Главная страница
Навигация по странице:

  • Ю.Н. Емельянов

  • Ответы по ППВ участн.обр.процесса. Интерактивная сторона общения


    Скачать 136.09 Kb.
    НазваниеИнтерактивная сторона общения
    АнкорОтветы по ППВ участн.обр.процесса.docx
    Дата27.09.2017
    Размер136.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по ППВ участн.обр.процесса.docx
    ТипДокументы
    #9015
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 17. Традиционные методы исследования взаимодейтвия участников образовательного процесса.

    •Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

    •Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

    •Интервью.

    •Анкетирование - - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

    •Метод тестирования.

    •Эксперимент.

    Вопрос 18. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса.

    Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

    Характеристика основных активных методов обучения.

    Анализ конкретных ситуаций

    один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

    Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, ха­рактеризующийся следующими основными признаками:

    • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между уча­стниками их решения. Например, с помощью метода разыгрыва­ния ролей может быть имитировано производственное совещание;

    • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посред­ством проведения дискуссии. Каждый из участников может в про­цессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением дру­гих участников;

    • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих ус­ловий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

    • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

    Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономи­ческих задач, оптимальное решение которых не может быть дос­тигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участника­ми, интересы которых не идентичны.

    Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

    На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возмож­ность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

    «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Харак­терной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнитель­ным материалом, а также выявление проблем и вопросов для об­суждения.

    Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

    В тех­нологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или актив­но участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

    Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Од­ним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «доч­ки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном про­цессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы бан­ка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминоло­гия, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стан­дартном варианте деловой игры.

    Вопрос 19. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению

    АМО подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

    Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО и по-разному компания содержание соответствующих групп методов.

    Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.

    По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. По численности участвующихвыделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

    Вопрос 20. Групповая дискуссия , как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе

    Дискуссия от латинского discussion (рассмотрение, ис­следование):

    1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

    2) метод обучения, повышающий интенсивность и эф­фективность процесса восприятия за счет активного вклю­чения обучаемых в коллективный поиск истины.

    Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно груп­повую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербаль­ная коммуникация, а в центре анализа находится преиму­щественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласо­ванности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

    Дискуссия — это один из эффективных способов активи­зации группы для решения многих других задач, достиже­ние иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия про­текает часа за полтора.

    Применяется этот метод в целях обучения, развития, ус­тановления взаимоотношений в группе, а также в психоте­рапевтических целях.

    По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конеч­ной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит кол­лективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискус­сии состоит в том, что благодаря принципу обратной свя­зи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индиви­дуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

    Используется групповая дискуссия в целях коррекции межличностных отношений или личностных проблем. В за-визимости от этого различают: биографическую, темати­ческую или интеракционную дискуссию.

    Обычно в качестве ведущей выделяют интеракционнуь ориентацию дискуссии, поскольку она определяет специ­фику групповой психокоррекции как метода, основанной на использовании групповой динамики, обеспечивая реа­лизацию одного из важнейших факторов этого метода обратной связи. Интеракционная ориентация дискуссии на­правлена на анализ особенностей межличностного взаимо­действия в группе и ситуаций, возникающих в ходе груп­пового процесса.

    Дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит фор¬мирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и теоретико-прак¬тических проблем. Особенностью дискуссии как коллек¬тивной формы работы является возможность равноправ¬ного и активного участия каждого клиента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оцен¬ке их правильности и обоснованности. Специфически пси¬хологическим фактором выступает общение с равно ин¬формированными партнерами— членами группы, в отли¬чие от общения с разно информированным партнером — ведущим дискуссии, преподавателем, тренером. Это рас¬крепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продук¬тивность общения.

    В дискуссии, являющейся моделью предметных и соци¬альных отношений членов группы, клиент может научить¬ся точно выражать свои мысли в выступлении, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию противника. В такой рабо¬те человек получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т.е. построения собственной деятельно¬сти, что обусловливает высокий уровень его интеллекту-альной и личностной активности.

    В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности про-тивника. Необходимым условием развертывания продук¬тивной дискуссии являются личные знания участников дис-куссии, которые приобретаются ими в процессе самостоя¬тельной работы с проблемным материалом, а также со специальной литературой. Успешность дискуссий во мно¬гом зависит от умения ее организовать и от умения диску-тировать.

    Необходимо различать диалогоподобное общение, когда каждый из дискутирующих ведет «свою партию» лишь по внешним связям, словам, перекликающимся с монологи¬чески развиваемой позицией партнера, и собственно диа-лог, при котором идет совместное развитие точки зрения, а результат дискуссии выступает продуктом совместных уси-лий и может быть получен только таким путем.

    В дискуссии выделяют следующие основные фазы: 1) ори¬ентировка, 2) оценка, 3) завершающая фаза.

    Вопрос 22. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия

    В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам:

    1. по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.);

    2. по форме организации – регламентируемые воспитателем и самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

    Более подробно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх, т. к. считаю, что именно эта разновидность детских самостоятельных игр является наиболее характерной для дошкольников и занимает значительное место в их жизни.

    Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные. (Данное исследование предполагает акцент именно на развитие сюжета в ролевых играх, не снижая при этом роли, места и значения игр-драматизаций и строительных игр в дошкольном детстве).

    Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам процесс построения плана».

    Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер.

    Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

    Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

    Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия.

    В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

    В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность.

    Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности.

    Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.

    В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д.

    Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

    Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

    Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта