Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические указания

  • Для рассмотрения 3 и 4 вопроса

  • Тема 2. Культура как мир знаков и значений.

  • При рассмотрении 3 вопроса

  • Тема 3. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие.

  • Тема 4. Искусство как фактор антропогенеза

  • По второму вопросу используйте ключевые слова

  • Тема 5. Культура номадов Казахстана. Культурное наследие прототюрков

  • Тема 6. Взаимодействие культур в Центрально-азиатском регионе

  • Тема 7. Вклад казахской интеллигенции в развитие казахстанской культуры.

  • Тема 8. Казахская культура в контексте современных мировых процессов

  • Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

  • скан культурология силлабус 2022 — копия (1). Информация о дисциплине Данный курс состоит из 10 часов лекции, 10 часов практических занятии, 10 срсп и 30 срс. Итоговый контроль экзамен в виде тестов


    Скачать 412.67 Kb.
    НазваниеИнформация о дисциплине Данный курс состоит из 10 часов лекции, 10 часов практических занятии, 10 срсп и 30 срс. Итоговый контроль экзамен в виде тестов
    Дата08.03.2022
    Размер412.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласкан культурология силлабус 2022 — копия (1).docx
    ТипЛекции
    #387137
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


    Тема 1. Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека Количество часов:2 Основные вопросы темы:

    1. Раскрыть значение знания о сущности культуры, морфологии и анатомии культуры для науки о культуре.

    2. Многообразие подходов к определению сущности культуры, функции и морфологии культуры

    3. Евроцентризм и типология культур: плюсы и минусы.

    4. Типология культуры: понятие типа культуры, историческая типология культур, линейный и локальный подход.

    Методические указания: Используя литературные источники и ресурсы интернета при подготовке к семинару, обратите внимание, что для раскрытия 1 и 2 вопросов рекомендуется учесть следующее: Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени Для рассмотрения 3 и 4 вопроса следующие рекомендации: Типология - это “научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения связей, функций, отношений, уровней организации объектов”. Линейный подход видит в истории культуры непрерывную неразомкнутую цепь развития, тогда как дискретный подход реализует идею о прерывистости Идею локальных культурно-исторических типов поддержал в середине ХХ века англичанин Арнольд Тойнби, правда, он называл эти типы “цивилизациями. Европоцентризм– теоретическая установка современных концепций общественно-политического развития, которая подчеркивает авангардную роль Европы в мировом развитии, превращает ценности европейской культуры в критерий идентификации и систему отсчета для научных исследований других культур, европейскую модель развития в универсальный способ решения всех сложнейших проблем человечества. Занятие проводится в форме дискуссии, тренинга.

    Литература:

    1. Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева А. «Культурология». - Алматы, Раритет, 2008.

    2. Tursun Gabitov. «Actual Problems of Kazakh Culture. Kazakh Culture Challenges». - Саарбрюкен: Ламберт. - Publishing, 2016.

    3. «Древние цивилизации». - М., 2009.

    4. Жолдубаева А.К. «Культурология: практикум». - Алматы: Казну им.аль-Фараби, 2014.

    5. «История культурологии под ред. Огурцова А.П». - М., Гардарики, 2006.

    6. Грушевицкая Т.Г. «Культурология»: учеб.пособие /Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015.

    7. Данильян О.Г. «Культурология»: учебник /О.Г.Данильян, В.М.Тараненко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014.

    8. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. «Философия культуры»: Учебник для студентов вузов и колледжей. – Алматы: Эверо, 2013

    9. «Культурология»: учеб. / под ред. А.С.Мамонтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016.



    Тема 2. Культура как мир знаков и значений. Количество часов:2

    Основные вопросы темы:

    1. Язык и мышление. Когнитивные функции языка.

    2. Информационно-семиотическое понимание культуры.

    3. Гипотеза Сепира-Уорфа.

    Методические указания: При подготовке к 1 и 2 вопросу обратите внимание, что проблема отношения мышления к языку — «вечная» проблема науки. Термин «мышление» употребляют в узком смысле, называя им лишь собственно человеческий и неотделимый от языка тип мышления — способность человека мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Когнитивная (мыслительная) функция (от лат. cdgnitio — познавание) — это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания.

    Как и коммуникативная функция, когнитивная функция представляет собой сложную совокупность мыслительных субфункций, которые охватывают весь круг проблем, традиционно обозначаемых формулой «язык и мышление».

    Информационно-семиотическая концепция культуры указывает на культуру как на огромную совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация. Данная концепция исходит из трех основных положений:Культура есть мир артефактов. Деятельность – это способ существования человека. С ее особенностями и связана специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры. Ее важнейшие отличительные особенности: для человека характерно сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных;человек сам создает и совершенствует средства деятельности, а животные пользуются данными им природными средствами.

    При рассмотрении 3 вопроса, укажите плюсы и минусы, и обязательно приведите примеры.Смысл гипотезы Сепира-Уорфа сводится к тому, что структура языка оказывает формирующее воздействие на человеческое мышление и то, как он познаёт окружающий мир.

    Литература:

    1. Гумилев Л.Н. «Ритмы Евразии: Эпоха и цивилизации». - М., 1993.

    2. Фромкин В., Роберт Родман, Нина Хайамс «Тіл біліміне кіріспе» /пер. На каз.яз.». - А.,2017.

    3. http://traditionallib.narod.ru/ - философский сайт с тематической библиотекой

    4. https://library.kazguu.kz/ru/Библиотека им. М.С.Нарикбаева

    5. http://adebiportal.kz/

    6. http://www.elibrary.ru/

    7. http://airccj.org/csecfp/library/index.php



    Тема 3. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие.

    Основные вопросы темы:

    1. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие.

    2. Семиотические концепции культуры Ф. Соссюр, Ю.Лотман, Э. Кассирер,О.Сулейменов

    3. Символы и архетипы культуры.

    4 Символы в искусстве. Символы изобразительного искусства. Символы в архитектуре.

    Символы в музыке. Символика танца и балета.

    Методические указания: Используя литературу, дать объяснения понятиям: Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие. Сравнивать основные параметры основных типов культуры (Критерии архаической, оседлой, индустриальной культуры). Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

    Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

    Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.

    Литература:

    1. Назарбаев Н.А. «НА пороге ХХI века». – Астана, 2016

    2. Тер-Минасова С. «Тіл және мәдениетаралық коммуникация»./ пер на каз.яз. – А, 2018. 3. Ли Энн Гек, Гайс Рип Медиа «Этика жас мамандардың тәжірбиесінен» / пер. На каз.яз. – А., 2017.

    1. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций». // Геополитика: Антология, - М., 2006.

    2. Шваб Клаус Мартин «Төртінші индустриалық революция» / пер на каз.яз. – А., 2017

    3. .Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005.



    Тема 4. Искусство как фактор антропогенеза Количество часов:1

    Основные вопросы темы:

    1. Мифология: сущность и типы мифов.

    2. Генезис искусства.

    3. Игровые сценарии в культуре.

    Методические указания: При подготовке к семинару обратить внимание на следующие пункты. По первому вопросу: секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества. Миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа.По второму вопросу используйте ключевые слова: Социальная культура. Структура социальной культуры. Понятия «нравственность», «мораль», «этика». Формирование нравственности как проблема развития духовной культуры. Функции морали. Механизм моральной мотивации. Парадоксы нравственной культуры. Право в системе социокультурных ценностей. Право и мораль. Функции права. Правовая культура. Правовая культура власти. Культура законодательства. Правовая культура населения. Также ключевые слова для подготовки к третьему вопросу: Культурные сценарии деятельности. Многообразие культурных сценариев. Культура труда. Культура учебы. Культура и образованность. Культура игры. Игровые сценарии в культуре. Культура досуга. Культура и общение. Виды общения. Этикет.

    Литература:

    1. Назарбаев Н.А. «НА пороге ХХI века». – Астана, 2016

    2. Тер-Минасова С. «Тіл және мәдениетаралық коммуникация»./ пер на каз.яз. – А, 2018.

    3. Фромкин В., Роберт Родман, Нина Хайамс «Тіл біліміне кіріспе» /пер. На каз.яз.». - А.,2017.

    4. Ли Энн Гек, Гайс Рип Медиа «Этика жас мамандардың тәжірбиесінен» / пер. На каз.яз. – А., 2017.

    5. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций». // Геополитика: Антология, - М., 2006.

    6. Шваб Клаус Мартин «Төртінші индустриалық революция» / пер на каз.яз. – А., 2017

    7. .Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005.

    8. Барнард Алан. «Антропология тарихы мен теориясы»/пер. на каз.яз. Под руков. Кульсариева А.Т., Масалимова А.Р. – А., 2017.



    Тема 5. Культура номадов Казахстана. Культурное наследие прототюрков Количество часов:1 Основные вопросы темы:

    1. Культурное наследие саков, массагетов, гуннов, усуней и канглы и их роль в формировании культурного наследия тюркских народов.

    2. Представление пространства и времени в номадической культуре.

    3. Космогония и мифология древних тюрков. Культ предков. Тенгрианство. Тенгрианский пантеон богов. Традиции и ритуалы древних тюрков. Культ аруахов.

    4. Древнетюркская руническая письменность. Свод священного писания древних тюрков «Алтун битиг» (Золотая книга).

    5. Культурное наследие тюркских народов, населяющих территорию Казахстана. Тюркское письмо.

    Методические указания: При подготовке к семинару обратить внимание на следующие пункты: Основные признаки культуры номадов евразийского пространства. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования. Великие номадические цивилизации саков, сарматов, скифов. Номадическая культура саков, массагетов, сарматов, скифов. Мифы и религиозные верования саков, сарматов, скифов. Традиции и обычаи. Образы легендарных героев. Искусство саков, массагетов, скифов, сарматов: оружейное, декоративно-прикладное, скульптура, зодчество. Военное искусство саков, массагетов, скифов. Поэма «Шу-батыр».

    Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело. При подготовке к 3 4 вопросам обратить внимание на следующие пункты: Древнетюркская цивилизация и ее особенности. Космогония и мифология древних тюрков. Культ предков. Тенгрианство. Тенгрианский пантеон богов. Традиции и ритуалы древних тюрков. Культ аруахов. Древнетюркская руническая письменность. Свод священного писания древних тюрков «Алтун битиг» (Золотая книга). Культурное наследие тюркских народов, населяющих территорию Казахстана. Тюркское письмо. Поперечное письмо тюрков. Виды тюркского письма: согдийское, брахми, манихейское, уйгурское. Государственное письмо Тюркского каганата. Руническое письмо.

    Литература:

    1. Орынбеков М.С. «Предфилософия протоказахов». - Алма-Ата, 1994.

    2. Отенияз Самат «Атилла». – Алматы, 2000.

    3. Раевский Д.С. «Модель мира скифской культуры». – М., 1985.

    4. Раев Д.С. «Қазақ шешендігі адамның рухани болмысы хақында»//Адам әлемі.

    Философиялық және қоғамдық-гуманитарлық журнал. №4 (58), 2013. (75-82 с.).

    1. Раев Д.С. «Тюркское влияние на Европейсую культуру в эпоху раннего средневековья»//Научный журнал «Austria Science», №8 2017. (20-23 с.).

    2. Раев Д.С. «Қазақ шешендігі адамның рухани болмысы хақында»//Адам әлемі.

    Философиялық және қоғамдық-гуманитарлық журнал. №4 (58), 2013. (75-82 с.).

    1. Разлогов К.Э. «Мировое кино. История искусства экрана». – М.: ЭКСМО, 2011.

    2. Рахманалиев Р. «Империя тюрков. История великой цивилизации» / науч.ред. Н.Н. Цовма. – М.: РИПОЛ классик, 2017.

    3. Сарткожа-улы К. «Гуннское письмо» // Алем. Альманах. Вып.1. – Алма-Ата, 1991.

    4. Сегизбаев О.А. «История казахской философии: от первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия»: Учебник для вузов. Алматы: Гылым, 2001.



    Тема 6. Взаимодействие культур в Центрально-азиатском регионе. Количество часов:1 Основные вопросы темы:

    1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом 2. Взаимовлияние индийской культуры и тюркской цивилизации. Взаимовлияние и взаимодействие тюркской и исламской культуры

    1. Тюркская культура периода средневековья

    2. Центрально-азиатские города как центры религиозного учения (буддизм, зороастризм, несторианство, манихейства).

    Методические указания: При подготовке к семинару обратить внимание на следующие пункты: Развитие науки и медицины. Хорезми как выдающийся средневековый ученыйматематик. Абу Рейхан Бируни и Вселенная. Абу Рейхан Бируни как математик и историк культуры. Абу Али ибн Сина и его «Канон врачебной науки». Общественные и естественные науки в Центральной Азии. Развитие университетов. Великие города Шелкового пути на территории Казахстана: Исфиджаб (Сайрам), Баласагун, Отрар, Суяб, Тараз, Шаш (Ташкент), Шымкент, Карашок, Карнак, Екиогуз, Ашнас, Яссы (Туркестан). Городская культура. Роль городов в развитии культурной жизни в средневековом Казахстане. Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.

    Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.

    Литература:

    1. Акимбеков С.М. «История степей: феномен государства Чингисхана в истории Евразии». – Алматы: ТОО «Институт Азиатских исследований». 2-е издание, исправленное и дополненное, 2016. 2. Акимушкин О.Ф. «Средневековый Иран: культура, история, филология». – СПб, 2004.

    1. Акишев К.А. «Искусство и мифология саков». - А., 1984.

    2. Байпаков К.М. «Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути». –

    Алматы, 1998. 5. Барманкулов М. «Хрустальные мечты тюрков о квадронации». – Алмат, 1998.

    1. Бичурин Н.Я. (Иакинф). «Средняя Азия и Восточный Туркестан». – Алматы, 1997.

    2. Ганиев Р.Т. «Восточно-тюркское государство в VI - VIII веках». - Екатеринбург:

    Издательство Уральского университета, 2006.

    1. Геродот История. В 9 кн. Кн.4. – М., 1999.

    2. Гумилев Л.Н. «Ритмы Евразии: Эпоха и цивилизации». - М., 1993. 10. Гумилев Л.Н. «Древние тюрки». – М., 2008.



    Тема 7. Вклад казахской интеллигенции в развитие казахстанской культуры. Количество часов:1 Основные вопросы темы:

    1. Проанализировать роль культурного кода казахской нации для сохранения культурной и этнической иденти

    2. Основные идеи крупнейших представителей казахской интеллигенции: А. Букейханов,

    А. Байтурсынов, М. Дулатов, Т. Рыскулов

    1. Государственная Программа «Культурное наследие»

    2. Проблема образования в контексте глобализации. Проблема формирования новой модели интеллектуальной нации

    Методические указания: Обратите внимание, что при подготовке к занятию нужно учесть следующие пункты: Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни Казахстана способствовали существенному преобразованию общественного сознания народа и обусловили пробуждение национального самосознания, определив формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе. Начало XX века явилось новым этапом в развитии интеллектуального потенциала. В культурном плане это выражалась в усвоении сначала представителями социальной верхушки, узким слоем людей, европейской культуры и новых ценностей. Представители национальной интеллигенции в ходе получения образования в европейских учебных заведениях испытали влияние не только национального движения на Востоке, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных соотечественни ков к царскому режиму. Одним из значимых очагов демократической культуры, оказавших большое влияние на образовательное и культурное развитие Степного края, был Казанский университет, который стал центром развития просвещения. Учеба в указанном учебном заведении оказывала положительное влияние на формирование научного мировоззрения представителей национальной интеллигенции, на становление национального языка и литературы, а также оказывала огромное воздействие на воспитание молодого поколения в духе единства народов. Также следует отметить, что лучшая часть новой интеллигенции становилась на путь защиты интересов казахского общества и выступала против духовного порабощения. Обладавшие обостренным социальным, интеллектуальным и нравственным чувством представители национальной казахской интеллигенции выдвинули на передний план проблемы положения личности в обществе, вопрос об отношении народа к созданию нового общества.

    Литература:

    1. Назарбаев Н.А. «НА пороге ХХI века». – Астана, 2016

    2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru

    3. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017. Основная:

    1. «Аль-Фараби социально-этические трактаты». – Алма-Ата, 1972.

    2. Баласагуни Ю. «Благодатное знание / пер. С.Н. Иванова». – М., 1983.

    3. Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009.

    4. Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005.



    Тема 8. Казахская культура в контексте современных мировых процессов.

    Количество часов:2 Основные вопросы темы:

    1. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературе на рубеже XIX- XX вв

    2. Культурное наследие казахского народа XVIII-XIX вв

    3. Государственная Программа «Культурное наследие»

    4. Казахский язык и его роль в сохранении культурного кода нации.

    Методические указания: Во время ответов обратите внимание на следующие тезисы: Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по странам всего мира. С другой – популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры, что вполне понятно и в определенной степени оправданно. Глобализация выражается во взаимопроникновении культур,цивилизаций,в усилении стандартизации образа жизни и поведения людей. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений - региональных и общественных организаций, приоритет прав человека и свобод, универсализации правовых норм, социальных стандартов и т.д.

    Литература

    1. Назарбаев Н.А. «НА пороге ХХI века». – Астана, 2016

    2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru

    3. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017. Основная:

    4. «Аль-Фараби социально-этические трактаты». – Алма-Ата, 1972.

    5. Баласагуни Ю. «Благодатное знание / пер. С.Н. Иванова». – М., 1983.

    6. Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009.

    7. Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005.



    Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта