Главная страница
Навигация по странице:

  • Откройте свои рабочие тетради и запишите дату и тему учебного занятия.

  • Роман «Мастер и Маргарита» История создания

  • Главные герои и их характеристика Главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.Предназначение Воланда

  • Посмотрите этот урок

  • Напишите на полях тетради свою фамилию и имя. Выполненную письменную работу необходимо прикрепить доступном для Вас формате (фото, скан)!

  • булгаков. 41. М.А. Булгаков Свед из биогр. Роман М и М.Своеобр жанра. Инструкция по выполнению заданий Откройте свои рабочие тетради и запишите дату и тему учебного занятия


    Скачать 72.16 Kb.
    НазваниеИнструкция по выполнению заданий Откройте свои рабочие тетради и запишите дату и тему учебного занятия
    Анкорбулгаков
    Дата03.05.2022
    Размер72.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла41. М.А. Булгаков Свед из биогр. Роман М и М.Своеобр жанра. сист.docx
    ТипИнструкция
    #509221

    Тема занятия: «М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Система образов».

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ:

    1. Откройте свои рабочие тетради и запишите дату и тему учебного занятия.

    2. Ознакомьтесь с лекционным материалом, приведенным ниже, и сделайте конспект в рабочей тетради, также можете воспользоваться материалами учебника:

    Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература.11 кл. Ч 2. М.: Русское слово, 2017 г. с.105-138
    М ихаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве. Кроме него, в семье Булгаковых было еще шестеро детей: 2 мальчика и 4 девочки. Его отец, Афанасий Иванович, был профессором Киевской духовной академии. Мать, Варвара Михайловна, какое-то время работала преподавателем в женской гимназии.

    Детство и юность

    Когда в семье Булгаковых начали один за другим рождаться дети, матери пришлось оставить работу и заняться их воспитанием. Поскольку Михаил был самым старшим ребенком, ему приходилось часто нянчить братьев и сестер. Это, несомненно, отразилось на формировании личности будущего писателя.

    Образование

    Когда Булгакову исполнилось 18 лет, он окончил Первую Киевскую гимназию. Следующим учебным заведением в его биографии был Киевский университет, в котором он учился на медицинском факультете. Стать врачом ему хотелось во многом потому, что эта профессия хорошо оплачивалась. После получения диплома Булгаков подал прошение о том, чтобы пройти военную службу на флоте, в качестве врачом. Однако ему не удалось пройти медкомиссию. В результате он попросил, чтобы его отправили в Красный Крест для работы в больнице.

    В разгар Первой мировой войны (1914-1918 гг.), он лечил солдат неподалеку от прифронтовой зоны. Спустя пару лет он вернулся в Киев, где начал работать венерологом.

    Творческая деятельность

    В начале 20-х годов Михаил Афанасьевич приезжает в Москву. Там он начинает писать разные фельетоны, а в скором времени берется за пьесы. Позже, он становится театральным режиссером МХАТа и Центрального театра рабочей молодежи.

    Первым произведением Булгакова была поэма «Похождения Чичикова», которую он написал в 31 год. Затем из-под его пера вышло еще несколько рассказов.

    В 1924 г., в год смерти Владимира Ленина, был издан его первый роман «Белая гвардия», принесший ему известность. Интересно, что произведение критиковала как советская, так и зарубежная пресса.

    На протяжении следующих лет в биографии Булгакова произошло много знаковых событий, связанных с литературой. Ему удалось опубликовать сборник рассказов «Записки юного врача», где основное внимание уделялось медицине.

    После этого он пишет фантастическую повесть «Роковые яйца», которая была положительно воспринята критиками и вызвала большой интерес у читателей.

    В 1925 г. Булгаков публикует книгу «Собачье сердце», в которой мастерски переплетаются идеи «русской революции» и «пробуждение» социального сознания пролетариата.

    Получив признание и популярность в обществе, Булгаков принялся за написание главного романа в своей биографии – «Мастер и Маргарита».

    Он писал его на протяжении 12 лет, вплоть до самой смерти. Интересен факт, что книга была напечатана только в 60-х годах, и то не полностью. В окончательном виде ее издали в 1990 г., за год до распада СССР. Стоит заметить, что многие произведения Булгакова были напечатаны лишь после его смерти, поскольку их не пропускала цензура.

    Травля Булгакова

    К 1930 г. писатель начал подвергаться все большей травле со стороны советских чиновников. Его книги перестали печатать, а пьесы изымались из репертуаров. Это привело к тому, что Булгаков начал испытывать материальные трудности. Не выдержав такого давления, в 1930 г. он написал письмо, адресованное Правительству СССР. Он просил, чтобы ему предоставили возможность работать в театре и заниматься писательской деятельностью, либо позволили выехать за рубеж. В скором времени, Иосиф Сталин лично позвонил Булгакову и посоветовал ему обратиться с просьбой о зачислении во МХАТ. После этого звонка, Михаил Афанасьевич продолжил работу в театре, а вот об эмиграции не могло идти никакой речи. Ему дважды отказывали в выезде за рубеж.

    В 1934 г. Булгаков был принят в Союз писателей СССР. Однако, несмотря на то, что ему позволили работать во МХАТе и вступить в Союз писателей, его произведения по-прежнему были запрещены к публикации.

    Театр

    Начиная с 1925 г. пьесы Булгакова успешно ставились в театрах столицы. Публика была в восторге от постановок булгаковской «Зойкиной квартиры» и «Бега». Особенно зрителям нравились «Дни Турбиных».

    Однако творческие успехи оказались недолгими. Спустя год, советские цензоры пытались запретить «Дни Турбиных», считая спектакль антисоветским. Тем не менее, сделать это не решились потому, что постановка очень нравилась Сталину. Некоторые биографы приводят данные о том, что вождь народов ходил на спектакль около 15 раз.

    В конечном счете, Булгакову все же запретили ставить его пьесы. После запрета, он начал ставить на сцене «Мертвые души» Гоголя и «Пиквикский клуб» Диккенса. В скором времени он покидает театр и решает работать переводчиком.

    Смерть

    За год до смерти Булгаков закончил писать пьесу «Батум», которая посвящалась Сталину. Накануне премьеры он неожиданно получил телеграмму, в которой говорилось о запрете спектакля. Сталин посчитал, что это не совсем уместно ставить пьесу о нем. Эта новость окончательно подорвала здоровье болеющего Булгакова. Его состояние начало с каждым днем ухудшаться.

    У него заметно упало зрение, а вскоре врачи обнаружили гипертонический нефросклероз (болезнь почек). Находясь в таком тяжелом состоянии, Булгаков диктовал жене последний вариант «Мастера и Маргариты».

    Зимой 1942 г. он уже практически не вставал с кровати. Близкие друзья и родные до самой смерти поддерживали его, как физически, так и морально.

    Умер Михаил Афанасьевич Булгаков 10 марта 1942 г. в возрасте 48 лет. Интересен факт, что, на его могиле был установлен камень, который раньше лежал на могиле Николая Гоголя.

    Роман «Мастер и Маргарита»

    История создания

    У мистического романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом. Рождение первых страниц романа датируется 1928-1929 годами, а точка в финальной главе была поставлена лишь спустя 12 лет.

    Легендарное произведение пережило несколько редакций. Стоит отметить, что в первой из них не фигурировали главные персонажи конечной версии – Мастер, Маргарита. Волей судьбы она была уничтожена руками автора. Вторая версия романа дала жизнь уже упомянутым героям и подарила Воланду преданных помощников. А в третьей редакции имена этих персонажей вышли на первый план, а именно в название романа.

    Сюжетные линии произведения постоянно менялись, Булгаков не переставал вносить корректировки и менять судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и, видимо, бесконечная благодарность супруге стала поводом для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.

    Жанр, направление

    Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

    Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.

    Композиция

    «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Это означает, что сюжет делится на два слоя: история, которую открывает читатель, и произведение героя из этой истории, который вводит новых персонажей, рисует иные пейзажи, времена и основные события.

    Так, основная канва повествования – рассказ автора о советской Москве и приезде дьявола, который хочет провести в городе бал. Попутно он обозревает перемены, произошедшие в людях, и позволяет своей свите вдоволь порезвиться, наказывая москвичей за их пороки. Но путь темных сил приводит их знакомству с Маргаритой, являющейся любовницей Мастера – писателя, который создал роман о Понтии Пилате. Это и есть второй слой повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору и получает приговор к смертной казни за смелые проповеди о бренности власти. Эта линия развивается параллельно с тем, что выделывают слуги Воланда в Москве. Оба сюжета сливаются воедино, когда сатана показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который все еще ждет прощения от Иешуа. Писатель прекращает его муки и тем самым заканчивает свою историю.

    Главные герои и их характеристика

    Главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.

    Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами.

    Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.

    Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».

    Темы

    Роман «Мастер и Маргарита» удивителен во всех смыслах. В нём есть место философии, любви и даже сатире.

    Основная тема — противостояние добра и зла. Философия борьбы этих крайностей и справедливости просматривается почти на каждой странице романа.

    Нельзя умалять значение любовной тематики, олицетворённой Мастером и Маргаритой. Сила, борьба за чувства, самоотверженность – на их примере можно заявить, что это синонимы слова «любовь».

    На страницах романа также есть место для людских пороков, ярко показываемых Воландом. Это алчность, лицемерие, трусость, невежество, эгоизм и т.д. Он не перестает насмехаться над грешными людьми и устраивать им своего рода покаяния.

    Проблемы

    В романе поднимается множество проблем: философских, социальных и даже политических.

    Основная проблема – трусость. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.

    Также важна проблематика любви: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.

    Проблема веры также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.

    Главная мысль

    Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. Булгаков старался показать, что всё совершенно не так, как мы привыкли представлять. У многих людей значения этих ключевых понятий путаются и искажаются из-за влияния развращающей и отупляющей идеологии, из-за сложных жизненных обстоятельств, из-за недостатка ума и опыта. Например, в советском обществе даже донос на членов семьи и друзей считался хорошим поступком, а ведь он вел к смерти, длительному заключению и разрушению жизни человека.

    Таким образом, автор призывает читателей задуматься об истинном положении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков.

    Смысл книги заключается и в необходимости расставить приоритеты в жизни: научиться смелости и настоящей любви, восстать против зацикленности на «квартирном вопросе». Если в романе Воланд приехал в Москву, то в жизни надо впустить его в свою голову, чтобы провести дьявольский аудит возможностей, ориентиров и стремлений.


    1. Посмотрите этот урок: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5605/main/133009/

    Ответьте на контрольные задания устно.

    Домашнее задание: прочитать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    ВНИМАНИЕ!!!!

    1. Напишите на полях тетради свою фамилию и имя. Выполненную письменную работу необходимо прикрепить доступном для Вас формате (фото, скан)!

    2. Название файла должно содержать фамилию и имя студента.


    написать администратору сайта