследить генезис искусства звериного стиля от эпохи поздней бронзы до раннего средневековья.

    Чиликты

    Берель

    Религиозные верования саков

    Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Поклонялись различным божествам, верховным среди которых был бог Митра. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

    Боги саков

    Верховное божество митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте» (словарь: священная книга у древних народов Ирана, Средней Азии, Азербайджана и Афганистана, составлявшаяся в течении многих веков), на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Роль коня в религиозных обрядах саков была огромна, возможно, конь был их своеобразным тотемом. Появление и развитие полукочевого скотоводства, изменило весь образ жизни всех горно-степных районов, и освоение верхового коня, без чего не возможно существование этой формы хозяйства, самым существенным образом отразились на мировоззренческом уровне.


    написать администратору сайта