Главная страница
Навигация по странице:

  • Интеграция культуры Локализация культуры


  • 1 срс культорология. Интеграция и локализация культуры


    Скачать 24.41 Kb.
    НазваниеИнтеграция и локализация культуры
    Дата08.10.2021
    Размер24.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 срс культорология.docx
    ТипДокументы
    #243972

    Интеграция и локализация культуры
    Сэмюэль Филлипс Хантингтон (Samuel Phillips Huntington, 1927–2008) — американский исследователь-аналитик, социальный философ и политолог. Основатель ведущего в США политологического журнала «Международные отношения» (Foreign Affairs). Ступени карьеры Хантингтона включали многочисленные посты в университетах, исследовательских организациях и правительственных структурах.

    Его перу принадлежат шесть книг, среди которых наибольшую известность получила опубликованная в 1996 году концептуальная работа «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (The Clash of Civilizations and Remaking of the World Order), описывающая динамику современных международных отношений сквозь призму цивилизационных процессов и связанных с ними конфликтов. Эта книга стала продолжением и развитием идей автора на соотношение сил современном мире, которые впервые были описаны им в представленной ниже статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в журнале Foreign Affairs. Сэмюэль Хантингтон рассматривает цивилизацию как наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определённую степень культурной самобытности. В этом смысле цивилизация определяется как общими объективными элементами, такими, как язык, история, религия, обычаи, общественные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. Цивилизационная идентичность, по мнению автора, будет играть всё более важную роль в будущем, и в дальнейшем мир будет формироваться в значительной степени под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций и одновременно углубления различий между ними. Наиболее значительные по своим последствиям конфликты будущего произойдут на своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации. При этом, основное внимание автор уделяет нарастающему конфликту между западной цивилизацией и остальным миром. Статья вызвала множество активных дискуссий в научных кругах и ныне считается одной из наиболее цитируемых в политологии, учитывая, что целый ряд прогнозов Сэмюэля Хантингтона получил к настоящему времени весьма впечатляющие подтверждения.


    Интеграция культуры

    Локализация культуры

    Интеграция –  это  форма  аккультурации,  при  которой  люди  полностью  сохраняют  свою  культуру и проявляя терпимость к ценностям других народов. Остановимся на ней  подробнее.  Она представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

    Интеграция (от лат. integration - восполнение, восстановление) – это форма кросскультурного взаимодействия, при котором люди полностью сохраняют свою культуру, одновременно проявляя терпимость к культурным ценностям других народов и частично усваивая их. Интеграция создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных,  неглавных  элементов.  В том  и другом  случае  речь  идет  об  объединении разных   элементов в единую культурную систему. Это своего рода «золотая середина» - идентификация как со старой, так и с новой культурой. Например, во времена депортации народов Кавказа в земли Казахстана во многих маленьких аулах большое число чеченцев со временем выучило казахский язык и соблюдало казахские обычаи и традиции,  но  при  этом  не  забывая  своего  родного  языка  и  придерживаясь  своих  древних традиций и обычаев, т.е. они не потеряли свою самоидентичность. Кроме того, под интеграцией часто понимают процессы, результатом которых должна стать взаимосогласованность различных субъектов культуры. Различными исследователями интеграция культур интерпретируется по-разному, в качестве ведущего момента выделяются различные стороны культурной деятельности. Культурная интеграция понимается, например, как логическая, эмоциональная или эстетическая согласованность между культурными значениями, как процесс согласования этих значений - между различными субъектами культуры либо культурами или как соответствие между культурными нормами и реальным поведением  носителей культуры, либо как функциональная взаимозависимость между разными элементами культуры, такими как обычаи, институты, культурная практика, императивы повседневности и т.д. При взаимодействии представителей  различных   культурных   традиций   согласование   норм,   выработка   соответствующих им   моделей  поведения  является  чрезвычайно  важной  и  далеко  не  всегда   проходит      безболезненно. В различных культурах связь между теми или иными формами культурной практики может существенно варьироваться, что необходимо учитывать. На   сегодняшний  день  в  культурологии  различают  следующие  формы  как  внутрикультурной,   так и межкультурной интеграции:

    • конфигурационная, или тематическая интеграция представляет собой интеграцию по сходству. Она имеет место тогда, когда различные элементы культуры или различные культуры соответствуют общему паттерну, имеют одну сквозную общую «тему». Хотя потенциально возможности культурного самопроявления человека безграничны, так же как и культурные ресурсы той или иной культуры, тем не менее «тема» обеспечивает избирательность человеческой активности или задает культуре некий ориентир или стержень, вокруг которого выстраиваются все остальные компоненты. Этот ориентир может быть положен в качестве безусловного основания, отправной точки при дальнейшем согласовании различий, приведении их в соответствие. Например, Ислам выступил стержнем культурной интеграции всей мусульманской цивилизации, и, как в приведенном выше примере, Ислам стал «темой» для интеграции казахов и   народов   Кавказа,   исповедующих   его.     «Темой»   может   стать   религиозная   доктрина, как в приведенном примере, политическая идея - демократия, например,  национально-этническая идентичность, историческая традиция и пр. Интегрирующая культуру «тема» может быть неосознаваемой или осознаваемой;

    • стилистическая интеграция проистекает из эстетического стремления членов группы к аутентичному выражению собственного опыта. Она представляет собой взаимную адаптацию интенсивно ощущаемых элементов опыта, основанную на спонтанном творческом порыве и формирующую специфический «стиль»: стиль эпохи, времени, места, народа, культуры. Как известно из истории, в Казахстане в XX веке прогрессировала русская культура, что проявлялось в стремлении казахской интеллигенции знать русские манеры и язык, более того – произошел переход на кириллицу. Все это в определенной мере способствовали формированию общих  культурных   принципов.   Важно  отметить,   что  «стиль»   может  господствовать не   только   в   сфере   искусства,   но   и   в   политике,    экономике,   науке,    философии,     мировоззрении, в повседневности и пр.;

    • логическая интеграция представляет собой интеграцию культурных элементов или культур на базе логического согласования, приведения в непротиворечивость различных логически-идеологических позиций системы. Она предполагает в идеале отсутствие в восприятии этих элементов их носителями, людьми,  «когнитивного  диссонанса».  Логическая   интеграция  проявляется  в  форме  развитых   научных и философских систем. Она может осуществляться в рамках отдельных форм и систем культуры,  апеллируя к разным типам рациональности. Так, активно пропагандируемая на сегодняшний день «теория глобализации» - яркий пример логического типа интеграции. Любые варианты поиска «общечеловеческого», подкрепленные научными, философскими обоснованиями, могут стать основой логических интеграционных межкультурных взаимодействий;




    ЛОКАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - процесс увеличения культурного многообразия человечества, т. е. понижения уровня энтропии способов человеческого существования, в противовес процессу глобализации (см.) - процессу уменьшения культурного разнообразия, т. е. росту этой энтропии. В принципе культурная локальность, т. е. неоднородность была свойственна человеческим коллективам еще на этапе антропогенеза. Возможно, причиной этого были локальные различия в условиях жизни каждой популяции гоминидов. Во всяком случае, уже в конце эпохи нижнего палеолита (времени питекантропов) археологи выделяют несколько региональных культур каменной индустрии, а начиная с эпохи верхнего палеолита (появления homo sapiens), число подобных культур увеличивается до десятка и продолжает нарастать по ходу времени. Верхний палеолит - период расцвета наскальной живописи и ритуальной скульптуры, что позволяет установить культурные различия не только в технологиях камнеобработки. До наших дней сохранилось несколько сот человеческих сообществ, оставшихся на верхнепалеолитическом уровне развития (только они весьма малы по численности людей и поэтому занимают ничтожный процент в мировом народонаселении), и полевое изучение их сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, этнографы приходят к выводу, что по образу жизни, нравам и обычаям эти коллективы весьма близки, и явные культурные различия между ними связаны преимущественно с различием природных условий, в которых они живут. В этой связи вспомним, что в течение верхнего палеолита люди заселили уже всю Землю от Арктики до Южной Африки, освоили Америку и Австралию, т. е. заняли уже все природно-климатические зоны, так что причин для их культурной локализации было более чем достаточно. А с учетом того, что отдельные коллективы селились на значительном расстоянии друг от друга и веками не вступали в контакты, у нас есть все основания предположить, что практически каждый верхнепалеолитический коллектив людей был уже культурно уникален. Если первоначальной основой локализации культурной была адаптация к природной среде обитания, то с эпохи неолита (10 тысяч лет тому назад), когда население Земли резко возросло и уплотнилось, на первое место вышла проблема взаимоотношений соседствующих коллективов, к сожалению, не всегда мирных. Однако это привело к интенсификации процессов сплочения сообществ, накопления социального опыта и, как следствие, еще более выраженной специфичности их культур. С этого времени культурная локализация по причине экологической адаптации стала уделом народов, проживающих в экстремальных природных условиях (и таких сохранилось несколько сот). Для остальных консолидация и культурная локализация стали результатом борьбы за «место под солнцем». Со временем эта тенденция только усилилась, благодаря формированию государств и этнических религий, ставших дополнительными факторами отчуждения от соседей и культурной локализацииыработка   соответствующихим   моделей  поведения  является  чрезвычайно  важной  и  далеко  не  всегда   проходит      безболезненно.И


    написать администратору сайта