Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Кафедра русского языка и общего языкознания Пифагор Великий древнегреческий учёный
Скачать 62.96 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ИГУ») Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Кафедра русского языка и общего языкознания Пифагор — Великий древнегреческий учёный Реферат Выполнила: студентка группы 2121140-ДБ факультета иностранных языков Симакова Алёна Андреевна Научный руководитель: М. Н. Чупановская, к. фил. н., доцент Иркутск 2021 Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…………..…………….3 1.БИОГРАФИЯ ПИФАГОРА…………………………...………………..............4 2. ЧУДЕСА ПИФАГОРА…………………………………………………………6 3.ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА……………………..……….….8 4. ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ ПИФАГОРА…...……………………….…………….9 5. ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ……………………………………………….11 6. ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ……………………………………………….14 7. ПИФАГОР О ПОЭТИКЕ И РИТОРИКЕ…………………………………….15 8. ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ……………………………16 9. НУМЕРОЛОГИЯ…………………………………………………..………….17 10. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ………………………………………………...18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...19 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОК………………………………...…………..20 ВВЕДЕНИЕ Древнегреческий философ Пифагор — ученый, математик, мистик (570 – 490 до н.э.) Учения Пифагора были взяты за основу в создании философского течения — пифагореизма. В основном, в изучении жизнедеятельности Пифагора исследователи задействуют труды неоплатоника Ямвлиха, Порфирия, Аристоксена. Ему приписывается введение понятий и слов философия и философ. «Величайший эллинский мудрец» — так называл его Геродот, а в легендах представляли его, как совершенного ученого, которому были известны все тайны эллинов и варваров. К сожалению, знаменитый мыслитель не оставил никаких трудов, а все, что известно о нем и его учении было написано его последователями и учениками. БИОГРАФИЯ ПИФАГОРА Биография Пифагора Самосского переносит читателей в мир древнегреческой культуры. Этого человека можно смело назвать легендарной личностью. Пифагор был великим, математиком, мистиком, философом, основал религиозно-философское течение (пифагореизм), являлся политическим деятелем, оставившим труды в качестве наследства потомкам. Определить точную дату рождения Пифагора сложно. Историки установили приблизительный период его появления на свет – 580 до н.э. Место рождения — греческий остров Самос. Мать философа звали Партения, а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами. Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнесарх воздвигает алтарь Аполлону, а ребенка окружает заботой и любовью. В некоторых источниках также сказано, что в семье воспитывалось еще двое мальчиков — старших братьев греческого философа: Эвност и Тиррен. Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Еще в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями. Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» Гомера и заучивать наизусть песни из поэм. Через несколько лет 18-летний парень с готовым багажом знаний отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы попасть туда было сложно: он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского физике, диалектике, теогонии, астрологии, медицине. На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет — город, в котором жил знаменитый Фалес, отметившийся в истории как основатель первой философской школы в Греции. Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности. Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен. Далее жизнь знаменитого математика кардинально меняется после начала персидской войны. Пифагор попадает в плен и на протяжении нескольких лет живет в Вавилоне 4. ЧУДЕСА ПИФАГОРА С юности много было чудесного в Пифагоре — совершенное тело, благородная осанка и величие, длинные золотистые волосы необычайной красоты. Немало и чудес было сотворено Пифагором в течение долгой жизни. Направляясь из Сибариса в Кротон, Пифагор встретил на побережье рыбаков и, когда они еще тянули из глубины тяжелую сеть, сказал им, каков будет улов, и точно назвал число рыб. На вопрос рыбаков, что он велит им делать, если так и будет, он приказал отпустить рыб невредимыми, сперва точно пересчитав их. И еще более удивительное обстоятельство: ни одна из рыб за то долгое время, пока велся подсчет, находясь вне воды, не задохнулась, пока он был рядом. Заплатив рыбакам за рыбу, Пифагор ушел в Кротон. Однажды, когда в гавань Мегар Сицилийских входил корабль, груженный товаром, а находившиеся на берегу молились, чтобы корабль вернулся невредимым, опасаясь за груз, Пифагор подошел и сказал: «Вот увидите: этот корабль везет покойника, не молитесь, чтобы вам досталось то, что находится на подплывающем судне, ибо достанется вам мертвец». Так и было. В Кавлонии он предвестил появление белого медведя. Случилось так, что некто захотел послушать его речь, но Пифагор не хотел говорить, пока не появится какое-нибудь знамение. После этого вдруг явилась белая медведица. В Сибарисе он взял в руки толстую ядовитую змею и затем отпустил ее. Говорят, что в Тиррении укусившую его маленькую змею, укус которой считается смертельным, он сам убил своим укусом. Пифагорейцам он сам предсказал восстание, которое действительно произошло. Поэтому он и уехал заранее в Метапонт, никем не замеченный. Присутствуя как-то на состязании и сидя в театре, он встал и, обнажив собственное бедро, невольно показал его сидящим рядом. Оно было золотым. Видел его золотое бедро и гипербореец Абарид. В Метапонте он почувствовал жажду, зачерпнул воды из источника и, попив, предсказал, что на третий день будет землетрясение. Это в точности сбылось. На пути из Тарента в Кротон Пифагор посоветовал своему гостеприимцу в Сибарисе Перилаю переселиться вместе с семьей в другой город. Тот не послушался. Вскоре Сибарис был побежден, захвачен и опустошен. Во время поездки Пифагора в Лакедемон ему ночью во сне явился Геракл и приказал передать спартанцам, чтоб они не ценили ни золота, ни серебра. Той же ночью Геракл во сне являлся и царям, повелев им слушаться Пифагора. Поутру Пифагор объявил лакедемонянам, чтоб не ценили ни золота, ни серебра, иначе их доблесть исчезнет, а держава рухнет. Они вняли его словам. На Олимпийских играх, когда Пифагор беседовал с учениками о гадании по полету птиц, о символах и знаках, говоря, что орлы — вестники богов, посылаемые боголюбивым людям, в небесах появился орел. Пифагор заставил его спуститься к нему и, погладив, отпустил назад. Удивление вызывает и строжайшая засекреченность пифагорейского учения: в течение стольких поколений никому не попадали в руки никакие записи пифагорейцев вплоть до времени Филолая 5, с. 32. ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства. Он умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью перед детьми, произнес перед ними речь детскую, перед женщинами — речь, подходящую для женщин, перед правителями или эфебами — речь, соответствующую их развитию и уровню понимания. Имел дар повелевать животными, привлекая, удерживая и укрощая их силой исходящего из его уст голоса. Пифагор пел под аккомпанемент лиры с особенным вдохновением и отчетливой декламацией. При помощи музыки помогал видеть вещие сны. Невыразима и трудно постижима способность Пифагора напрягать свой слух и доходить умом до высших созвучий миропорядка, воспринимая всеобщую гармонию сфер, звучание движущихся по ним светил и их согласное пение. Пифагор имел более совершенные, чем у других, органы зрения, слуха, мышления. Ему была присуща способность общения с богами во снах и наяву. Пифагору были свойственны такие проявления душевной чистоты, которые появляются в представлениях, возникающих во время снов. Он обладал удивительными способностями предсказывать землетрясения, быстро прекращать чуму, мгновенно останавливать бури, ливни и град, умиротворять речные и морские волны, чтобы друзья его могли легко переправиться. Все четыре способности души были развиты в нем гармонично. Мышление облегчало познание и суждение. Чувство подсказывало безошибочно, насколько та или иная вещь важна и полезна. Ощущение было столь развито, что передавало ему все тонкости зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Интуиция позволяла ему всегда верно угадывать причины и следствия происходящего, приоткрывать покровы над скрытой подоплекой и предрекать грядущее 5, с. 34. ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ ПИФАГОРА Залмоксис был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался свободным и нажил богатое состояние. Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршественный зал) по ионийскому образцу и стал принимать в нем знатнейших гетов и фракийцев. Задавая им угощения на славу, Залмоксис поучал, что ни сам он, ни они, ни их потомки до бесчисленных колен не умрут, но придут в страну, где обретут вечную жизнь и всевозможные блага. Себе он соорудил подземную комнату. Сойдя в нее, Залмоксис исчез из среды гетов. Соотечественники тосковали о нем и скорбно оплакивали, как умершего. Его мать тем временем тайно носила ему еду и деревянные дощечки, на которых записывала все происходящее на земле. Так он прожил три года. На четвертый год Залмоксис явился гетам, тощий как скелет, и объявил, что прибыл из царства Аида. Он рассказывал о странствиях его души в царстве Аида и о том, что произошло за время его отсутствия на земле. Геты были так потрясены, что уверовали его учению. Залмоксис установил законы для гетов и вселил в них мужество, убедив, что душа бессмертна. Еще и поныне галаты и траллы и многие из варваров, обитающих у Истра, учат своих сынов, что душа умерших не разрушается, но пребывает вечно, и потому не нужно бояться смерти, а надо смело идти навстречу опасности. Абарид, воздухоход и чудотворец, был старшим и самым опытным в богослужении жрецом Аполлона в стране Гиперборейцев. Он прибыл с острова Гиперборейцев на Делос для возобновления старинной дружбы народа, к которому он принадлежал, с жителями острова Делос, на котором родился и особо почитался Аполлон. Абарид пришел, собирая золото для храма Аполлона и предсказывая мор. Он отправился в путь из храма со стрело, сев на которую, преодолевал реки, озера, болота и горы. Обращаясь к стреле с нужными словами, он проводил очищения, изгонял чуму, отводил бури от городов. Абарид останавливался в святилищах, и никто не видел, чтобы он ел и пил. Лакедемон после проведенного Абаридом очищения уже не страдал от чумы, хотя прежде эта болезнь часто поражала его из-за тяжелого воздуха в том месте, где он расположен, — Тайгетские горы порождают сильное давление в долине. С той поры, как Абарид принес отворотные жертвы, в Лакедемоне никогда не было мора. Абарид также очистил от болезни город Кносс на Крите, а в Афинах ему устроили торжественное прибытие. Собрав в Элладе золото в дар богу Аполлону Гиперборейскому, Абарид направился на родину, чтобы положить его в храм этого бога. По пути, в Италии, он увидал Пифагора. Тщательно сопоставив его вид с обликом бога, которому он служил, Абарид признал Пифагора Аполлоном Гиперборейским. Когда Абарид совершал обычный для него обряд жертвоприношений, он, по свойственному всем варварам обыкновению, предсказывал будущее по внутренностям жертвенного животного (особенно подходящими для этих целей всегда считались птицы, в частности куры). Пифагор, не желая мешать его стремлению к истине, предложил более достоверное предсказание, не прибегая к крови жертвы и ее умерщвлению. Пифагор сделал Абарида своим другом и забрал у него стрелу, без которой Абарид не мог находить дорогу. Абарид отдал стрелу Пифагору, собранное для храма Аполлона золото приобщил к имуществу пифагорейской общины и сам остался в ней. Пифагор в сжатом виде изложил Абариду учение о природе богов и научил его способности предвидения с помощью чисел 5, с. 37. ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах, — вот главный путь настоящего воспитания. Смотреть на прекрасные формы, привлекательные образы и примеры доставляет удовольствие, приносит пользу и исправляет людей. Пифагор неустанно заботился о воспитании. Он придумал систему государственного воспитания, изобрел эпитрит — три линии государственного устройства. Он же — автор множества способов обучения. Те юноши, которые хотят быть счастливыми, должны обратить внимание на восприятие и мнения старших и правильно живущих людей. Пифагор учил своих слушателей прежде всего избавляться от всякого рода невоздержанностей и молчать обо всем том, что они от него слышали. Он учил также, что истинная любовь к прекрасному состоит в занятиях и добрых нравах. Пифагор стремился исправить нрав каждого человека по-разному, в зависимости и от природы и возможностей этого человека. Заботу о людях проще всего осуществлять через их органы чувств, с помощью которых можно созерцать прекрасные формы (золотое сечение, совершенные фигуры) и виды, слушать прекрасные песни и ритмы. Он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам для излечения человеческих нравов и страстей и установления изначальной гармонии душевных сил. Он стал придумывать для учеников как можно более близкие подобия всего этого, подражая небесному звучанию с помощью инструментов или пения. Пифагор проповедовал среди своих учеников самые разнообразные способы сдерживания и подавления страстей и пороков и полагал, что любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела — болезнь, от желудка — излишество, от всего в целом — неумеренность. Пифагор учил также, что боги неповинны во зле и страданиях. Все болезни и телесные страдания — результат человеческой невоздержанности. Когда душой овладевает гнев Пифагор советовал удалиться от окружающих и наедине с собой пытаться мужественно подавить страдание души и излечиться от него. Пифагор изобрел магические слова и особые мелодии для заклинаний души и ее гармонизации. В момент сильного приступа гнева, например, неплохо было бы сойти к морю и поплавать до смены настроений. Когда душой овладевает гордыня, следует ей напомнить о преходящем характере земного бытия и тленности всего мирского. Необходимо развивать в себе пренебрежение к славе и богатству, нелицемерное уважение к старшим, искреннее чувство равенства и благожелательное отношение к родственникам, внимательное участие к младшим и поддержку их без чувства превосходства. Когда душой овладевает тщеславие, ее исцелит лишь пренебрежение к людской молве, словесное воздержание и полное молчание. Когда душой овладевает зависть, исцеление приносит пренебрежение к людской славе и богатству, внимательное участие и поддержка младших без чувства зависти к их молодости. Когда душой овладевает скаредность, исцеление принесет напоминание о неподвластности вещей смертным, ибо они останутся после смерти хозяина. Когда душой овладевает страх и трусость, спасительно быть готовым встретить даже смерть с радостью. Когда душой овладевает чревоугодие, целительно воздержание от мяса одушевленных существ и вообще всяких излишеств, отказ от вина, пост и краткий сон. Когда душой овладевает похоть и страсть к насилию, спасительно воздержание от некоторых видов пищи и питья, разжигающих страсти. Когда душой овладевает леность, спасение принесет воздержание от некоторых видов пищи, препятствующих уму быть бодрым и чистым, напряженное и неустанное внимание при изучении и освоении сложнейших основоположений. Пифагор избегал людей, выставляющих напоказ свои знания и открывающих свои души, словно ворота харчевни, всякому встречному за деньги. Если на их родине не находятся покупатели их товара, эти люди сами рассеиваются по городам. Такие работают с юношами в гимназиях ради наживы и берут плату за недостойное дело. Не следует обучать добродетелям тех, кто приходит учиться, за плату. Ведь те, кто берут плату, оказываются хуже резчиков герм и коленичников. Последние, когда кто-нибудь закажет им за деньги герму, по крайней мере ищут пригодную для создания образа древесину. А взимающие плату за обучение добродетели, философствующие софисты, используют то, что уже приготовлено природой 1, с. 59. ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ Пифагорейцы призывали всех эллинов, вступивших в их братство, говорить лишь на родном языке. Лучшим из диалектов они считали дорийский из-за его музыкальной гармонии, полагая, что ионийский и эолийский грешат некоторым хроматизмом, а аттический — сверх меры. Старейшим эллинским диалектом Пифагор признавал дорийский. На дорийском говорил Орфей, старейший из поэтов. В пользу особой музыкальной гармонии дорийского диалекта свидетельствуют такие его особенности: 1) слова состоят из полнозвучных фонем; 2) тональность гласных не грешит хроматизмами, как в эолийском и ионийском. Кроме того, Пифагор ссылался на мифологические родословные, которые также свидетельствуют об особой древности дорийского диалекта. Океан и Тетия породили океаниду Дориду, Дорида и Нерей породили 50 нереид, включая и мать Ахиллеса4 Фетиду. Был и Дор, сын Аполлона и Фтии. Девкалион и Пирра, дети Прометея и Эпиметея, породили Дора, Дор — Эллина, Эллин — Эола, или по другим мифам — Эллин был отцом трех сыновей — Дора, Эола и Ксута. Жена Ксута и мать Иона и Ахея Креуса, дочь Эрихтея, рождена на три поколения позже похищения Орифии Бореем, позже рождения Эвмолпа и появления первых фракийцев 5, с. 55. ПИФАГОР О ПОЭТИКЕ И РИТОРИКЕ Больше всего Пифагор любил поэмы и гимны Гомера и написал особый трактат о его поэтике. Этого поэта он рекомендовал и для обучения. Среди последователей Пифагора называют и Эпихарма Косского, главного представителя дорической комедии, первого мастера комедийного диалога. Пифагор и пифагорейцы немало потрудились и в области риторики. Они разработали ораторское искусство и составление эпидейктических речей, предназначенных для наглядной демонстрации 5, с. 57. ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ Искусный оратор и мудрый учитель обучал людей разным наукам: медицине, политической деятельности, музыке, математике и пр. Из школы Пифагора вышли впоследствии известные в будущем деятели, историки, государственные чиновники, астрономы, исследователи. Весомый вклад внес Пифагор в геометрию. Сегодня имя популярного античного деятеля известно на основе изучения знаменитой теоремы Пифагора в школах посредством математических задач. Вот как выглядит формула для решения некоторых задач Пифагора: a2+ b2=c2. В данном случае a и b — длины катетов, а c — длина гипотенузы прямоугольного треугольника. Вместе с тем существует и обратная теорема Пифагора, разработанная другими не менее грамотными математиками, но сегодня в науке насчитывается только 367 доказательств теоремы Пифагора, что говорит о ее фундаментальном значении для геометрии в целом. Еще одним изобретением великого греческого ученого стала "таблица Пифагора". Ныне ее принято называть таблицей умножения, по которой в те годы обучались ученики школы философа. Интересной находкой периода прошлых лет стала математическая зависимость вибрирующих струн лиры к их длине в музыкальном исполнении. Такой подход может смело применяться и к другим инструментам 3. НУМЕРОЛОГИЯ Пристальное внимание уделял философ числам, пытаясь познать их природу, смысл вещей и явлений. Он привязывал числовые свойства к жизненным категориям бытия: человечество, смерть, болезни, страдания и пр. Именно пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные. Нечто важное (справедливость и равенство) для жизни на планете видел Пифагор в квадрате числа. Девятка характеризовала постоянство, число восемь — смерть. Четные числа присваивались женскому полу, нечетные – мужскому представительству, а символом брака у последователей учения Пифагора выступала пятерка (3+2). Благодаря знаниям Пифагора люди и сегодня имеют возможность узнать уровень совместимости со своей будущей половиной, взглянуть под занавес будущего. Для этого можно воспользоваться нумерологической системой квадрата Пифагора. «Игра» с определенными числами (дата, день, месяц рождения) позволит построить график, по которому ясно просматривается картина судьбы человека. Последователи Пифагора считали, что числа невероятным образом могут подействовать на окружающий мир общества. Главное — понимать их цепное значение. Есть положительные и плохие числа, например тринадцать или семнадцать. Нумерология, как наука, не признана официальной, ее считают системой верований и знаний, но не более 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ Учения философии Пифагора следует разбить на две части: -Научный подход мировых познаний. -Религиозность и мистика. Не все работы Пифагора удалось сохранить. Великий мастер и мудрец практически ничего не записывал, а в основном занимался устным обучением желающих познать тонкости той или иной науки. Информация о знаниях философа передавалась в последствие его последователями – пифагорейцами. Известно, что Пифагор был религиозным новатором, создал тайное общество, проповедовал акусматические положения. Он запрещал своим ученикам есть пищу животного происхождения, а особенно сердце, которое в первую очередь является символом жизни. Не разрешалось касаться бобов согласно легенде, полученных из крови Диониса-Загрея. Пифагором осуждалось употребление спиртного, сквернословие и прочее невежественное поведение. Философ верил в то, что спасти и освободить свою душу человек может путем физического и нравственного очищения. Его учения можно сравнить с древними ведическими познаниями, основанными на количественном переселении души с небес в тело животного или человека до тех пор, пока она заслужит права вернуться к Богу на небеса. Пифагор не навязывал свою философию простым людям, которые пытались лишь постичь азы точных наук. Его особые учения предназначались для действительно «просвещенных», избранных личностей 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пифагор — это не имя, а прозвище, которое философ получил за то, что всегда говорил верно и убедительно, как греческий оракул. Своими речами приобрёл 2000 учеников, которые вместе со своими семьями образовали школу-государство, где действовали законы и правила Пифагора. Он был первым человеком, который назвал себя философом. До него умные люди называли себя гордо и несколько высокомерно - мудрецами, что означало - человек, который знает. Пифагор же назвал себя философом - тем, кто пытается найти, выяснить. Слово "философ", как и слово "космос" достались нам от Пифагора. Всё в природе, говорил Пифагор, разделено на три части. Поэтому прежде чем решать любую проблему, её надо представить в виде треугольной диаграммы. “Узрите треугольник - и задача на две трети решена”. Пифагор стоял у истока греческой науки, он был вынужден заниматься всем сразу: арифметикой и геометрией, астрономией и музыкой. Его целью было разобраться в строении Вселенной и человеческого общества (от движения звезд до политической борьбы). Библиографический список 1. Аннаева. Л. Золотые законы и нравственные правила Пифагора -Москва: Издательство Амрита, 2014 – 173 с. 2. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс] – URL: https://bigenc.ru (дата обращения: 31.03.2021) 3. Инфоурок [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru (дата обращения: 08.04.2021) 4. 24СМИ [Электронный ресурс] – URL: https://24smi.org (дата обращения: 27.03.2021) 5. Шапошников. А. К. Золотой канон. Фигуры эзотерики – Москва: Издательство Эксмо-Пресс, 2001 - 121 с. |