Ғылми жұмыстар орысша. Интернетзависимость у детей школьного возраста. О чем говорит почерк
Скачать 146.86 Kb.
|
Интернет-зависимость у детей школьного возраста. О чем говорит почерк Молодежный сленг как форма самоутверждения детей. Психологические особенности влияния рекламы. Феномен улыбки Авторитет и способы его поддержания. Как побороть лень? О чем говорит почерк У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности. В. Гюго Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности. Цель исследования: дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека. Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте. Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека. Гипотезой исследования: характер человека можно определить по его почерку. Методы исследования:наблюдение, опрос, сравнительный анализ. Задачи исследования: познакомиться с наукой графологией; изучить основные закономерности графологического анализа проанализировать почерк учащихся 10Б класса; на основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов. История графологии Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи средневековья также владели этим искусством. Первая известная ныне книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась "Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал". В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии. Примерно через 200 лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрен заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного анализа и обсуждения. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал да греческих слова «графо» - писать и «ологи» - наука. Так родилась графология. Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка. Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По. В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. В начале XX века Людвиг Клагес (Германия) предпринял кропотливую работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов ее применения и ее интерпретации. Современные исследователи почерка считают доктора Клагеса отцом современной графологии. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д.М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается. С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран. В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы. [5,с.15-20] Современные методы исследования почерка В наши дни графологи работают повсеместно в штате многих крупных компаний. Их помощь необходима при приеме людей на работу. Известный психолог Карл Юнг первым отметил значение почерка человека при определении его характера и личных качеств. Многие университеты США, Франции, Германии и Израиля включают графологию в курсы психологии и криминалистики. Обширные исследования в этой области, сделанные в XIX и XX веках преимущественно немецкими и французскими графологами, дали основу для работ современных аналитиков. Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что у нее есть кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Таким образом, одним из самых новых и самых важных направлении в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослые люди были подвергнуты гипнозу и им было внушено, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать как дети. Эти эксперименты открывают новые возможности для графологов. Благодаря тому, что становится возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить развитие человека (интеллектуальное и эмоциональное) от детского до взрослого состояния. Анализ почерка. Основные принципы Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются: размер букв; наклон букв; направление строки; размашистость и сила нажима; характер написания слов. Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека. Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни. Направление письма: А) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни уверенность; Б) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение; В) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный; Г) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий; Д) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый. Размер почерка говорит об общительности человека. А) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми; Б)Средний – спокойные, уверенные в себе люди; В) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди. Форма почерка. А) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей; Б) Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Стиль письма. А) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный; Б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек; В) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек; Г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек; Д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость. Сила нажима. Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности. Наклон почерка А) почерк прямой, без наклона 90º. Так пишет очень уравновешенный человек. Б) лёгкий наклон вправо 45º. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках . Поля: Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного. Характер написания слов: Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию. [5] Почерк и характер человека Почерк человека зависит от характера. А что такое характер? «Характер» - слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык значит «чеканка, печать». Действительно, характер с одной стороны представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность. Но с другой стороны, характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Зная характер человека, т. е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, что сделает и что скажет. Слово «характер» общеупотребительное. Во-первых, мы его употребляем, когда хотим оценить поведение человека. Во-вторых. Когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным или грубым мы назовем только того, для кого существующая норма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная. В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека). Таким образом, в моей работе речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Теперь перейдем к раскрытию понятия «характер» Люди по-разному относятся к окружающему миру: к другим людям, коллективу, труду, к самим себе - и этим отличаются друг от друга. Если определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а более или менее устойчивы и постоянны, то, значит, они стали свойствами его личности. Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое. Которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер - это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Отмечая, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем систему его отношений к действительности и одновременно закрепленный, привычный образ его поведения в определенной ситуации как способ осуществления этих отношений. Например, если мы отмечаем, что чуткость - особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем. Каково его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно, каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера. Своеобразно украшивая те или иные его черты. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм - чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Например, о таких способностях, о способности продуцировать оригинальные и творческие идеи в выполнении организации работы, говорит почерк человека, который не связывает буквы. [ 1,с.72-111] Типическое и индивидуальное в характере Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности точно так же, как и почерк не передается «из поколения в поколение», не является неизменным и постоянным. Даже у людей одной семьи бывает разный почерк, так как и характеры у них разные. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера. В результате неправильной организации жизни и деятельности. Отрицательного влияния некоторых людей. Ошибок воспитания иногда могут формироваться и отрицательные индивидуальные черты характера, которые выправляются под влиянием общественного воздействия, труда в коллективе и для коллектива. Черты характера Характер представляет собой неразрывное целое. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как черта характера приобретает качественно различное значение в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может вводиться в упрямство. Осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу. Коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда, отношение к самому себе, своей личности). Направленность определяет цели и устремления человека. Но ведь важно и то, осуществляется ли в жизни эти цели и пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они на реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности . [1,с.152-201] Отражение черт характера в почерке Отец русского графологического общества 20-х годов, Зуев-Инсаров доказал, что почерк зависит не только от характера, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. В своей книге он писал: «Я знал одного почтового служащего. Достаточно нетребовательного в их личных привычках. Способного удовлетвориться очень небольшим. Его почерк отличался такой же простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе. Вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки. В которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.» Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - поздравление другу. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество отделки. А внутреннее построение письма остается неизменным. Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Почему. Например, увеличение размеров букв к концу свидетельствует о доверчивости, а если наоборот - о хитрости и осмотрительности. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы: Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание. волнистые начертания характерны для людей. Обладающих гибким, изобретательным умом. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии. Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей. Крупный почерк связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо также свидетельствует о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху. Порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия. |