Интегративная школа. Интегративная школа (В. С. Соловьев)
Скачать 14.65 Kb.
|
Интегративная школа (В. С. Соловьев) Разработчиком интегративного правопонимания в России был философ В. Соловьев – человек глубоко верующий, поэтому для Соловьева характерен приоритет нравственно-религиозных ценностей. В настоящий момент основная задача заключается в том, чтобы с помощью синтеза представить право, как целое, показав суть и взаимодействие сторон, место каждой из них. Этой задаче отвечает интегративный подход, позволяющий объединить на общей основе все компоненты права - идеи, нормы, правовые представления и чувства, действия. Это говорит, о том, что для интегративного подхода все в одинаковой мере важно. В рамках интегративного подхода каждое из имеющихся типов правопонимания - естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое выступает не только противовесом, но и является дополнение другому. Тем самым становится возможным не только исключить верховенство и превосходство какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальной жизнью человека, его ценностями и интересами, потребностями и переживаниями. Интегративная теория представляет собой методологическую основу, базис для сближения различных концепций права, стремится максимально учесть требования всесторонности научного анализа в процессе изучения и оценки природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе. Он дал два определения права – онтологическое и аксиологическое. При определении онтологической сущности права Соловьев исходил из примата человеческой личности, признания ее духовного начала, признания за ней свободы: ограничение свободы и порождает право, так как означает признание свободы другого лица, т. е. право есть свобода, ограниченная на основах равенства. Давая аксиологическое определение права, Соловьев оперирует понятиями «справедливость» и «равенство»: справедливость не синонимична равенству. Справедливость есть мера нравственно-должного, а нравственно-должное – основной признак права. Однако Соловьев проводил четкое различение между правовым и нравственным. Требования нравственные он называл идеальными, а правовые требования считал требованиями минимума нравственности. В этом смысле право есть минимум нравственности. Поскольку человек для Соловьева всегда стоит перед выбором между добром и злом, то право – ограничитель зла, но для ограничения зла приходится прибегать к принуждению. Он дал следующее аксиологические определение права: «принудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который исключает крайние проявления зла». Интегративный подход к пониманию права, как и все остальные подходы, имеет и достоинства, и недостатки. Бесспорное достоинство интегративного подхода - стремление объединять весь тот накопленный в рамках различных подходов положительный опыт, проверенный практикой, учесть в общем понятии права его многоаспектность, неповторимость и многоплановость, разнообразие имеющихся у него особенностей, черт, которые находят свое выражение в системе связанных друг с другом определений. Однако явными отрицательными чертами многих интегративных идей являются их стремление объединять идеи, которые зачастую по своей сути невозможно сочетать друг с другом. Такое сочетание часто приводит к противоречиям. Кроме того, интегративный подход может объединять, затрагивать недостатки других подходов, которые в свою очередь могут укрупняться и принимать другие формы уже в рамках интегративного подхода. |