Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа

  • Электронные образовательные ресурсы нового поколения

  • Человек: информация и информационные процессы» Цель урока

  • Тип урока

  • Необходимое техническое оборудование

  • Первой задачей

  • Вторая задача

  • Информационные технологии на разных этапах урока

  • 3. Современные техно. Использование эор в обучении информатике. Интерактивные информационные средства как элемент иос оу. Использование


    Скачать 381.7 Kb.
    НазваниеИспользование эор в обучении информатике. Интерактивные информационные средства как элемент иос оу. Использование
    Дата09.10.2022
    Размер381.7 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла3. Современные техно.pdf
    ТипУрок
    #723066
    страница2 из 3
    1   2   3
    Релейная контрольная
    работа:
    контроль усвоения текущего материала;
    – закрепление изученного
    10 - 15 минут
    Проводится в начале уроке; по вариантам.
    Задания для работы:
    – 2 – 3 стандартные задачи из числа тех, которые разбирались учителем, решались учениками на

    13 материала предшествующих уроках и входили в домашние задания.
    Проверка:
    – проводится учителем;
    – взаимная проверка по ключу;
    – самоконтроль по ключу
    Контрольная работа:
    – позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения
    30 - 45 минут
    Проводится с начала урока; по вариантам.
    Задания для работы:
    – задания базового минимума;
    – задания на связи изученного материала внутри темы;
    – задания на связи изученного материала с ранее изученными темами;
    – задания творческого характера
    Зачет
    – позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения;
    – комплексная проверка предметных знаний и умений
    45 - 90 минут
    Проводится с начала урока; по индивидуальным вариантам. Задания для работы:
    – дифференцированные по уровню сложности;
    – построены на основе перечня обязательных вопросов и задач;
    – построены на основе перечня дополнительных вопросов и задач;
    – построены с учетом того, какие знания и умения следует проверять у данного ученика
    Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
    В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.
    К ним относятся:

    14
     готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
     владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
     умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
    Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:
     изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);
     формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;
     на исследовательскую работу школьников;
     индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;
     использование межпредметных связей.
    Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока.
    Самостоятельность реализуется в процессе деятельности, и благодаря практике, становится привычной формой поведения.

    15
    Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика. Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
    Электронные
    образовательные
    ресурсы
    нового
    поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.
    Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
    Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.
    За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.
    Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
    1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
     получение информации;
     практические занятия;
     аттестация (контроль учебных достижений).
    2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения.

    16 3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
    За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.
    Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.
    Применение на уроках ЭОРов в разных формах:
     сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиа-объектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.
     использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в
    Интернете, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.
    Применение ЭОР на различных этапах урока:
    1. ЭОР на этапе актуализации знаний:

    Электронные тесты;

    ЭОР, в том числе собственных разработок.
    2. ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от

    17 трудностей, увлекая их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

    Электронные учебники;

    Мультимедийные презентации;

    Учебные видеофильмы.
    3. ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЭОРы. Например, закрепление темы «Команда ветвления», можно провести с использованием ЭОР «Вычислительная математика и программирование, 10 - 11 класс», игра «Ежиные тропы». Эта игра очень нравится школьникам, они живо включаются в учебный процесс. Она развивает логическое мышление, показывает использование команды ветвления в жизни. Здесь все логично и последовательно, подчинено строгому порядку. Это хорошая гимнастика ума.
    4. Контроль и оценка знаний, умений и навыков:

    Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

    Проектная деятельность. Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

    Программы-тренажёры.
    Рассмотрим модельный вариант урока по информатике:

    Изучение нового материала: новый материал начинается еще дома в качестве домашнего задания, используя очередной учебный блок ЭОР. А в начале урока достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников и организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, сформулировать общие выводы. Тем

    18 самым время на проверку домашнего задания и знакомство с новым материалом намного сокращается.

    Первичная проверка понимания новой информации: можно провести совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя коллекцию ЭОР. Тем самым произойдет коллективная работа, дискуссия, и учащиеся смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной работы.

    Закрепление знаний и способов действий: на этом этапе урока можно организовать работу в группах, которые выполняют разные практические задания, чтобы затем обменятся опытом в процессе представления результатов своей работы. Таким образом, учащиеся на одном уроке получат в два раза больше полезной информации.

    В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или изучить очередной модуль с новым материалом.
    В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения.
    Рассмотрим использование ЭОР на конкретном уроке информатики и ИКТ в
    8 классе по теме: «Человек: информация и информационные процессы»
    Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека.
    Задачи:
     создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;
     оказывать помощь в открытии методов получения информации;
     способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;

    19
     продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;
     организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции;
     содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная (работа в парах, в зависимости от количества ЭВМ в классе), практическая, компьютерное тестирование.
    Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютерный класс с ЛВС, аудиосистема.
    Структура и ход урока:
    Этап урока Название
    используе-
    мых ЭОР
    Деятельность учителя
    (с указанием действий с
    ЭОР, например,
    демонстрация)
    Деятельность
    ученика
    Время
    (в мин)
    1 Актуализа- ция
    Цор
    Организует индивидуальную (или в парах) работу учащихся, и оценивает её
    Применяют ранее полученные знания, компьютерное тестирование
    5 2 Изложение нового материала
    Цор
    Организует обсуждение представленного материала
    (демонстрация) с опорой на личный опыт учащихся
    Работают с источником информации, обсуждают, записывают в тетрадях
    18 3 Физминутк а
    Организует проведение физминутки
    Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового
    2
    Таблица 9. Структура и ход урока «Человек: информация и информационные процессы»

    20
    Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности.
    Они формируют новые умения и навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки.
    Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника.
    Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика.
    Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.
    В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе.
    Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.
    Мультимедиа-технологии (мультимедийные технологии) - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, кровообращения
    4 Закреплени е
    Цор
    Организует индивидуальную (или в парах) работу учащихся, фиксирует внимание учащихся на возникших трудностях, помогает их преодолеть
    Закрепляют и применяют полученные знания, компьютерное тестирование
    15 5 Рефлексия
    Активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности
    Осуществляют рефлексию
    3 6 Домашнее задание
    Подводит итог, оценивает работу учащихся
    Записывают д/з
    2

    21 передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
    Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
    В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов.
    Это энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка, профессиональные знания и т.д.), обучающие программы, развивающие, тестовые, тренажёры, игры и так далее.
    Одна из особенностей мультимедийной технологии - использование интерактивной компьютерной графики. Известный специалист в области искусственного интеллекта сформулировал три
    основные
    задачи когнитивной компьютерной графики.

    Первой задачей является создание таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы- картины, с которыми оперирует образное мышление.

    Вторая задача – визуализация тех человеческих знаний, для которых пока невозможно подобрать текстовые описания.

    Третья - поиск путей перехода от наблюдаемых образов-картин к формулировке некоторой гипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за динамикой наблюдаемых картин.
    Планируя урок с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
     чётко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

    22
     уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке, в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
     согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
     учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
     анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
    Информационные технологии на разных этапах урока
    Из всех аспектов использования компьютеров рассмотрим только образовательный.
    1. Организационный этап. Во вступительной части урока учащимся поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
    2. Мотивационно-познавательная деятельность. Преподаватель формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.
    Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
     разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
    рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
    Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

    23
    Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя. В таком случае преподаватель поясняет то, что показано на экране.
    При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
    3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
    4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.
    5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
    Мультимедийные программные средства, которые могут быть использованы учениками, реализуют следующие виды учебной работы:
     просмотр информации в аудиовизуальном варианте,
     тренаж по теории с использованием упражнений,
     контроль,
     работа со словарем терминов и понятий,

    24
     работа с подключаемыми к локальной сети другими компонентами комплекса, тренажерами.
    Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ. Студенты имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.
    В этом режиме используются элементы технологии гипермедиа. По ключевому слову (помеченному термину учебного текста) учащийся может получить его определение, посмотреть связанные с ним страницы любого типа
    (текстового, графического и др.). В ходе работы с гипертекстом автоматически формируется навык работы с мультимедиа компьютером, при помощи которой учащийся может вернуться на любой этап просмотра теории. В любой момент просмотр теории может быть прерван по желанию учащегося.
    Режим тренажа по теории предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения, следует сообщение о правильности его выполнения, и учащемуся предоставляется возможность посмотреть соответствующие данному упражнению комментарии (объяснения типовых ошибок и т.п.).
    Роль комментариев могут выполнять и страницы информации. Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного продукта в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает учащийся.

    25
    Таким образом, явные преимущества применения мультимедийных технологий (оперативное пользование информацией, соединение аудио- и визуального материала и др.) в организации учебного процесса не вызывают сомнения. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает её более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.
    1   2   3


    написать администратору сайта