игра. сценарий. Интеллектуальная игра для 57 кл. Знатоки искусства 1 этап. Разминка
Скачать 43.51 Kb.
|
Интеллектуальная игра для 5-7 кл. «Знатоки искусства» 1 этап. «Разминка». Игра на внимательность (по 1 баллу за правильный ответ) Вы в течении 30 секунд просматриваете экспозицию картин известных художников, запоминаете каждую мелочь (цвет, количество, кто находится). После озвучивается вопрос и вы записываете свой ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 бал. Кто изображен на картине Перова Василия Григорьевича «Тройка»? (Два мальчика и девочка, собака. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми) Есть ли на картине Федотова Павла Андреевича «Сватовство майора» животное? Какое? (Кошка умывается). Сколько предположительно человек идет вслед за Петром I на картине Серова Валентина Александровича «Петр I на работах»? (Четыре) Какие головные уборы надеты на охотников на картине Перова Василия Григорьевича «Охотники на привале»? (Шляпа и фуражка). Что изображено на заднем фоне картины Крамского Ивана Николаевича «Неизвестная»? (Город). Сколько распустившихся цветов роз на картине Тропинина Василия Андреевича «Девушка с горшком роз»? (Пять цветков). Какого цвета бантики на головах девочек на картине Макарова Ивана Кузьмича «Девочки-сестры»? (Голубого). Сколько персиков на картине Серова Валентин Александрович «Девочка с персиками»? (Четыре). Какие животные изображены на картине Брюллова Карла Павловича «Всадница»? (Конь и 2 собаки). Чем расстроен мальчик на картине Венецианова Алексея Гавриловича «Вот-те и батькин обед», и что об этом свидетельствует? (Тем, что собака съела обед отца; пустая котомка). Какого цвета кони на картине Васнецова Виктора Михайловича «Богатыри», и какие виды оружия есть у богатырей? (Белый, вороной, гнедой (белый, черный, темно-рыжий); меч, копье, булава, лук, колчан со стрелами). Сколько человек изобразил на картине «Смотрины» Неврев Николай Васильевич? (4 человека). 2 этап. «Четвёртый лишний». Найди лишнее и обоснуй. По 2 балла. Если вы находите правильный вариант ответа – вы получаете 1 балл, если объясняете, почему вы так думаете – 2 балла. Необходимо правильный вариант записать на листке, и показать жюри. Иван Иванович Шишкин, Илья Ефимович Репин, Федор Степанович Рокотов, Василий Иванович Суриков. (Федор Степанович Рокотов – это первый в России «вольный художник» который проживал в 18 веке. Он не входил в товарищество художников – передвижников) «Золотая осень», «Лесные дали», «Сосновый бор. Мачтовый лес в вятской губернии», «Березовая роща». («Березовая роща» - это работа Исаака Ильича Левитана, все остальные картины принадлежат Ивану Ивановичу Шишкину) «Гумно» - Алексей Гаврилович Венецианов, «Последний день Помпеи» - Карл Павлович Брюллов, «Покорение Сибири Ермаком»- Василий Иванович Суриков, «Утро стрелецкой казни» - Василий Иванович Суриков («Гумно» - Алексей Гаврилович Венецианов – данная картина относится к бытовому жанру, а все остальные к историческому) Поль Сезанн «Персики и груши», Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Петр Кончаловский «Сирень», Николай Сверчков «Собака и цветы» (Алексей Саврасов «Грачи прилетели» - картина написана в жанре «Пейзаж», другие картины относятся к жанру «натюрморт»). Александр Александрович Дейнека «Оборона Севастополя», Иван Яковлевич Билибин «Иван Царевич и Жар-птица», Виктор Михайлович Васнецов «Аленушка», Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри» (Александр Дейнека «Оборона Севастополя» - это картина написана в батальном жанре, все остальные относятся к сказочно-былинному жанру) 3 этап. «Ах, эта прекрасная картина…» Командам необходимо определить, по описанию, о какой картине идет речь. За каждую отгаданную картину вы можете получить по 5 баллов. Если вы называете и автора картины, можно получить еще по дополнительному баллу. На картине изображено трое мужчин (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне мужчина, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у него копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне мужчина, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти мужчина, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у него колчан. Трое мужчин стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую мужчинам опасность. («Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов) Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман. Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы. («Утро в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин) Одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Эта картина входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Первоначальным названием картины, под которой она значилась в каталоге, было «Четырёхугольник». Существуют ещё два базовых супрематических геометрических предмета — красный и белый. Красный и белый входили в определённую художественно-философскую триаду. Картина «Красный …». Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» также экспонировалась на выставке. Картина «Белый …..» («Белое на белом») стала манифестацией «белого» периода супрематизма, начавшегося в 1918 г. Художник утверждал: «Супрематические три геометрических предмета есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.» («Черный супрематический квадрат» Казимир Малевич) Мужчина с картины предстает перед нами в облике искусительно-прекрасного героя. В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи. Мужчина изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью. В нем нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма. Меланхолическое оцепенение героя столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Это картина художника и другие иллюстрации имеет название одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. ( «Демон» Врубель) Это картина была первым большим полотном художника на тему русской истории. Художник обратился к событиям эпохи , когда бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако художник не показал самой казни, так как он хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. Он выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. На картине два главных героя — молодой, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Руки стрельца связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы изображенные на картине. (Василий Иванович Суриков «Утро стрелецкой казни») Это картина известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Размягченность висящих и стекающих часов — образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам художник в виде спящей головы. Написанию картины, по-видимому, могли способствовать ассоциации, возникавшие у художника при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание «...Решив написать часы, я написал их мягкими…»).В картине присутствуют часы. Одни — коричнево-золотистые — лежат все на том же столе. Другие сползают с него. Третьи повисли на сухом суку. Четвертые покрыли спящую голову. Время, кажется, немного различается. Каждые часы соответствуют мгновению, запечатленному в памяти. Но они текут. Память изменяет события и изменяет голове. (Сальвадор Дали «Постоянство памяти») Это произведение наиболее крупное по формату полотно художника и, вероятно, одно из самых эмоциональных. Долгое время художник писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни. К моменту написания картины детям также было посвящено много картин художника. В этой картине художник обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми. (Василий Григорьевич Перов «Тройка») 4 этап «Конкурс капитанов» (по 1 баллу за правильный ответ). Кто является одним из основателей «Товарищества художников-передвижников»: Орест Адамович Кипренский или Иван Николаевич Крамской? (Иван Николаевич Крамской. В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.) В каком году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок»: 1870 год или 1890 год? (1870 год. Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.) Жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифологический или былинный жанр (Мифологический жанр). Какая картина выполнена в анималистическом жанре? (Первая картинка. Анималистический жанр, иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями) Кто из художников, в основном, работал в историческом жанре: Суриков Василий Иванович или Левитан Исаак Ильич? (Суриков Василий Иванович) В каком жанре работал Исаак Ильич Левитан: пейзаж или портрет? (Пейзаж) 5 этап. «Художники». Узнать о ком идет речь (по 5 баллов). Это русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Он родился 13 января 1832 года в городе Елабуга. Был сыном купца. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил вМосковское училище живописи и ваяния. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербургской Академии Художеств. Приобрел в нем право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, в Мюнхен. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург. В 1892 году был приглашён руководить учебной пейзажной мастерской. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Среди русских пейзажистов этому художнику, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Природа получала в картинах и рисунках художника вид совершенной действительности. К его работам относятся: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека». (И.И.Шишкин) Это выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Он изучал воздействие цвета на человека и описал свойство красок. Он был одним из основателей группы «Синий всадник». Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе. Родители предполагали для сына профессию юриста, и художник блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе. Его работы: «Разнообразие действия», «Композиция VIII», «Контрастные звуки». Умер художник в Нейи – сюр – Сен 13 декабря 1944 г. (В. В. Кандинский) Русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Главной темой его творчества является – изображение народа. Академик Императорской Академии художеств. По мнению самого художника, их род происходит от московских стрельцов. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Вся жизнь художника, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней художник вплотную работал три года. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять - двенадцать лет он создает большинство своих наиболее известных произведений. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» и другие. Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства. Умер этот художник в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. (И.Е. Репин) Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», «Дневник одного гения». Художник родился в семье зажиточного нотариуса. В детстве он был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Художнику дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов, юный художник сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию. Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — художник экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые он едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Работы художника демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов. В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее художник приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя «Salvador». После смерти жены художник переживает глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона также мешает ему рисовать. Больной, немощный, художник скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигéрас. (Сальвадор Дали) Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Художник родился в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Этот художник начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для него стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. С 1869 по 1875 год художник учился в петербургской Академии художеств. В 1875 окончил Академию с золотой медалью и переехал в Москву, получив заказ на роспись храма Христа Спасителя. В Москве окончательно оформились мировоззрение и его художественные интересы, прежде всего как исторического живописца. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Картины этого художника покупал для своей галереи П. М. Третьяков. Широкую известность получили его холсты "Утро стрелецкой казни","Меншиков в Березове», "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком","Степан Разин" и др. Этот художник скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. (В.И. Суриков) 6 этап «Ты – художник». Команда должна представить сюжет любой картины, на свой выбор. На этом этапе можно заработать 5 баллов. Сначала мы смотрим картину глазами команды, а потом мы увидим оригинал представленной работы. |