Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1. Историческое развитие Индонезии от колонии к независимости

  • Индонезия, как колония. дипломная.индонезия. Индонезия как голландская колония в xvixix вв. Выпускная квалификационная работа содержание


    Скачать 469 Kb.
    НазваниеИндонезия как голландская колония в xvixix вв. Выпускная квалификационная работа содержание
    АнкорИндонезия, как колония
    Дата24.11.2021
    Размер469 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладипломная.индонезия.doc
    ТипРеферат
    #280986
    страница1 из 4
      1   2   3   4





    Индонезия как голландская колония в XVI-XIX вв.
    Выпускная квалификационная работа
    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    ГЛАВА 1. Историческое развитие Индонезии от колонии

    к независимости……………………………………………………………….. 7

    §1. Интервенция голландской Ост-Индской компании ……. 15

    §2. Яванское восстание (1825-1830 гг.)……………………………….. 33

    ГЛАВА 2. Общественная жизнь Индонезии в период

    колониальной зависимости 36

    Заключение 47

    Список литературы 50

    Введение

    Прекрасные по красоте острова Индонезийского архипелага в течении многих столетий привлекали всех путешенственников – миссионеров и пиратов, горнодобывающие компании и пеших туристов, соблазняя их запахами сандала и специй, образом жизни на Бали, восхитительными пляжами, горами и вулканами. Республика Индонезия – государство в Юго-Восточной Азии, состоящее более чем из 17000 островов. Это самая большая страна, расположенная на архипелаге, она граничит с Папуа Новая Гвинея, Восточным Тимором, Сингапуром, Австралией и Малайзией. В Индонезии проживает более 200 миллионов человек, что делает её страной с самым большим населением исповедующим мусульманство, и четвёртой страной в мире по количеству населения. Самые крупные и наиболее населённые острова - Бали, Ява, Суматра, Калимантан, Сулавеси и Западный Ириан.1

    Национальным языком страны является индонезийский, а основной религией – ислам, но в стране существует языковое и религиозное разнообразие, подчас являющееся причиной возникновения конфликтов и столкновений. Изначально через этот регион проходил важный торговый путь в Китай, процветающий за счёт торговли специями. Местные княжества оказывали сильное религиозное и культурное влияние в распространении индуизма и буддизма, а ислам пришел на острова в средние века. В дальнейшем Индонезия была колонизована Нидерландами, и стала независимой только в 1949 году.2

    Индонезия расположена в юго-восточной Азии. Архипелаг состоит из пяти основных островов (Суматра, Калимантан, Сулавеси, часть острова Новая Гвинея и Ява) и множества небольших островов, разбросанных между Азией и Австралией. Всего их более 18 000 и только 6 000 из них обитаемы. Общая площадь архипелага 1904,5 тыс. кв. км., это самое большое островное государство. Регион относится к Тихоокеанскому огненному кольцу - из 500 расположенных здесь вулканов около 200 действующие. Самые известные вулканы - Кракатау в Зондском проливе и Тамбора на острове Сумбава. В 1883 году, в результате извержения вулкана Кракатау, был разрушен целый остров и погибли десятки тысяч человек. Сейчас на его месте расположен остров Анак Кракатау (сын Кракатау). Извержение вулкана Тамбор в 1815 году считается самым сильным на Земле за последние 500 лет.

    Не так уж много известно о населении, проживавшем на архипелаге 5000 лет назад, но некоторые ученые полагают, что миграция на эти острова с южной части Азиатского материка существовала уже в 2500г до н.э.. О проникновении индуистско-буддийской религии на остров Ява свидетельствуют возникновение княжеств, влияние которых распространилось на такие острова, как Суматра и Калимантан: Шривиджая (IX век), Матарам (IX в.) и индуистское княжество Маджапахит (XIII век).

    Богатая нефтью, природным газом, оловом, каучуком, пальмовым маслом, пряностями, кофе и чаем, Индонезия, как магнит, всегда притягивала к себе взгляды европейцев. Первыми европейцами, прибывшими на острова архипелага в XVI веке были португальцы. Но, не добившись необходимого доступа к торговле специями, они уступили свое влияние в регионе голландцам.

    Голландцы в поисках гвоздики и прочих пряностей открыли для себя Индонезию в 1604 г. и правили там до 1780 г., когда во времена Наполеона французы потребовали передать им все голландские колонии. В 1811 г. контроль над этими территориями перешел к Великобритании, а в 1816 г. Голландии удалось вернуть власть, и Индонезия продолжала оставалаться ее колонией до Второй Мировой войны.

    Начиная с 1610 года территория Индонезии находилась в сфере интересов нидерландской Ост-Индской компании, а в 1816 года была преобразована в колонию, которая стала называться Нидерландской (или Голландской) Ост-Индией. 17 августа 1945 силы национально-освободительного движения Индонезии провозгласили независимость своей страны. Независимость страны была провозглашена 17 августа 1945 г. Официальная передача суверенитета над большей частью Нидерландской Ост-Индии произошла 27 декабря 1949.1

    Цель дипломной работы состоит в том, чтобы выделить и проанализировать историю Индонезии как голландской колонии, начиная с XVII века.

    Исходя из этого данное исследование диктует решение следующих задач:

    – исследовать историческое развитие Индонезии;

    – провести периодизацию этапов и фаз истории страны во время колониальной зависимости от Нидерландов;

    – проанализировать деятельность Голландской Ост-Индской компании на островах Индонезийского архипелага в XVII - XVIII вв.;

    – исследовать формирование особого типа государственного управления 1800 - 1870 гг. и начало буржуазно-либеральных реформ 1870-1900 гг.

    Методологической основой работы является принцип историзма, предполагающий изучение исторических фактов и явлений во всем их многообразии, в неразрывной связи с другими фактами и явлениями, в конкретно-исторических условиях, определяющих их появление, развитие и исчезновение, либо переход в другое состояние.

    Материалом для исследования послужили работы российских ученых: Андреева М.А.,2 Архипова В.Я.,3 Заказниковой Е.П.,4 Тюрина В.А.,5 Цыганова В.А.6 и других. Впрочем, надо признать, что в отечественной литературе специальных нет исследований, посвященных истории Индонезии. Как правило, этот аспект освещается лишь как часть комплексных исследований экономик Юго-Восточной Азии, при этом практически всегда ограниченных достаточно узкими хронологическими рамками.

    Национально-освободительному движению и роли индонезийского рабочего класса в этой борьбе посвящены книги Е.П. Заказниковой (М., 1971), Жарова В.А. (М., 1964) и др.

    Борьба за ликвидацию экономических позиций голландского империализма в регионе рассмотрена в фундаментальных трудах отечественных историков, как Андреев М.А. (М.,1962), Беленький А.Б. (М., 1965), Архипов (М., 2003) и др.

    Структура работы подчинена поставленным цели и задачам. И состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и Приложения.

    В первой главе подробно освещается историческое развитие Индонезии от колонии к независимости от Голландского государства.

    Во второй главе работы рассматривается общественная и духовная жизнь Индонезии в период колониальной зависимости.

    В заключении даны общие выводы по дипломной работе.

    ГЛАВА 1. Историческое развитие Индонезии

    от колонии к независимости
    Индонезия – это государство, расположенное в Юго-Восточной Азии Евразийского континента. Индонезия расположена на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, лежащих между континентальной Азией и Австралией и включающих Большие Зондские острова (Калимантан, Суматра, Сулавеси, Ява и Мадура), Малые Зондские острова и Молуккские острова. В состав Индонезии входит также западная половина крупного острова Новая Гвинея (Западный Ириан) и прилегающие к нему с Запада и Севера довольно мелкие острова. Площадь страны составляет 1904,3 тыс. км2. Население же государства Индонезия около 126 миллионов человек ( статистические данные на 1971 год). Столицей островного государства является город Джакарта.1

    Следует отметить, что на территории государства Индонезия находился один из центров формирования человека современного типа (питекантроп, явантроп, затем вадьякский человек). В Индонезии в свое время археологами были обнаружены памятники нижнего палеолита (патжитанская индустрия). Исследователи отмечают, что в период верхнего палеолита и мезолита на большей части Индонезия развивался южный вариант континентальной бакшоно-хоабиньской археологической культуры. Культурно-хозяйственный комплекс неолита жителей островов уже тогда довольно сильно отличался от сложившихся континентальных культур.2

    К VII в. в Индонезии уже сложились феодальные отношения в формах, близких к индийским формам. Постепенное дальнейшее развитие производительных сил страны выразилось в расширении рисопроизводящих районов и увеличении числа городов на ее территории. Индонезийские моряки и торговцы стали одной из основных и значимых групп торговых посредников на всем Востоке. Исследователи отмечают, что не позднее середины VII в. несколько княжеств на островах Индонезии объединились в могущественную суматранскую империю, которая имела назваие Шривиджайя. Уже во второй половине VIII в. суматранская империя достаточно прочно закрепилась на Малаккском полуострове. А на Центральной Яве в первой половине VIII в. возникло государство - Матарам.1

    Период 1Х–Х1 вв. – это период наивысшего расцвета империи Шривиджайя. Так как в 1025 году в жесткой борьбе с индийским государством Чолов за полный контроль над торговыми путями империя Шривиджайя потерпела сокрушительное поражение. Исследователи отмечают, что центр экономической и политической жизни Индонезии переместился на Яву, где к уже середине Х1 в. государство Матарам объединило под своей властью плодородные долины и крупные торговые города Центральной и Восточной Явы и острова Бали. Уже при правителе Эрланге в Х1 в. им была сделана первая попытка объединить всю Яву в рамках целостного, единого государства.

    Политическая и экономическая история Индонезии начала этого времени в первую очередь связана с расцветом яванского государства - Кедири ( оно возникло в 40-х гг. Х1 в., после раздела Матарама на два государства: Кедири и Джангала; около 1120 года Кедири объединило почти всю территорию бывшего Матарама). По мере становления экономического единства и могущества Индонезии, экономической и политической консолидации Явы, Мадуры и Бали влияние яванских государств понемногу распространялось на другие острова, прежде всего на Молуккские острова.2

    Учеными историками выявлено, что государство Сингасари (так стало называться государство Кедири с Х111 в.) при правителе Кертанагаре (правил в 126892 гг.) установило сильный контроль над частью острова Суматры, южной частью Малаккского полуострова, западной частью Калимантана и другими районами. Однако, в конце Х111 в. государство Сингасари распалось, и на острове Ява зародилась империя Маджапахит (годы существования 1293 – около 1520гг.). Именно эта империя была самым крупным и мощным средневековым общеиндонезийским государством. Этому объединению большей части Индонезии вокруг Явы с её развитыми феодальными отношениями способствовали не только быстрому развитию внутрииндонезийской торговли и культурных связей, но и превращению Явы в крупного поставщика риса для большинства индонезийского островов, производивших экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение Индонезии выдвинулся на первый план талантливый политический лидер Гаджа Мада, фактический правитель этой страны Маджапахита в 133164 гг.1

    Нужно сказать, что развитие феодализма на острове Ява в Х1V в. однозначно привело к чёткому разделению земель на общинные, земли царского дома, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). В это время оформилась большая группа крупных землевладельцев, занимавших высшие посты при царском дворе и, в большинстве случаев, связанных родственными отношениями с правящим императорским домом; она была в более привилегированном положении по сравнению с остальной массой служилых феодалов с их условными пожалованиями. В Х1V веке в Индонезию стал понемногу проникать (из Индии и Малакки) ислам. В это же время на Северной Яве выделились самостоятельные мусульманские княжества. С середины ХV века империя Маджапахит стала слабеть и во втором десятилетии ХV1 века распалась на ряд мусульманских княжеств. К 1575 году борьба между княжествами, на которые распался Маджапахит, завершилась объединением большей частью Центральной и Восточной Явы в новое государство Матарам. Независимым по- прежнему оставался султанат Бантам на Западе Явы. Дальнейшее самостоятельное развитие индонезийского феодального общества было прервано вторжением европейцев.2

    Следует подчеркнуть, что хотя мусульманские купцы из Гуджарата (Индия), Малайи и Персидского залива веками вели торговые операции на архипелаге, мусульманская религия стала утверждаться среди населения Индонезии лишь в Х111 веке. К концу этого столетия новая мусульманская религия была принята правящей элитой княжества Аче на северной оконечности Суматры, а в начале ХV века также и малайским правителем Малакки (Мелаки). Достаточно скоро Малакка превратилась в центр распространения ислама в Индонезии.1

    В Х1V - ХV вв. ислам распространился на всей территории Явы, где его приняли население Бантаме и Черибоне (Западная Ява). Хотя в 1380-х годах при индуистско-буддийском дворе империи Маджапахит (восточная часть острова) присутствовали обращенные в ислам аристократы, он же стал наиболее массовой религией среди жителей северного побережья Явы, которые вели активные торговые операции. Связанные с Малаккой яванские купцы-мусульмане доминировали в торговле, которая велась к востоку от Явы, прямо до Молуккских островов и даже южных островов Филиппинского архипелага. Благодаря этим купцам ислам продолжил движение еще дальше на восток.2

    Широкая международная торговля сыграла важную роль в распространении ислама в странах Юго-Восточной Азии. К Х1V - ХV вв. почти вся торговля от Средиземноморья до Индии находилась в руках мусульман. Впрочем, проникший на острова ислам достаточно отличался от строгой и непреклонной веры его первых арабских последователей. При своем продвижении из Аравии на восток, через Персию и Индию, первоначальное учение пророка Мухаммеда постепенно насыщалось верованиями этих древних земель, и впоследствии именно в Юго-Восточной Азии стал преобладать т.н. «мифический ислам». На Яве эта форма ислама пополнилась индуистскими и буддийскими идеями, а также культом предков. Особые слова, использовавшиеся при отправлении обрядов в честь бога Шивы, применялись теперь при молитвах Аллаху. Ява стала одним из тех немногих районов, где даже архитектура мечетей оказалась по-своему уникальной: характерные для индуистских храмов многоярусные крыши и дверные проемы делали эти постройки мало похожими на культовые сооружения Среднего Востока с их изящными арками и луковками куполов.1

    Примерно к 1500 годам ислам проповедовала большая часть населения королевств архипелага. Достаточно большая яванская империя Маджапахит пала (1478) под натиском султаната Демак (с центром в одноименном торговом порту на северном побережье Явы), мусульманские правители которого вопреки своей религиозной принадлежности утверждали, что ведут происхождения от прежних индуистско-буддийских королей. Наступлению ислама не поддался лишь жители острова Бали.

    В начале 16 в. португальцы захватили Малакку (1511г.) и ряд пунктов на Молуккских островах, установили контроль над вывозом пряностей и морскими торговыми путями. В 90-х гг. 16 в. началось проникновение в Индонезия голландцев. Слияние ряда голландсгик компаний по торговле с Востоком в 1602 году в объединённую Ост-Индскую компанию (ОИК) с большим акционерным капиталом создало предпосылки для вытеснения Голландией португальцев и её укрепления в Индонезия В начале 17 в. ОИК изгнала португальцев с Молуккских островов. Голландский колонизатор Ян Питерсзон Кун основал первый голландский форт на Яве. Выросший вокруг форта на развалинах разрушенной голландцами Джакарты новый город Батавия (современная Джакарта) стал столицей голландских колониальных владений в Индонезия – Голландской Индии.2 Монопольное положение ОИК в Индонезии стало бесспорным после захвата у португальцев Малакки (1641). Не ставя первое время цели земельных захватов за пределами острова Явы, ОИК ограничивалась навязыванием правителям и племенам других островов архипелага торговых договоров и жёстким контролем их внешними связями. Однако на острове Яве ОИК расширяла свои территории владения. В период расцвета ОИК в XVII в. сложилась голландская колониальная система, характерная для периода первоначального накопления. ОИК широко применяла методы косвенного управления покоренными территориями с помощью их прежних феодальных правителей.1

    С 16 в. европейские колонисты становятся активными участниками событий в Индонезии. По азиатским стандартам, особенно с точки зрения Китая, в те далекие времена Европа была весьма примитивным обществом – неструктурированным, бедным и отсталым. Однако соотношение сил постепенно изменялось. Примерно к 1500 г. европейцы усовершенствовали, главным образом благодаря арабам, свои знания во флотском деле, значительно продвинулись в кораблестроении и навигации. Достижения в артиллерийском деле открывали перед ними возможность использовать военную силу на море. Гвоздика и мускатный орех, наиболее ценные из пряностей, вывозились из нескольких малых восточноиндонезийских островов – Банда, Амбон, Тернате, Тидоре и Серам, входящих в состав Молуккского архипелага. В 15 в. яванские купцы доставляли этот важный груз в Малакку, а оттуда везли его через Индийский океан, Персидский залив и Средиземное море в Венецию.2

    Одними из первых европейцев проложили путь к Молуккским островам («Островам пряностей») португальцы. Направляясь на восток, они обогнули Африку и появились в Индию, откуда проследовали дальше через Индийский океан. В 1511 году они достигли Малакки, важнейшего центра торговли во всей Юго-Восточной Азии, и захватили его, а в 1512 году полностью обосновались на Молуккских островах, где заключили союз с султаном Тернате. В том же районе в 1521 году появились испанцы, на которых решил опереться султан Тидоре, предоставив им торговые льготы.3

    После взятия Малакки и разрушения главного порта в проливе португальцы дезорганизовали сложившиеся торговые связи. В результате сразу несколько новых приморских городов стали претендовать на ту центральную роль, которую раньшее играла Малакка. Мощные торговые государства появились на северном побережье Явы, на южном берегу Борнео, в районе Бантама на западе Явы, на южной оконечности полуострова Малакка (Джохор) и в области Ачех. Предприимчивые местные производители пряностей вскоре стали тайно распространять свою деятельность и на территорию других островов, а торговые агенты португальцев, нарушая договора, вели свои собственные торговые операции. В дополнение ко всему местные правители быстро переняли европейский опыт судовождения и артиллерийское дело. В силу необходимости португальцы приобщились к системе временных союзов, при которой местные мусульманские государства с равным успехом могли оказаться и врагами, и союзниками. Ко второй половине 16 в. Португалия совместно с региональными деловыми партнерами содержала суда со смешанными командами из португальских и местных матросов.1

    Постепенно на островах укоренились некоторые элементы португальской культуры, например романтические песни-баллады, исполняемые под миниатюрную гитару (вокально-инструментальный жанр крончонг), и некоторые обряды и танцы, которые по-прежнему популярны в восточной части архипелага. Более того, еще в начале 19 в. при обсуждении деловых проблем наряду с малайским языком использовался португальский. Местные языки, а впоследствии и современный индонезийский включили в свой словарь много португальских слов, служивших для обозначения предметов, которые были привезены португальцами или использовались ими в быту, например «туфли», «рубашка», «стол».2

    В конце 16 в. путь к индонезийскому архипелагу нашли представители Северной и Центральной Европы. Так, британская Ост-Индская компания, созданная в 1600, обосновалась в Бантаме (на западном побережье Явы), который стал главным портом по вывозу перца. Однако гораздо более ощутимым оказалось нахождение голландцев. За первой экспедицией Корнелиса ван Хаутмана, которая продолжалась с 1595 по 1597 гг., и принесла известие о возможности получения огромных прибылей, последовал ряд других экспедиций из Голландии (К. ван Хаутмана в 1598, Якоба ван Нека в 1599). Спустя четыре года (1600) голландцы заключили первый договор с правителями острова Амбон о постройке там фактории и закупке пряностей. В марте 1602 года была создана Объединенная Нидерландская Ост-Индская компания, получившая монополию на торговлю со странами Востока, а также право содержать свои войска, объявлять войну и заключать мир, чеканить монету, строить крепости и фактории.1

    Голландии не потребовалось значительных усилий, чтобы вытеснить (1609 г.) с Молуккских островов испанцев и португальцев, однако изгнать англичан удалось только после кровопролитных столкновений в 1619 году, когда голландский флот нанес поражение английскому в сражениях в Сиамском заливе и Зондском проливе. Штаб-квартирой Нидерландская Ост-Индская компания выбрала не Малакку, захваченную в 1641 г., а портовый город в западной части Явы, который назывался Джаякарта, или Джакарта. В 1619 г. этот город был захвачен войсками, которыми командовал генерал-губернатор колонии Ян Питерсзоон Кун (1618–1623, 1627–1629), и переименован в Батавию. Позже в различных частях архипелага были возведены укрепленные торговые посты, или фактории.2

    Проводя жесткую политику, необходимую для установления и поддержания торговой монополии (аналогичную той, к которой стремились португальцы), Нидерландская Ост-Индская компания использовала военно-морские силы. Флотилии военных судов каждый год совершали инспекционные проверки Молуккских о-вов, уничтожая все незаконные посадки пряностей и враждебные суда, обнаруженные в прибрежных водах. В 1621году в процессе борьбы с такими «нарушениями» было убито едва ли не все население о.Банда.1

      1   2   3   4


    написать администратору сайта