Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока I Организационно-мотивационный момент

  • IV Изучение нового материала

  • «Граненый или аналитический».

  • «Коллажный или синтетический».

  • VI Просмотр видео про Пикассо. VII

  • план урока кубізм. план урока. Кубизм абстракционизм смешение красок и форм


    Скачать 26.18 Kb.
    НазваниеКубизм абстракционизм смешение красок и форм
    Анкорплан урока кубізм
    Дата28.10.2020
    Размер26.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаплан урока.docx
    ТипУрок
    #146494

    9 класс

    Тема: Кубизм абстракционизм: смешение красок и форм.

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Цель: изучение и осознание нового учебного материала по теме «Кубизм. Абстракционизм».
    Ход урока
    I Организационно-мотивационный момент

    − Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный день для того, чтобы начать изучать новую тему по мировой художественной культуре. Вижу, вы все подготовились, тогда начнем.

    II Актуализация знаний

    − Ребята, перед вами на слайде изображена картина. Опишите ее, ее особенности, что вас может быть отталкивает, что притягивает?( картина)

    IV Изучение нового материала

    − XX век стал свидетелем революций в искусстве. Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. В 1908 г. Анри Матисс вошел в мастерскую к своему другу Жоржу Браку, чтобы посмотреть его работы: «О, они сделаны из кубиков!», - воскликнул Матисс. Его слова стали крылатыми и обрели свое имя кубизм.

    - записать определение кубизма

    Куби́зм - направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении.

    − Кубизм означал радикальный переворот во всем мировом искусстве. Не только человек, но и сам когда-то цельный образ мира, теперь лишился своей узнаваемости. Художники на своем холсте изображали предметный мир не в обычном нами виденье, а в виде комбинаций правильных геометрических объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса.

    − Повышенный интерес к форме вёл к разграничению в использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих элементов сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины.

    − Теперь, после услышанного, определите характерные черты кубизма.

    − Но существуют так же несколько этапов развития кубизма.

    • Первый этап кубизма называется «Сезанновский». Для него характерна склонность к абстракции, упрощению форм предметов, стремление создать изображение путем разложения формы и совмещения нескольких ее видов.

    • Второй этап кубизма называется «Граненый или аналитический». Он характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. Применяется прием сведения предмета до его знака, для узнаваемости достаточно лишь намека на предмет. Контрасты цвета и фактуры сводятся до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции.

    • Третий этап кубизма – «Коллажный или синтетический». Художники создавали коллаж, на холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги – от газет и нот до обоев. Впоследствии композиции придавали завершенность лишь несколькими линиями.

    − Ну а сейчас, давайте познакомимся с основными художниками, которые писали в направлении «Кубизм». А познакомят нас с ними ваши одноклассники, подготовившие сообщения.

    Ученик 1. Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, в честь которого называется первый этап развития кубизма, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. За два десятка лет до основания кубизма, Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин», в которой использовал геометрические элементы. Данная картина вдохновила многих других художников на использование похожей техники, что привело к возникновению отдельного художественного направления.

    − Следуя советам Сезанна, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы». Картина – вызов обычным представлениям об искусстве. Нарочитая грубость формы и невиданная доселе грубость в обращении с натурой вызвали огромный интерес. Так знаменовалось рождение нового художественного направления в живописи – кубизм, а Пабло Пикассо стал творцом кубизма. Пикассо - один из тех художников, которые наиболее ярко выразили общую эволюцию искусства XX века. Художник огромного дарования и неустанного творческого труда.

    Его самые знаменитые картины - «Три музыканта» (1921 г), «Плачущая женщина» (1937 г), «Дора Маар с кошкой» (1941 г).

    Ученик 2. Еще один основатель кубизма – Жорж Брак. Это французский художник, график, скульптор и декоратор. В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, но в то время сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В 1908–1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.

    Самые его запоминающиеся картины в направлении кубизма – Дома в Эстаке (1908 г.), «Столик» (1911 г.), «Круглый стол» (1922 г.).

    VI Просмотр видео про Пикассо.

    VII Искусство 20-го века избрало новые подходы к живописи, литературе, музыке и новые образы. Трагическая эпоха грандиозных изменений в жизни всего человечества требовала своего осмысления – а именно в этом заключается задача всякого искусства.

    Вторая мировая война потрясла мир и в корне изменила отношение к человеческой жизни и человечеству в целом. Появление атомного оружия создало угрозу существованию не только цивилизации, но и жизни на Земле. Возник вопрос – а возможно ли теперь искусство и в чем его смысл?

    И конечно искусство дало свой ответ: чудовищный антигуманизм массового истребления людей нашел отражение в живописи и скульптуре, отказавшись от реальных образов, - в абстракционизме.

    Самым необычным из всех течений конца 19-го начала 20-го века считается абстракционизм, который вызывает множество вопросов, главные из которых:

    1. Как понять это произведение?

    2. Что хотел сказать художник?

    3. В чем смысл безпредметной живописи?

    Попробуем в этом разобраться.

    Абстракционизм (от лат. слова – отвлечение) – широкое направление в искусстве 20-го века, в котором создание произведения основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.)

    Основоположником абстрактного искусства по праву считается русский художник, теоретик искусства и поэт В. В. Кандинский. Начало творческого пути художника можно сравнить с французским живописцем Полем Гогеном. Карьера художника начинается только после 30-ти лет. Что повлияло на такой выбор успешного юриста?

    Во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889 г.);

    Во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896 г.), где он был потрясен картинами Клода Моне. Все это сыграло решающую роль в дальнейшем пути творческого по своей натуре человека и начинается кропотливая работа, учеба, поиск нового смысла в искусстве живописи.
    (Видео ряд картин Василия Васильевича Кандинского: «Первая абстрактная картина», «Желто-красно-голубое», «Импровизация 7», «Наплыв импровизаций», «Акцент розового».)


    1. Согласны ли вы с тем, что «видеть абстрактную картину – это всегда видеть новое…»?

    2. Какой новый мир открыли вам эти картины?

    3. Что хотел сказать своими работами нам художник?


    Считая главным в искусстве внутреннее духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.

    1. С каким видом искусства сравнивает живопись Кандинский?


    Конечно, Кандинский сравнивал живопись с музыкой. Об этом и многом другом он написал в своем теоретическом труде «О духовном в искусстве». Общеизвестно, что краски «благоухают» и есть понятие «слышание красок». Ведь цвет, как и звук являются средством, которым можно непосредственно влиять на душу, вызывая душевные вибрации. Тесное духовное родство между музыкой и живописью очевидно.

    (портрет Кандинского)

    1. В чем оно заключается, по вашему мнению?
    Звук имеет три основных свойства: высоту, длительность и силу. Цвет также обладает 3-мя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Духовное родство между высотой тона и светлотой цвета, между силой звука и насыщенностью цвета очевидна. Поэтому музыка, звучащая во время просмотра картин, поможет нам понять, осмыслить, разобраться в абстрактной живописи.

    1. Почему при восприятии беспредметной живописи, (так еще называют картины написанные в стиле абстракционизма) художник и зритель соавторы?


    (Потому что художник обращается к «фантазирующему разуму» зрителя, побуждая его представлять, строить догадки, предположения, видеть свои образы в картине).


    Разработка

    Абстрактная живопись видела мир как скопление цветовых пятен и неоформленных контуров. Но даже этот хаос мазков на полотне, преображенный силой таланта, иной раз превращался в гармонию.

    Видеоряд: С. Фрэнсис «Блюз в синих тонах» (блюзовая композиция)

    1. Что вы видите на этой картине?


    Испанский художник Сэм Фрэнсис разбрызгивал краску по холсту резкими ударами кисти по поверхности. Густые пятна цвета перемежаются участками белого холста, которые художник умышленно оставил пустыми.

    1. Как вы думаете, для чего?

    Написанная в 1957 году, картина была переделана в 1962. Монументальная, лишенная каких бы то ни было намеков на реальность, она вовлекает зрителя в мир чистых эмоций, спонтанного движения, красок, словно выпущенных на волю. Синий цвет звучит, как голос основного инструмента в блюзовой импровизации, основанной на произвольной аранжировке повторяющихся музыкальных фраз.
    Реприза
    Абстрактное искусство - огромный пласт мировой культуры, содержащий в себе богатую образность и информативность:

    - не забывайте, что искусство абстракционистов обращается, прежде всего, к «фантазирующему разуму»;

    - не забывайте, что «фантазирующий разум» есть способность, при которой каждая мысль и чувство рождаются одновременно с их чувственным отражением, или символом;

    - не забывайте, что всякое произведение беспредметной живописи символично, прямая и первая задача художника не доказывать, а показывать.

    Практическое задание группам:

    1.Создать картину в стиле кубизма.

    2.Создать коллаж.

    3.Создать картину в стиле абстракционизма.

    Подведение итогов

    − Таким образом, расскажите, что вы узнали сегодня на уроке? С каким направлением в живописи познакомили? Кто являлся творцом кубизма? Какие знаменитые картины он написал? Кто был так же основоположником кубизма? Какие у него знаменитые картины? Абстракционизма?

    Рефлексия

    Продолжите фразу:

    Я узнал ….

    Я научился …

    Я смогу ….


    написать администратору сайта