интервью на современном тв. Интервью на современном телевидении (Прилепко ЖУР 03-20-07). Интервью до его современного вида. 6 Зарождение и становление интервью в его современном понимании. 6
Скачать 53.84 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Факультет социальных технологий Направление подготовки (специальность) 42.03.02 «Журналистика» Образовательная программа: Телерадиожурналистика» КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) по дисциплине (модулю) профессиональные творческие студии на тему: «Интервью на современном телевидении на примере вечернего ток-шоу «Вечерний Ургант»» Автор работы: студентка 2 курса очной формы обучения Группы ЖУР 3-20-07 Прилепко Александра Сергеевна подпись ________________________ Научный руководитель курсовой работы (проекта): должность, учёная степень, учёное звание кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Ф.И.О. Трифонов Олег Игоревич Подпись__________________________ «__23__» ____апреля________ 2022 г. Санкт-Петербург, 2022 г. СодержаниеВведение 3 Глава 1. История возникновения и развития интервью до его современного вида. 6 1.1. Зарождение и становление интервью в его современном понимании. 6 1.2. Понятие телевизионного интервью и его виды. 8 1.3. Современные тактики и подходы к проведению телевизионного интервью. 13 Глава 2. Разбор и анализ программы «Вечерний Ургант». 16 2.1 Особенности формата «Late night show» 16 2.2. Личностные особенности ведущего и манера проведения интервью. 18 2.3. Отличие от других программ и причина популярности. 21 Заключение 23 Библиографический список 25 Введение Актуальность темы. Началом современного этапа развития всей журналистики в России можно считать девяностые годы прошлого столетия, с распадом Советского Союза Социалистических Республик началась полностью новая жизнь, в том числе и у телевидения. Вместе со сменой самой системы СМИ значительные изменения претерпела и сама классификация жанров. Падение цензуры; недостаточность правового регулирования; свобода, которую получили люди – всё это привело к, своего рода, стиранию границ между различными жанрами и их смешением друг с другом. Всё чаще в различных телепрограммах отражалась именно позиция владельца телеканала, собственно, как и во всех средствах массой информации. Появились первые, в современном понимании, заказные рекламные тексты. На фоне всего этого, на первый план стал выходить именно такой жанр, как интервью, в особенности телевизионное. Но сейчас уже не девяностые, и свобода слова на телевидении не так велика. Да и само телевидение уже не является чем-то новым и единственным в своём жанре, в настоящее время активную конкуренцию ему навязывает интернет, в частности «YouTube». Поэтому тема современного телевизионного интервью особенно актуальна в данный момент. Ведь, несмотря ни на что, телевидение живёт и процветает, а жанр интервью, в различных его видах по сей день остаётся главным. Предмет исследования: Современное телевизионное интервью. Объект исследования: Телевидение. Задачи исследования: Раскрыть сущность понятий «интервью», «телевизионное интервью». Изучить и рассмотреть различные виды интервью. Рассмотреть самое популярное телеинтервью на Российском ТВ «Вечерний Ургант». Провести анализ современного положения телевизионного интервью. Цели работы: Изучить современное телевизионное интервью. Его историю развития и виды. Рассмотреть его на примере «вечернего Урганта». Степень научной разработанности: Тема современного телевизионного интервью с точки зрения разработанности двойственна. С одной стороны – на тему истории интервью, как жанра, довольно много исследования и различных научных публикаций. С другой – в интернете и других источниках я не видела ни одной работы, опубликованной за последние десять лет, которая бы рассматривала современное телевизионное интервью на практических примерах. Научная новизна работы заключается в том, что заявленная тема будет рассмотрена именно на примере оригинального анализа современных телепрограммы. Методы исследования: В исследовательской работе были использованы методы описания, сравнения, интерпретации и анализа. Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составляют телевизионные программы, вышедшие за последние 40 лет. Теоретическая база исследования: Голанова Е. И. “Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995)”. – 2-е изд. – М.: Школа «Языки русской культуры» – 2000. Пьер Бурдье. «О телевидении и журналистике» // Фонд научных исследований «Програматика культуры» – 2002. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа // Бишкек: Изд-во КРСУ – 2001. Гипотеза исследования: Современное телевизионное интервью нынче заковано во множество оков, но несмотря на это продолжает успешно жить и развиваться. Практическая значимость исследования: Данная курсовая работа может послужить основанием для более глубокого исследования представленной темы. Также, она способна пробудить интерес аудитории к освещаемым в ней проблемам и создать повод для продуктивной полемики. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа, заключения и библиографического списка. В первой главе будут даны определения основным понятиям, необходимым как для понимания темы исследования, так и для написания практической части, а также рассмотрена история жанра в современном его понимании. Во второй главе будут рассмотрены программа, на примере которой можно будет сделать вывод о том, что сейчас представляет из себя современное телевизионное интервью. Глава 1. История возникновения и развития интервью до его современного вида. 1.1. Зарождение и становление интервью в его современном понимании. Интервью строится на диалоге между людьми – это всем известный факт, английское «interview» буквально так и переводится – встреча, беседа. Я думаю, не стоит углубляться в недра истории понятия диалог, ведь она начинается ещё до нашей эры и заслуживает отдельной работы. Для рассмотрения понятия «интервью» стоит перейти к становлению журналистики. Процесс развития журналистики то замирал, то возрождался, опять же, не будем рассматривать его с самого начала (первые прообразы газет появились ещё в первом веке до нашей эры – глиняные доски, которые издавались по приказу Юлия Цезаря и вывешивались в людных местах), это так же заслуживает отдельной работы и не особо важно для заявленной темы. Первая общественно-политическая газета Европы появилась в 1631 году и называлась «Lia Gazette». Далее появился пафлет и начали издавать первые ежедневные газеты и журналы. «Journal des Savans» - первый Европейский журнал, вышедший в 1665 году, заслуживает особо внимания, ведь его особенностью стало использование эпистолярного жанра [1]. Это трудно связать с интервью, но, по моему мнению, с зарождением данного жанра в журналистику вошла дискуссионность. Благодаря этому столкнулись различные точки зрения, что привело к полемике. Учёные могли писать, спорить и дискутировать. Иными словами, здесь появилась возможность задать вопрос и получить ответ, что, хоть и отдалённо, но всё же похоже на форму интервью (вопрос-ответ). Далее особо активного развития в жанре интервью не наблюдалось, даже в 50-х годах 19-го века он был слабо распространён. Возможно отследить развитие интервью, как жанра появляется в конце 19-го века. И тут встаёт вопрос: «Какую страну, какой момент выбрать в качестве отправной точки?». На этот счёт мнения разняться, но я склоняюсь к мнению, что интервью, всё-таки, зародилось в США. Свою позицию я основываю, опираясь на мнение Уильяма Томаса Стида и Эмиля Довифата. Первый – знаменитый британский журналист, назвал интервью «характерным американским изобретением» в 1902 году. Второй – немецкий теоретик журналистики, в своей книге, вышедшей в 1927 году, признал интервью американским новшеством [2]. Ещё в 1870-х годах интервью, как жанра в современном понимании не существовало. В газетах и журналах максимум приводились цитаты интервьюируемых. Например, в интервью, взятом у Карла Маркса в 1880, было лишь несколько его прямых цитат. Но уже в 1890-е года интервью активно набирало обороты в газетах Нью-Йорка [1]. К началу 20-го века жанр интервью активно перенимает Европа. Активным толчком к развитию жанра стала необходимость пропаганды в условиях Первой мировой войны. Благодаря этому к 30-м годам 20-го столетия интервью было активно развитым жанром и имело различные виды. С появлением телевидения появилось и телевизионное интервью, которое привнесло в жанр очень важно новшество – зрелищность. Сейчас, фактически, ни одна программа не проходит без интервью, без диалога между людьми. В настоящее время интервью находится на пике своего развития. Оно является, как и оружием пропаганды, так и способом получения информации о любой сфере деятельности, будь то искусство или политика. Оно помогает как получить новые знания, так и увидеть другой взгляд на уже известный вопрос. 1.2. Понятие телевизионного интервью и его виды. Существует огромное множество определений понятия «интервью». Рассматривать их всех для заявленной темы не имеет смысла. Я приведу самое общее, но при этом точное понятие, по моему мнению, и понятие, которое я буду непосредственно использовать в своей работе. Интервью – это зафиксированная беседа на какую-либо тему в формате «вопрос-ответ», между двумя людьми или группой лиц. Е.И. Голованова определяет интервью как «жанр свободной беседы журналиста с определенным лицом или группой лиц, тема которой представляет общественный интерес и предназначается для масс-медиа» [2]. Данные определения применимы и к телевизионному интервью, лишь с добавлением того, что ему присущ ещё и аудиовизуальный характер. В силу этого источника информацией становится не только речь и её эмоциональный окрас, но и мимика, жесты, эмоции интервьюера и интервьюируемого, а также, в некоторых случаях и окружающее их пространство. Именно эта зрелищность и сделала интервью, пожалуй, главным жанром на телевидении, ведь даже ни один выпуск новостей не обходиться без беседы журналиста с каким-либо деятелем или простыми гражданами. На какие бы темы ни вёлся разговор в телевизионном интервью оно интуитивно понятно каждому, что делает его «народным» жанром. Форма «вопрос-ответ» является очень лёгкой к восприятию и благодаря этому заслужила любовь в массах. Говоря об интервью, нельзя пройти мимом главной его составляющей – вопросов. Их можно классифицировать по-разному, а можно не квалифицировать вовсе, но, именно на определённых вопросах и сроятся различные виды интервью. Вопросы, используемые в данном жанре, можно разделить на: Простые и сложные; Общие и частные; Закрытые (содержат в себе варианты ответов) и открытые (требуют полный ответ); Прямые и косвенные; Нейтральные (не влияют на комфорт интервьюируемого) и острые (доставляют дискомфорт интервьюируемого); Адресные (касающиеся лично собеседника) и программные (по теме программы); Контактные (помогают установить контакт с интервьюируемым), игровые, отвлекающие (дают расслабиться интервьюируему), уточняющие (помогают уточнить понимание заданного вопроса интервьюируемым); Содержательные (направлены на раскрытие какой-либо темы) и функциональные (направлены на упорядочивание информации); Вопросы-фильтры (помогают выделить конкретную часть опрашиваемых), контрольные (проверяют не противоречивость, искренность ответов); Буферные (снижают взаимовлияние вопросов в беседе) и ударные (повышают взаимовлияние вопросов в беседе). Как правило, интервьюируемых можно разделить на 3 категории: 1. Специалисты в какой-либо сфере, интервью с которыми даёт возможность узнать о чём-нибудь, в какой-либо сфере; 2. Известные личности, интервью с которыми проводится для того, чтобы узнать об их жизни; 3. Обычные люди, интервью с которыми проводится, чтобы узнать мнение масс на счёт чего-либо. Виды интервью. Первым следует рассмотреть самый простой вид «Интервью-анкета». Такие интервью обычно проводятся за пределами студии, за частую на улице. В большинстве случаев в роли респондентов выступают обычные прохожие. Иными словами, данный вид представляет из себя некий социальный вопрос на определённую тему. Существуют некоторые условия объекта такого интервью: тема данного интервью должна быть дискуссионной, вызывать общественный интерес, а также быть общественно понятной. Такие интервью нередко становятся первым заданием для начинающих репортёров-журналистов. Далее рассмотрим «Протокольное интервью». Такие интервью проводятся с официальными государственными высокопоставленными лицами по вопросам внешней и внутренней политики государства. Вопросы на таких интервью всегда точные и официальные, и ответы на них соответствующие. Нередко вопросы перед протокольным интервью заранее согласовываются. Во время такого интервью непринято задавать уточняющие вопросы. Конкретный вопрос – точный исчерпывающий ответ. Данные интервью обычно выполняют некий «общественный заказ» и проводятся только журналистами высшего уровня. «Информационное интервью» является наиболее распространённым видом рассматриваемого жанра. Такие интервью проводятся для получение какой-либо определённой информации у конкретного человека. Ответы интервьюируемого не является последней истиной или официальным заявлением, поэтому род таких бесед обычно не принуждённый и близок к повседневному диалогу. Интервью в широком понимании масс – это и есть информационное интервью. Такие интервью выполняют две, переплетающиеся между собой задачи. Первая – получить значимую для общества информацию. Вторая – раскрыть личность интервьюируемого. Вопросы в таких интервью не согласовываются заранее и носят индивидуальный характер. При этом журналист всегда знает о чём говорит и даже представляет, что ему ответят. Хороший журналист всегда продумывает беседу досконально. Атмосфера естественности, непосредственности и живого диалога, зачастую эмоционально окрашенная привлекает зрителей. Поэтому информационное интервью является самым распространённым и популярным. «Портретное интервью». Название говорит само за себя. Данное интервью всегда имеет своего главного героя. Такие телеинтервью могут лечь в основу документального фильма о человеке. Такой проект многогранен и раскрывает главного героя с разных сторон. Так, люди могу посмотреть на интервьюируемого через призму его отношений с окружающими, его условий жизни, да и просто живого поведения, а не сценического образа. Почти всегда на такие интервью приглашают знаменитостей, не нуждающихся в представление либо же людей, которые прославились каким-то своим поступком. Редко, но всё же такие случаи бывают, на такие интервью приглашают «обычных» людей. Но в таком случае журналист должен всегда быть способен ответить на вопрос: «Почему именно об этом человеке он хочет рассказать миру?». Такие интервью отличаются особенно сильной эмоциональной составляющей. В них не столь важен текст, сколько те невербальные знаки, которые так и тянут зрителя ближе к экрану, которые заставляют посмотреть в глаза человека. В портретном интервью отсутствует «эффект телекамеры», складывается ощущение будто ты проживаешь жизнь главного героя лично, либо же сидишь с ним на кухне и задушевно беседуешь. Заключительным видом интервью, который будет рассмотрен в данной работе, будет «Проблемное интервью». Тут журналист уже не только задаёт вопросы, но и высказывает своё мнение, обычно это и является отправной точкой диалога. В данном виде интервью участники дискутируют, обсуждают и ищут истину по какому-либо вопросу или по ряду вопросов важных для общества. В таких интервью редко удаётся поставить точку, но они помогают формировать мировоззрение зрителям. Автор такого интервью заранее продумывает аргументы, контраргументы, реакции и ответы собеседника, выстраивает драматургию. В таких интервью используются различные факты, исследование, социальные опросы, мнения учёных. Данный вид является наиболее сложным среди интервью, потому что требует от журналиста обширных знаний о предмете диалога и даже больше. Журналист должен быть подкован не хуже собеседника. Такие интервью похожи на своего рода, диалог между двумя учёными [2]. Существуют различные виды интервью и мною, конечно, были рассмотрены не все, а лишь основные. От вида интервью зависит стратегия его проведения, вопросы, подготовка репортёра, поведение журналиста и его собеседника. 1.3. Современные тактики и подходы к проведению телевизионного интервью. В журналистике существуют различные подходы к интервью. Они вырабатывались годами, как в теоретической, так и в практической части. В научной литературе СССР, во второй половине 20-го века были представлены два подхода: методический и жанровый. Методическое интервью рассматривалось, как способ получения информации при помощи системы «вопрос-ответ». Но данный подход не особо применим к практике, что в дальнейшей доказали исследования, ведь он не учитывал, как жизненные обстоятельства, в которые попадали журналисты, так и индивидуальность самих журналистов. Жанровый метод рассматривал интервью как некую систему текста со своей уникальной организацией (структурой). Интервью рассматривалось как жанр, что понятно из названия и причислялось к группе информационной публицистики. Рассматривая интервью в двух кардинально разных направлениях, учёные упускали сам процесс творчества. Это была попытка описать интервью научным языком, разобрав его на составляющие. Хотя природа журналистики как раз находится на пересечении всех сфер жизни, при том, надо не забывать учитывать и особенности каждого человека. Но с распадом СССР пришла новая эпоха журналистики, и новые походы к её изучению. Поэтому уже в 90-е года 20-го столетия появились исследования, которые рассматривали интервью с точки зрения нравственности. Они требовали от журналиста свободы от идеологических предрассудков и рассматривали данный процесс в контексте гражданской ответственности и независимости автора. Более детально над «интервью» работали западные школы журналистики. И мне бы хотелось, остановиться на самом интересном и близком, к современному интервью, подходе – это теория Джона Саватски, известного канадского журналиста. Его теория заключается в том, что интервью — это обычный, партнёрский человеческий диалог, в котором надо задавать вопросы и получать на них ответы. Всё общение журналиста в профессиональных целях и есть своего рода интервью. Он считает, что интервью – это межличностное вербально общение, направленное на получение информации и получения новых знаний, отвечающих общественным запросам. Хоть данная теория и является, по моему мнению, наиболее близкой к современному виду интервью даже она не является исчерпывающей. Собственно, как и ни одна другая. Невозможно учесть все жизненные обстоятельства, которые могут случиться в момент подготовки к интервью или его проведения. Так же очень большую роль в интервью играют личностные характеристики его участников, обстановка проведения, место, время и вид. Но несмотря на все различия подходов к «изучению» интервью, у интервью, как метода получения информации с целью просвещение общества есть конкретные стилистические особенности. Рассмотрим наиболее интересные из них. Конфронтационный стиль проявляется, когда журналист не доверяет собеседнику и в каждом его слове ищет подвох. Вопросы такого журналиста часто бывают провокационными иногда даже оскорбительными, в каком-то смысле. Получает образ такого журналиста-скептика. Хоть для конструктивного диалога присуще сострадание, взаимопонимание и уважение собеседника, такие репортёры руководствуются холодным расчётом и агрессивная напористость. Из-за таких репортёров у людей может складываться негативное мнение о журналистах, однако они имеют место быть. Порой за такими интервью весьма интересно наблюдать, а многим такой стиль может показать очень даже привлекательным. Элитарный стиль складывается на основе социального расслоения общества. Он сводится к чувству гражданской ответственности репортёра перед определённой группой лиц, интересы которой он защищает. Исходя из этого журналист и выбирает тактику поведения с интервьюируемым. Кардинальное отличие элитарного стиля от конфронтационного это вежливость, сдержанность и лаконичность вопросов. Партнёрский стиль является наиболее комфортным для общения в интервью. Название говорит само за себя, здесь интервьюер и интервьюируемый находятся на равных, у них складываются доверительные отношения. При этом некоторые вопросы могут быть весьма острыми, но при этом будут восприняты спокойно. Здесь журналисту предлагается рассматривать собеседника не как поставщика информации, а как человека, который обладает информацией. Этот подход направлен на выработку нового в процессе диалога, стороны несут обоюдную ответственность за итоговый результат работы. С каждым годом рамки между стилями стираются, во многом благодаря развитию не только журналистики, но и всего общества. Делается упор на индивидуальность участников интервью, на их харизму. При этом в интервью активное участие может принимать зритель, что делает журналиста неким режиссёром происходящего. Телевизионное интервью сейчас – это одновременно камерный и публичный диалог между людьми, за каждым из которых интересно смотреть и каждого из которых интересно слушать. Глава 2. Разбор и анализ программы «Вечерний Ургант». 2.1 Особенности формата «Late night show» Формат «Late Night Show» зародился давно. Такое «вечернее шоу» обычно показывали по телевизору не ранее 23:00. Но до 2012 года данный жанр не удавалось воплотить в России. Попытки были, но особого успеха они не получали. Ведь он требует некой раскрепощенности от всех его участников, непринуждённой атмосферы. Как отмечали критики, на нашем телевидении просто не было подходящей личности. Но с выходом в свет в 2012 году программы Ивана Урганта «Вечерний Ургант» данный формат буквально открылся отечественному зрителю. Вечерние шоу — это отдельный вид программ, коих сейчас много. И все они имеют общие черты: обязательно харизматичный ведущий, известные гости, разговор с которыми проходит в дружеском и одновременно официальном ключе, и непременно подкреплён шутками. Структура Вечернего шоу Ивана Урганта довольно незамысловата: анонс гостей, краткая сводка странных, но интересных новостей, приправленная юмором, одна из постоянных рубрик (например, «Пять вспышек прекрасного»), интервью с приглашёнными гостями, зачастую с «играми» и в конце музыкальный номер. У шоу нет конкретной целевой аудитории, оно понятно и интересно и взрослым, и детям, благодаря простым темам и незамысловатым шуткам. «Наставниками» Ивана Урганта были такие знаменитые ведущие вечерних шоу как: Джей Лено, Конан О' Брайен, Дэвид Леттерман, Джимми Киммел. Несмотря на то, что все вечерние шоу строятся по одному принципу и отличаются лишь индивидуальностью ведущего, Ивана Урганта по началу обвиняли в прямом копировании зарубежных коллег. Но с течением времени Иван убедил и критиков, и зрителей в том, что его шоу всё-таки уникально и он сам может являться примером для западных телеведущих. Стоит отметить, что именно простота в общении с именитыми гостями, столь необходимая для Late Night Show ставит Ивана в выигрышную позицию перед любым другим конкурентом. «Вечерний Ургант» существуют и процветает во многом благодаря его харизме, обаянию, чувству юмора и актёрскому мастерству. Как уже ранее говорилось, Иван Ургант первый, кто смог сделать формат Вечернего шоу успешным на Российском телевидении. Самым известным его предшественником был Игорь Угольников со своей программой «Добрый вечер». В нём были все те «критерии успеха» необходимые для данного жанра. Но смотреть на это было не только не смешно, но и не интересно, поэтому программа канула в Лету. Авторам программы «Вечерний Ургант» удалось сделать то, что не удавалось до него никому на Российском телевидении – создать программу такого высокого уровня, что на неё не стыдно позвать западных звёзд мирового масштаба. Напрашивается вывод о том, что на успех Ток-шоу непосредственно влияет его ведущий. Рейтинги, размер аудитории – всё это зависит от умения ведущего делать кадр «живым» и неподдельным. Ведущий в кадре – центр программы, её основа и олицетворение. Такая теория возникла в 1960-х годах и в дальнейшем стала аксиомой [4]. «Исключительно национальный продукт» - так отзываются о своей программе создатели «Вечернего Урганта», конечно, с оговоркой на то, что формат и правила игры роднят их с коллегами. 2.2. Личностные особенности ведущего и манера проведения интервью. Образ ведущего – неотъемлемая часть программы, её сердце. Интересный, харизматичный ведущий запоминается зрителю, откладывается у него в подсознании, вызывает эмоции. Хороший ведущий служит гарантом того, что люди будут смотреть каждый выпуск его передачи. Пьер Бурдье говорил, что ведущий телепрограммы не только лицо проекта, но и его непосредственный цензор. Определяя тему и проблематику очередного выпуска, он сковывает свободу выступающих, «устанавливает правила игры»: оказывает знаки внимания гостям студии, решает, кому дать высказаться, или одним «спасибо» оборвать собеседника. Используя все виды коммуникации: вербальную, невербальную, он следит за микроклиматом студии, чтобы все было под контролем. Бурдье так же отмечал, что неравное положение ведущего и гостя является большой проблемой телевизионного интервью: «Перед профессионалами из студии, в силу своей профессии умеющими хорошо говорить, находятся любители, и это создает ситуацию невероятной несправедливости. И чтобы хоть в какой-то степени восстановить справедливость, ведущий не должен ко всем относиться одинаково, он должен помогать тем, кто испытывает наибольшие затруднения…» [3]. Безусловно, ведущий должен уметь подстраиваться под каждого гостя, помогать ему раскрепоститься в кадре и выдать ту информацию, которую от него всего ждут. С этой задачей успешно справляется ведущий программы «Вечерний Ургант» - Иван Ургант. В своей программе он сталкивается с людьми абсолютно разных возрастов и профессий. И если в выпусках, где приглашёнными гостями были известные ведущие (Николай Фоменко, Алексей Пивоваров) всё шло гладко – они перекидывались остротами, легко улавливали настроение друг друга и могли подстроиться под каждый момент передачи, то в выпусках, где гостями были менее подкованные в плане общения на камеру люди, все было далеко не так просто. Например, интервью с известной российской певицей Жанной Агузаровой чудом удалось спасти от полного провала. Уберечь выпуск от краха вышло только благодаря её ведущему, Иван Ургант всячески подыгрывал певице, сворачивал «провисшие» вопросы. Далее он и вовсе перевёл интервью в интерактивный формат. После Жанне Агузаровой дали исполнять песню (вернули в родную сферу). Благодаря всему этому она расслабилась, почувствовала уверенность и даже на острые вопросы, задевающие её самолюбие отвечала полно и с иронией. После просмотра большого количества выпусков шоу становится очевидно, что Иван Ургант тщательно готовиться к каждому из них. Изучает биографию гостя, ищет свежие новости о нём, заготавливает макеты для шуток, вопросов, реквизит. Придумать новый оригинальный индивидуальный вопрос не так уж и легко, учитывая то, что таких нужно много, на весь хронометраж передачи. Поэтому Иван Ургант использует простую, но в то же время гениальную схему. Он задаёт какой-нибудь обычный вопрос, но подкрепляет его шуткой или шуточным вопросом, который направляет гостя в определённое русло ответов и размышлений, что существенно упрощает задачу гостю и поддерживает общий тон и настроение передачи. Так, например, в интервью с американским актёром и певцом Лени Кравицом Иван, на примере макета, расспрашивал гостя об его имидже, который тот меняет на протяжение всей жизни. И потом уточнил на какой бы концерт Лени хотел попасть в своём настоящем виде будь у него машина времени. Тем самым Иван Ургант спас чуть ли не «провисший» вопрос и даже сделал его трамплином к новому, более интересному обсуждению. Ведущий «Вечернего Урганта» часто обращается к актёрскому мастерству, что является ещё одним его приёмом ведения интервью. В том же выпуске с Лени Кравицом они играли на невидимых гитарах, что придало передаче юмористический характер и дало гостю расслабиться и настроиться на волну ведущего. В других выпусках Иван ловил с гостями невидимую рыбу из надувного бассейна и «поднимал курс российского рубля» при помощи движения рук. Немало важным является и упомянутый ранее реквизит, который использует Иван при ведении интервью. Нередко именно он настраивает гостя на правильное настроение и даёт всем возможность расслабиться и пошутить. Иван Ургант сочетает в себе трёх людей – вдумчивого и пытливого интервьюера, гениального актёра и талантливого шоумена. Благодаря его харизме и чувству юмора ему с первых секунд интервью удаётся установить контакт с гостем и далее управлять его поведением и направлять в нужное русло. Так же Иван пользуется ещё одним приёмом – открывается гостю для того, чтобы гость открылся ему. Ведь задача интервьюера на телевидении не только вытянуть из гостя информацию, но и настроить его на откровенность и эмоции. Так, в одном из выпусков Ургант рассказал, солисту культовой для своего времени группы «Руки вверх» Сергею Жукову, что первый раз поцеловался именно под его песню. Сергей же, в ответ на это поведал на передаче про своего сына и рассказал, почему они с супругой решили назвать его Мирон. Иван Ургант проводит не типичное для телевидения интервью. В его беседе с гостями всегда присутствует интерактив, задачи, ловушки и даже конкурсы. Из-за этого зрители каждый раз ждут выхода нового выпуска его передачи и задают себе вопрос: «А что же на этот раз выкинет Ургант?». 2.3. Отличие от других программ и причина популярности. 16 апреля 2012 года впервые на российских экрана на Первом канале вышло в эфир шоу «Вечерний Ургант». И по сей день передаче удаётся сохранять высокий рейтинг, большую аудиторию и зрительские симпатии (в своей работе я не учитываю то, что на данный момент, передача была закрыта по «политическим» причинам). Слоган программы: «А с кем бы вы хотели провести вечер?» говорит сам за себя. Эта передача позволяет человеку расслабиться, провести вечер за простыми и шуточными разговорами на серьёзные темы, при этом, напрямую не участвуя в этом разговоре. За 12 сезонов «Вечерний Ургант» успел порадовать и удивить даже самого искушённого зрителя. За эти годы в телепрограмме успели принять участие не только отечественные знаменитости, но и западные. В их числе: Зинедин Зидан (известный футболист и футбольный тренер), Марк Цукерберг (основатель Фейсбука (признан экстремисткой организацией на территории РФ)), Роберт Де Ниро и Бенедикт Камбербетч (известные актёры). А с музыкальными номерами выступали такие всемирно-известные группы как Kasabian, Hurts, Placebo и многие другие. Некоторые из гостей приходили на шоу неоднократно. А само приглашение на шоу в качестве интервьюируемого или музыканта считается чем-то очень важным и статусным для каждого гостя. Так в чём же причина такого успеха? Как уже было ранее сказано, сам ведущий – Иван Ургант является основной причиной успеха и популярности передачи. Глупо отрицать, что без него не было бы не только «Вечернего Урганта», но и самого формата Late Night Show в России. Актёр, музыкант, шоумен в одном лице может разговорить любого, даже самого закрытого для публики гостя. Кстати, сам Иван говорил, что для него самым сложным выпуском был выпуск с Робертом Де Ниро, который по своей натуре очень скрыт от публики. Любую новость, даже не самую приятную или корректную Иван, с помощью своей иронии, может преподнести так, что всем будет весело. Как считает Билл Кимбэлл, сценарист, продюсер и консультант шоу «Вечерний Ургант», ведущий должен отвечать в передаче за все: «За гостей, музыку, новости — это вопрос его вкуса». В этом смысле Иван подходит идеально. Ивану Урганту в своей программе удаётся затрагивать такие острые и в какой-то мере даже запретные темы для федеральных каналов, что от этого его передачу хочется смотреть ещё больше и восхищаться его талантом. Но не стоит забывать и об остальных участниках передачи. Два не менее талантливых соведущих, которые имеют не мало личных успешных проектов – Дмитрий Хрусталев и Александр Гудков, которые своим присутствием и комментариями, дополняют картину шоу. Хоть и оформление, визуальная составляющая, музыкальное сопровождение для формата Вечернего шоу весьма типовая, но в «Вечернем Урганте» она выполнена безукоризненно. Исследователь Екатерина Геннадьевна Ларина считает, что популярность ток-шоу заключается в присущем ему эффекте личностного общения: «Телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы людей, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращенное непосредственно к нему». Основным критерием успеха Late Night Show является успешное интервью, в свою очередь основным критерием успешного интервью является речевое и эмоционально взаимодействие [1]. В своём Вечернем шоу Ивану Урганту удаётся соблюдать все эти критерии, из-за чего шоу всегда держится в топ 100 Российских передач для всех возрастов. Заключение Подводя итоги, можно сделать вывод, что жанр интервью представляет из себя одну из разновидностей информационной публицистики. Интервью — это зафиксированная беседа на какую-либо тему в формате «вопрос-ответ», между двумя людьми или группой лиц. Телевизионное интервью является одним из видов интервью и является самым ярким и интересным из них. А всё потому, что у него есть то, что недоступно ни одному другому интервью – зрелищность. Эмоции в нём передаются не только интонационно, но и наглядно, важна так же и невербальная составляющая, как жесты или мимика. Телевизионное интервью в свою очередь насчитывает много различных видов, но почти ни один из них не является самостоятельным. Почти в каждом отдельном интервью используется смесь всех видов, хотя ярко выражен только один из них. Точкой зарождения современного интервью в России можно считать распад Советского Союза. Тогда к людям пришла свобода не только в мыслях, но и в действиях. Этот период можно считать и самым открытым, и ярким, ведь тогда только формировалось новое государство, формировалась молодая Россия, в правом плане всё было слабо урегулировано, да и в нравственном тоже. Несмотря на нарастающие трудности, которые связаны с ужесточением законов и цензуры в нашем государстве, несмотря на все те нормы морали и этики, которые особенно сильно стали ужимать простор для творчества и юмора в последние годы - жанр телевизионного интервью жил и развивался. Журналисты стали более оригинально подходить к проведению интервью, к своим формулировкам и от этого только рос их профессиональный уровень. Сейчас журналист может рассказать о какой-нибудь, например, политической теме очень много, при том, даже ни разу не упомянув её. Наглядным примером моих слов является передача «Вечерний Ургант», в которой ведущий уже на протяжении 10 лет умудряется затрагивать такие темы на федеральном канале, которые побоялись бы затронуть даже журналисты из региональных газет. Сейчас на первый план выходят именно журналисты, репортёры, интервьюеры – именно они привлекают людей к просмотру интервью, иногда на них даже интереснее смотреть чем на приглашённых гостей. Интервью очень многогранный жанр. Благодаря нему можно и пропагандировать что-либо, продвигать свои интересы в массы, а можно и просвещать людей, скрашивать их домашние вечера и серые будни. Интервью является самым важным и самым популярным жанром среди всей информационной публицистики. Интервью живёт, развивается, и будет жить и развивать ещё долгие, долгие годы. Библиографический список Книги: Тертычный А.А. Учебное пособие // М.: Аспект Пресс – 2000. Голанова Е. И. “Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995)”. – 2-е изд. – М.: Школа «Языки русской культуры» – 2000. Пьер Бурдье. «О телевидении и журналистике» // Фонд научных исследований «Програматика культуры» – 2002. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа // Бишкек: Изд-во КРСУ – 2001. Статьи: Электронные ресурсы: Периодическая печать США и западной Европы / Режим доступа к статье: http://www.newsman.tsu.ru/library/main/history_of_world_journalism/chapter2/1.html Интервью как межвидовая форма публицистики / Режим доступа к статье: http://mediart.ru/blog/intervu-metod-i-zhanr/311-1-intervu-kak-mezhvidovaya-forma-publitsistiki.html. Научные работы: Е. Г. Ларина: Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: на материале американских телевизионных программ Е. Б. Сахнова: Классификация видов интервью на основании различий в роли и речевом поведении интервьюера. |