Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировые модели социального государства

  • Американо-британская модель

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Развитие идей правового государства

  • КОНСПЕКТ. Институт прав человека


    Скачать 231.15 Kb.
    НазваниеИнститут прав человека
    АнкорКОНСПЕКТ
    Дата15.12.2022
    Размер231.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLekcii_4_ZET.docx
    ТипДокументы
    #847607
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

    Понятие, признаки и функции социального государства

    Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.

    На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

    Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации – земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст.20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и предполагают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально-правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.

    Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан – право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, и постоянной деятельностью государственных органов. Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и распределяющим, т. е. активно функционирующим в социальной сфере.

    Принцип социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

    Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы.

    Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т. е. каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т. д.

    Немецкий историк Г. Риттер классифицировал социальное государство на три типа:

    первый тип – так называемое позитивное государство, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля;

    второй тип – собственно социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения, гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех;

    третий тип – государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т. е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

    Надо отметить, что указанные типы социального государства нигде в мире не были реализованы, а лишь отражают тенденции в изменении государственной социальной политики. Вместе с тем Г. Риттер отмечал, что социальное государство носит двойственный характер: с одной стороны, оно ликвидирует бедность, способствует росту реальной свободы человека, а с другой – таит в себе опасность управления обществом сверху, тотального контроля со стороны государства за экономикой, ограничение свободы предпринимательства.

    Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

    1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

    2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

    3)формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

    4)разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

    5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

    6) развитое социальное законодательство;

    7)социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

    Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции:

    поддержки социально не защищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.);

    охраны труда и здоровья людей;

    поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

    сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;

    поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот);

    финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;

    борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

    участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;

    обеспечения компромисса в обществе, устранения социальной напряженности и конфликтов.

    В Конституции РФ (ст. 7) закреплено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

    Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридически неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом.

    Что касается свободного развития человека, то оно предполагает, во-первых, равный доступ к ценностям культуры; во-вторых, гарантированность личной безопасности человека; в-третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

    Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены. В Конституции РФ (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий: гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;
охрана здоровья и труда граждан;

    государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

    государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью – инвалидов, пенсионеров;

    развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т. д.).

    Этот перечень является открытым, т. е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития – экономического, культурного, социального – может устанавливать и другие.

    Конституционное положение о том, что Россия – социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным представлением о справедливости и равенстве и др.

    Мировые модели социального государства

    Анализ социальной политики ряда зарубежных государств позволил выделить некоторые модели социального государства. Наибольшее распространение получила классификация социальных государств по трем основным моделям: скандинавской, континентальной и американо-британской. Охарактеризуем каждую из названных моделей.

    В скандинавской модели значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство. Оно же перераспределяет доходы населения через бюджет. На государство возложена ответственность за социальное благополучие своих граждан и оказание социальных услуг (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т. д.). Организатором этих услуг являются в большинстве случаев муниципалитеты. Источниками финансирования социальных программ государства служат государственный бюджет и социально-страховые фонды. Этой модели придерживаются такие государства, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

    В континентальной модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий нуждающимся, но не организует оказание социальных услуг населению. Социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных отчислений и страховых взносов работника и работодателя, при этом социальные расходы государства и страховые взносы примерно одинаковы. Следовательно, социальные расходы несут как государство, так и частные социально-страховые фонды. Последние же находятся под контролем государства. Данная модель присуща Германии, Австрии, Бельгии, Франции.

    Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальных расходах. Финансовую основу социальной политики составляют прежде всего частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов своих граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Вместе с тем государство максимально стимулирует развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов повышения гражданами своих доходов. Рассмотренная модель присуща таким государствам, как Англия, США, Ирландия.

    В зарубежной науке разработана еще одна классификация моделей социального государства. Здесь также выделяется три модели (типа):

    1)либеральная, к которой относятся Австралия, Англия, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, США;

    2) консервативная, охватывающая Германию, Италию, Францию, Швейцарию и другие страны;

    3) социально-демократическая (Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).

    Основным критерием приведенной классификации является возможность поддержания индивидом достойной жизни независимо от его участия в создании материальных благ. Таким образом, государство в максимальной мере поддерживает индивида только потому, что он является его гражданином.

    Данная классификация очень близка делению моделей социального государства на скандинавскую, континентальную и американо-британскую. В частности, для либерального типа характерны минимальные затраты государства на социальные расходы и обязательная проверка нуждаемости в социальной помощи. Главный источник социального благополучия граждан – гарантированный доход, получаемый каждым за работу или занятие предпринимательской деятельностью. Социально-демократический тип социального государства соответствует скандинавской модели, поскольку он основан на приоритете государственных расходов на социальные нужды и перераспределении среди населения материальных благ. То же относится к консервативному типу, который в целом идентичен континентальной модели.

    Обращает на себя внимание, что типология социальных государств проводится применительно к европейским странам. Однако в последнее время некоторые исследователи стали выделять восточноазиатский тип социального государства, который базируется на участии группы (семьи, частной корпорации, фирмы и т. п.) и общественных фондов в социальной защите индивида. Среди стран восточноазиатского типа называется в первую очередь Япония. Здесь семейные обязательства обусловлены историческими и культурными традициями, а сам человек рассматривается как часть семьи. Отсюда стабильная система семейной поддержки, что не вызывает необходимости государственной социальной помощи и системы социального страхования. Неотъемлемой составляющей социальной политики в Японии являются профессиональные и корпоративные программы социальной поддержки постоянных работников. Аналогичная система сложилась в Южной Корее и на Тайване.

    В целом можно констатировать, что приведенные классификации социальных государств обладают определенной долей условности, поскольку они изменяются под влиянием процессов глобализации в сторону их унификации. Все большее число государств проводят социальную политику, направленную на скорейшую активизацию трудоспособных граждан, о нетрудоспособных же государство продолжит заботиться.

    Ни в одной из зарубежных классификаций Россия не рассматривается как принадлежащая к какой-либо из моделей социального государства. Отечественные исследователи больше склоняются к тому, что для современной России более предпочтительна скандинавская модель с большой долей государственных расходов на социальные нужды населения.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

    Развитие идей правового государства

    Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

    К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля – «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

    Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д.

    На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории – Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д. Дидро и др.

    Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели – сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека».

    Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

    Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

    Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).

    И.Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник – категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

    Таким образом, И.Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.

    Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

    Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

    Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов – Г.Ф.Шершеневича (1863–1912), П.И.Новгородцева (1866– 1924), В.М. Гессена (1868–1920), С.А. Котляревского (1873–1940), Н.М. Коркунова (1853– 1904) и др. В частности, Г.Ф.Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С.А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта