Просветительский потенциал научно-популярных YouTube каналов. Курсач 22.10. Институт общественных наук и массовых коммуникаций факультет журналистики
Скачать 37.42 Kb.
|
Зарегистрировано «___»__________2021 г. ________ _______________ подпись (расшифровка подписи) ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра журналистики «Просветительский потенциал научно-популярных YouTube каналов» Курсовая работа по дисциплине «Основы журналистской деятельности» студента очной формы обучения направления подготовки 42.03.02. (Журналистика) 3 курса группы 10001912 Кобрина Владислава Андреевича
БЕЛГОРОД 2022 СодержаниеВведение 3 ГЛАВА 1. Феномен контента YouTube каналов в аспекте аксиологии 3 1.1. Теоретические основы изучения аксиологического аспекта творческих материалов журналистики 3 Выводы по главе 8 Глава 2. 8 2.1. 8 2.2. 8 Заключение 8 Список литературы 8 Список источников 8 ВведениеГЛАВА 1. Феномен контента YouTube каналов в аспекте аксиологии1.1. Теоретические основы изучения аксиологического аспекта творческих материалов журналистикиДля начала стоит обратиться к определению «аксиология» в теме нашей работы. Аксиология — объемная философская доктрина ценностей, анализирующая природу, характер, способы, состав регламентирования смысложизненных позиций, ориентации, мотиваций человеческой деятельности. Соответствующий термин (от греч. axia - ценность и logos - слово, идея) введено в научный оборот еще в 1902 г. французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман. В Философском Словаре аксиология определяется как наука о ценностях. Аксиология - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. Переходя к журналистике, следует сказать, что журналистика как наука пересекается почти со всеми областями гуманитарного знания, особенно — с философией, поскольку описывает и использует в качестве методологического инструмента познание. Объектом познания в журналистской практике становится весь окружающий мир, а в число объектов познания журналистики, рассматриваемой в качестве науки, входят такие онтологические категории, как, например, ценности. Влияние журналистики на формирование ценностных установок общества тем или иным образом находило отражение в теоретических исследованиях журналистики; несколько реже — в создании собственной базы ценностей средств массовой информации. В. А. Сидоров говорит о проблематике СМИ, не как об аксиологической функции, а возводя ценностное измерение медиа в ранг отдельной дисциплины. С точки зрения аксиологии журналистики, исследователь называет главной социальной ценностью журналистики или ее основной функцией – гражданскую функцию. «И если обернуться к нашим исконным традициям, то вспомнится, прежде всего, Слово журналиста, обращенное к людям и указывающее в жизни на все то, с чем мириться нельзя, что следует сообща поправить, о чем необходимо еще и еще раз подумать». Аксиология российской журналистики – это новое нечетко очерченное и структурированное направление деятельности для исследователей. Один из основоположников формирующейся дисциплины В.А. Сидоров замечает, что «еще не определен особый ракурс рассмотрения ценностной структуры журналистики, исходящей из самой журналистики, а не аксиологии как части философского знания – нет и каких-либо специфических методов исследования (инструментария)». Любая научная дисциплина не может существовать без специализированного категориального аппарата. Какие понятия определяют аксиологию журналистики как науку? Говоря о возникновении аксиологии журналистики, изучающей ценностный подход к медиа, нельзя не упомянуть о предпосылках новой дисциплины, которые наблюдались в смежных науках. Понятия, на которые опираются исследователи аксиологии медиа, сформированы в ряде других уже закрепившихся в науке теоретических дисциплин: философия (а позднее философская теория ценностей – аксиология), социология, культурология, психология, лингвистика и т.д. С этими дисциплинами журналистика, безусловно, пересекается в общем предметном поле истории и философии, методологии науки. Больше всего точек пересечения у журналистики с разделом философии аксиологией. Они исследуют общий предмет – категорию ценности, объект – аксиосферу как ценностно-смысловое пространство и самого человека как носителя ценностей, близки их методы исследования – соотнесение реалий с некими пропагандируемыми ценностями конкретного общества, а также цели и задачи – фиксация критериев для оценки и анализа происходящего. В нашем понимании журналистика, как и аксиология журналистики, наука многоуровневая, и уровни научного познания восходят от практики до философского абстрагирования и обобщения. Поэтому неудивительно, что аксиология журналистики оперирует уже известными нам понятиями. В.А. Сидоров в учебном пособии «Аксиология журналистики» выделяет понятийный аппарат новой дисциплины, включающий понятия «ценность», «ценностный анализ», «массмедиа», «массовые коммуникации», «ценностная структура личности журналиста», «публичная сфера/медиасфера», «культурные/политические ценности» и др. [Там же, с. 17]. Что касается методологии аксиологии журналистики, то она основывается на положениях журналистской теории и подходах, которые предлагает аксиология. Например, В.А. Сидоров предлагает использовать следующие методы ценностного анализа: ценностного противоречия / ценностной интерпретации; отнесения к ценности / ценностной динамики смыслов; археологии ценностей [Там же]. Статус зарождающейся дисциплины и актуальности ценностной проблематики в мире медиа, который кто-то представляет, как «коммуникационное изобилие», а кто-то как информационное общество, диктует необходимость ее развития, поэтому углубляется методологическая база, появляются новые аспекты исследования. И.В. Ерофеева осуществила комплексный анализ аксиосферы медиатекста как источника культурологической информации и представила модель интерпретации ценностных составляющих. Эти исследования могут послужить отправной точкой для дальнейших теоретико-прикладных изысканий, способствующих целенаправленной подготовке кадров для СМИ, учитывающей знания и умения работать с ментальной аксиологией в процессе создания материала [1]. В.А. Сидоров видит перспективу развития новой дисциплины в двух качествах: раздел теории журналистики, рассматривающий смысл и назначение медиа; метод/инструмент изучения многообразных проблем и явлений в области журналистики и массовых коммуникаций [7, с. 19]. Становление аксиологического подхода к изучению современных медиапроцессов дает возможность применения его к множеству актуальных процессов в медиасреде, систематизации и апробации его эффективности на примере традиционных и новых СМИ. Автор полагает, что стадия становления научной дисциплины, изучающей ценностно-смысловую составляющую современных медиапроцессов, позволяет включиться в процесс проектирования аспектов исследования медиа, исходящих непосредственно из самой журналистики. 1.2. Видеохостинг YouTube и его каналы: место и назначение в интернет-журналистике Средства массовой информации, функционирующие в Интернете, как и сетевые ресурсы различных общественных организаций, авторские web-проекты, предоставляют гражданам возможность обозначить личные или коллективные инициативы, артикулировать имеющиеся проблемы, найти единомышленников и объединиться для решения задач. Наличие обратной связи, дополнительных сервисов на сайтах, оперативность, доступность, безусловно, являются факторами, способствующими тому, что YouTube как интернет-СМИ развивается с высокой скоростью. В последнее время в связи со стремительным ростом популярности социальных сетей и Интернета в целом YouTube является крупнейшим пользовательским онлайн-видеохостингом, с помощью которого пользователи могут делиться видеоконтентом, публикуя, рекомендуя его, пересылая ссылки в социальных сетях. Так же с помощью YouTube можно создавать собственный видеоконтент. YouTube позволяет не только загружать собственное видео, делится контентом, но и подписываться на видеоканалы и взаимодействовать с другими пользователями путем обмена текстовой информацией через комментарии, быть в контакте с большим количеством людей, которых интересуют сходные проблемы. Сайт включает в себя разный по типам контент и является наглядным и развлекательным, что важно для пользователей Интернета. Согласно статистике, каждую минуту на YouTube загружается более 48 часов видео, а каждый день осуществляется более 3 млрд просмотров. YouTube легко синхронизируется с наиболее популярными социальными сетями (Facebook, Вконтакте, Twitter, Google+), способствуя дальнейшему распространению информации. Практически 12 млн пользователей связывают свой аккаунт в YouTube, по крайней мере, с одной социальной сетью, чтобы автоматически делиться видео. Именно поэтому YouTube использует коммуникацию «от-пользователя-к-пользователю», которая является одной из его ключевых особенностей в сравнении с другими сайтами. Коммуникация между аудиторией и провайдером информации становится по-настоящему двусторонней, чего и ищут современные молодые люди. Таким образом, YouTube является представителем нового класса социальных сетей, которые облегчают косвенную социализацию. Парадигма социальных сетей изменяется, социальный аспект теперь включает в себя взаимодействие «пользователь-контент-пользователь» в дополнение к традиционному взаимодействию «пользователь-пользователь». Такие движимые контентом социальные сети, как YouTube, создают новую социальную динамику и играют особую роль в распространении информации. Далее следует рассмотреть значимые YouTube каналы российского сегмента, которые повлияли на развитие Выводы по главеГлава 2.2.1.2.2.ЗаключениеСписок литературыСписок источников |