Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура месяца.

  • Сутки.

  • Цикл Клеострата.

  • Цикл Метона.

  • Перевод дат

  • конспект. древнегреческий календарь. Исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н э


    Скачать 16.29 Kb.
    НазваниеИсчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н э
    Анкорконспект
    Дата16.12.2022
    Размер16.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладревнегреческий календарь.docx
    ТипДокументы
    #848148

    Древнегреческий календарь

    Древнегреческий календарь – система исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н.э. 

    В Элладе (Греции) каждый полис, как и в Шумере, имел свою календарную систему. Древнегреческий календарь состоял из 12 лунных месяцев, поочередно по 30 («полных») и 29 («пустых») дней. В разных городах-государствах месяцы имели разные названия, были различны по длине, новый год начинался в разное время.

    Новогодия. Каждый месяц начинался новолунием, т. е. моментом, когда новая луна становилась видима невооруженным глазом. Наиболее известными в различных полисах новогодиями служили летнее солнцестояние (Афины, Дельфы, Фессалия, Эпидавр, Делос), осеннее равноденствие (Этолия, Македония, Родос, Кос), зимнее солнцестояние (Беотия, Фивы), весеннее равноденствие (Милет).

    Структура месяца. Месяцы делились на декады. В первой декаде (10 дней) дни считались по порядку («первый», «второй» и т. д.); вторая декада состояла из девяти дней и их счет шел так же, как в первой декаде (по порядку номеров), с прибавлением «после десяти» («первый день после десяти», «второй день после десяти» и т. д.); в последней же декаде дни считались в обратном порядке, т. е. греки говорили — столько-то дней остается до конца месяца, или до появления новой луны («девятый день от конца месяца»), 30-й день месяца назывался «старый и новый» (синодический месяц имел 29,5 дней и потому переход к «новой луне» происходил как бы в середине 30-го дня), предыдущий 29-й день назывался «предваряющим».

    Сутки. Началом суток считалась, как во всех лунных календарях, вечерняя заря (закат Солнца).

    Афинский календарь. Наиболее известен афинский календарь1. Месяцы в Афинах имели следующие названия: 1-й — гекатомбе-он (соответствовал примерно современному июлю), 2-й — мета-гейтнион (совр. август), 3-й — боэдромион (совр. сентябрь), 4-й — пианопсион (совр. октябрь), 5-й —мемактерион (совр. ноябрь), 6-й — посейдеон (совр. декабрь), 7-й — гамелион (совр. январь), 8-й — антестерион (совр. февраль), 9-й — элафеболион (совр. март), 10-й —мунихион (совр. апрель), 11-й — фергелион (совр. май), 12-й — скирофорион (совр. июнь).

    Цикл Клеострата. Вначале не было твердого принципа включения дополнительных (эмболисмических) тринадцатых месяцев. Такой месяц вставлялся в календарь по особому решению правителей каждого города. В начале VI в. до н. э. афинский правитель Солон, по примеру вавилонян, установил 8-летний цикл лунно-солнечного календаря. В последующем эта система получила название цикла Клеострата: пять лет из восьми имели по 12 месяцев, три года были увеличенными — по 13 месяцев. Но повсеместного распространения этот цикл не получил и применялся недостаточно последовательно.

    Цикл Метона. Во второй половине V в. до н. э. афинский астроном Метон установил зависимость, ранее уже известную в Китае, между лунными месяцами и солнечным годом. Он обратил внимание на то, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев и потому смена лунных фаз через каждые 19 солнечных лет приходится на одни и те же дни. 19-летний период получил название цикла Метона.

    Для согласования лунного календаря с солнечным годом в каждом 19-летнем периоде 12 лет считались «нормальными» (по 354 дня), а семь (3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, 19-й годы) были эмболисмическими — по 13 месяцев (по 384 дня), в том числе четыре года (3-й, 8-й, 11-й, 19-й) были високосными (по 385 дней). Календарь Метона просуществовал, по-видимому, в течение четырех столетий, до введения юлианского календаря. Правда, в литературе нет твердо установившегося мнения о принципах введения эмболисмических месяцев в афинском, как и в любом другом греческом календаре.

    Эра. Твердо установленной эры в Древней Греции долго не было. События обычно датировались по именам должностных лиц, чаще всего по именам эпонимов — глав исполнительной власти (архонтов)

    Перевод дат греческого календаря на современный международный счет весьма затруднителен. Различные календари в различных городах крайне усложняют определение точной даты по греческим календарям.

    Неудобство древнегреческой системы состояло в том, что в каждом городе жители использовали свой собственный календарь и свои наименования месяцев. Обычно они совпадали с названиями праздников, которые в этом месяце отмечались.

    В теории каждое новолуние должно было давать начало новому месяцу, но на практике так выходило не каждый раз, что вносило путаницу и вынуждало использовать такие термины как «лунное новолуние» и «гражданское». Таким образом, астрономический календарь расходился с общественным.

    Путаница возникала и с началом года. По календарю Афин началом года считалось первое после летнего солнцестояния новолуние, по календарю города Фивы (беотийский календарь) год начинался после зимнего солнцестояния. Беотийский календарь был наиболее приближен к современной григорианской системе.

    Общеэллинское летоисчисление основывалось на традиционных греческих спортивных состязаниях – олимпийских играх. Соревнования проводились каждые 4 годы в городе Олимпия и принимали характер народных торжеств. Открытие игр приурочивали к началу года. Начало древнегреческого летоисчисления относится как раз к году проведения первых олимпийских игр.


    написать администратору сайта