Главная страница

Ортега-и-Гассет. Философия культуры. Доклад Ортега-и-Гассет. Испанский философ Хосе ОртегаиГассет озабочен судьбой культуры, а также кризисным бытием личности в условиях массового общества. Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты


Скачать 17.55 Kb.
НазваниеИспанский философ Хосе ОртегаиГассет озабочен судьбой культуры, а также кризисным бытием личности в условиях массового общества. Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты
АнкорОртега-и-Гассет. Философия культуры
Дата02.12.2022
Размер17.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад Ортега-и-Гассет.docx
ТипДокументы
#824523

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет озабочен судьбой культуры, а также кризисным бытием личности в условиях «массового общества». Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты. Ортега в первую очередь ставит задачу спасения культуры от «восстания масс», а спасителем объявляет элиту.

Х. Ортега-и-Гассет рассматривает искусство и науку как взаимно незаменимые сферы жизнедеятельности. По его словам, «трагедия науки порождает искусство». Там, где беспомощен научный метод, возникает метод художественный.

Также Ортега отмечает взаимосвязь культуры и цивилизации. С развитием современной техники, технического прогресса возникает и развивается цивилизация. Растет специализация людей, каждый занимается какой-то узкой операцией, узкой сферой деятельности. Это в значительной мере упрощает характер труда. Человек теряет цельность своего характера и личности. С ростом уровня цивилизации снижается общий уровень культуры, говорит Ортега. Современная наука имеет дело по большей части с посредственным и даже более чем посредственным человеком. И этот уровень общей культуры все больше и больше снижается. «Средний человек», «человек-масса» начинает проникать во все сферы жизни и господствовать в них.

Прежде всего он выявляет утилитаризм современного человека по отношению к искусству: людям нравится только такое искусство, которое связано с человеческими судьбами, с человеческим существованием.

Словом, произведение искусства только тогда способно волновать человека, когда человек принимает данное произведение за реальность, за действительность.

Как пример Ортега-и-Гассет приводит средневековое искусство, в котором существовали два вида искусства: для знатных— благородное, «условное», «идеалистическое» и для плебеев — народное, реалистическое и сатирическое. Искусство реалистическое, народное, по его мнению, является искусством грубым и примитивным, в нем лишь ничтожная доля может быть отнесена к настоящему искусству.

В основе всего для Ортеги-и-Гассета лежит тенденция к «дегуманизации искусства». Что он имеет в виду? Прежде всего Ортега устанавливает наличие «нового эстетического чувства» как у творцов художественных произведений, так и у публики. Оно состоит в стремлении уйти от человека и всего человеческого.

Таким образом, Хосе Ортега-и-Гассет пытается исключить из искусства две вещи: природу с ее формами и человека с его чувствами. Природу—потому, что она постоянно сковывает действия и горизонт художника, а человека — потому, что человечность искусства возвращает художника к природе, к действительности.

Ортега-и-Гассет выступает против романтического понимания искусства, против его «персонализации», потому что романтическое искусство было «слишком человеческим». Оно смеялось и плакало, любило и ненавидело и всегда тосковало о несбывшихся мечтах, неутоленных желаниях и никогда не достижимом идеале.

То же самое он говорит о поэзии: из поэзии нужно исключить человеческое и прежде всего — человека-героя, человека-личность, ибо жизнь есть одно, а поэзия — нечто совершенно другое, человек есть человек, а поэт есть поэт.

Рассмотрим пару работ Ортеги-и-Гассета.

Одна из первых важных работ Ортеги—эссе «Адам в раю» (1910). Прежде всего, здесь выражено убеждение Ортеги в том, что искусство и наука взаимонезаменимы. Во вселенной все взаимосвязано, а потому и искусство тесно связано с другими формами сознания и деятельности человека. Но вместе с тем и сфера искусства в целом и каждый вид и жанр его ничем не заменимы, - они столь же важны для человека, как другие сферы жизни, познания и творчества.

Другое фундаментальное положение, которое Ортега обосновывает в том же эссе, - наличие в каждом произведении искусства (и, в частности, в живописи) двух слоев, или планов: первый— составляет изображенный художником «вещный мир». Второй слой - внутренняя жизнь картины.

Далее небольшой, несколько более поздний эпод «Эстетика в трамвае» (1916), где темой служит не проблема искусства и его отношения к действительности» а центральная тема классической эстетики—проблема прекрасного.

В этюде «Эстетика в трамвае» Ортега подвергает критике идеи Платона и Канта о прекрасном. Эстетическая теория, происходящая из Платоновой метафизики, пишет здесь Ортега, укоренилась в эстетике, заражая ее своей изначальной ошибочностью. На деле нет единого и всеобщего образца, которому уподоблялись бы реальные вещи. Существует не один архетип (или единая идея) красоты, а множество ее различных типов.

Трактат «дегуманизация искусства» 1925 г.

Далее идёт критика так называемого «нового искусства». Период со второй половины 1900-х до середины 1920-х годов был периодом бурного зарождения различных форм «новой» живописи. В это время один за другим складываются кубизм, экспрессионизм, футуризм и т.д. Так, новое искусство, по Ортеге, отличается от старого тем, что оно вполне сознательно, принципиально хочет быть и оставаться непопулярным, обращенным к элите, а не к массе. Но тем самым оно не испытывает и потребности быть общечеловеческим и общепонятным. Порождаемое им эстетическое переживание не приближает людей к стихии повседневной жизни, а отчуждает от нее. На этом основана принципиальная основа нового искусства—его «дегуманизированность».

Основное отличие нового искусства от старого, по Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» – есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса – тех, кто понимает и тех, кто не понимают его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство – это чисто художественное искусство» «Элита – по Ортеге-и-Гассету – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, «… чтобы «лучшие» познавали самих себя, …учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством». 

Утилитаризм - направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. В утилитаризме человек не является ценностью, ценностью является польза, которую он приносит. Человеческая личность - не ценность, человеческая жизнь - не ценность, любая жизнь - не ценность, жизнь - не ценность. В данном контексте «утилитарность» определяется возможностью применения «произведений искусства» как средств расширения сознания человечества.


написать администратору сайта