Социология практическое занаятие. социология ПР 1. Институты социальной сферы институт образования, институт семьи и брака
Скачать 26.13 Kb.
|
Доклад на тему: Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Анисимова Е.А. ЗТГС 303 Социальные институты В течение всей жизни человек вступает в различные социальные институты, которые оказывают большое влияние на его жизнь. Изучением вопросов, связанных с социальными институтами, занимались многие ученые, но в наше время эта проблема стала особенно актуальной, что вызвано трансформацией большинства российских социальных институтов. Понятие, признаки,виды, функции социальных институтов Английский философ и социолог Герберт Спенсерпервым ввел в социологию понятие социального института и определил его как устойчивую структуру социальных действий. Он выделилшесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Главным назначением социальных институтов он считал обеспечение потребностей членов общества. Закрепление и организация отношений, складывающихся в процессе удовлетворения потребностей как общества, так и индивида, осуществляются путем создания системы стандартных образцов на основе общеразделяемой системы ценностей - общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и др. Они устанавливают правила поведения индивидов в процессе их взаимодействия, воплощаясь в социальные роли. В соответствии с этим американский социолог Нейл Смелзерназывает социальным институтом «совокупность ролей и статусов, предназначенную для удовлетворения определенной социальной потребности» Кроме того, с целью обеспечения выполнения этих правил необходимо сформировать систему санкций, устанавливающих, как должен вести себя человек в той или иной ситуации. Соответствующая стандартам деятельность людей поощряется, а поведение, отклоняющееся от них, подавляется. Таким образом, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.» Поскольку социальный институт обладает устойчивой ценностнонормативной структурой, элементами которой являются образцы деятельности и поведения людей, ценности, нормы, идеалы, характеризуется наличием цели, а также выполняет социально значимые функции, он может рассматриваться как социальная система. Итак, социальный институт (лат. social is - общественный и лат. institutum - установление) - это исторически сложившиеся, устойчивые, самовозобновляющиеся формы специализированной деятельности, удовлетворяющие человеческие потребности и обеспечивающие стабильное функционирование общества. В литературе выделяют следующие последовательные этапы процесса институционализации: 1) возникновение потребности (материальной, физиологической или духовной), удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) возникновение социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм, правил и процедур, т. е. их принятие, практическое использование; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института . Кроме того, одним из важнейших элементов институционализации является организационное оформление социального института - формирование совокупности лиц, учреждений, обеспеченных материальными средствами, для выполнения определенной социальной функции. Итог институционализации - это создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, поддерживаемой большинством участников данного социального процесса. Признаки социального института. Круг признаков широк и неоднозначен, ибо они помимо общих с другими институтами признаков имеют свои специфические особенности. Так. в качестве основныхА. Г. Эфендиеввыделяет следующие. Четкое распределение функций, прав, обязанностей участников институционального взаимодействия и выполнение каждым из них своей функции, что обеспечивает предсказуемость их поведения. Разделение труда и профессионализация, позволяющие эффективно удовлетворять потребности людей. Особый тип регламентации. Главным условием здесь является обезличенность требований к исполнителю действий, предусмотренных данным институтом. Эти действия должны выполняться независимо от личных интересов включенных в данный институт индивидов. Деиндивидуализация требований обеспечивает целостность и устойчивость социальных связей независимо от персонального состава, сохранение и самовоспроизводство общественной системы; Четкий, нередко рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции, который обеспечивается наличием однозначных норм, системой социального контроля и санкций. Нормами - стандартными образцами поведения - регулируются взаимоотношения внутри института, действенность которого основывается в том числе и на санкциях (поощрениях, наказаниях), гарантирующих выполнение лежащих в его основе норм. Наличие учреждений, в которых организуется деятельность института, управление и контроль необходимых средств и ресурсов (материальных, интеллектуальных, моральных и т. д.) для ее осуществления. Перечисленные признаки характеризуют социальное взаимодействие внутри социального института как регулярное и самовозобновляющееся. С. С. Фроловобъединяет общие для всех институтов признакив пять больших групп: *установки и образцы поведения (например, для института семьи это привязанность, уважение, ответственность; для института образования - любовь к знанию, посещаемость занятий); *культурные символы (для семьи - обручальные кольца, брачный ритуал; для государства - герб, флаг, гимн; для бизнеса - фирменная символика, патентный знак; для религии - предметы отправления культа, святыни); *утилитарные культурные черты (для семьи - дом, квартира, обстановка; для бизнеса - магазин, офис, оборудование; для вуза - аудитории, библиотека); *устные и письменные кодексы поведения (для государства - конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии); *идеология (для семьи - романтическая любовь, совместимость, индивидуализм; для бизнеса - монополия, свобода торговли, право на труд). Наличие в социальных институтах вышеперечисленных признаков говорит о том, что социальные взаимодействия в любой сфере жизнедеятельности общества приобретают регулярный, предсказуемый и самовозобновляющийся характер. Виды социальных институтов. В зависимости от сферы действия и функций социальные институты подразделяются на реляционные,определяющие ролевую структуру общества по самым различным признакам: от пола и возраста до вида занятий и способностей; релятивные,устанавливающие допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие при выходе за эти рамки. Институты могут быть культурными, связанными с религией, наукой, искусством, идеологией и т. д.. и интегративными, связанными с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов социальной общности. Кроме того, выделяют формальные и неформальные институты. В рамках формальных институтов взаимодействие субъектов осуществляется на основе законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. п. Неформальные институты действуют в условиях, когда формальная регламентация (законы, административные акты и т. д.) отсутствует. Примером неформального социального института может служить институт кровной мести. Социальные институты различаются также функциями, которые они осуществляют в многообразных сферах жизни общества. Экономические институты(собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа и т. п.) считаются наиболее устойчивыми, подлежащими строгой регламентации, обеспечивающими всю совокупность хозяйственных связей. Они занимаются производством благ, услуг и их распределением, регулируют денежное обращение, организацию и разделение труда, одновременно соединяя экономику с другими сферами общественной жизни. Политические институты (государство, партии, общественные объединения, суд, армия и т. п.) выражают существующие в обществе политические интересы и отношения, создают условия для установления, распределения и поддержания определенной формы политической власти. Они нацелены на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности. Институты культуры и воспитания (церковь, средства массовой информации, общественное мнение, наука, образование, искусство и т. п.) способствуют освоению и последующему воспроизводству социокультурных ценностей, включению индивидов в какую-либо субкультуру, социализации индивидов через усвоение устойчивых стандартов поведения и защите определенных ценностей и норм. Функции социальных институтов. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, точнее, последствия последней, которые влияют на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Различают латентные (совершенно не планируемые, неожиданные) и явные (ожидаемые, преднамеренные) функции институтов. Явные функции связаны с удовлетворением потребностей людей. Так институт образования существует для обучения, воспитания и подготовки молодежи к освоению различных специальных ролей, усвоению господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии. Однако он имеет и ряд неявных функций, не всегда осознаваемых его участниками, например, воспроизводство социального неравенства, социальных различий в обществе. Изучение латентных функций дает более полное представление о функционировании всей системы взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов и каждого из них в отдельности. Латентные последствия позволяют создавать достоверную картину социальных связей и особенностей социальных объектов, осуществлять контроль за их развитием, управлять протекающими в них социальными процессами. Последствия, которые способствуют упрочению, выживанию, процветанию, саморегуляции социальных институтов, Р. Мертонназываетявными функциями, а последствия, которые ведут к дезорганизации данной системы, изменениям ее структуры, -дисфункциями. Возникновение дисфункций многих социальных институтов может привести к необратимой дезорганизации и разрушению социальной системы. Неудовлетворенные социальные потребности становятся основой появления нормативно не регулируемых видов деятельности. Они на полузаконных или незаконных основаниях восполняют дисфункцию законных институтов. Вследствие того что нормы морали и права, а также юридические законы не выполняются, возникают имущественные, хозяйственные, уголовные и административные правонарушения. Образование как социальный институт Образование – важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2) интеграции его в социально- политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются: установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении. Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. В современных концепциях, касающихся философии и социологии образования принято проводить различие между формальным и неформальным образованиями. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования. Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Семья и брак как социальный институт Семья как социальный институт отражает обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Семья как социальный институт имеет: — основные функции — регулирование рождаемости, социализация и защита детей; — группы и организации—все родственники, группы, объединенные родственными связями; — ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность; — роли — жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т.д.; — нормы — супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д. Признаки семьи как социального института: 1. Установки и образцы поведения — привязанность, уважение, ответственность. 2. Культурные символы — брачный ритуал, обручальные кольца. 3. Утилитарные культурные черты — дом, квартира (комната), мебель. 4. Устные и письменные кодексы поведения — Конституция РБ, Семейный кодекс РБ. 5. Идеология — любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл (или жизненный цикл семьи). Главными, для семьи как для социального института, являются следующие: —вступление в брак (образование семьи); —начало деторождения (рождение первого ребенка); —окончание деторождения (рождение последнего ребенка); —«пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка); —прекращение существования семьи (смерть одного из супругов). Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: • демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная). • социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества. • социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе. • технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Структура семьи – это способ обеспечения единства и функционирования семьи как социального института, ее состав, а также совокупность взаимоотношений ее членов. Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи; «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен. А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу : нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын- брат или дочь-сестра); расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). А.Е. Личко разработал следующую классификацию семей: Структурный состав: 1. полная семья (есть мать и отец); 2. неполная семья (есть только мать или отец); 3. искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей: 1. централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; 2. автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого; 3. демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере. Типы семейных структур по критерию власти разделяют на: партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец, матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. Кроме того, в современных условиях семью характеризует: 1 По количеству и характеру семейных пар, проживающих вместе и ведут общее хозяйство, воспитывают детей: • расширенная (сложная) семья - состоит из семейных пар и взрослых детей, которые проживают вместе; • нуклеарная (простая) - состоит из одной семейной пары, возможно, с детьми 2 По наличию родителей: • полная семья (есть оба члена семейной пары); • неполная (один из родителей воспитывает детей); 3 По количеству детей: • бездетные; • однодетные; • малодетные (два ребенка); • многодетные (трое и более детей). 4 По продолжительности в возраста: • в возрасте: • семья молодежная (только образовалась, оформилась); • молодая семья (семья, встретилась с первыми неожиданными для них препятствиями) • семья, которая ждет ребенка (заметно меняются отношения супругов: жена не остается без внимания, появляется удивительная заботливость друг о друге); • семья среднего супружеского возраста (от 3-х до 10-и лет супружеской жизни) критический, самый ответственный период в жизни семьи: появляется скука, однообразие стереотипов во взаимоотношениях с супругами. • семья старшего супружеского возраста (10 - 20 лет супружеской жизни); • пожилая супружеская семья - семья, которая прожила не один десяток лет совместно. Эта семья возникает после вступления в брак их детей, появления внуков. 5 По качеству взаимоотношений и атмосферы в семье: • благополучная; • стабильная; • нестабильная; • дезорганизованная. 6 По характеру распределения домашних обязанностей: • традиционная (обязанности в основном выполняет женщина); • коллективистская (обязанности выполняют одновременно или поочередно) 7 По типу поселения: • городская; • сельская. |